Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Женщина-врач в стране бахтиар. Часть 1


Ранее: Доктор Элизабет Росс
Далее: отрывки из книги Элизабет Росс "Женщина-врач в стране бахтиар"

Была ли это реакция после тех недель поспешной подготовки или результат уколов от полудюжины болезней, которыми я сочла разумным укрепиться? Было ли это естественным состоянием подданной британского происхождения, которая никогда, кроме как в воображении, не забредала дальше Германии, внезапно оказавшись в этой для нас самой чужой из всех чужих земель - России?
Или это результат добрых усилий ученой подруги, которая в промежутках между упаковкой моих коробок предпринимала попытки наполнить мой мозг квинтэссенцией 5000-летней персидской истории и образцами ее литературы? Я не знаю.

Возможно, все эти и некоторые другие причины способствовали оцепенению моего разума во время зимнего путешествия от известного к неизвестному....Иранские и туранские герои снова вели все свои битвы в моем запутанном мозгу, под грохот железнодорожного вагона...Варшава, Москва, Воронеж, Ростов, Пятигорск, Дербенд, Баку - это имена, служившие лишь для того, чтобы отметить паузу в персидском кошмаре или, так сказать, отметить период персидской истории.

Таким образом, я совершенно не в состоянии предоставить какие-либо из тех практических советов или личных подробностей, которые обычно составляют первую главу каждой хорошо упорядоченной книги путешествий.


Сначала она добралась до Тегерана, затем - до армянской Джульфы.

В пределах периметра высоких глиняных стен со средневековыми воротами, охватывающими площадь около трех четвертей квадратной мили, в Джульфе проживает около 2500 душ, из которых от 75 до 80 процентов составляют армяне, остальные - мусульмане  с небольшой примесью европейцев.

Это население включает армянского архиепископа, прелата армян в Персии и Индии, плеяду армянских православных священников, по крайней мере, одного армянского католического священника, секретаря церковного миссионерского общества в Персии, французской католической миссии с многочисленными отцами и сестрами-лазаритами. , агент Иностранного библейского общества, и я не знаю, какие представители других вероисповеданий и деноминаций, и поэтому это место представляет собой прекрасное поле для изучения христианского милосердия.

Совершенно непредвзято с самого начала, я пришла к выводу, что Джульфа содержит в своих стенах большую долю претенциозности на квадратный ярд и больший процент тщеславия на человека, чем в любой другой подобной области! В Джульфе вполне возможно прожить такую ​​же мелочную жизнь, как в самой желанной вилле в самом респектабельном пригороде самого православного соборного городка Англии.

Из Армянской Джульфы в течение двух долгих лет или более я смотрела с крыш домов в сторону Исфахана, далеко простирающегося пространства зеленых садов и зданий из высушенных на солнце кирпичей с кое-где скоплением куполов, выложенных бирюзовой плиткой, или тонким минаретом. , наполовину покрытые тонким туманом пыли, от которого далекие горы, окружающие город, казалось, плывут между землей и небом.

Samsam Saltaneh.jpg
Самсам-ал-Салтане (Samsam al-Saltane,1846–1930)
[или Наджаф Коли-хан Бахтияри, более известный как Саад ад-Даула]

.
Случайная встреча с Самсам-ал-Салтане , ильханом бахтиар...вскоре после того, как он удивил Исфахан и стал фактическим губернатором Исфахана, пробудила во мне горячее желание увидеть его страну ...
Примерно через год, когда я неожиданно оказалась свободной ... и помня о его желании иметь британского врач, которая бы могла жить среди его племен, я без колебаний решила отправиться в дебри Чехармехаль.... Я стряхнула с ног пыль Джульфы и с радостью воспользовалась приглашением одних добрых шотландских друзей остаться с ними в их доме-саду в Исфахане, на время подготовки к моему путешествию.

Я снова и снова откладывала свой отъезд в Чахар-Махал в ложной надежде, что смогу путешествовать с главной женой Самсам-ал-Салтане... но, как и большинство людей в Персии, она была полностью в руках своих слуг, и они отказывались покидать очарование города до празднования Навруза. В конце концов, устав от ожидания, я решила отправиться одна в Дехкорд, небольшой городок, который был указан мне как наиболее выгодное местоположение,  нейтральная территория,  не являющаяся собственностью какого-либо отдельного бахтиарского хана.

Дехкорд, который должен был стать моим домом или, по крайней мере, моей штаб-квартирой в течение следующего года или более, действительно представляет собой унылый маленький городок посреди заброшенного района. За много миль вокруг не растет ни дерево, ни сад  ... Население, около 2500 райатов(крестьян), отчаянно пытаются отжать нестабильные урожаи пшеницы и ячменя со стерильных отрезков почвы на участке ровной земли в непосредственной близости города,который представляет собой всего лишь набор из пятисот домов, построенных из высушенного на солнце кирпича, сбившихся в кучу за высокими глиняными стенами.

Дома лучшего класса можно пересчитать по пальцам. Именно в одном из них меня расквартировал Кедхода или мэр Дехкорда, которому я привезла письмо от хана бахтиар. В нем я впервые остановилась и провела большую часть времени своего пребывания в Дехкорде. Но это было просто место для выезда, так как мои обязанности вынуждали меня направляться оттуда на север, юг, восток и запад, навещая в их домах семьи и вассалов различных бахтиарских ханов...

Моя работа была в значительной степени - но ни в коем случае не исключительно - среди биби или высаокопоставленных дам, жен, сестер и матерей ведущих ханов. Мои визиты часто длились по нескольких недель в одном доме или крепости. Между мной и многими из этих дам укрепилась дружба, и я, таким образом, смогла сформировать некоторое представление об их удовольствиях и их страданиях, их работе и их развлечениях, и получила почти уникальную привилегию заглянуть в семейную жизнь бахтиар и их семей. в некоторых случаях в их образ мысли, их ментальную атмосферу. Именно эта домашняя жизнь и эта ментальная атмосфера, как они открылись мне, вместе с некоторыми небольшими набросками окрестностей Бахтиар, составляют предметы следующих глав.
.
Глава V. Браки бахтиар

При рассмотрении вопроса о браке часто говорят, что на Востоке не может быть настоящего брака из-за института многоженства, но следует помнить старую пословицу, что «обстоятельства меняют дела», и следует помнить, что хорошие и плохие обычаи - это в значительной степени чисто относительные термины.
То, что может быть совершенно неправильным на одном этапе социальной эволюции, может быть довольно простительным и даже оправданным на другом. Конечно, в настоящее время на Востоке подавляющее большинство женщин не могут найти средств к существованию и самостоятельной жизни. Мужское население, естественно, из-за войны и других причин, по численности намного уступает женскому. Многоженство спасает многих женщин от голода, абсолютной нужды и аморального образа жизни.

Еще один момент, заслуживающий большого внимания, это то, что в стране, где существует полигамия, практически нет незаконнорожденных детей. Все сыновья мужчины от любой жены, будь она Биби или рабыня, имеют равные права, и невинные дети не должны страдать в отношении своего материального имущества за грехи родителей.

Я думаю, что моногамия в настоящее время нанесет Персии абсолютный вред. В любом случае, если бы она была введена среди бахтиар, я уверена, что она принесла бы с собой шлейф зла, который значительно перевесил бы преимущества. В настоящее время с женщинами, как правило, хорошо обращаются, их защищают и заботятся о них, а их дети воспитываются в ранге и со статусом отца и, конечно, в том племени, с которым я знакома среди большей части населения бросается в глаза отсутствие  ужасной аморальности, царящей на Западе.

Ханы часто говорили со мной о своем опыте в Европе, и мне было трудно защищать нашу систему, когда об этом прямо говорили: «Мы считаем себя ответственными за наших женщин и детей, но в Европе дела обстоят лучше и все достается значительно меньше ценой , Почему вы утверждаете, что ваш уровень морали и статус ваших женщин намного выше наших? »

В этой связи я могу процитировать известную историю о британском офицере, который издевался над старым мусульманином за совмещение религии с многоженством, и получил ответ: «В моем пребывании на земле я видел четырех женщин, одна- уже с Аллахом, и три других наслаждаются безопасностью и комфортом гарема. Могу я спросить, где твои женщины?»

Среди Бахтиар считается необходимым, чтобы каждый хан взял свою старшую жену из правящего класса или аристократии, и считается, что предпочтительнее жениться на двоюродной сестре. Я могу мимоходом упомянуть, что наблюдения, совершенно развеяли мою раннюю убежденность в том, что браки между двоюродными братьями явно вредны. Конечно, у бахтиар - страшная детская смертность, как, впрочем, у всех персидских детей, но среди детей, рожденных от двоюродных браков, ее не больше, чем среди детей тех же ханов от женщин не родственных.

На самом деле, я думаю, что дети от браков двоюродных братьев в среднем были лучшего телосложения . Я не видела рождения глухонемых или других врожденных заболеваний, которые можно было бы объяснить этой причиной.

Браки заключаются заране, и между двумя сестрами класса Биби нередко заключается торжественный договор.

Считается правильным, чтобы муж был примерно на четыре года старше жены, но, разумеется, ханы, достигнув возраста, часто берут довольно молодых жен из низших сословий.

Я знаю только один случай, когда мужчина женился на женщине намного старше его, и это был Абдулла Хан Шоджаа-ос-Солтан из Сурха (Abdullah Khan Shodjaa’-os-Soltan of Surkh), двадцати двух лет, который питал неистовую страсть к жене своего покойного дяди, на пятнадцать лет старше его, и угрозами самоубийства сумел склонить отца к согласию на брак.

Одним из больших преимуществ этих двоюродных браков является то, что договаривающиеся стороны знают друг друга и, вероятно, играли вместе в детстве. Очень часто в случае с детьми братьев они воспитывались в одной крепости и вместе учились.

Обручение считается обязательным. Контракт подписан, и будущий жених отправляет своей будущей жене кольцо, шелковую шаль и витьеватое послание [flowery letter - имеется в виду письмо, написанное богатым, поэтическим языком - flowery language ]
.
Мне выпала честь стать свидетелем одной  помолвки. Насролла Хан, в возрасте шести лет, был помолвлен с Биби Шавкат, дочерью Шахаб-ос-Салтанех (Shahab-os-Saltaneh), в возрасте шести дней. Он послал ей платок и бирюзовое кольцо от бабушки по материнской линии Биби Сахабжан.

Казалось, что он вполне понимает ход дела и очень интересуется всеми деталями, особенно спрашивает, хорошо ли выглядит его будущая жена.

В браках по-бахтиарски не так много романтики, но в целом они складываются очень хорошо. Несмотря на то, что женитьба против воли встречаются редко, между мужьями и женами существует большая привязанность, качество которой может быть подтверждено следующим замечанием, сделанным мне одной женщиной, когда я спросила ее, любит ли она своего мужа, она ответила: «Конечно. Разве он не мой двоюродный брат? »
***
Ханы часто берут жену из того, что можно назвать вторым классом. Это часто дочери вождей маленьких независимых племен, не принадлежащих к правящей семье, эти племена переходят на другую сторону по своему усмотрению. Ханы, женившись на этих дочерях, надеются получить поддержку.

Жены такого рода требуют звания Биби (Bibis), и им всегда оно присваивается, но в присутствии настоящих Биби к ним так не обращаются. Эти женщины имеют собственное жилье. Если им случается угодить своим мужьям, к ним относятся так же внимательно, как к собственным Биби, и они могут даже владеть деревнями, но не контролировать владения ханов, которые, отсутствуя дома, полностью доверяют их своим главным женам.
.
.
Третий класс жен происходит из слуг или крестьянского ранга. Такая жена очень часто является дочерью главного слуги, и ее принимают за вознаграждение или за обеспечение верности ее отца. Она может быть ... выбрана за ее красоту или ее может выбрать мать жениха, когда та еще совсем маленькая, и воспитывать вместе со своими собственными дочерьми до достижения брачного возраста.

В других случаях, как ни странно, ее выбирает главная жена хана. Когда мне показалось любопытным, что одна жена должна выбрать другую, мне ответили, что это дает много очевидных преимуществ.

«Нам гораздо лучше выбрать жену мужа; тогда мы получаем кого-то, кто нам нравится и с кем мы можем договориться. Мы должны жить с ними, и мы заботимся о том, чтобы выбрать кого-то очень хорошего ».

У этой жены нет отдельного жилья, но она живет с главной женой. Она очень часто занимает должность домработницы, старшей горничной и главной по домашнему хозяйству. Все ключи как от домашних запасов, так и от посуды, а также от украшений жен и личных вещей находятся в ее руках, и она с утра до вечера усердно работает.
***
Развод не допускается между бахтиарским ханом и Биби правящей семьи. Они могут и часто расходиться на год и более, но примирение может состояться в любое время. Жена удаляется в дом отца или брата, забирая с собой детей, украшения и личных слуг. Отец теоретически может претендовать на детей, если пожелает, но я знаю случай, когда один из самых могущественных ханов тщетно пытается завладеть двумя своими дочерьми.


Причина, по которой Биби не может быть разведена, состоит в том, что это считается большим позором для женщины, и  ханы не желают, чтобы женщины, являющиеся их кровными родственниками, были открыто осуждены.

Другие жены иногда разводятся из-за несовместимости характера, бесплодия или личной неприязни со стороны мужа, но это никогда не происходит с высокоранговой Биби.

Если хан бахтиар умирает, его жены делятся между его братьями, старший из которых имеет право первого выбора и забирает всех или столько женщин, сколько он захочется. Эти браки обычно не бывают успешными, но, в отличие от первых браков, женщины имеют возможность отказаться и остаться вдовами.
.
.
Я знаю нескольких, которые сделали это, сохранив свое отдельное жилье и доход, и стали полностью независимы. Большинство из них, однако, предпочитают повторный брак.

Безнравственность практически неизвестна среди женщин бахтиар, за последние двадцать лет известен только один случай. Соблазнительно сравнить такое положение дел с тем, что сегодня преобладает в Британии, и задаться вопросом, является ли многоженство основным фактором, способствующим такому различию?

Глава VI Религия бахтиар

Бахтияри называют себя мусульманами, но, как правило, кроме малого числа незначительных вопросов, они не претендуют на то, что они соответствуют принципам мусульманской религии. В вопросах веры они кажутся прямыми потомками арабов доисламского времени, которые были фаталистами, поскольку мы узнаем об этом из остатков их древних стихов, которые полны идеи, что человек - игрушка некоторого слепого непреодолимого и беспощадного рока.

Бахтияры, строго говоря, агностики в своем взгляде на жизнь. Как ни странно, это более заметно среди молодых женщин ... Они говорят: «Библия может быть правдой; Коран может быть правдой; кто знает? Вы не можете ничего доказать. Возможно, в будущей жизни нас ждут небеса или ад, но кто может быть в этом уверен?»

Мулла является очень редким зрелищем  и обладает очень небольшим авторитетом. Женщины почти никогда не молятся и не читают Коран, но они обычно носят с собой на правой руке миниатюрное издание с золочёным обрезом, размером с небольшую спичечную коробку, богато украшенную драгоценными камнями и обычно - с фотографией их мужей.

Я думаю, однако, это происходит почти полностью из-за ее декоративных свойств, но не духовной ценности. Хотя они внешне агностики, они одобряют женщин старше пятидесяти лет, которые молятся и обращают некоторое внимание на свои религиозные обязанности, поскольку, как они цинично говорят, «такие женщины близки к смерти, они не знают, куда попадут... если есть будущая жизнь, это может принести им пользу, если нет, то не может причинить им вреда.»

Я не понимаю заявления Керзона о том, что на земле бахтиар нет мечетей. Конечно, почти в каждой деревне, которую я посетила, была мечеть, хотя, как правило, в очень разрушенном и ветхом состоянии. Они имеют признаки того, что раньше о них лучше заботились, и, вероятно, их возвели до того, как бахтияры захватили страну. В большинстве деревень мне был разрешен доступ к мечетям, и Биби сопровождали меня, хотя очень часто они признавали, что прошли годы с тех пор, как они их посещали.

Я никогда не слышала о том, чтобы Биби обращалась в христианство, хотя они говорят мне, что считают правильным пойти в больницу Церковного миссионерского общества в Исфахане, чтобы послушать чтение Библии и задать несколько вопросов  - частично из вежливости и частично потому, что среди персов существует убеждение, что те, кто исповедует интерес к христианским доктринам, получают превосходные лекарства.

Одна женщина действительно заявила, что она христианка, но когда я спросила причину ее обращения, она призналась, что хотела поехать в Европу и избавиться от своего мужа - как мусульманка, она не могла покинуть страну. Эта же женщина извинилась за то, что открыла мое запечатанное письмо, сказав, что теперь она христианка и думала, что у христиан  все общее. «Конечно, - добавила она, - если бы я все еще была мусульманкой, я бы знала, что это очень неправильно касаться твоих вещей».


Элизабет Росс в Персии, 1911 год

Следующий рассказ проливает свет на отношение бахтиар к христианству. Рахим Хан, 9 лет, сын Юсефа Хана, Амир-Моджахед, некоторое время находился в Джульфе в христианской семье, чтобы получить образование. Я спросила его тетю, не боится ли его отец, что тот станет христианином. «О нет, - сказала она, - потому что он намерен отвезти его в Париж, когда он станет старше, и позволить ему пройти курс агностического обучения, и христианину гораздо легче стать агностиком, чем мусульманину. »

Велико устремление каждой Биби - посетить Мекку. Я боюсь, однако, что мотивы благочестия (...) незначительны в этом желании. Во-первых, они хотят иметь заветный титул Хаджи-Биби, который присуждается только тем, кто посещает Мекку, и в настоящее время этот титул несут только две дамы племени. Второй мотив - совершить очень интересное и волнующее путешествие.

Осенью 1911 года я почти уже отправилась в Мекку и всегда буду сожалеть о том, что в последний момент мои планы провалились как из-за волнений в Персии, так и из-за волнений арабских племен в окрестностях Мекки, которые восстали против турок. Биби Сахабджан, жена Самсам-ос-Салтане, организовала паломничество и, поскольку она была в довольно тяжелом состоянии, хотела взять меня с собой в качестве медицинского консультанта. Она договорилась, что я должна быть одета как Биби с фальшивыми черными волосами и другими необходимыми атрибутами. Я должна была быть представлена каждому как глухая и немая женщина и скрытно должна была проникнуть во все тайны города. Все ее слуги были предупреждены о том, что, если они раскроют секрет, у них будут отрезаны уши, и, если какой-либо вред последует за раскрытием тайны,  будут принесены в жертву их языки.

Бахтияры вовсе не суеверные люди, и большинство не верит в джинов или подобных существ. Низшие классы, однако, подвержены этому в значительной степени, хотя я, конечно, думаю, что они не настолько доверчивы , как шотландские горцы.

Я только однажды вступила в контакт со сверхъестественным во время моего пребывания в Чахар Махале.
Кедход, который должен был принести деньги, которые он собрал для престарелой Хаджи-Биби из Хейрабада, послал сказать, что он слишком болен, чтобы приехать. Она попросила меня встретиться с ним. Когда я к нему пришла, он признался мне, что прошлой ночью джин схватил его за горло и забрал деньги. Я сказала ему, что лекарство от его болезни я не знаю , но небольшое разумное применение палки в присутствии Биби, несомненно, уменьшит его страдания и заставит джина вернуть ему деньги. Через полчаса сумма оказалась в руках старушки.

Единственное, во что они верят - это календарь, в котором описываются несчастливые и счастливые дни.


Глава VII. Достижения и образование

Бахтиары - очень практичные люди, и все знания, которые им нужны, носят утилитарный характер...

Бахтиары верят в то, что дают своим женщинам все те образовательные преимущества, которые возможны в настоящее время. Конечно, женщинам не разрешается выезжать из страны для продолжения учебы, как это делают мальчики: пятнадцать молодых ханов в настоящее время учатся в школе в Лозанне, но некоторые из них говорят с надеждой, что время наступит быстро, когда нынешние ограничения будут сняты. Среди молодого поколения Биби практически невозможно найти того, кто не умеет читать, писать и вести счета.

Они горько жалуются на нехватку литературы, поскольку, как я уже отмечала ранее, они абсолютно лишены чувства поэзии или романтики, персидская литература им не нравится: «Если это неправда, то какая польза от чтения», - говорят они, если их спросить, почему их не волнует ни один из классических восточных поэтов.
***

Девятиминутный фильм 1925 года рассказывает о том, как для того, чтобы выжить, целое племя бахтиар вынуждено перемещаться в поисках новых пастбищ, пересекая реки и заснеженные горные перевалы

Grass: A Nation's Battle for Life 1925 Bakhtiari tribe of Persia





Продолжение следует
Tags: elizabeth ness macbean ross, Бахтиары, Женщины и путешествия
Subscribe

  • Thomas H.Uzzell

    Вниманию Ильи Лыткина, продолжение обсуждения, которое было здесь Вопрос: Не доводилось ли Вам слышать или читать про активиста ИМКА журналиста…

  • Уши кролика, торчащие из шляпы

    Уши YMCA можно обнаружить везде Карин Беше-Головко объяснила, почему использовать красный мак как символ победы, памяти или даже примирения в…

  • Проект "Украина" - 5. Кадры решают все

    Сегодня в странах бывшего СССР YMCA известна, в основном, как организатор детских летних лагерей и популяризатор скаутского движения. ИМКА (YMCA)…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments