Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Category:

Мостовые Петербурга


Строительные работы у дома №50 на Невском проспекте( Торговый дом братьев Елисеевых), проводящиеся компанией торцово-гигиенических мостовых системы инженера-химика Я.Б.Мананьяна.ок.1908 Булла


 



За два века существования Петербург испытал разные типы дорожного покрытия.
Первые мостовые были дощатыми, затем стали улицы стали мостить булыжниками и диабазом, тротуары выкладывали известняковыми плитами.

При Петре I дороги мостились вдоль домов на ширину около 1,5— 1,8 метра, а средняя часть оставалась земляной, по ней двигались телеги (повозки) с грузами и экипажи.
Троицкая площадь была замощена целиком. Также полностью была вымощена Большая першпективная дорога от нынешней площади Восстания до Адмиралтейства — это был парадный въезд в город со старинного Новгородского тракта (теперешний Лиговский проспект).


Интересно свидетельство очевидца, камер-юнкера Берхгольца, который писал в 1721 году:

«въехал в длинную и широкую аллею, вымощенную камнем и по справедливости названную проспектом, потому что конца ее почти не видно. Она проложена только за несколько лет и исключительно руками пленных шведов. Несмотря на то, что деревья, посаженные по обеим ее сторонам в три или четыре ряда, еще не велики, она необыкновенно красива по своему огромному протяжению и чистоте, в которой ее содержат (пленные шведы должны каждую субботу чистить ее), и делает чудесный вид, какого я нигде не встречал».

Обязанность сбора камней для мощения улиц была большой: каждый житель должен был доставить в город на общие нужды 100 камней. Кроме того, домовладельцы сами мостили дороги вдоль своих участков. На каждую въезжавшую в город подводу возлагался налог в 3 камня, на каждое
прибывающее судно — от 10 до 30 камней.


Каменщики, дробящие камень на плацу перед казармами лейб-гвардии Конного полка в Конногвардейском переулке;1900-е гг.

С 1820 года в наиболее респектабельных районах города стали применять деревянные торцовые шашки, значительно поглощавшие грохот от обитых железом колес телег и экипажей.
Они были удобны, но недолговечны. К тому же, такие мостовые, как выяснилось, не могли пережить частые петербургские наводнения.



Театральная площадь во время наводнения. На переднем плане справа всплывшая торцевая мостовая.12 ноября 1903 года.

"Пассажиры дрожек выдерживают на ухабистых петербургских мостовых ужасную тряску;- писал Маркиз Астольф Де Кюстин - впрочем, в некоторых кварталах улицы выложены по обоим краям сосновыми брусками, по которым лошади бегут с огромной быстротой,особенно в сухую погоду: в дождь дерево становится скользким. Эти северные мозаики - дорогое удовольствие, ибо нуждаются в постоянной починке, однако они куда удобнее булыжных мостовых."


Укладка деревянной торцевой мостовой на Дворцовой набережной. 1900-е годы


Впервые асфальтовое покрытие было положено в 1838 году у Исаакиевского собора и на Полицейском мосту, однако, оно оказалось недолговечным. В 1876 году Товарищество асфальтовых дорог заасфальтировало набережную Фонтанки и несколько улиц, однако асфальт был признан неудобным для лошадей.Поэтому асфальтовые полосы укладывалив дальнейшем у вокзалов и гостиниц для стоянки извозчиков.

Содержание прилегающей к домам мостовой возлагалось на домовладельцев ( эту работу выполняли дворники). За чистотой до 1917 года следила полиция. 

 


Дорожные работы на Английской набережной. до 1914 г. Булла


В XX века началось использование клинкера - искусственного камня высокой прочности,
изготовленного в виде кирпича из специальной глины путем обжига.
Покрытия из диабаза оказалось самым долговечным, но довольно дорогим. Такое покрытие применялось в городе вплоть до 1970 -х годов.

Tags: Империя в фотографиях, История Петербурга
Subscribe

  • На Дальнем Востоке

    Не менее важным оказалось и путешествие на русский Дальний Восток, собранные Изабеллой сведения оказались очень интересны Министерству иностранных…

  • Русские путешественницы

    Памир на фотографии швейцарской путешественницы Эллы Майяр Сегодняшние рассказы о бесстрашных женщинах, не желающих сидеть дома, свойственные…

  • О трансгуманизме

    . Почему Трансгуманизм вызывает серьезные проблемы, рассказывает профессор бизнес-информатики Венского университета экономики и бизнеса, Сара…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment