Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Женщина-врач в стране бахтиар. Часть 2


ГЛАВА VIII ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН

Самая интересная особенность, на мой взгляд, в жизни бахтиар - это положение их женщин. Они являются источником всего хорошего, что делается в стране. Они достигли, без каких-либо усилий с их стороны, положения и власти, которым позавидовали бы многие их суфражистские сестры на Западе.

Особенно в последние годы, когда мужчины племени отсутствовали в течение нескольких месяцев и даже лет в Тегеране или управляли отдаленными провинциями, женщины оказались на переднем крае и превосходно управляли бахтиарскими владениями своих мужей. Похоже, что с древних времен женщины некоторых кочевых племен пользовались большой свободой и оказывали глубокое влияние на судьбу своих мужей и иждивенцев. Женщины бахтиар в настоящее время занимают то же положение, что и женщины более ранних времен.

Однако мне кажется, что существует реальная опасность того, что свобода женщины бахтиар будет ограничена, поскольку она все больше и больше соприкасается с городской жизнью. Свобода, которой она наслаждается в своем горном одиночестве, исчезнет, и она может стать похожей на типичных мусульманских женщин живущих сегодня, в уединении, без занятий, и несчастных.

Я говорила с несколькими ханами на эту тему. Они говорят, что хотят, чтобы их женщины имели как можно больше свободы, но при нынешнем положении вещей крайне важно ограничить их свободу и привести их в соответствие с мусульманскими обычаями, когда они находятся в городе. «Мы не хотим, чтобы наших женщин оскорбляли и смотрели свысока», - говорят они.

Кроме того, я должна признать, что когда биби приезжают в город, они несколько теряют голову, и, возможно, небольшая сдержанность не причинит им вреда. В своей стране женщины бахтиар никогда не носят вуаль. Они довольно свободно гуляют в своих садах и посещают своих домашних в своих деревенских домах.

.
Бахтиарская женщина может увидеть или поговорить с любым мужчиной, который уступает ей по положению, например, торговцы, хакимы (врачи), солдаты и т.д. Она также может посещать европейских врачей, но что касается ханов ее собственного племени, она может видеть только своего отца, тестя, сыновей, сыновей мужа, братьев, братьев мужа, сыновей братьев и сестер. В некоторых случаях ей разрешают видеться с дядями мужа, но это зависит от воли каждого отдельного хана. Некоторые из них даже позволяют своим женам оставаться в комнате, правда - с закрытыми лицами, когда присутствуют мужчины запрещенных степеней.

После того, как старший сын женщины заключит брак, она может увидеть любого представленного ей хана племени, но не постороннего или европейского джентльмена. Сначала мне показалось странным, когда я проходила через бахтиарскую комнату: в комнате было полно всяких людей, которые приходили заниматься делами, садились и курили кальян или пили чай с дамами, и я должна признать, мои представления о восточном уединении разбились.

.
Бахтиарские ханы очень ласковы и, как правило, чрезвычайно добры к своим женщинам и детям. Они очень гордятся своими женами и всегда стремятся дать им все преимущества своей власти. До недавнего времени многочисленных крепостей не было, и женщины сопровождали мужчин повсюду, отправляясь с ними в лагерь в Чигакор и зимой в Гармсир. В те дни мужчины редко посещали столицу, но, когда они уходили, они, очевидно, брали с собой своих женщин. Похоже, это было около двадцати лет назад, и с тех пор,  это более или менее подобное кочевнику существование было оставлено.

Теперь, когда построены крепости с их садами и прочим, необходимо, чтобы кто-то всегда оставался ответственным, а также находился на месте, чтобы управлять райатами (крестьянами-владельцами) и постоянным населением, разрешать любые споры, которые могут возникнуть. Эта обязанность возлагается на биби, так как в наши дни ханы почти никогда не бывают дома.

Конечно, ханы не могут взять своих жен в Европу, и, поскольку сейчас это считается почти необходимым для молодого человека, чтобы совершить грандиозный тур, это закладывает основу привычки разлуки.

Таким образом, старые обычаи этого племени и семейной жизни разрушаются, что приводит к очень пагубным последствиям в отношении мужчин, которые становятся легкой  моральной и физической жертвой пороков столицы.

Бахтиарские мужчины, как правило, очень любят своих жен. Кажется, что для них почти необходимо полагаться на женщину, а их главная жена, мать или старшая сестра, как правило, оказывает на них сильное влияние. С женщинами консультируются по всем возможным случаям, политическим или иным, и их советы, как правило, очень хороши и важны. Когда их мужей нет, между ними постоянно передаются письма с помощью конных посланников, и все важные события передаются им по телеграфу в Исфахане и оттуда как можно быстрее передаются в Чехармехаль.

Я уже упоминала, что захват Исфахана, вероятно, произошел благодаря советам и инициативе женщины, а многие другие важные события связаны с аналогичными причинами. Это действительно необычайная степень уважения и уважения мужчин к мнению их женщин.

Мужчины проводят с женщинами как можно больше времени, оставляя их только в абсолютно необходимых делах, когда приезжают гости или охотятся.


Хаджи Биби Зейнаб довольно пессимистично оценивает положение дел. Однажды она заметила мне:

«В мои молодые дни на первом месте у бахтиара было его собственное имущество, его жены и его дети. Теперь они приходят последними; он занят делами, касающимися всех остальных. «В юности я отправилась в Мекку и Кербелу и оставила мужа присматривать за имуществом и детьми; сегодня женщины не могут себе этого позволить ».


Хан Сардар Зафар (Sardar Zafar Khosrow Khan) с детьми

Я могу упомянуть, что почти все райаты  говорят, что Биби относятся к ним более жестко, чем это делают ханы, и менее готовы принять оправдания. Сами Биби объясняют это тем, что деньги нужны  не им самим, а их мужьям и сыновьям.

Удивительно, как они поддерживают свою власть, видя, что у них практически нет людей, которые могли бы выполнять их приказы. Биби ведут очень сложные расчеты. Они получают пособие от своих мужей на одежду и личные расходы. Одна женщина сказала мне, что у нее есть 400 томанов (80 фунтов в год) на одежду. Кроме того, большинство из них имеют частные доходы от деревень, которые им подарили их мужья, а отчеты управляющих этими местами требуют постоянного контроля. Чуть ли ни каждый день какой-то обиженный сельский житель приходит со своим рассказом о горе к Биби, и она тактично реагирует на его жалобу.

Счета домохозяйств очень сложны и должны содержаться в хорошем состоянии для проверки ханами. Домохозяйство каждой жены имеет свои собственные счета, и ничего нельзя получить без ссылки на Биби. Даже хлеб нельзя получить без приказа с ее печатью. Хозяйство на земле бахтиар не является синекурой, так как часто в сумерках сотни вооруженных людей подъезжают и требуют пищи и крова для себя и своих животных.

В дополнение к счетам за владение и хозяйство, Биби контролирует счета за сады и конюшни. Как правило, они практикуют осмотр лошадей каждые два или три дня в отсутствие их мужей, чтобы контролировать, содержатся ли они в хорошем состоянии.

Ковроделие - большая индустрия среди бахтияр. Деньги, полученные от этого, принадлежат Биби, но они иногда делают для своих мужей  особенно прекрасные ковры, чтобы те могли подарить их кому-то, кого они хотят примирить.

Женщины бахтиар - увлеченные политики и очень обеспокоены нынешним состоянием страны. Они проявляют разумный интерес ко всему, что происходит, и жадно читают газеты. Большинство из них являются ярыми конституционалистами... Я могу мимоходом упомянуть, что они испытывают большое презрение к дамам персидского королевского дома, которые, безусловно, во многих отношениях представляют очень неблагоприятный контраст с ними.

Я спросила Биби, посещала ли она какую-либо из жен шаха в Тегеране, и она была очень обижена, сказав мне, что у нее сама была благородная кровь и она не хотела общаться с каджарами. Женщины-бахтиары проявляют большой интерес к действиям наших суфражисток, и, когда выбирался новый парламент в Тегеране, одна женщина сказала мне, что, по ее мнению, сейчас настало время для женщин претендовать на полоучение в не места. «Мы могли бы разбить окна так же, как англичанки, - сказала она, - хотя мы не так хорошо образованы».

Подводя итог, мне кажется, что бахтиарская Биби занимает очень завидную позицию. Она практически не зависит от своего мужа в отношении собственности; он, как правило, хорошо обращается с ним, и, если это не так, ей всегда предоставляется убежище в доме ее отца или брата. Ее уважают ее дети; она может посещать многих из своих родственников столько раз, сколько пожелает. Как правило, она оказывает мужу максимальную помощь в управлении его владениями и во всех его разнообразных делах. Чего еще желала бы любая умеренная разумная женщина?


Об одежде

Одежда бахтиарийских женщин отличается от одежды женщин других частей Персии. Керзон описывает его как «полные турецкие штаны, свободную пижаму и, прежде всего, шаль», абсолютно не догадывясь об этом. Нет более великолепного вида, чем Биби в парадной одежде. Ее черные шелковистые волосы разделены посередине, передняя часть с обеих сторон завязана узлом под подбородком, а оставшаяся часть искусно заплетена и свисает вниз, намного ниже талии. Ложные волосы очень часто используются, чтобы помочь природе, и, что любопытно, хотя бахтиары и восхищаются  европейцами, тем не менее, они очень расстроены, если у их детей светлые волосы, и пытаются исправить их с помощью красителей, таких как хна и индиго.

Поверх волос Биби носят сложную красивую шапку, украшеную бисером. К ней прикреплена толстая бахрома золотых монет, которая висит над лбом. Поверх этого надет Мане, очень широкий  шелковый палантин длиной от двух до двух с половиной ярдов. Он обволакивает голову и слегка накидывается на плечи по образцу шотландского пледа. Часто, когда носят парадную одежду,его  украшают золотыми монетами, а на концах вешают две искусные золотые кисточки, украшенные жемчугом.

Цвет меняется. У молодых девушек это изумрудно-зеленый, алый или какой-нибудь яркий; для пожилых женщин правильнее всего иметь зеленый с темно-фиолетовым, цвет, который трудно описать, но которые они сами называют «Saya Kouh» (тень холмов). Я видела синие Мане, но они встречаются редко.


Черным платком повязывают голову, надевают свободную шелковую рубашку, часто ярких расцветок, и поверх нее жилет из богатого парчового бархата, который имеет форму, точно похожую на мужскую. Длинные обтягивающие брюки, покрываются тремя или четырьмя очень пышными юбками, нижние  юбки  обычно льняные и красиво вышиты. Юбка имеет несколько ярдов в окружности и опускается в пределах шести дюймов от земли. Она складывается и крепится не вокруг талии, а ниже бедер. Европейские туфли и чулки теперь носят всегда , а костюм дополняется шелковой чадрой, которая, однако,  устроена так, чтобы не скрывать лицо.

Ювелирные изделия - в изобилии; носят несколько ожерелий золотых монет, многие из которых большие и имеют большую ценность. Они также носят многочисленные браслеты и браслеты из золотых монет. Многие очень любят нити жемчуга, и большинство из них имеют кольца с бриллиантами. К сожалению, в настоящее время они начали смешивать европейские украшения со своими, что, скорее, портит эффект.

Облачение Биби, конечно, поразительно, но я могу засвидетельствовать из опыта (поскольку я часто носила платье и  несколько костюмов, которые мне подарили), что это довольно неудобно. Здесь очень жарко, а вес ашрафи (золотых монет) почти невыносим. Шестьсот фунтов - это довольно распространенная сумма для Биби, в дополнение к жемчужным нитям и другим украшениям.

Конечно, следует помнить, что до недавнего времени весь доступный капитал женщины был представлен ее драгоценностями, и Биби обладают таким преимуществом перед нами, что их драгоценности являются одновременно монетой королевства, им посещение ломбарда не требуется.
Они просто отрывают кусок золота от своей одежды, как это делали шотландские лучники в «Квентине Дарварде».

Иностранное золото очень ценится. Есть большие куски австрийского и русского золота размером со старую английскую монету £ 5, и они очень востребованы. Я не видела французских или немецких монет среди их украшений, но английские государи и русские императоры - не редкость, и однажды Дервиш-хан подарил мне старое венецианское золотое изделие с надписью Дожа Моченидо (1474), которая, вероятно, была привезена в Персию итальянцами, которые, как говорят, расписывали армянский собор в Джульфе.

Когда женщины выходят куда-то за пределы своего домена, они с головы до ног укрываются большими черными чадрами, свободные мешковатые брюки обтягивают ноги и ступни, а их лица покрываются маской из жесткого черного холста. К сожалению, большинство Биби в настоящее время принимают городскую одежду. Конечно, бахтиарский костюм Бахтиари очень горячий и тяжелый летом, но к одежде Исфахана они считают необходимым покрасить свои лица в соответствии правильной столичной манерой, и при этом теряют всю свою привлекательность.
.
.
У многих из них также есть европейские платья, выполненные в  прекрасном стиле, которые они надевают вместе с утягивающими корсетами, чтобы очаровать своих мужей. Те ханы, которые вернулись из Европы, во всех торжественных случаях любят, чтобы их жены надевали европейскую одежду, хотя я никогда не видела даже умеренно успешного результата от этого.



Сардар Зафар (Sardar Zafar Khosrow Khan) с мальчиками в Лондоне

Я с нетерпением жду возможности официально заявить о нескольких фактах, касающихся одежды бахтиар, так как боюсь, что по прошествии многих лет она будет полностью заброшена или, во всяком случае, лишена всего ее первозданного великолепия. Что касается ювелирных украшений, женщины не должны носить их, кроме как в присутствии своих мужей и женщин старше определенного возраста, и вдовы их тоже не надевают.

Они гордятся тем, что изготавливают каждый предмет своего платья самостоятельно, за исключением своих туфель и чулок, и  отлично справляются со швейной машиной, которая у них обязательно имеется. Они очень хорошие рукодельницы. Они также шьют всю одежду своих детей и нижнее белье для своих мужей. Ночная одежда неизвестна среди женщин Бахтиари, одежда меняется только после еженедельной бани; поэтому их лучшая одежда вскоре будет испорчена и затем передана их женщинам-слугам.

Однако одна женщина в последнее время попросила меня заказать в Лондоне ночное платье для нее. Она сказала, что ее муж привез ночную рубашку для нее из Европы и настаивал на том, чтобы раздевать ее каждую ночь, и она хотела поступить так же.

Мужчины носят  рубашку из муслина или тонкого льна. Обычно они имеют пальто и брюки полувоенного покроя, украшенные латунными пуговицами. Их верхняя оджежда имеет разную формы. В очень холодную погоду они иногда носят туфли с накидкой Инвернесса или даже «пуштун» или шинель из овчины.


Накидка Инвернесса

У них есть фетровые шляпы высокой овальной формы. Бахтияры отличаются от персов тем, что их шапки белые, а не черные, но Заргам-ос-Суинех и его сыновья приняли черные шапки персов.

HOSSEIN GHOLI KHAN ILKHANI (seated center)
WITH HEADS OF THE VARIOUS BAKHTIAR TRIBES IN WHITE HATS
AND THE GHAJAR IN BLACK HATS
Ильхан и ханы племен в былых и черных шапках
источник

Дома среди их женщин их любимый наряд - европейский халат, которого, кажется, у них неограниченное количество. Я не видела ни одного хана в европейской одежде...

Мало что можно сказать о еде бахтиариев, так как она очень мало отличается от еды обычного перса, за исключением того, что фрукты гораздо скуднее и дороже предметов роскоши, поскольку в этих горных районах растет их очень мало, и их нужно привозить.

Бахтиари имеют утонченный европейский фарфор, но, конечно, все блюда принимаются на земле, а ножи и вилки неизвестны. Они не очень любят овощи, за исключением разнообразной дикой спаржи, которая в изобилии растет в стране, и они очень не любят картофель, за исключением салата, украшенного изобилием уксуса.

Кебаб, или мясо, поджаренное на палочке перед огнем, является любимым блюдом, также популярны куры, дичь и оленина. Они не любят есть говядину, если в этом нет необходимости, так как считают, что она вызывает брюшной тиф. Они очень любят всевозможные соленые огурцы ...

Коровье молоко довольно скудно, а овечье молоко в основном выпивается. Яйца, хотя и в изобилии, очень маленькие. Они чрезвычайно неравнодушны к английским булочкам, которые они называют европейским хлебом. Чай  пьют часто и много, в маленьких чашечках, наполовину наполненных сахаром.

К сожалению, ханы стали чрезмерно любить вино, они приобрели эту привычку после частых посещений столицы. Почти во всех замках есть магазин русского вина, о потенциале которого я консультировалась, но, к сожалению, не смогу высказать свое мнение ни по анализу, ни по личному опыту.

Биби, как правило, очень хорошие домохозяйки; они обычно лично наблюдают за распределением пищи, предназначенной для каждого включенного в их круг дома, включая слуг.

ГЛАВА XI СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

Бахтиары очень сильно привязаны друг к другу, если они связаны кровными узами. Мужчина особенно уважает свою мать. Если он когда-либо ссорится со своим отцом, это потому, что он думает, что его матерью, в некотором роде, пренебрегают.

Всю свою жизнь она занимает главное положение в его доме, и все полагаться на ее суждение и пожелания.В настоящее время наиболее интересным из биби  является Хаджи Биби Зейнаб. Eе два сына, один из которых губернатор Исфахана, смотрят на нее, всячески полагаются на ее суждения и очень часто консультируются с ней. Часто, когда старший сын хана вырастает, его отец дает ему новое собственное поместье, куда он мигрирует вместе со своей матерью и всеми ее сыновьями и незамужними дочерьми.


.

Старший брат занимает особую позицию, в которой все его братья должны подчиняться ему так же, как и их отец, и даже когда они женятся, их жены и дети в определенной степени находятся под его контролем. Женщина может рискнуть ослушаться своего мужа, но для нее гораздо серьезнее, если она игнорирует пожелания старшего брата своего мужа.

Это очень важно при изучении истории бахтиар и их межплеменного соперничества, а также при прогнозировании, на какую сторону они, вероятно, перейдут....Сыновья одного отца иногда могут сражаться друг с другом, сыновья одной матери, насколько я знаю, никогда.

Ее влияния достаточно, чтобы объединить их даже спустя годы после ее смерти. По этой причине многие люди пророчествуют, что в следующем поколении семья Лотфа Али Хана, Сардаре-Мофахкхам (Lotf Ali Khan, Sardare Mofakhkham )придет во власть  семерыми сыновьями, все они - от одной матери.


Хан Амир Моффакхам Лотфали Хан Бахтияр (Amir Moffakham Lotfali Khan Bakhtiar)
Один из самых влиятельных людей в Иране во времена правления
Ахмад Шаха Гаджара и Реза Хана Пехлеви.

После влияния матери следует влияние старших сестер, и оно удивительно сильно. Женщина в большинстве случаев гораздо больше думает о своем брате, чем о муже, и брат обращает гораздо больше внимания на мнение своей сестры, чем на мнение жены, если они находятся в оппозиции.

Если женщины ссорятся с мужьями, они уверены в желанном приеме в доме своего брата, они будут у него жить так долго, как им заблагорассудится, и так или иначе они быстро сместят с руководящего поста его несчастную жену,заставляя ее уйти в тень. Они часто остаются с ним, пока не придут их мужья, смиренно не извинятся и не попросят их вернуться...

Одна вещь, которая поразила меня, это привязанность,  к детям своего мужа. Если они болеют, Биби не жалеют сил, помогая ухаживать за ними, очень часто делают для них одежду своими руками и дарят им многочисленные подарки. На самом деле, никогда не скажешь, что это не их собственные дети, и, в каких бы отношениях между собой не были жены, они никогда не мстят детям. Однажды я спросила об этом  Биби, и она сказала: «Конечно, я их люблю; я обязана делать для них все, что могу, так как они дети моего мужа ».

Женщинам, как правило, не разрешается посещать дома своих сестер, но они могут посещать своих братьев сколько угодно. Таким образом, дом брата, как и дом отца, становится своего рода объединяющим местом, и я часто встречала трех или более сестер с их детьми и слугами, которые там останавливались. Биби могут также пойти со своими матерями или свекровями в дом отцов или братьев этих дам, поэтому их диапазон посещений не особо ограничен.

Я думаю, что бахтиары часто подвергаются резкой критике, потому что они готовятся к войне друг с другом, а затем отступают. Следует помнить, что их единственным выходом из ситуации, когда кто-то делает что-то плохое и настроен против, является угроза войны. У них нет Гаагского суда или арбитражного договора, но не следует забывать, что они сражаются друг с другом только когда все попытки примирении ни к чему не привели и переговоры провалились.
Поэтому более правильно в этом случае говорить об угрозе братоубийственной войны.

Источник

Карта современного расселения бахтиар



Красочный фильм о жизни современных бахтиар

По сравнению с черно-белым немым фильмом, размещенным в предыдущем посте, этот пятиминутный фильм - красочный и музыкальный. Но, как видно, жизнь бахтиар мало отличается от жизни, которую они вели в 1920-х годах. В фильме это подается, как верность традициям, 3000 лет бахтиары и их предки кочуют в поисках лучших пастбищей, занимаются овцеводством, ткут великолепные ковры ( в фильме показано, как в примитивных условиях женщины занимаются ткачеством), а еще - танцуют ив красивых костюмах. Те, кто не кочуют, очевидно живут в примитивных каменных городках, размещенных на горных террасах.

Очевидно, что Элизабет Росс застала племя бахтиар в период его подъема и стремительного развития.

Что же произошло с этим замечательны племенем, если сегодня бахтиары - самый бедный народ Ирана, по прежнему ведущий кочевой образ жизни?

Куда подевались дети элиты, отправленные в Европу на обучение, чтобы познать прелести цивилизации и принести прогресс домой?

Ответ на этот вопрос прост, стоит лишь взглянуть на семейные фотографии счастливых потомков бахтиар, живущих в Еропе и Америке, размещенных на сайте, посвященном бахтиарам.  История подъема и падения бахтиарской элиты напрямую связана с иранской нефтью. Вот об этом и будет следующий рассказ.

Завтра: Бахтиары и нефть
Tags: elizabeth ness macbean ross, Бахтиары, Женщина в медицине, Женщины и путешествия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Время пришло

    . Часы французского ювелира Рене Лалика, 1921 год Я не могла пройти мимо такого изящества :) Приiшло самое лучшее питерское время - время…

  • Война и Мир после Победы. Албания 1949-1953.

    Сообщение прессы 1945 года о том, что три государства (Албания, Югославия и Болгария) решили организовать "Малую Россию". Каждое…

  • Война и Мир после Победы. Корея. Часть 2

    Инаугурация,1948 г. Война и мир после Победы. Содержание цикла . Война, действительно жестокая, велась якобы в защиту режима Ли. Если не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments