Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

На Хоккайдо

..
Достигнув Аомори, главного города на острове Хонсю, она пересекла пролив Цугару, отделяющий остров Хонсю от острова Хоккайдо. Хотя Изабелла называла остров Йезо, официальное название с 1869 года было Хоккайдо. Переименование было частью плана по укреплению связей острова с остальной Японией; Центральное правительство считало русскую колонизацию серьезной угрозой, и японцы предприняли серьезные усилия по развитию и колонизации острова, чтобы избежать этого.

Изабелла прибыла на Хоккайдо в бушующий шторм и остановилась в Доме церковной миссии, которым управляет английская пара. Этот английский дом, пейзаж Хоккайдо, напоминавший ей Шотландию, и даже шторм заставили ее впервые за несколько месяцев почувствовать себя как дома:

Как замечателен музыкальный шум северного океана! Как воодушевляют визг и завывание буйного ветра! Даже яростный дождь по-домашнему, а холод, от которого дрожишь, возбуждает! Вы не можете себе представить, как приятно находиться в комнате с запирающейся дверью, находиться в постели, а не на носилках, находить двадцать три письма, содержащие хорошие новости, и иметь возможность читать их в тепле и тишине под крышей английского дома!

На Хоккайдо характер поездки Изабеллы значительно изменился. Во-первых, она обнаружила, что ее первоначальные сомнения по поводу Ито, своего наставника, были небезосновательными. Она встретила мистера Мариеса, предыдущего работодателя Ито, и оказалось, что Ито все еще был с ним по контракту, и ему совсем не понравилось, что Ито исчез в погоне за более высокой зарплатой. Она достигла соглашения с г-ном Мариесом (Ито не имел решающего слова), что она может продолжать нанимать Ито для своих путешествий по Хоккайдо, но после этого Ито будет возвращен г-ну Мариесу.

Второе изменение заключалось в том, что на Хоккайдо ей не нужно было беспокоиться о том, чтобы избегать проторенных дорог: весь Хоккайдо был плохо изучен, поэтому неизведанные дороги были везде. Наконец, ее путь через север Хонсю снискал ей большое уважение, и посольство Великобритании и правительство Японии были готовы ей помочь:

[японское правительство] предоставило мне шомон, своего рода официальное письмо или свидетельство, дающее мне право получать лошадей и кули повсюду по правительственной ставке 6 сен ари, с предварительным требованием на проживание в домах для официальных лиц в их округах, а также для помощи и поддержки официальных лиц в целом; и губернатор далее телеграфировал на другой берег вулканического залива, желая, чтобы власти дали мне право пользования правительственной курумой, пока она мне понадобится, и задержать пароход для моего удобства!


Курума

Эти курума-бегуны носили короткие синие хлопковые штаны, пояса с прикрепленным мешочком для табака и трубкой, короткие синие хлопковые рубашки с широкими рукавами и расстегнутыми спереди, доходящими до талии, и синие хлопковые носовые платки, завязанные вокруг головы,
кроме случаев, когда солнце было очень жарко, когда они брали плоские диски диаметром в два фута, которые всегда висят за курумами и используются либо на солнце,
либо под дождем, и привязывали их на головы.
На них были соломенные сандалии, которые приходилось менять дважды по дороге.
С валов свисали бело-голубые полотенца, чтобы вытереть пот, обильно стекавший по поджарым коричневым телам. Верхняя одежда всегда летела за ними, демонстрируя грудь и спину,
искусно вытатуированные драконами и рыбами.
Татуировка недавно была запрещена; но это было не только любимое украшение,
но и заменитель скороизнашиваемой одежды.

Хоккайдо был (и остается) домом для айнов, особой этнической группы, похожей на аборигенов Австралии и индейцев Северной и Южной Америки.  Главным событием поездки на Хоккайдо было пребывание в доме вождя айнов Бенри. В то время о Хоккайдо и айнах было мало что известно, поэтому поездка Изабеллы превратилась в этнографическую экспедицию, имевшую научное значение.

Айны

Изабелла очень подробно описала одежду, поведение и религиозные обычаи айнов, написав скорее этнографический трактат, чем отчет об интересной поездке.



Они повсеместно татуируются, не только с широкой полосой над и под ртом, но и с полосой на суставах, за которой следует сложный узор на тыльной стороне ладони и серия браслетов, доходящих до локтя. Процесс обезображивания начинается в пятилетнем возрасте, когда некоторые из несчастных еще не отлучены от груди.

Сегодня утром я видела операцию, сделанную милой маленькой умной девочке. Женщина взяла большой нож с острым концом и быстро прорезала несколько горизонтальных линий на верхней губе, внимательно следя за изгибом очень красивого рта, и, прежде чем легкое кровотечение прекратилось, осторожно втерла немного блестящей сажи, которая собирается на коврике у огня. Через два-три дня покрытую шрамами губу промоют отваром коры дерева, чтобы закрепить узор и придать ему синий оттенок, из-за которого многие люди принимают его за мазок краски.
У ребенка, которому вчера провели этот второй этап, губа ужасно опухла и воспалилась. Последняя жертва крепко сцепила руки вместе, пока были нанесены порезы, но не заплакала. Рисунок на губах углубляется и расширяется с каждым годом до момента замужества, и круги на руке удлиняются аналогичным образом.

Мужчины не могут объяснить причины этого обычая. Они говорят, что это старый обычай и часть их религии, и ни одна женщина без нее не может выйти замуж.

Бенри считает, что японский обычай чернить зубы эквивалентен этому; но он ошибается, поскольку эта церемония обычно следует за свадьбой.

Татуировать руки начинают, когда девочке пять-шесть лет, и работают от локтя вниз. Они заявили, что очень огорчены и обеспокоены недавним запретом на нанесение татуировок. Они говорят, что боги рассердятся, и что женщины не могут выходить замуж, если они не татуированы; и они умоляли меня и г-на фон Зибольда ходатайствовать по этому поводу перед японским правительством от их имени . Они менее апатичны в этом вопросе, чем по любому другому вопросу, и часто повторяют: «Это часть нашей религии». (...)


Женщины моют руки один раз в день, но другое мытье неизвестно. Они никогда не стирают одежду и носят ее днем и ночью. Боюсь предполагать состояние их угольно-черных волос. Их можно назвать очень грязными - такими же грязными, как массы наших людей дома. Их дома кишат блохами, но в этом отношении они не хуже японцев. Однако горные деревни выглядят очень чистыми, лишенными мусора, куч, луж и всякой неухоженности, а внутри и снаружи домов нет неприятных запахов, так как они хорошо вентилируются ... соль рыба и мясо хранятся в подвалах. Волосы и бороды стариков вместо того, чтобы быть белыми, как должно быть, желтеют от дыма и грязи.

Но отношение ее к отсталым народам было - в духе времени и воспитания - расистским.



Старейшина айнов

Мужчины примерно среднего роста, широкоплечие, плотного , очень крепкого телосложения, руки и ноги короткие, толстые и мускулистые, кисти и ступни большие. ... Головы и лица очень поразительны. Лоб очень высокий, широкий и выпуклый и на первый взгляд производит впечатление необычной способности к интеллектуальному развитию; уши маленькие и низко посажены; носы прямые, но короткие, у ноздрей широкие; рты широкие, но хорошо сформированные; а губы редко бывают полными. Шея короткая, череп округлый, скулы низкие, а нижняя часть лица мала по сравнению с верхней ... Глаза большие, довольно глубоко посаженные, очень красивые, цвета а. насыщенный жидко-коричневый цвет, необычайно мягкое выражение, а ресницы длинные, шелковистые и густые. Кожа имеет итальянский оливковый оттенок, но в большинстве случаев тонкая и светлая ... Черты лица, выражение и внешний вид скорее европейские, чем азиатские ...

Согласно г-ну Дэвису, средний вес мужского мозга взрослого айно, установленный путем измерения черепов айно, составляет 45,90 унций аворирдупуа, что превышает вес мозга всех рас, индусов и мусульман на равнинах Индии, и что из р. 258 аборигенных рас Индии и Цейлона, и параллельна только расам Гималаев, сиамов и китайских бирманцев. Далее г-н Дэвис говорит, что это превышает средний вес мозга азиатских рас в целом. Но при всем этом айно - глупые люди!
<...>


Дома айнов

Бенри для Айно довольно умен. Два года назад сюда подошел мистер Денинг из Хакодате и сказал ему, что есть только один Бог, который создал всех нас, на что проницательный старик ответил: «Если Бог, который создал тебя, создал нас, то как же ты такой? разные - вы такие богатые, а мы такие бедные?


Да и в отношении к чужой культуры она не могла избавиться от миссионерского взгляда и стереотипов.

Храм в Рокуго был очень красивым и, за исключением того, что его украшения превосходили прочность и хороший вкус, мало чем отличался от римской церкви. Низкий алтарь, на котором стояли лилии и зажженные свечи, был задрапирован синим и серебряным, а на большом алтаре, драпированном малиновой и золотой тканью, не было ничего, кроме закрытого святилища, курильницы и вазы с лотосы.

Для нее японская религия была «идолопоклонством» и «суеверием» Это отношение XIX века еще более ярко проявляется в ее описаниях айнов. Она очень восхищалась некоторыми аспектами общества айнов, в том числе теплым гостеприимством, оказанным ей, но при этом замечала:

Эти айно, несомненно, занимают высокое положение среди нецивилизованных народов. Однако они так же безупречны, как и самые дикие из кочевых племен, и контакт с цивилизацией, где она существует, только унижает их. Несколько молодых айно были отправлены в Токио, где их обучали и обучали по-разному, но как только они вернулись в Йезо, они впали в дикость, не сохранив ничего, кроме знания японского.
Они очаровательны во многих смыслах, но также огорчают своей глупостью, апатией и безнадежностью, а также тем печальнее, что их число, кажется, снова увеличивается; и поскольку их телосложение очень хорошее, в настоящее время не существует перспективы вымирания расы.



Амбар


***

Изабелла Бёрд прибыла в Японию 21 мая 1878 года,  выехала из Токио в Никко 9 июня, она оставалась в Никко с 14 по 23 июня, в Ниигате с 3 по 10 июля, она достигла Хоккайдо 10 августа и оттуда уехала в Токио 21 сентября. В Токио она обсудила и уточнила свои записи, используя советы британского дипломата сэра Гарри Паркса.

HSParkes.jpg
Sir Harry Smith Parkes (1828-1885)

Наконец, 19 декабря она покинула Японию. Из Японии она отправилась в Китай, побывала в Гонконге, Сингапуре , Сайгоне, затем попутешествовала по Малайзии, отправилась  на Цейлон, а потом - в Каир. Однако там она заболела тифом и ей пришлось возвратиться долечиваться домой.

В 1880 году появилась книга Unbeaten Tracks of Japan, это было очередное радостное событие, поскольку книга была высоко оценена публикой.

Однако, случилось и несчастье, в апреле 1880 года  сестра Генриетта заболела брюшным тифом и в июне скончалась. В 1881 году скорбящая Изабелла приняла, наконец, предложение доктора Бишопа, который был на десять лет младше нее, и вышла за него замуж.

Говорят, что Изабелла так горевала о сестре, что на свадебную церемонию пришла в  трауре. Был ли этот траур - по сестре или по утраченной свободной жизни, мы не знаем, но последующие годы Изабелла старалась жить, как примерная супруга и соратница , участвуя в добрых делах церкви и миссионерской деятельности, периодически впадая в болезненное состояние и депрессию.

По-видимому, с шотландским климатом или медициной, было определенно, что-то не так, потому что через шесть лет, в 1886 году, умер доктор Бишоп, и Изабелла опять приобрела свободу действий, став всеми уважаемой вдовой , миссис Бишоп..

В возрасте 57 лет, она сама начала учиться медицине, приобрела фотоаппарат и освоила технику фотографии.

А в 1889 году она опять выбрала свое единственное лекарство от депрессии - снова отправилась в путь.

Теперь это было путешествие по Индии и Тибету, затем - возвращение по Персии, Армении и Турции. Ей удалось увидеть Басру, Багдад, Тегеран, Исфахан, проехать через Курдистан к Черному морю,  добраться до Константинополя, а оттуда - в Париж, куда она прибыла 25/12/1890. Об этом - рассказ впереди.

Источник

Еще по теме в другом журнале:  Хоккайдо - русский остров

Далее: Изабелла в Персии
Tags: isabella bird, Женщины и путешествия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Британское правосудие

    Британский суд Продолжение 4. Просто бизнес Казалось бы, коррумпированное китайское руководство отстранено от власти, у руля поставлен…

  • 4. Просто бизнес

    . Продолжение 3.Настоящий империализм Итак, Чжан подписал соглашение о передаче прав только после того, как ему был предложен меморандум, в…

  • 3.Настоящий империализм

    «Китай оказался вехой в жизни Герберта Гувера. В Китае продолжилось превращение инженера в человека, который думал о средствах к…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments