Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Добрые дела

"Мисс Берд была успешной деловой женщиной,
и вся ее благотворительная деятельность
основывалась на мельчайших расчетах  вероятности
получить  почетный и самоуважительный вклад
в поддержание этой деятельности от тех, кто получал выгоду,.»
Об Изабелле пишут, как об очень набожном человеке, в условиях необходимости иметь при себе в путешествии лишь минимум нужных вещей, она никогда не расставалась с Библией и часто ее читала.

Это совершенно неудивительно, посколько вся ее жизнь была связана с Церковью, которой служил ее отец, священослужителями, с которым он встречался, и паствой, которую он окормлял. Еще при жизни она втянулась в дело отца, который боролся за возрождение истиной веры ( из-за этой непримиримой борьбы без компромиссов и протеста прихожан, недовольных запретом на работу по воскресеньям, ему иногда приходилось менять приход ), под его руководством она изучала религиозную литературу и публиковалась в церковной прессе, а также стала заниматься организацией благотворительства.
После смерти отца сестры Берд продолжили его дело.
.
«Мисс Берд интересовалась шотландскими церквями ... Пример отца склонил ее с самого начала к широкому общению с пресвитерианской и епископальной церквями (...) помощь бедным была боевым кличем армии слуг Божьих.» ( Анна Стоддард)

Переселившись на остров Малл и поселившись в маленьком городке Тобермори, сестры принимали деятельное участи в жизни местной баптистской общины и организовавшегося кружка YWCA (организации молодых христианок). Замужние и незамужние женщины видели смысл своей жизни в совершении добрых дел и распространении правильной веры.

Среди инициаторов и организаторов такой деятельности были ее сестра и доктор Бишоп, друг семьи, ставший впоследствии ее мужем.
.

Младшая сестра Генриетта и доктор Бишоп

«Он пообещал ей, что, когда потребность в путешествии появится, она отправится в любой конец земли, который ей манил, и он обычно говорил: ' У меня есть только один грозный соперник в сердце Изабеллы, и это - высокое плоскогорье Средней Азии '. Но в течение нескольких тревожных лет своей супружеской жизни она ни разу не покидала его, за исключением короткого отдыха ».

Отправляясь в путешествия, она искала миссионерские контакты, потому что любой иностранец  мог рассчитывать на помощь в миссионерском доме. Контакты привели к изучению миссионерской работы, в организацию которой постепенно и вовлеклась Изабелла, сначала она участвовала вместе с мужем, а после смерти сестры Генриетты и доктора Бишопа, эта деятельность стала едва ли не самым главным делом ее жизни.

«Потеря моего собственного чистого, святого, героического, неземного, бескорыстного, преданного мужа просто ужасна. Я давно знала, что он был единственным мужчиной ...за которого я могла выйти замуж, имея хоть какой-то шанс на счастье. Долгие годы и изнурительная болезнь сделала его объектом всех моих мыслей, планов, надежд, страхов, интересов. Я жила для него.

Но я не должна писать о своем горе и отчаянии. Жизнь в лучшем случае не может быть очень долгой и будет состоять не из лет, а из дней ... и я предала бы благословенные воспоминания о тех, кого я любила и потеряла, если бы я не стремилась выразить свою благодарность за хорошее  в моей прошлой жизни.

Отныне я должна жить своей собственной жизнью, быть ответственной только перед Богом и моей совестью. Она должна быть одинокой и омраченной тенью смерти, но с Божьей помощью я верю, что она не будет эгоистичной, и в ней не будет ропота».


Потеряв сестру и мужа, Изабелла потеряла основные привязанности к Шотландии. Она продолжала посылать письма друзьям и издателю, которые в конечном итоге стали ее более поздними книгами, но ее поездки стали более продолжительными и более амбициозными, а повествование в книгах  становилось более практичным, стало меньше эмоций, зато появились статистические данные, экономические  анализы, эксперные оценки.

Как уже упоминалось ранее, после смерти доктора Бишопа, в 1886 году Изабелла посвятила себя делу медицинских миссий, изучению медицины в больнице Святой Марии в Лондоне. Вооружившись новыми знаниями и еще более укрепившись христианскими идеалами, она отправилась в  Индию, где основала две больницы: Мемориальный центр Джона Бишопа в Кашемире и Госпиталь Генриетты Берд для женщин в Пенджабе.

Путешествуя в Японию, Корею и Китай, по пути она профинансировала еще три больницы, а также детский дом в Японии.
.

Детский дом в Токио

Она не только вкладывала деньги, но и стремилась сделать миссионерское дело максимально эффективным, инспекция миссионерских пунктов и обсуждение актуальных проблем занимает большую часть в книге о Китае .
По информации Изабеллы Бишоп на тот момент в Китае находилось 2.458 протестантских служителей (включая жен) представляющих разные христианские церкви. Они находились в контакте с 80.632 коренными протестантами, по мнению Изабеллы, у протестантских миссионетов были неплохие перспективы.

Шок, который Китай испытал в результате своего поражения от Японии, вызвал, среди прочего, склонность наводить справки о Боге, вере и знаниях тех «западных варваров», от которых Япония переняла искусство войны.

 Хотя враждебность к христианству, как к деструктивной и социально разрушающей силе, недавно была выражена антихристианскими бунтами ... дух исследования набирает обороты и выражается в больших собраниях в уличных часовнях и церквях.




Церковная миссия в Шаосине ( провинция Чжэцзян)

Христианская церковь в Paoning-Fu

.
Однако, замечала Изабелла, работа по обращению в Китае имеет ряд особенностей, так например, здесь не работает проповедь, потому что знания в этой стране передаются через книгу.
.


Храм Бога литературы



Дворец-библиотека

.
Изабелла настаивала, нужны учителя, знающие местную культуру, уважающие обычаи и не презирающие цвет кожи своих слуг и наемных работников, только в этом случае есть возможность принятия китайцами Евангелия, в противном случае существует опасность, что Китай пойдет по стопам Японии, которая принимает технологии Запада, но отвергает религию.


Библиотекарь


Студенты- христиане в Нинбо в провинции Чжэцзян
.
.
Особенно удивило меня отношение Изабеллы к миссионеркам, слабым и беззащитным женщинам, отважившимся на жизнь, полную лишений, ради заботы о невежественных, больных и бедных в чужой стране.

То, что меня особенно беспокоит, - это растрата рабочей силы и скандал среди туземцев, вызванный непрекращающимися браками и материнством женщин-миссионерок, прекращающих работать; И не только это, но и то, что во внутреннем Китае многие из лучших одиноких женщин тратят свое время на уход за этими матерями в течение пяти и шести месяцев после того, как каждый ребенок появляется на свет. В одной маленькой миссии две дамы убыли четыре года назад, а одна - три года назад, и каждая отказалась от полезной домашней работы.
Каждая из них говорит мне, что у нее никогда не было времени изучать китайский язык с учителем, не говоря уже о миссионерской работе из-за этих младенцев.
Совершенно необходимы различные реформы, и никто не знает об этом лучше, чем сами миссионеры, но любого, кто предлагает их, сочтут врагом.

«Миссис Бишоп, однако, была не согласна с теми, кто считает, что англичанкам неприемлемо жить на удаленных станциях, где нет англичан»,
-
рассказывает Анна Стоддарт [ хотя сама Изабелла не раз была атакована разгневанными китайцами, даже при наличии мужчин - носильщиков и проводников, и часто путешествовала с вооруженным эскортом, все же] она считала, что нахождение в миссии женщин без мужчин может быть вполне комфортным.

«Напротив, она думала, что две женщины моложе тридцати лет, знакомые с китайскими обычаями и языком, могли бы разумно и безопасно занять миссионерскую станцию, где не было других европейцев, при условии, что с ними всегда будет старшая китаянка.

Она указала на нецелесообразность посылки в Китай невест сразу же за миссионерами , поскольку незнание молодой жены народа причиняет ей множество неудобств и снижает эффективность ее мужа. Она думала, что таким невестам следует прожить год или два в Китае, жить со старшими миссионерами, чтобы изучать язык и обычаи страны до замужества.

Она высоко оценила организацию Китайской внутренней миссии, которая обеспечивает это, признавая при этом большие трудности, с которыми сталкивается Церковное миссионерское общество при принятии этого плана из-за того, что его миссионеры находятся в провинциях, где говорят на разных языках и диалектах, так что невесту нелегко разместить очень далеко от миссионера, с которым она обручена, хотя такое расстояние очень желательно с учетом китайского чувства приличия в отношении суженого.»
.
.
И при этом для читателей она рассказывала  о том, как легко впадали в ужас и сходили с ума женщины, ставшие свидетельницами китайских беспорядков, и не имеющие возможности защитить себя и своих детей, как легко они становились объектом ненависти из-за распространявшихся невежественных слухах о том, что европейцы едят младенцев или убивают их ради органов, из которых они делают европейские лекарства.

Я не видела ничего, что могло бы изменить мое мнение о том, что медицинские миссии - самые эффективные пионеры христианства. ...из-за низкой цены на серебро, которое сразу удваивает доход, и буквально безграничного гостеприимства, с которым я столкнулась, мне удалось построить три больницы на 160 коек ... в Сеуле; еще одну ... в Паонинг-фу Се-Чуан, еще одну - в Чоу-фу и приют для двадцати пяти сирот, пострадавших от землетрясения в Токио ...
Это - памятники моему мужу, моим родителям и моей сестре, и вы можете представить себе удовольствие, которое они мне доставляют
.

Она истино верила, что знает, как должно быть правильно организовано дело, исполняемое другими, в тяжелых условиях и угрозой смерти, и результаты доставляли ей удовольствие.


Больница при миссии

Больница


Пациенты


Помощники миссионерской больницы

Изабелла Бишоп открыла сессию Шотландского географического общества (7 ноября) своей лекцией на тему Западный Китай, лорд Лотиан председательствовал, присутствовали две тысячи человек, и ее прием был восторженным. Она повторила эту лекцию в Глазго, Данди и Абердине перед многолюдной аудиторией.

Я восхищена, добротой и гостеприимством Абердина и провела один день летний день на Дисайде. Я настолько привыкла слышать, что меня называют «выдающейся путешественницей и исследовательницей», что я начинаю думать, что имею такое же право на медаль, как и мистер Керзон, и удивляюсь, что мои друзья тоже так не думают.


Миссионерские здания


Ну, и понятно, что ее отношение к другим учениям было пренебрежительным: языческие народы погрязли в пороке только потому, что не знали учения Христа. Да, и отношение к мусульманству было  не лучше.

Когда я путешествовала по Азии, меня очень поразило, как мало мы слышали, как мало мы знаем о том, как грех возводят на престол, обожествляют и поклоняются ему. Везде -  грех и стыд.

Магометанство коррумпировано до глубины души. Мораль мусульманских стран испорчена, а воображение очень порочно. Насколько коррумпирован буддизм, насколько коррумпированы буддисты! . . . Эти ложные верования унижают женщин до бесконечности. Интеллект затмевается, в то время как все худшие страсти человеческой натуры возбуждаются и развиваются в ужасающей степени.

Ревность, зависть, убийственная ненависть, интриги достигли такой степени, что в некоторых странах я почти никогда не бывала в женском доме или возле женской палатки, чтобы меня не попросили дать средство, чтобы обезобразить любимую жену,  лишить ее жизни или лишить жизни маленького сына любимой жены. С этой просьбой обращались ко мне почти двести раз...

Из этого логично следует, что существует также бесконечная деградация людей. Весь азиатский континент развращен. Это место - варварства, пыток, жестоких наказаний, угнетения, коррупции в официальных кругах, что является наихудшим при мусульманском правлении; всего, что является естественным продуктом системы без Бога во Христе.
В их домах отсутствуют святыни; им нечего сказать о праведности, воздержании и грядущем суде; только страх, ожидающий в будущем пламенного негодования с какой-то стороны, которую они не знают ».


А поскольку в мире была так много пороков, уходить на покой было нельзя, Изабелла продолжала путешествовать, а потом - выступать не только  перед миссионерскими огранизациями, но и чиновниками, дипломатами, друзьями.




Кругосветные путешествия Изабеллы

Источник:



Далее:  По Нилу
Tags: isabella bird, Женщина и фотография, Женщины и путешествия, Миссионерство
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Дополнение: Инспектируя фашизм (1938 г)

    Продолжение цикла Восхождение Герберта Гувера В 1938 году Гувер путешествует по Европе, инспектируя образовавшиеся в это время фашистские…

  • Дрегермены

    Канадские спасатели - дрегермены Дрегерман - шахтер, прошедший подготовку в области подземных аварийно-спасательных работ. Это - актуальный…

  • 11. О "некоторых" друзьях

    Уолтер Лиггитт ( The Rise of Herbert Hoover by Walter W. Liggett, 1932) не называл друзей Гувера поименно, оставляя читателя лишь догадываться об…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments