?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Цыганская песня

Хор московских цыган в ресторане Стрельна. Дирижёр Фёдор Соколов. 1880-е годы. *



В России первые цыгане появились в самом начале XVIII века, во времена правления Петра I. Родство душ обнаружилось практически сразу. Русский человек всегда любил посидеть в заведении за рюмкой-другой и послушать живое исполнение музыкантов и солистов. А поскольку цыгане сразу, с первых месяцев своего пребывания в России, благодаря своим уникальным способностям, переняли русские песни и придали им собственный, неповторимый оттенок, внесли в исполнение свои краски, - это русским понравилось, и они охотно привечали цыган и у себя в домах, и в разного рода питейных заведениях, и по праздникам.  Цыган в России приняли хорошо. И, несмотря на неприветливый климат, они остались. Быстро освоились, заговорили по-русски, но всегда оставались цыганами – независимыми и гордыми людьми. Это не была гордыня, это была именно гордость, достоинство. И эта национальная черта цыган также очень импонировала русским.

            В первые примерно пятьдесят-семьдесят лет пребывания в российских краях цыгане с успехом исполняли русские народные песни и частушки, плясали на праздниках. И неизвестно, сколько всему этому еще длиться, бы, если бы на цыган и их искусство не обратил свое благосклонное внимание граф А.Г.Орлов-Чесменский. Это был очень интересный, деятельный, многоплановый и разнообразный в своих интересах и привязанностях человек. Это он вывел знаменитую породу «орловских» рысаков и Орловскую верховую лошадь.  Основной его чертой была неистребимая страсть к широкому празднику души, к разгулу. Он был русский до мозга костей, а уж если русский человек разгуляется, - его не остановить! Но граф Орлов-Чесменский был при этом и великолепно образованным человеком, имел замечательный вкус. Он взял в свой будущий знаменитый Соколовский хор самых лучших исполнителей.  С 1774 года начались знаменитые выступления хора – вначале в дворянских имениях, затем – в специально снятых так называемых «мирских залах», а после – в знаменитых ресторанах «Яр» и «Стрельна».

         Иван и Илья Соколовы, Степанида Солдатова и многие другие исполнители – участники хора… Их голоса мы, к огромному сожалению, не сможем услышать никогда. Об уровне их мастерства и исполнения можно судить лишь по свидетельствам современников. А отзывы эти полны не просто восторга. В них сквозит еще какая-то трагическая нота – печаль о том, что вот, все закончилось, песня завершилась, прошли эти сладостные минуты, и не вернешь назад счастливые мгновения, когда, растворяясь в звуках голосов цыган, улетала в необозримые дали душа… 

            Позволим себе, вслед за автором исследования о происхождении русских цыганских песен – Н.Бессоновым – перечислить некоторые вещи из репертуара Соколовского хора:

 «Во поле берёза стояла»,

«Ах вы сени, мои сени»,

«Из-под дуба, из-под вяза»,

«Мне моркотно, молоденьке»,

«Ах, по улице молодец идёт»

«Не бушуйте вы, ветры буйные»,

«Ах, матушка, голова болит»...

 А вот какие песни исполняла знаменитая Стеша:

 "Чернобровый, черноглазый»,

«Ивушка, ивушка зелёная»,

«Шла девица за водой»,

«Ах, когда б я прежде знала»,

«Стонет сизый голубочек»,

«Лучинушка, лучинушка берёзовая»,

«Вечор был я на почтовом на дворе»,

«Я не знала ни о чём в свете тужить»,

«Ах ты, молодость»,

«Вы осенние, ветры буйные»,

«Уж как пал туман»,

«Чем тебя я огорчила».

             Соколовский хор просуществовал сравнительно недолго (вольную от графа Орлова цыгане получили не позднее 1807 года), однако он навсегда вошел в историю как пример высокого исполнительского искусства, яркой, самобытной цыганской культуры. И пусть в репертуаре хора были исключительно русские песни. Цыгане придали им такое великолепное качество, что в их устах они обрели вторую жизнь, а это очень дорогого стоит.

             С середины XIX века ситуация изменилась. В цыганско-русской музыкальной культуре наметился кризис. Чтобы прокормить себя, цыгане вынуждены были идти на поводу у публики и разучивали, по отзывам современников (в частности, Л.Н.Толстого) низкопробные песенки, исполняя их по трактирам. Любовь к исконно русской песне угасала, а вслед за этим и цыганам ничего не оставалось, как переменить репертуар. В целом же наметилась любопытная тенденция: в своих песнях цыгане стали придерживаться более спокойной, чем раньше стилистики исполнения. За удаль, за огонь любили их русские богатые и бедные люди. Теперь же огонь и свет этот стал меркнуть. Меркнуть, но не затухать. Так было положено начало другому жанровому направлению в цыганско-русской культуре – романсу.  Его зарождение и постепенное развитие приходится на 30-е годы XIX века. Лучшие представители музыки, поэзии и литературы России сочиняли романсы, предназначенные для исполнения цыганами – хором и солистами. Среди авторов и произведений – «Соловей» Алябьева, «Я вас любил…» Глинки, «На заре ты ее не буди» Варламова, «Утро туманное» Абаза. Аполлон Григорьев, очень высоко ценивший цыганское исполнение, создал такие вещи как «Цыганская венгерка» и «Две гитары». 

**

Profile

Crystal Ball
ljwanderer
Елена

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow