Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Сделаем наши дороги проезжими! (Каракумский пробег)


В 1931 году в Москве завершилась реконструкция завода АМО  и возникла необходимость испытать новую продукцию. Появился грандиозный план автопробега по маршруту «Москва-Каракумы». Это был не только экзамен отечественной техники, созданной в течение первой пятилетки в Горьком и Москве, но и ее сравнение с автомобилями, изготовленными на американских заводах.


В пробеге участвовали 96 человек на 23 автомобилях, из которых шесть легковых ГАЗ-А, шесть грузовых полуторатонных ГАЗ-АА, два опытных образца трехосных ГАЗ-ААА, четыре 2,5-тонные грузовика АМО-3 (выкрашенные в голубую краску для лучшего отражения лучей солнца), три импортные трехосные Ford-Timken, одна экспериментальная трехоска НАТИ-ГАЗ и один капитально отремонтированный заводом ВАРЗ грузовик Ford-АА.




Были утверждены следующие этапы маршрута: Москва – Горький – Чебоксары - Казань – Самара – Оренбург – Актюбинск – Кзыл-Орда – Чимкент – Ташкент. Затем от Чарджоу через пустыню Кара-Кум на Красноводск.


В первых числах августа колонна въехала в Узбекистан. «Навстречу нам вышли узбекские колхозники в самых лучших, праздничных, нарядных одеждах и пригласили в чайхану. Там возле арыка, на расписных узбекских коврах, лежали груды прозрачного, как янтарь, винограда, пунцовые ломти арбузов, куски сладких белоснежных дынь, были навалены горы розовобоких груш, которые даже при осторожном укусе брызжут в лицо душистым соком, рассыпаны сотни пушистых персиков с тонкой и алой кожицей, а на блюдах дымился лоснящийся от бараньего жира рис. В пиалы наливали кокчай Измученные пылью, доотказа утомленные, с пересохшим горлом, мы повалились на ковры и со звериной жадностью уничтожали все поданное. На каждом километре в населенных пунктах в честь советских машин выстраивали деревянные арки, убирали их шелковыми платами, яркими коврами, подвешивли виноград, дыни, арбузы, овощи. Показывая продукты, узбеки заявляли, что в нынешнем году их сады и поля дают богатый урожай, что их колхозы быстро крепнут и, как сказал тов. Сталин, что колхозы должны стать большевистскими, а колхозники зажиточыми, - так оно и делается. Вот почему при встрече наших автомобилей колхозники первое приветствие посылали своему лучшему другу и вождю тов. Сталину».

Отметим, что в этом пробеге трехосные ГАЗ-ААА показали себя с самой лучшей стороны. Там, где двухоски безнадежно застревали, трехоски шли вперед: трехосная система позволяла значительно уменьшить удельное давление на грунт, повысить проходимость машин. Еще одной технической новинкой автопробега были широкопрофильные шины или, как их тогда называли, шины «сверхбаллон». Они были установлены на трех машинах и это значительно улучшило их ходовые качества. Стандартные ГАЗики вязли в барханах, часть пути они прошли по существу на плечах членов экипажей.

А ГАЗики на шинах «сверхбаллон», разработанных Московским НИИ шинной промышленности, шли по пустыне, как по асфальту. Эти широкие, посаженные на обод малого размера шины своим видом как бы предвосхищали конструкцию нынешних. С тех пор шины увеличенного профиля стали отличительной особенностью автомобилей СССР. Кстати, 12 автомобилей были «обуты» в шины из отечественного синтетического каучука выработки воронежского, ярославского и ленинградского заводов. Пресса тогда много писала об ученых Б. Бызове и С.Лебедеве (5), открывших способы добычи каучука из нефти, из картофельного спирта: «Каракумский пробег показал, что тропические каучуконосы - гевея и хондрилла - могут теперь посторониться и уступить место воронежской картошке». Можно отметить и другие технические результаты автопробега: усиление задних мостов, систем охлаждения двигателей, введение фильтров очистителей воздуха.

Информация и фотографии здесь: http://www.off-road.ru/memoires/karakum70.shtml
Tags: Макс Пенсон, СССР в фотографиях, Фотокорреспонденты
Subscribe

  • О Российской Империи

    В доме русского почт­мейстера меня ждали гостеприимство и прекрасно накрытый чайный стол. Я редко встречала людей, от которых бы веяло силой и…

  • О корейской армии и русских инструкторах

    Вот как об этом рассказывает в своей статье Роберт Нефф . В конце 19 века Корея была в процессе модернизации, и корейские военные не были…

  • О переселенцах в Приморье

    Главной целью моего визита в русскую Маньчжурию было личное исследование острого вопроса о положении корейцев, нашедших убежище в России, число…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments