Женщина в эстрадном костюме. Петербург,1900-е годы. П.С.Жуков | С 1860-х годов постоянным местом проведения летнего отдыха горожан становятся общедоступные увеселительные сады. Родоначальником этих садов можно по праву считать лечебное «Заведение искусственных минеральных вод», открытое в Новой Деревне, на берегу реки Большая Невка, в 1834-м году. И, хотя это заведение первоначально предназначалось для состоятельной публики, именно здесь и были заложены основы зрелищно-развлекательных форм общедоступных садов. В 1840 - 1860-х садом владел Излер - обрусевший немецкий купец, который, в короткий срок выстроил в саду большой «воксал», устроил аттракционы, панорамы, крытые галереи и павильоны, разбил прекрасный сад с прудами, газонами, куртинами, аллеями «сюрпризов и грез», декоративными арками. А вскоре появились открытая площадка для выступлений артистов и оркестров (открытый театр) и концертный зал |
Излер стал выписывать из других городов и из-за границы артистов. Приглашались и петербургские знаменитости. Для участия в концертах звал лучших, непременно только лучших! Очень умело он обходил запрещение Дирекции императорских театров на устройство частных театров и концертов. Во-первых, разные маленькие театрики разрешалось открывать при ресторанах. Чуть позже легализовали систему отчислений с разрешенных зрелищ в пользу Дирекции.
Вот, к примеру, афиша открытия сезона 1853 года:
«В концертном зале: 1. Бальный оркестр под управлением г. Шиндлера; 2. Тирольские певцы; 3. Соло — флейтист; 4. Трио в составе сопрано, тенора и баритона; 5. Дуэт на концертино; 6. Па-де-де и вариации из балета; 7. Акробатические упражнения; 8. Живые картины в нескольких переменах, с дивертисментом. |
В дивертисментах, даваемых у Излера, в концертных «ассорти» на его площадках и подиумах эстрада оформлялась как вид искусства, а эстрадное представление — как единый, цельный жанр. Это были только первые ростки, но такие бурные, что сейчас о 60 — 70-х годах XIX столетия историки говорят как о расцвете отечественной эстрады.
Дело Излера подхватили. Увеселительные сады подобного типа стали появляться как грибы после дождя — «Альгамбра», «Вилла Боргезе», «Демидов сад», «Королева дача», «Монплезир», сад на Петровском острове… Но Излер все равно оставался лучшим из лучших.
Он предложил петербургскому зрителю еще не знакомое ему новое «блюдо» — так называемый «каскадный жанр» (французский канкан и шансон).
«В начале шестидесятых на эстраде Сада минеральных вод появились первые исполнители французских шансонеток г-жа Дюшен и г-жа Пети. Исполненная ими песенка „Folichon et Folichonette“ сделалась быстро популярною…» из журнального обозрения 1878 года |
«Каскадное направление», как известно, захлестнуло в 1860 — 70-е годы эстрады Петербурга — увеселительных садов, садов-Буфф, театриков при ресторанах. Излеру с его уникальным по организации предприятием удалось снова счастливым образом обойти ограничения «монополии императорских театров».
Дело в том, что в 1862 году «сценические представления в столицах с разговорами и пением» были запрещены уже официально, специальным указом. Разрешались представления только с благотворительной целью. Либо если в нем участвовали иностранные артисты… Вот это-то и учел Излер. И хлынул в Петербург поток иностранных певцов, танцоров, куплетистов, актеров (немцев, французов). С легкой руки Излера, кстати говоря, и русские артисты начали брать себе иностранные имена и смело выходить на эстраду.
Театральная реформа 1882 года, отменившая монополию императорских театров на все формы театрально-концертной деятельности, благоприятствовала появлению оперных и драматических постановок на сцене садовых театров и стимулировала бурное развитие концертно-эстрадного дела, которое шло по трем направлениям: концерты (с участием профессиональных артистов и оркестров), дивертисменты и кафешантанная эстрада. Городской фольклор в самых разнообразных его проявлениях входил в состав репертуара большинства садов, перемежаясь с постановками русских классиков, пантомимами, детективными мелодрамами, фарсами, обстановочными феериями, батальными постановками под открытым небом. И, хотя кафешантанная эстрада прочно обосновалась в садах, в увеселительной программе всех садов занимали первое место цыгане. Цыганский романс и пляска были излюбленным развлечением». С конца XIX века в репертуаре большинства садов преобладают кафешантанные номера и городской романс. |
ТЕАТР и МУЗЫКА С 1-го июня наши увеселительные сады обновили программу. Много новых номеров в театре "Олимпия". Тут и человек, шествующий на голове, и необычайный номер танцовщицы с электрическими эффектами, и эквилибристка на шаре, и несколько "звезд" кафе-шантана. |
ТЕАТР и МУЗЫКАТеатр «Эрмитаж»Появившиеся вчера настоящие японские гейши, по-видимому, очень заинтересовали московскую публику, которой приходится их видеть первый раз. Но после первого же представления многих они разочаровали. Прежде всего, они не так уж красивы, как о них говорили. Затем, их искусства: пение, танцы не очаровали публику. Голоса их напоминали детский визг. Танцы совсем неграциозны и безжизненны. |