Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Category:

Колониализм и его проводники. Окончание

Колониализм и его проводники ( начало)
.
Один из главных баптистских миссионеров, Альфред Сейкер, был полон решимости создать для своих братьев по вере постоянное поселение в Камеруне. Баптисты заставили короля подписать договор аренды земли, аналогичный договору об аннексии.

Король Бимбии Уильямс не понимал, что  миссионер, приобретая у него участок земли, использовал  свою деятельность для создания экономического протектората Британии. Он объяснил приобретение участка земли для создания баптистской колонии, которую он назвал Викторией, следующим образом:

Это дом для наших людей, где будет  торговля  ... Я ищу только место для поселения…
Здесь, если правительство ее величества санкционирует и поддержит наши усилия, будут размещены склады угля, продовольственные запасы, строительные площадки и все остальное, необходимое для торговли. Здесь также будет проложена дорога, чтобы местные продукты можно было доставлять по гладкой воде для Европы. Это будет религиозная, просвещенная колония…


Доклад Сейкера перед Баптистским миссионерским комитетом (BMC)  широко освещает  торговые и деловые возможности, которые побережье Камеруна может предоставить британцам. Объявив, что Камерун - наш, и что есть возможности проникнуть внутрь страны, Сейкер выступил с ясным призывом к британским инвесторам рассмотреть возможность приезда в Камерун. В этом докладе - очень мало сказано о духовных целях приобретения земли, лишь то, что она будет "религиозно просвещенной колонией".

Миссионеры вовлекали большинство правителей африканских общин в подписание различных договоров, которые впоследствии использовались колонизаторами для захвата колоний. Например, Такер, британский миссионер, выполняющий задание  Общества миссии Церкви (Vhurch Missionary Society)   был переводчиком при заключении соглашения с Бугандой в 1900, по которому  политические, экономические и социальные полномочия переходили к  британскому правительству.

Сэр Гарри Джон Стоун, подписавший контракт от имени британского правительства, признался:

«Я, Джон Стоун, обязан признать помощь, предложенную мне миссионерами, особенно Общества миссии Церкви. Без их помощи, я не думаю, что предводители Уганды согласились бы на договор, который фактически передает их страну и землю в британские руки ».

Миссионерское покорение королевства Буганда, может служить характерным примером колониального завоевания суверенного государства, происходившего во времена расширения колониального господства промышленно развитых государств над менее развитыми.
.
.
Буганда, изначально являвшаяся вассальным государством Буньоро, быстро развивалась, в восемнадцатом и девятнадцатом веках и стала доминирующим в регионе королевством. Буганда начала расширяться в 1840-х годах и использовала флоты военных каноэ, чтобы установить «своего рода имперское превосходство» над озером Виктория и прилегающими регионами.
Подчиняя более слабые народы, Буганда превратилась в могущественную «зародышевую империю».
.
File:Buel - Buganda war canoe 1875.jpg
.
Первый прямой контакт королевства с европейцами был установлен в 1862 году, когда в Буганду вошли британские исследователи Джон Хеннинг Спик и капитан сэр Ричард Фрэнсис Бертон .
Согласно их сообщениям, королевство было высоко организовано и практиковало массовые человеческие жертвоприношения, при этом ежегодно погибало около 800 человек.

Правитель Буганды Мутеса I , которого посетили такие исследователи, как Джон Ханнинг Спик, Джеймс Огастес Грант и Генри Мортон Стэнли, гостеприимно пригласил в страну Общество миссии Церкви
.
Мтеза
Mukaabya Mutesa I.
18561884



Это- единственно сохранившаяся фотография Мутесы, которую сделал Генри Стенли
.
Большая часть того, что известно о Мутесе, исходит  от различных исследователей Буганды и некоторых зарубежных исследователей, в частности Джона Хеннинга Спика, Генри Стенли и Общества миссии Церкви.

Стенли особенно нравился Мутеса, и поэтому, описывая его англичанам, он называл его красивым мужчиной, манеры которого могли легко соответствовать моим собственным.
В письме королеве Виктории, опубликованном в «Дейли телеграф» от 15 ноября 1875 года, Стэнли рассказывает о заинтересованности Мутесы христианством и умении читать по-арабски,
подчеркивая при этом высокий интеллект правителя и его народа.
.

.
Одним из миссионеров из Общества Миссии Церкви был Александр Мердок Маккей., ему и было поручено привести Буганду к христианству, но несмотря на приложенные усилия, Мутеса так и не перешел в христианство.
.

.

Помимо Маккея, в страну прибыли французские миссионеры-католики, которые начали проповедовать католицизм. Вскоре в стране появились группы новообращенных (католиков и протестантов), помимо группы мусульман. Все эти группы были уверены в превосходстве только открывшегося им учения. Закладывались условия для внутренних противоречий, на которых колонисты будут играть в будущем, и играют до сих пор.

Мутеса противостоял трем религиям, католикам, протестантам и мусульманам, и таким образом уравновешивал влияние европейских держав. Но в 1884 году Мутеса умер, и власть перешла к его сыну Мванге II.

.
King Mwanga II Buganda.jpg
.
Мванга вступил на престол в возрасте 16 лет. Он все больше считал, что наибольшая угроза для его правления исходит от христианских миссионеров. Мванга пытался избавиться от миссионеров и вынудить новообращенных христиан отказаться от своей веры под угрозой смерти. С приходом Мванги в Королевстве началась междуусобная война, Мвангу свергали много раз и много раз он вновь ее восстанавливал.

Считается, что в это время погибло, по крайней мере 30 католических и протестантских неофитов. Двадцать два человека, принявших католицизм, были сожжены заживо в Намугонго в 1886 году, а позже стали известны как мученики Уганды.

Эти убийства и продолжающееся сопротивление Мванги встревожили британцев, которые поддержали
( или организовали?) восстание христианских и мусульманских групп и в 1888 году привели к власти сводного брата Мванги, тот просуществовал ровно один месяц и был заменен другим братом, но ненадолго.

Свергнутого и сбежавшего Мвангу англичане обещали вновь сделать  правителем Буганды, но под британской защитой, если он заключит договор с Имперской британской восточноафриканской компании, получившей от британской королевы  право развития сельского хозяйства и вывоза продукции в регионе от Индийского океана на северо-запад до озера Виктория и далее.

Мванга подписал договор с лордом Лугардом, действовавшим от Имперской британской восточноафриканской компании, предоставив компании определенные полномочия в отношении доходов, торговли и отправления правосудияв (например, сбор  налогов на хижины и пушки был  передан в ведение британцев).

Эти полномочия были переданы 1 апреля 1893 года, Буганда фактически лишалась суверенитета, став британским протекторатом, и британцы  посчитали Буганду ценным приобретением.
.
LordLugard.jpg
Frederick John Dealtry Lugard, 1st Baron Lugard,
1858 – 1945
.
Однако 6 июля 1897 года Мванга посчитал себя в силе опять объявить войну англичанам, но опять потерпел поражение, бежал, но был пойман, арестован, и заочно свергнут.

Мванга опять бежал и вернулся в Буганду с повстанческой армией, но был снова побежден в 1898 году,  был взят в плен и в апреле 1899 года сослан на Сейшельские острова.

В изгнании, он был вынужден сдаться агрессивному христианству, был принят в англиканскую церковь и крещен именем Даниери (Даниил).  Он умер на Сейшельских островах 8 мая 1903 года в возрасте 34 или 35 лет.

Буганда, самое крупное из феодальных государств, существовавших в конце 19 века на территории современной Уганды, стала плацдармом для дальнейшей колониальной экспансии Великобритании против других угандийских королевств - Буньоро, Анколе, Карагве, Торо, Бусога.

При этом деятельность евангелистов активно способствовала появлению новых христиан, которые становились помощниками завоевателям. Неофиты пополняли ряды колониальных войск, в результате Британо-индийские войска покоряли континент совместно с христианскими войсками Буганды, а затем и новых христианских соединений других покоренных территорий.

Вот так англичане, проводя евангелизацию, добивались поддержки части населения, а потом поддерживая протестантов в организованных религиозных войнах, приобретали земли на африканском континенте.

Полковник Сэддлер, британский командир однажды сказал:

"Общество миссии Церкви было первым в нашем деле… Его связь с политической историей первых дней, трудности, которые оно успешно преодолело, и помощь, которую оно оказало колониальному правительству во время восстания, слишком хорошо известны, чтобы нуждаться в пересмотре. Между колониальным правительством и христианскими миссионерами было полное согласие, и ни в одном случае не было каких-либо трений. Я хотел бы поблагодарить их за готовность полностью предоставить в мое распоряжение имеющийся у них фонд информации о стране и ее людях "

Таким образом,  миссионеры  держали ключ, который мог помочь европейскому проникновению в африканское внутреннее пространство.

Широко известно послание короля Леопольда II миссионерам, в котором указывалась главная цель:

Преподобные, отцы и дорогие соотечественники: задание,
которое вам дано выполнить, очень деликатное и требует много такта.
Вы, конечно, будете благовествовать, но ваша евангелизация
должна вдохновлять прежде всего наши европейские интересы.

Ваша главная цель в нашей миссии в Африке - никогда не учить негров знать Бога,
его они уже знают… Имейте смелость признать это ....
Ваша основная роль заключается в том,
чтобы облегчить задачу администраторов и промышленников,

что означает, что вы будете толковать Евангелие так,
как это будет наилучшим образом для защиты ваших интересов в этой части мира.
.

Louis Dalrymple: «Наши зарубежные миссии - смущение язычников богатством». США, 1900.
Tags: Капитализм, Колониализм, Миссионерство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments