Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Category:

Начало русской эстрады

Женщина в эстрадном костюме. Петербург,1900-е годы. П.С.Жуков
С 1860-х годов постоянным местом проведения летнего отдыха горожан становятся общедоступные увеселительные сады. Родоначальником этих садов можно по праву считать лечебное «Заведение искусственных минеральных вод», открытое в Новой Деревне, на берегу реки Большая Невка, в 1834-м году. И, хотя это заведение первоначально предназначалось для состоятельной публики, именно здесь и были заложены основы зрелищно-развлекательных форм общедоступных садов.
 В 1840 - 1860-х садом владел Излер - обрусевший немецкий купец, который, в короткий срок выстроил в саду большой «воксал», устроил аттракционы, панорамы, крытые галереи и павильоны, разбил прекрасный сад с прудами, газонами, куртинами, аллеями «сюрпризов и грез», декоративными арками. А вскоре появились открытая площадка для выступлений артистов и оркестров (открытый театр) и концертный зал


Излер стал выписывать из других городов и из-за границы артистов. Приглашались и петербургские знаменитости. Для участия в концертах звал лучших, непременно только лучших! Очень умело он обходил запрещение Дирекции императорских театров на устройство частных театров и концертов. Во-первых, разные маленькие театрики разрешалось открывать при ресторанах. Чуть позже легализовали систему отчислений с разрешенных зрелищ в пользу Дирекции.

Вот, к примеру, афиша открытия сезона 1853 года:
 

«В концертном зале: 1. Бальный оркестр под управлением г. Шиндлера; 2. Тирольские певцы; 3. Соло — флейтист; 4. Трио в составе сопрано, тенора и баритона; 5. Дуэт на концертино; 6. Па-де-де и вариации из балета; 7. Акробатические упражнения; 8. Живые картины в нескольких переменах, с дивертисментом.

В эстрадном театре: 1. Бальный оркестр под управлением Иоганна Гунгля; 2. Фокусник-трансформатор; 3. Гимнастические представления; 4. Атлетические упражнения; 5. Аттракцион: труппа арабов-кабилов — скачки, игры и соревнования в единоборстве»


На эстрадах и концертных площадках сада выступило у него такое количество знаменитых, первоклассных артистов, оркестров, гимнастов, акробатов, фокусников, певцов, театральных коллективов, что и сейчас смотришь на афиши Сада Излера с завистью: тут цыганские хоры (Ильи, потом Григория Соколовых, Шишкина и многих других), бальные оркестры братьев Гунгль и Цезаря Пуни. Постоянными сотрудниками были дирижер и композитор Константин Лядов (дирижер императорской оперной труппы и отец композитора Ан. Лядова) и театральный художник и музыкант Федор Вальц (отец театрального художника Карла Вальца).
Поначалу царствовали разрозненные номера — цирковые, вокальные, танцевальные. Выступали танцевальные оркестры. Популярностью пользовались садовые аттракционы с участием фокусников, канатоходцев.


Позже появляются театрализованные представления, дивертисмент как род небольшого оперно-театрального спектакля.


Артистка французского театра Конти. С.-Петербург 1900-е годы

 В дивертисментах, даваемых у Излера, в концертных «ассорти» на его площадках и подиумах эстрада оформлялась как вид искусства, а эстрадное представление — как единый, цельный жанр. Это были только первые ростки, но такие бурные, что сейчас о 60 — 70-х годах XIX столетия историки говорят как о расцвете отечественной эстрады.
Дело Излера подхватили. Увеселительные сады подобного типа стали появляться как грибы после дождя — «Альгамбра», «Вилла Боргезе», «Демидов сад», «Королева дача», «Монплезир», сад на Петровском острове… Но Излер все равно оставался лучшим из лучших.

Он предложил петербургскому зрителю еще не знакомое ему новое «блюдо» — так называемый «каскадный жанр» (французский канкан и шансон).

«В начале шестидесятых на эстраде Сада минеральных вод появились первые исполнители французских шансонеток г-жа Дюшен и г-жа Пети. Исполненная ими песенка „Folichon et Folichonette“ сделалась быстро популярною…» 
из журнального обозрения 1878 года

«Каскадное направление», как известно, захлестнуло в 1860 — 70-е годы эстрады Петербурга — увеселительных садов, садов-Буфф, театриков при ресторанах. Излеру с его уникальным по организации предприятием удалось снова счастливым образом обойти ограничения «монополии императорских театров».
Дело в том, что в 1862 году «сценические представления в столицах с разговорами и пением» были запрещены уже официально, специальным указом. Разрешались представления только с благотворительной целью. Либо если в нем участвовали иностранные артисты… Вот это-то и учел Излер. И хлынул в Петербург поток иностранных певцов, танцоров, куплетистов, актеров (немцев, французов). С легкой руки Излера, кстати говоря, и русские артисты начали брать себе иностранные имена и смело выходить на эстраду.

Театральная реформа 1882 года, отменившая монополию императорских театров на все формы театрально-концертной деятельности, благоприятствовала появлению оперных и драматических постановок на сцене садовых театров и стимулировала бурное развитие концертно-эстрадного дела, которое шло по трем направлениям: концерты (с участием профессиональных артистов и оркестров), дивертисменты и кафешантанная эстрада.
Городской фольклор в самых разнообразных его проявлениях входил в состав репертуара большинства садов, перемежаясь с постановками русских классиков, пантомимами, детективными мелодрамами, фарсами, обстановочными феериями, батальными постановками под открытым небом. И, хотя кафешантанная эстрада прочно обосновалась в садах, в увеселительной программе всех садов занимали первое место цыгане. Цыганский романс и пляска были излюбленным развлечением». С конца XIX века в репертуаре большинства садов преобладают кафешантанные номера и городской романс.
 


 
Исполнительница цыганских романсов - артистка Мельницкая, С.-Петербург, 1900-е годы
 


17 (04) июня 1905 года, Новости Дня

ТЕАТР и МУЗЫКА

С 1-го июня наши увеселительные сады обновили программу. Много новых номеров в театре "Олимпия". Тут и человек, шествующий на голове, и необычайный номер танцовщицы с электрическими эффектами, и эквилибристка на шаре, и несколько "звезд" кафе-шантана.
 
 


ТЕАТР и МУЗЫКА

Театр «Эрмитаж»

Появившиеся вчера настоящие японские гейши, по-видимому, очень заинтересовали московскую публику, которой приходится их видеть первый раз. Но после первого же представления многих они разочаровали. Прежде всего, они не так уж красивы, как о них говорили. Затем, их искусства: пение, танцы не очаровали публику. Голоса их напоминали детский визг. Танцы совсем неграциозны и безжизненны.
 

*** 

Tags: Начало русской эстрады, Развлечения
Subscribe

  • На Дальнем Востоке

    Не менее важным оказалось и путешествие на русский Дальний Восток, собранные Изабеллой сведения оказались очень интересны Министерству иностранных…

  • Русские путешественницы

    Памир на фотографии швейцарской путешественницы Эллы Майяр Сегодняшние рассказы о бесстрашных женщинах, не желающих сидеть дома, свойственные…

  • Изабелла о российской угрозе

    На крутом утесе над рекой большая гранитная плита показывает место, где китайско-ко­рейская граница превращается в русско-корейскую. На другом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments