Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Category:

Кабаре. 'Черная кошка" Le Chat Noir



По-французски cabaret значит «винный погребок» или «кабак». Со времен Франсуа Вийона — с середины XV века — в таких кабаках нередко устраивались представления, и захмелевшие гости с удовольствием подпевали артистам. Предприимчивый хозяин, желая привлечь побольше посетителей, зазывал к себе бродячих певцов, музыкантов и фокусников, которые от ярмарки до ярмарки все равно слонялись по городу без дела.

Во второй половине XIX века главной формой развлечения во французских кафе и бистро стала песня, chanson. В эпоху радио и телевидения нам трудно представить, что когда-то песня была важнейшим средством общения. Люди, как и сейчас, пели о любви, пели просто для настроения — но не только. Были и песни, которые рассказывали о событиях в стране, то есть фактически служили альтернативой газетам. Но если газеты, требуя серьезного оборудования и финансирования, всегда контролировались правящим классом, то песня оставалась общедоступным рупором. Для простого сословия она была чуть ли не единственным легальным способом увековечить собственную историю и публично изложить свое видение текущих событий. Эта «народная газета» звучала на улицах и площадях, в кафе и тавернах. Она пародировала сильных мира сего, высмеивала лицемерие в отношениях между полами, призывала к действию — и сама становилась носителем демократии и сатирическим орудием критики и протеста.

Началу новой кабаретной эпохи предшествовало создание литературного «кружка гидропатов» (Hydropathes). Поэты и писатели, называвшие себя «гидропатами», собирались раз в неделю, чтобы исполнить друг другу новые стихи, песни, скетчи или монологи. Время шло, собрания гидропатов разрастались, делались все более многолюдными, и становилось ясно, что такие встречи совершенно необходимы: творцы должны знакомить друг друга со своими работами и обмениваться идеями.

*


Одним из первых знаменитых кабаре была 'Черная кошка" Le Chat Noir .

Черная кошка стала местом сбора поэтов, композиторов и художников. Там поэты читали только что написанные стихи, вынося их на суд публики, выступали артисты и певцы.

Публика наслаждалась представлением, сидя за столиками с напитками, хозяева заведения были довольны- постоянным наплывом клиентов.

Французский критик и романист Поль Бурже писал об этом заведении: 

 "Это - фантастическое сборище поэтов и художников, журналистов и студентов, служащих и просто гуляк, не говоря уже о натурщицах, дамах полусвета и благородных дам, искавших острых ощущений."

Ведущим выступал мужчина с рыжей бородкой колышком, который сам себе присвоил титул "дворянина из кабаре".
Это был известный полемист и гениальный импровизатор Родольф Салис, приводивший в восторг публику своими монологами, сатирическими выпадами против буржуазии и депутатов, памфлетами на актуальные темы.






Вскоре подобные заведения стали открываться и в других районах Парижа. Со временем в них появилась традиция представлений в назначенное время. Это могло быть выступление одного единственного артиста, певца или музыканта или целой труппы.

Аудитория удобно усаживалась за столиками, заказывала напитки и закуски, представление же происходило прямо перед ними. При этом зрители часто становились его участниками.

Это было ново и смело, неформальная обстановка привлекала публику.

 





Постепенно бистро и кафе, в которых, как правило, выступал один певец, множились и легализовались. Получив официальное разрешение давать представления с использованием костюмов и реквизита, они превратились в кафешантаны — чисто французские увеселительные заведения, ближе к концу XIX века перешедшие в разряд мюзик-холлов. Кафешантаны собирали довольно большую аудиторию, для музыкального сопровождения приглашались целые оркестры. В ясную погоду концерты нередко устраивались под открытым небом. Главной целью было развлечь публику. Встречались, конечно, и в их репертуаре сатирические песенки, но все же чаще пронизанный смелой критикой шансон звучал с подмостков маленьких кабаре.

Кабаре тоже отпочковалось от кафешантана, смех и веселье были его родной стихией. Однако уже со времен Черной кошки, стала понятна его гораздо более интеллектуальная и артистическая, по сравнению с кафешантаном, природа.
Балансируя между театром и варьете, кабаре постепенно утверждалось на собственной территории. Его характерными чертами стали гибкость и импровизация во всем, начиная от программы и заканчивая декорациями и костюмами. Шло время, менялись формы и темы, но неизменными оставались остроумие, бунтарский дух, инакомыслие и стремление к новизне. Пожалуй, важнейшим элементом этого процесса было инакомыслие: оно проявлялось и в формальном разрыве с артистическими традициями, и в призыве к социальной — или же сексуальной — революции.*
Tags: Кабаре, Париж, Развлечения, Франция
Subscribe

  • На Дальнем Востоке

    Не менее важным оказалось и путешествие на русский Дальний Восток, собранные Изабеллой сведения оказались очень интересны Министерству иностранных…

  • В Королевском географическом обществе

    Комната географических карт и библиотека в Королевском географическом обществе . Ранее: Изабелла Бишоп (Берд) - английская писательница и…

  • Русские путешественницы

    Памир на фотографии швейцарской путешественницы Эллы Майяр Сегодняшние рассказы о бесстрашных женщинах, не желающих сидеть дома, свойственные…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments