Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Изабелла о бахтиарах


Ранее: Изабелла Бишоп (Берд) - английская писательница и путешественница
.
Хаджи Ильхан - Имам Кули-хан, великий феодальный вождь племен бахтиар, спокойный мужчина средних лет с короткой черной бородой, несколько морщинистое лицо пергаментного цвета, временами со слегка зловещим выражением. На нем была белая фетровая шапка, синяя одежда на зеленой подкладке, а под ней - еще одна  - из тонкого кашемира, с поясом и очень широкие черные шелковые брюки. Это человек с достоинством в поведении, и его необычное выражение лица доброе и вежливое.
Он  - набожный мусульманин, и у него есть хорошо иллюстрированный экземпляр Корана,
который он все время читает...

Хусейн Кули-хан, брат нынешнего  ильхана* и отец ильбега** Исфандьяр-хана, очевидно, был просвещенным и способным правителем; он твердой рукой подавлял грабежи и желал, чтобы маршрут Мохаммера-Шустер-Исфахан был по-настоящему открытым для торговли.

*Ильхан = вождь, **Ильбег = заместитель (помощник ильхана)
Он дошел до того, что пообещал г-ну Маккензи, руководителю одной из ведущих фирм Персидского залива, в письменной форме, что он возьмет на себя личную ответственность за безопасность караванов, проходящих через его территорию, и возместит любые убытки, вызванные грабежом, согласившись взять на себя третью часть расходов за содержание пароходов на Каруне и предоставить 100 мулов для наземного транспорта между Шустером и Исфаханом.

Похоже, что его предприимчивый дух  вызвал персидскую ревность; он попал в немилость Зил-эс-Султана и в 1882 году был казнен ядом во время своего ежегодного визита.

Говорят, что сменивший его нынешний ильхан, возможно, предупрежденный судьбой брата, не проявляет особого интереса к коммерческим предприятиям... он сделал несколько проницательное замечание, что англичане «под одеждой купца часто скрывают солдата ».

Очевидно, что правительство шаха заинтересовано в ослаблении племенной власти и подавлении авторитета и независимости главных вождей, и восточный метод достижения этой цели заключается в заговорах и интригах в столице, путем создания и разжигания местных ссор, и угнетающим налогообложением. Поэтому неудивительно, что многие из главных ханов, чья незапамятная свобода была нарушена в последние годы правительством Тегерана,
с нетерпением ждут того дня, когда одна из западных держав оккупирует юго-запад Персии и обеспечит им безопасность.
.

Хайдар Азиз Хан и слуга

О племени

Их собственные очень смутные предания, которые быстро теряются в сказках, показывают, что они пришли из Сирии под одним вождем и овладели страной, в которой они сейчас живут. Более поздняя традиция гласит, что у потомка этого вождя были две возлюбленные  жены, имеющие  равные права.
У одной из них было четверо сыновей, а у другой - семеро; и после смерти своего отца молодые люди поссорились, разошлись и завещали свою вражду потомкам: семь братьев составляют подразделение Хафт Ланг Бахтиари, а четверо - Чахар Ланг.... Время и более сильное утверждение суверенитета Персии смягчили вражду до общей неприязни, но племена двух групп редко вступают в брак и редко избегают кровопролития, если располагаются лагерем рядом друг с другом.

Персы номинально признают одного главу феодала, ильхана, который связан у власти с другим вождем, именуемым ильбегом.
Ильхан, назначаемый шахом на определенный срок, который может быть продлен на неопределенный срок, несет ответственность за уплату дани, которая составляет около двух уйманов на семью, и за  порядок в Лури-Бузурге.

Хан каждого племени является практически его деспотическим правителем, и каждый соплеменник обязан находиться в его распоряжении.

Что касается дани, то бахтиары находятся под властью Исфахана, за исключением трех с половиной племен, которые находятся под властью Буруджира.

.

правитель Буриджирда


Это - воинственный народ, и хотя он более миролюбив, чем раньше, они лелеют кровную месть и всегда воюют между собой. Их привычки хищны по склонностям и традициям, но они имеют определенные представления о чести и уважении к добровольным обещаниям.

Задача персидского сборщика налогов трудна, поскольку племена находятся в состоянии хронического мятежа и терпят поражение даже в подчинении своему собственному генеральному совету, и сбор часто заканчивается вторжением персидских солдат и правительственным рейдом на отары и стада. Многие из этих людей ужасно бедны, и они ежегодно становятся беднее из-за плохого персидского управления...

Племена насчитывают 29 100 семей.. Если считать, что семья состоит из восьми человек, что я считаю справедливой оценкой, то в результате получится 232 800 человек.

В нескольких небольших деревнях с  землянками на малых высотах на протяжении всей зимы обитает часть  жителей,  а другая часть мигрирует вместе с большей частью скота; и 3000 семей двух великих
подразделений племени - это «жители городов», т.е. они вообще не мигрируют; но остальные - кочевники, то есть у них есть зимние стоянки на теплых равнинах Хузестана и в других местах, а также летние пастбища в районе Верхнего Каруна и его притоков, они совершают две ежегодные миграции...


Мост через реку Карун у Дупулана
Кару́н — наиболее полноводная и единственная судоходная река на территории Ирана.
До XX века — главнейшая транспортная артерия страны.
.
Несмотря на то, что они скотоводческий народ, они в последние годы ... возделывают ряд своих долин, засевая их ранней осенью, оставляя поля на период зимы и ранней весны, а по возвращении собирают урожай - в июле...

Они живут за счет продуктов своих отар и стад, квасных лепешек из пшеничной и ячменной муки и пасты из желудевой муки. В религии они - фанатичные мусульмане, но сочетают в себе поклонение реликвиям природы с принципами ислама...

На этом перевале мы встретили большое количество семей илятов, направлявшихся к своим летним стадам со своими отарами коричневых овец и черных коз. Их шатры со всем остальным имуществом были упакованы удобными свертками на маленьких коровах, а женщины с младенцами и большими деревянными колыбелями сидели на ослах. Бездетные женщины, старшие дети и мужчины шли пешком...




Крепость ильхана в Ардале


.
Визит к ильхану

Когда мы приехали, крыши и балконы дома ильхана были заполнены людьми, которые нас  рассматривали. Агу сразу позвали, и я отправила рекомендательное письмо от Амин-эс-Султана.
Прибыли подарки, были нанесены официальные визиты, главная жена ильхана назначила час, в который меня примет, и несколько конных всадников пришли и проводили меня во дворец.

Главная особенность дома - большой зал для аудиенций над входом, в котором вождь проводит ежедневный дурбар, а на глубоком балконе снаружи обычно толпятся толпы соплеменников, и все они имеют свободный доступ к нему. Люди  непрерывно приходят и уходят.

Дворец, или крепость, похож на двухэтажный караван-сарай, окружающий большой неухоженный двор, вокруг которого расположены конюшни и коровники, а также помещения для солдат и слуг. Во внешнем фасаде здания расположены глубокие арки с углублениями, где находятся помещения, в которых исфаханские торговцы, приезжающие сюда на месяц, выставляют свои товары.

Мы прошли под залом аудиенций ильхана по широкому арочному коридору с глубокими углублениями с обеих сторон и через заброшенный неровный двор,  затем - по длинному, темному арочному коридору, ведущему во второй двор ... По периметру находится ряд жилых комнат для  сыновей ильхана и их семей, там же - андарун, или дом женщин. На дальней стороне форта - высокая квадратная башня с бойницами и амбразурами.

Стражник, охранявший вход в андарун, позволил Мирзе
[Мирза Юсуф -переводчик] меня сопровождать. Несколько ступенек ведут из двора в высокую продолговатую комнату с глубокой нишой, в подушках и с камином. Крыша опирается на деревянные столбы. Передняя часть комнаты, выходящая во двор, полностью украшена резьбой, заполненной бледно-голубым и янтарным стеклом. Ниша и часть пола были покрыты очень красивыми бело-голубыми коврами, сделанными женщинами.

Главная жена, симпатичная женщина лет сорока с широким ртом, подошла ко мне, поцеловала мою руку, подняла ее ко лбу и села на большую ковровую подушку, а другие жены повели меня в нишу и усадили на кучу подушек, заняв свои места в ряд на полу напротив, но не поднимая глаз и не говоря ни слова. Остальная часть комнаты была заполнена женщинами и детьми, и многие другие женщины  загораживали дверные проемы, все толпились и напирали вперед, несмотря на упреки и шлепки, часто совершаемые основной женой.

Три молодые  бахтиарские жены имели стиль красоты, который был для меня в новинку - прямые носы, широкие рты, тонкие губы и длинные подбородки. У каждой вытатуированы три звезды на подбородке, одна в центре лба и несколько на тыльной стороне рук. Брови индиго не только удлинены, но и соединяются на переносице. Ногти и внутренняя поверхность рук окрашены хной. Волосы свисают вокруг их диких красивых лиц до ключиц, распущенными, тяжелыми, но чистыми массами.

Среди «зажиточных бахтиарских женщин», как и у персов, очень большое внимание уделяется волосам, хотя они редко выставляются на обозрение. Они естественно черные как смоль и очень густые. Их моют по крайней мере один раз в неделю с тонкой пастой из желтоватой глины, найденной среди гор Зард-Кух, которая имеет сильный очищающий эффект.

Но женщины не довольствуются своими волосами как таковыми и меняют их оттенок с помощью искусных методов. Они делают густую пасту из хны, оставляют на два часа, а затем смывают. В результате получается насыщенный каштановый оттенок. Затем аналогичную пасту из измельченных в порошок листьев индиго намазывают на волосы на два часа. При удалении прядки становятся темно-зелеными, но через сутки они становятся насыщенно-сине-черными. Процесс нужно повторять каждые двадцать дней, но он помогает заполнить бесконечный досуг жизни. Выполняется он банщицами.

Справедливости ради  я должна добавить, что мужчины красят свои волосы в равной степени с женщинами, от сияющих иссиня-черных усов шаха до ярко-оранжевой бороды Хаджи Хусейна...
У некоторых детей и внуков ильхана волосы окрашены только хной до насыщенного каштанового оттенка, что очень идет к каштановым глазам и нежной бледности некоторых из них.

На женах были невероятно широкие черные шелковые брюки, плотно обтянутые до щиколоток  и короткие черные жилетки, свободные и расстегнутые спереди; и черные шелковые простыни, прикрепленные к повязке, закрепленной на голове, окутывали их фигуры. У них, по обыкновению, маленькие и красивые руки с заостренными пальцами и тщательно сохраненными ногтями... главная жена, правящая остальными, тоже была одета в черное.

В ней есть определенная степень миловидного достоинства, и, после увиденного внешнего мира во время паломничества в Мекку... а также - проживания в Тегеране, ее разум несколько пробудился.

Бахтиарские женщины, как правило,  не носят вуали и не изолированы, но высшие вожди, побывавшие в столице, думают, что это - шикарно, принять персидские обычаи в отношении женщин, а низшие вожди, когда у них есть свои дома, следуют их примеру...

Моя беседа с «королевой» состояла в основном из вопросов и ответов, которые время от времени менялись, переходя в оживленную беседу с Мирзой Юсуфом. Среди множества задаваемых вопросов были следующие: в каком возрасте наши женщины выходят замуж? сколько жен у Аги? , как долго нашим женщинам разрешено держать при себе мальчиков? почему я не крашу волосы? не знаю ли я, как убрать морщинки? отбеливать зубы? и т.д..... разводятся ли со своими женами в сорок лет наши мужчины? почему мистер отказался от жены племени бахтиар? еду ли я собирать травы?  ищу ли я  растение, которое, если оно будет найдено, превратит неблагородные металлы в золото? и т.д.

Она сказала, что у них очень скучная жизнь и они не знают никаких обычаев, кроме своих собственных; что они хотели бы увидеть Агу, который, как они слышали, был на голову выше их самых высоких людей; что они надеялись, что я буду в Чигахоре, когда они там будут, так как там будет менее скучно, и она извинились за то, что не предложили чай или сладости, так как сейчас пост, который они очень строго соблюдают. Я сказала им, что Ага хочет сфотографировать их, и Хаджи Ильхана - с ними. Они были в восторге, но им пришло в голову, что сначала нужно получить согласие ильхана.

В этом было отказано, и один из его сыновей, жена которого очень красива, сказал: «Мы не можем позволить сделать изображения наших женщин. Это не наш обычай. Мы не можем позволить, чтобы изображения наших женщин находились в чужих руках. Порядочных женщин не фотографируют. Среди племен вы можете найти женщин, достаточно низкопробных, чтобы их можно было сфотографировать».

Старшая жена предложила мне подарить своего внука, которому я даю тонизирующее средство, если я смогу сделать его сильным и вылечить его глухоту. Он - бледный, не по годам развитый десятилетний ребенок, с карими глазами и искусственно окрашенными рыжими волосами...

Когда неожиданно легкомысленный разговор прекратился, они привели на лечение детей, страдающих такими недугами, как офтальмия
[воспаление глаз], чесотка, но отвергли мое заявление, что всем лекарствам должно предшествовать обильное использование мыла и воды.

Среди взрослых превалирующими недугами кажутся головные боли, потеря аппетита и диспепсия.
С особой серьезностью они просили любовные зелья и чары, чтобы вернуть потерянную любовь, и странно посмотрели на меня, когда я сказала, что ничего не могу для них сделать. Это все, к сожалению, наводило на размышления.

В этом помещении могло быть не менее шестидесяти женщин и детей, многие, а на самом деле - большинство из них, ужасно грязные. Среди них было несколько рабов-негров и мулатов.


Ардал


Визит к ильбегу

После обеда, по желанию ильбега, я нанесла визит дамам его гарема. Нагхун соперничает с другими деревнями племен в том, что они содержат самые плохие постоянные жилища, которые я когда-либо видела.

Дом Исфандьяр-хана представляет собой глиняное строение, окружающее двор, через который посетитель попадает в другой, вокруг которого находятся женские апартаменты. Оба двора были заброшенными, неровными и зловонными из-за груды отбросов и мусора, лежащих под палящим солнцем. Меня встретили пятнадцать дам в приятном, чистом, побеленном помещении, с яркими коврами и шелковыми подушками на полу, стеклянными бутылками и другими украшениями.

В верхней части комнаты меня приветствовала не главная жена, а дородная женщина средних лет, сестра хана и, очевидно, дуэнья гарема, поскольку ни одна из других женщин не осмеливалась  пр и ней говорить. Мне предоставили стул перед карси, покрытым подносами со сладостями. Мирза и слуга-мужчина стояли в дверях, и стайки женщин и детей на цыпочках пытались заглянуть в комнату.
Присутствовало несколько рабов, угольно-черные негритянки с  курчавыми головами и огромными ртами. Пятнадцать дам держали свои чадры на лицах так, чтобы был виден только один глаз, поэтому я отослала Мирзу за занавеску и попросила об удовольствии увидеть их лица, и тогда они все открылись с громким смехом.

Результат разочаровал. Все женщины были молоды, но только одна была действительно красивой. Жены - брюнетки с длинными подбородками, на них были чадры из муслина, короткие расшитые золотом жакеты, марлевые сорочки и яркие брюки-шаровары.

Три других женщины были в черных атласных широких брюках, черных шелковых куртках, желтых марлевых жилетах и ​​черных чадрах с белыми пятнами. Эти трое были буквально лунолицами, как изображения луны на старых часах, таких типов лиц я еще не видела. Все носят волосы, вынесенные на передний план, где они свисают волнистыми массами с каждой стороны лица. на головах - тюбетейки из черного шелка, расшитые золотом, и длинные цепочки золотых монет от спины до ушей, с двумя, тремя или четырьмя длинными ожерельями, в которых монеты были очень большими и красивыми ...

После чая у меня была довольно оживленная беседа с сестрой хана, которая бывала в Басре, Багдаде и Мекке. Помимо обычных вопросов о моем возрасте, покраске волос, раскрашивании лица и т. п., с предложениями их методов по улучшению моих глаз и бровей, она немного распрашивала о моих поездках, о брачных обычаях Англии, о разводе, положении женщин, их свободе, искусстве верховой езды и развлечениях.

Она сказала: «Мы не катаемся, мы сидим на лошадях». Не могла она также понять и танцы для развлечения : «Наши слуги танцуют для нас », - сказала она. Она считала, что совместные танцы мужчин и женщин и вечерние платья англичанок противоречат элементарным принципам морали...

«Мы ведем такую ​​скучную жизнь, - воскликнула сестра хана, - мы никого не видим и никуда не уходим». Кажется, что малейшее развитие интеллекта пробуждает их к осознанию этой прискорбной тупости, о которой, к счастью, непробужденный разум не подозревает. ..

Они спросили меня, умею ли я читать и делаю ли ковры? Они неизменно спрашивают, есть ли у меня муж и дети, и когда я говорю им, что я вдова и бездетна, они имитируют плач в течение одной или двух минут - лицемерие, которое, хотя и исходит из доброго чувства, имеет очень болезненный эффект.

Их занятие зимой - ковроткачество, они также делают разновидность нуги из манны, растущей на дубах в горах, смешанной с измельченным миндалем и розовой водой. Когда я завершила свой визит, они прислали со мной слугу с подносом этих и других сладостей собственного приготовления.

Мне стало жаль их, больше, чем я могу сказать, потому что я еще больше осознала полную и невыразимую деградацию и тупость их жизни.
.


Переправа через  реку Карун
.
О лечении

Мой лагерь находится рядом с пешеходной тропой, недалеко от восхитительного источника, к которому часто прибегают илятские* женщины, которые набирают воду в медных горшках и сплетничают там. Иляты идут к своим летним стоянкам, и по ночам время от времени слышен ровный топот их отар и стад и блеяние их овец. Иногда одна из их лошадей или коров спотыкается о веревки палатки и чуть не обрушивает ее.

* Иляты — арабское собирательное имя для кочевых народов, большей частью тюркского происхождения, населяющих Иран, в отличие от «райат» — оседлого населения персидского происхождения. В общественной жизни Ближнего и Среднего Востока иляты-кочевники, обладавшие обширными пастбищами, занимали господствующее положение в отличие от закрепощённого оседлого населения. Своё влияние иляты начали терять с развитием капиталистических отношений во второй половине XIX века

Слуги ильхана с посланиями и подарками в виде творога, маринованного в сметане сельдерея и абрикосов ходят туда - сюда. Больные приходят через определенные промежутки времени в течение всего дня, а аптечка запрашивается ежечасно.

Больных не всегда устраивают случайные посещения палатки хакима
[хаким -означает врача-мусульманина, лечащего по правилам традиционной арабской медицины, Изабеллу, оказывающую медицинские услуги в своей палатке,  называли этим термином ] : мужчина, у которого маленькая дочь, больна желтухой, после того, как дважды приходил за лекарством, разбил палатку и обосновался в ней со своим ребенком рядом со мной, а женщина с больными глазами также разбила палатку рядом с моей; в настоящее время тринадцать человек приходят дважды в день, чтобы закапать им в глаза цинковый лосьон.
.



Бутылочка из аптечки Берроуз Велком
.
Слава о лекарствах из аптечки широко распространилась, и если я беру обычные порошки из бумаги или жидкости из бутылок, люди качают головами и говорят, что им не нужны эти лекарства, а «прекрасные лекарства из кожаной коробки»


Походная аптечка, выпускавшаяся фирмой Берроуз Велком
.
Это предпочтение настолько велико, что они отвергают отвары разновидностей артемизии, мощного тонизирующего средства, если только я не закапаю туда перманганат калия (жидкость Конди)  из бутылки у них на глазах.


Миссис Бишоп, или - Изабелла Берд ( полная женщина справа)
у своей палатки во время поездки по земле бахтиар.

Они понятия не имеют о разнице между излечимыми и неизлечимыми недугами. Многие люди, полностью слепые, прошли большие расстояния за лосьоном для глаз, а сегодня ночью вошел почти слепой человек, ведущий человека, который был полностью слепым уже восемь лет, и попросил меня восстановить его зрение. Слепой привел слепого из лагеря за двадцать четыре мили отсюда!

Они верят, что я могу вернуть им слух, а мужчины с искалеченными или парализованными конечностями думают, что, если я дам им какую-нибудь «мазь», о которой они слышали, они могут  выздороветь.

.


О кочевниках

Когда ранним утром или днем ​​племя достигает места для разбивки лагеря, все делается самым упорядоченным образом. Младенцев сажают в колыбели, мужчины при необходимости расчищают землю, забивают колышки и ставят шесты ... но женщины делают действительно тяжелую работу.
Их лорды, легко удовлетворенные своим минимальным трудом, вскоре уже наслаждаются своей трубкой и бесконечными сплетнями из жизни бахтиар.

Шатры, сделанны из шерсти черной козьей шерсти,  женщины натягивают ее на шестах, после чего внутреннюю часть чистят щеткой для удаления копоти. В хорошей палатке ставят ширмы из тростника, чтобы разделить пространство на две или более части, и некоторые племена ограждают весь лагерь этими ширмами, оставляя одно отверстие, и используют внутреннее пространство для овчарни. Небольшие кусты выкапывают для топлива. Женщины также набирают воду, а мальчики ухаживают за стадами. Однако во многих лагерях нет ни заборов, ни защитных экранов, и их обитатели живут без каких-либо попыток уединения и полагаются в безопасности своих стад на больших и надежных собак, которых в каждом лагере есть несколько штук.

Когда они переезжают, основная часть труда снова ложится на женщин. Сначала они складывают багаж в аккуратные небольшие тюки, подходящие для спины быков; затем они поднимают колышки для палаток, бросают палатки и закатывают их в тростниковые ширмы, причем все, что предпринимают мужчины , - это помогать загружать волов. Этот процесс проводится каждый раз, когда племя останавливается хотя бы на несколько дней. В хорошую погоду, если племя ежедневно направляется к своему летнему или зимнему лагерю, семьи часто спят под открытым небом.

Процесс разбивки лагеря из семидесяти палаток занимает около двух часов ... складывают такое же количество палаток около часа. Эти кочевники ведут свободную, дикую жизнь, полную драк и заговоров, но, вероятно, более счастливую, чем у обычных людей.





Как можно заметить, Изабелла имеет не слишком приятное мнение о бахтиарах, демонстрируя интеллектуальную надменность при сталкновении с "невежеством и ленивым бессмысленным существованием отсталых народов".  Более того, в данном случае, очевидно после общения с Сойером, она начинает выделять бахтиар и противопоставлять их центральному правительству, выделяя неэффективность последнего в управления ими.

Это, как бы подсказывает читателю, что близкие отношения с этим племенем в развитии сепаратных отношений могут быть благоприятны для обеих сторон, что и подтолкнуло бахтиар к дальнейшим событиям, о которых я расскажу в истории другой путешественницы, Элизабет Росс.

А следующим объектом исследований Изабеллы оказалась Корея.

Источник:
Journeys in Persia and Kurdistan by Mrs. Bishop ( Isabella L. Bird)

К племени бахтиар я еще вернусь, когда буду рассказывать о путешествии другой англичанки, Элизабет Росс. А следующий рассказ  будет о новом путешествии Изабеллы

Далее: В Корее
Tags: isabella bird, Женщина и фотография, Женщины и путешествия
Subscribe

  • О чем не писали в газетах

    В телеграмме итальянскому генералу Карло Канева премьер-министр Джованни Джолитти предложил свое решение присутствия так называемых…

  • Мэрион Пост Уолкотт

    Вообще-то, не удивительно, что американский феминизм так агрессивен. Героиню моего сегодняшнего рассказа коллеги-мужчины пытались выкинуть из…

  • Дэвид Тенли

    Эта фотография сделана в 1994 году, на ней известный фотожурналист Джеймса Нахтвей с с риском для жизни ведет съемку во время беспорядков в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments