Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Category:

Русская амазонка - Александра Кудашева

 
22 (09) августа 1910 года. Из Харбина в Петербург верхом

В Петербурге в сентябре месяце ожидается с Дальнего Востока известная спортсменка г-жа Кудашева. Она отправилась из Харбина в Петербург на лошади верхом. Свою цель г-жа Кудашева формулирует так: «Хочу доказать выносливость и смелость, которую может выказать русская женщина, в частности доказать опытность казачки в отношении ухода за лошадью и способности сделать 8000-версный пробег совершенно самостоятельно».
Г-жа Кудашева бывшая железнодорожная служащая. Имеет за последнюю войну золотую медаль «за усердие». Мысль сделать пробег, г-жа Кудашева лелеяла в душе более двух лет и наконец приурочила старт к весне с той целью, чтобы исключить из необходимого для его совершения времени суровую часть зимы. Путешественница едет по-мужски, в черкеске, седло форменное, казачьего образца, вооружение – охотничий кинжал и револьвер.
Она едет на коне-монголе, являющемся образцом конской беспорочности. Это иноходец светло-серой масти, восьми лет, ростом 1 аршин 13 вершков. Второй спутник г-жи Кудашевой – чистокровный восьмимесячный сенбернар, кличка «Фараб».
starosti.ru

Приключения русской «амазонки»
В начале лета 1911 года в Петербурге много говорили о прибытии в столицу отважной сибирской казачки Александры Кудашевой, проехавшей верхом 10 тысяч верст. Этот конный переход был исключительным: из Харбина почти за 13 месяцев она добралась до Петербурга, где удостоилась высочайшей аудиенции у государя императора, наследника цесаревича и августейших дочерей на царской даче «Александрия» в Петергофе.
«Его Величество удостоил расспросов смелую путешественницу, - сообщалось в прессе. - Г-жа Кудашева имела счастье подвести наследнику цесаревичу свою выносливую лошадь Монголик, совершившую трудное путешествие из Харбина в Петербург».
Одетая в черкеску, шаровары, сапоги и папаху, вооруженная револьвером и охотничьим кинжалом Кудашева провела в пути больше года - со 2 мая 1910 года по 30 мая 1911 года. Храбрости ей было не занимать: вместе с мужем, войсковым старшиной, ей приходилось участвовать в Русско-японской войне 1905 года. За храбрость и отвагу в боях она была награждена медалью.
В дальний конный пробег из Харбина в Петербург она отправилась на своем верном иноходце Монголике по походному обычаю налегке. Необходимые вещи и припас продуктов поместились в дорожный вьюк, крепко притороченный к седлу. Путь пролегал через глухую тайгу, лесные чащобы, болота, каменистые сопки, тяжелые переправы, через бурные сибирские реки. «Я хотела доказать смелость и выносливость русской женщины», - объясняла Александра Кудашева цель своего похода.
Народ сочинял легенды
«На моем далеком пути мне пришлось пережить немало приключений, - рассказывала Александра Кудашева. - Простой народ удивлялся моей езде и сочинял обо мне целые легенды. От самого Иркутска до Тобольской губернии крестьяне принимали меня за тайного жандарма. Никто не верил, что я женщина. В Тобольской губернии старообрядцы считали меня антихристом.
В очень многих местах меня принимали за мужчину, и не без основания. Я и с мужчинами не стеснялась и не раз давала оплеуху. В селе Картамыше Оренбургской губернии крестьяне почему-то решили, что лошадь говорит со мной по-немецки. Любопытные приехали и настойчиво просили меня поговорить с ней за какую угодно цену».
Совершив конный переход, Кудашева сразу же стала знаменитой на всю Россию. Во многих петербургских газетах и журналах летом 1913 года появились статьи с фотографиями отважной «амазонки». К примеру, журнал «Огонек» писал: «Ни на шаг не отходила сибирячка-наездница от своего скакуна, каждый день его кормила, чистила и даже мыла. На ночевках она ложилась рядом с ним, деля все трудности тяжелой дороги».
smena.ru/news/2006/06/09/7772/
Александра Герасимовна (по другим сведениям – Георгиевна) Кудашева была по происхождению оренбургской казачкой. Родилась в Хиве во время Хивинского похода 1873 года.
Она рано осиротела, и воспитывалась попечителем и войсковой средой. Детство провела с полком в военных походах по пескам Азии. В такой же обстановке вышла замуж и провела молодость. Таким образом, ее мир – поход, седло, лошадь. Другой жизни, по крайней мере, городской, она фактически не знала.
В годы смуты (1905–1907 гг.) Кудашева решила съездить в Петербург и посмотреть на государя и его семью. Однако неожиданно умер ее муж, и на руках остались дети. Поездку пришлось отложить. Когда дети подросли, определила их на воспитание и обучение в военно-учебное заведение. И в том же 1910 году отправилась в давно планируемую поездку. Путь начинался в Монголии. Под седлом у Кудашевой был конь породы монголик. На нем она и проехала 12600 трудных верст до Петербурга. Весть об отважной путешественнице быстро разнеслась по России и дошла до императора, который решил лично взглянуть на Кудашеву. В Петербурге она была принята царской семьей. Своего монголика Кудашева подарила наследнику-цесаревичу. Николай II в долгу не остался и преподнес отважной женщине бриллиантовую брошь-корону с часами.
Кроме того, император предложил ей подвергнуть аналогичному испытанию коня чистокровной породы. Выбор пал на Крита – четырехлетнего арабского скакуна, который незадолго до этого был преподнесен в дар Николаю II коннозаводчиком из Уссурийского края Янковским. Крит воспитывался для участия в скачках, и до того, как попал к Кудашевой, выиграл 21 приз. И вот в 1911 году она приступила к выполнению "угодного царю опыта".
Для верненцев приезд Кудашевой имел значение не только тем, что вносил разнообразие в сонную жизнь провинциального города, но и тем, что в Семиречье в то время решался принципиальный для местных коневодов спор: в каком направлении в крае должно развиваться коневодство. Многие полагали, что степная казахская лошадь хотя и максимально приспособлена к здешним природным условиям и вынослива, слишком мала и нуждается в улучшении путем привития кровей культурных пород.

 
Верненская байга

Решили, что наилучшее разрешение спора – устройство скачек, которые должны были показать преимущество тех или иных лошадей. Скачки в октябре 1913 года продемонстрировали, что лошади английской породы по резвости намного превосходят местную разновидность. Эксперимент Кудашевой был очень важен, так как ее Крит был чистокровным арабом, и то что он оказался способным выдержать длительное путешествие, было веским аргументом в пользу выносливости культурных пород. Действительно, Крит проделывал ежедневно в среднем 25–30 верст, а порой и все 50–60.
После состязаний Кудашева одобрила программу выработки семиреченской лошади. Местную степную лошадь она оценила как совсем плохую и дала ряд советов по ее улучшению. Лучшая лошадь, по мнению Кудашевой, – монгольская степная. Однако из-за низкорослости и она, по словам путешественницы, нуждалась в улучшении. Поделилась Кудашева и путевыми впечатлениями о разных народах, с которыми она сталкивалась по пути, – японцах, китайцах, корейцах, монголах.
17 февраля Кудашева попрощалась с Верным и отправилась дальше. В ее планы входило посещение всех коренных областей Туркестана с остановками в Ташкенте, Самарканде, Ашхабаде. Далее – Астрахань, Уральск, Оренбург, Вологда, Петербург.
www.vecher.kz/
Tags: Женский вопрос, История России, Кудашева, Путешествие в мир прессы
Subscribe

  • О массмедиа

    Туалет курорта Chena Hot Springs на Аляске . Любителям сравнений Петербурга- Ленинграда с Древним Римом О канализации и цивилизации О…

  • 6. О парижской воде

    Часто бывает, что гениальность проявляется при принятии решений, противоречащих мировым трендам, человек говорит однажды: "Мы пойдем другим…

  • О российской канализации - дополнение

    Уважаемый b_graf упомянул о том, что Петербург отставал в строительстве канализационных систем по сравнению с другими городами, и в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments