Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Category:

Русская эстрада. Панина, Вяльцева, Плевицкая

Московский листок, 1906 г.

ПО САДАМ и ТЕАТРАМ

Увеселительная часть ресторана «Яр» настолько улучшилась, что ежедневно собирает по вечерам массу публики. Среди 18 вокально-инструментальных номеров выделяется креолка г-жа Аби Митчель, обладающая сильным и красивым голосом; г-жа Вяльцева – певица русских романсов и квинтет певцов-американцев Нельсонс нью Бойс. Замечательна также прекрасная танцовщица малороссийских танцев А.И.Аквамарина с ее партнером и американский дуэт Джонсон и Дин, образцово танцующие все еще модный кэк-уок. Очень забавен также французский комик Тате.*

Количество появившихся в начале века ресторанов с концертной программой («кафе-шантанов») быстро растет. Поначалу они испытывают сильное влияние французских и немецких кабаре, однако, в отличие от парижских ресторанов, кафе-шантаны Москвы и Петербурга включают лишь репертуар «низовой» эстрады, отторгаемый просвещенной публикой.
Увлечение цыганским пением возрастает в начале столетия, особенно – в период между двумя войнами (1904–1914 гг.); по своей популярности такие певицы, как Варя Панина, Анастасия Вяльцева, Надежда Плевицкая, не знают себе равных. 

31 (18) января 1910 года Столичная молва

Театр «Буфф»

Успех г-жи Плевицкой с каждым днем растет. Слухи о том, что талантливая исполнительница народных песен завтра заканчивает свои гастроли и едет в Петербург, не подтвердились: г-жа Плевицкая подписала контракт в «Буфе» на новый срок. 
 

Самородный талант привел Плевицкую в Петербург. На первых порах она выступала в труппе Минкевича. Ничем особенным труппа не блистала и выступала главным образом по загородным ресторанам. Надежда Васильевна ходит в театры, слушает знаменитых певцов, старательно учится. У нее появляется соблазн стать оперной певицей. Голос для этого есть. И все-таки ее природный дар с особенной силой проявлялся в русских народных и цыганских песнях и романсах.

Руководитель труппы Минкевич, сам бывший оперный певец, хорошо понимал это. Понимал он и то, что для оперы нужен не только голосовой дар, но и певческая культура. И он настоятельно советует Плевицкой сохранить амплуа исполнительницы народных песен. Надежда Васильевна следует этому мудрому совету. Слава молодой певицы ширится. Но успех пока не выходит за границы небольших концертных залов и известных ресторанов.

Она поет в знаменитом московском «Яре», в Ялте, куда на лето съезжалась московская и петербургская знать, в Нижнем Новгороде — в известном ресторане Наумова. Осенью 1909 года Плевицкая подписывает с Наумовым контракт на концерты во время Нижегородской ярмарки. Здесь ее впервые услышал знаменитый русский тенор Леонид Собинов, певший в тот сезон в Нижегородской опере.
Однажды Собинов зашел поужинать в ресторан, а на сцене в это время пела Полевицкая. В зале было по-ресторанному шумно и вдруг… наступила необычная тишина. Собинов удивленно отложил вилку и взглянул на эстраду. Стройная, черноглазая женщина с густыми черными волосами растрогала великого певца до такой степени, что, забыв про ужин, он прошел к артистке за кулисы и сказал: «Заставить смолкнуть такую аудиторию может только талант. Вы — талант!» Он впервые и вывел ее на большую сцену, пригласив участвовать в благотворительном концерте наряду с известнейшими русскими артистами Василием Качаловым и Матильдой Кшесинской. 
«Песни Плевицкой для национального самосознания и чувства дают в тысячу раз больше, чем все гунявые голоса всех гунявых националистов, вместе взятых», — писал один из модных тогда музыкальных критиков. **
 

 
20 (07) ноября 1906 года. Русское слово

 ТЕАТР и МУЗЫКА

 
В театре «Буфф» третьего дня состоялся концерт московской конкурентки г-жи Вяльцевой - В. Паниной. Театр был переполнен «знатоками» и «ценителями» этого жанра пения.


 "Какая громадная сила и красота таилась в этом глубоком, почти мужском голосе",
- говорил А. Куприн.
Талантом этой певицы восхищались Л. Толстой, А. Чехов.
Бережно выписывал в свою записную книжку строки из панинских романсов Александр Блок, назвавший Варю "божественной". 
 
Художник Константин Коровин осмелился противопоставить пение Вари Паниной искусству своего друга Ф. Шаляпина.

-...Плохо пою,- возмущался Федор Иванович.- А кто же, позвольте вас спросить, поет лучше меня?..
 
- А вот есть,- невозмутимо ответствовал Коровин.- Цыганка одна поет лучше тебя.

-...Какая цыганка?

- Варя Панина. Поет замечательно. И голос дивный.
- Это какая же, позвольте вас спросить, Константин Андреевич, Варя Панина?

- В "Стрельне" поет. За пятерку песню поет. И поет как надо...

Вот что писали современники: "Ее слушали со сладкой тоской, с жаждой страдания... Как струйки расплывавшегося табачного дыма, стелились под потолком кольца ее песни, и ныло сердце... И было божественно прекрасно..."

Или: "...Как Орфей, укрощала она своим чудным голосом "диких зверей", кутящих по три дня, по три ночи у "Яра".

При ней "стеснялись". Ее "уважали". **
 
 
17 (04) июля 1904 года. Русский листок

ТЕАТР и МУЗЫКА

Театр "Эрмитаж". Вчера здесь выступила А.Д.Вяльцева. Она снова вернулась к своему жанру - цыганским песням, которые стала исполнять если и без прежнего увлечения, то с большим музыкальным вкусом и техникой. Публика заставила "несравненную" спеть чуть ли не два десятка романсов, из которых многие г-жа Вяльцева пела в первый раз. Артиста получила букет и корзину цветов. <...>


Богатый петербургский адвокат Николай Иосифович Холева полюбил Вяльцеву и оказывал ей материальную поддержку. Анастасия стала, как тогда говорили, его воспитанницей. На деньги своего мецената она стала брать уроки пения у самых дорогих педагогов по вокалу, а также занялась самообразованием. Работать она умела, и успехи у нее были замечательные. И уже через год-полтора Вяльцева стала появляться в музыкальных салонах и на эстрадных вечерах как исполнительница романсов.

Первый сольный концерт Вяльцева дала в 1897 году. Публика приняла Вяльцеву на «ура». Анастасия пела о любви, о радостях жизни, унося слушателей в беззаботный и праздничный мир мчащихся троек, звенящих гитар, пенящегося шампанского. Певица очаровала свою публику игривостью и легкостью звонкого голоса.

Поклонники называли ее «певицей радостей жизни». И это было правильно, потому что Вяльцева не пела те цыганские романсы, в которых были слезы, страдания, разочарования, смерть, в отличие от Варвары Паниной. Нет! Она пела о любви. В ее романсах и эстрадных песенках постоянно присутствует «жажда свиданий, жажда лобзаний», призывы «сбросить оковы любви».
Дай, милый друг, на счастье руку, Гитары звук разгонит скуку. Забудь скорее горе злое, И вновь забьется ретивое!…
Когда Вяльцева, протягивая руки в зал и улыбаясь, пела этот припев, каждому казалось, что она именно ему протягивает руку, ему улыбается, и зал расцвечивался ответными улыбками! **

Н.В.Плевицкая Лучина-лучинушка


 Варя Панина. Нищая
 


Анастасия Вяльцева.


 

 

Tags: Начало русской эстрады, Развлечения
Subscribe

  • Образ нежности и силы

    Гвадаррама, Испания, 1936 г. Хотя биологическое предназначение женщины, как ей часто напоминают, сугубо репродуктивное, все же не стоит забывать,…

  • Психологические операции при вторжении в Гренаду

    Американский солдат из подразделения PSYOP зачитывает обращение к населению Гренады . Ранее: Ведение войны с туристическими картами. О "…

  • Голливуд и пропаганда

    Американцы были недовольны войнами в Ираке и Афганистане, Конгресс пытался сократить расходы. Армия сообщала о рекордных показателях самоубийств…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments