Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Колониализм и его проводники ( начало)


Карикатура на британского магната, Сесила Джона Родса, мечтающего о владении Африкой

Как правило, говоря о колониализме, в первую очередь, вспоминают захваты новых территорий для  обслуживания все возрастающих  экономических потребностей метрополий, превращение более слабых стран в сырьевые придатки, разграбление национальных богатств и сокращение ( если не полное замещение) коренного населения.

Часто упускается первоначальный этап, при котором осуществляется поиск новых территорий, их изучение, а в дальнейшем - организация опорных пунктов и создания благоприятной почвы для продвижения капитала.

С этой задачей успешно справляются путешественники, исследователи и миссионеры и торговцы, которых можно назвать проводниками колониализма или его агентами.


Если путешественники. часто движимые личными целями, лишь вскрывают и описывают неизведанные земли, то исследователи, идущие следом, уже имеют определенную цель описания и оценки новой территории.

Миссионеры не только следуют за ними, но часто идут первыми, замещая и путешественников, и исследователей. Их цель - установление контактов с местным населением, образовательная миссия, в которой местная культура заменяется цивилизаторской для упрощения контакта и дальнейшей интеграции туземцев в выстраиваемую капиталистическую модель.

Все это выполняется с убеждением тяжелого бремени цивилизаторов, которым доверена ответственная миссия принести отставшим народам свет знаний о правильной жизни. Опираясь на Миссию развивается торговля и начинается развитие колониальной системы. В качестве примера можно расмотреть Африку.

Миссионерам, как империалистам, посвящена работа Роланда Ндилля Камерунского университета (Missionaries as Imperialists: Decolonial Subalternity in the Missionary Enterprise on the Coast of Cameroon 1841-1914 Roland Ndille Faculty of Arts University of Buea, Cameroon)

В качестве прелюдии к завоеванию,  колонизаторы протягивают свои политические, социальные и экономические щупальца к более слабой стране или континенту, чтобы подавить и добиться политического, социального и экономического бессилия и покорности - замечает автор, и утверждает, что деятельность исследователей, миссионеров и торговцев способствовала завоеванию  Африки.

В целях эффективной политической оккупации в Африку были привнесены христианство, образование и торговля.  Как показали события происходящие в Африке в двадцатом веке, это были мощные инструменты аккультурации и подчинения,

Ндиль подробно рассказывает о наступлении миссионерского корпуса: одними из первых первопроходцев были моравские братья, которые отправили своих первых миссионеров в Южную и Западную Африку еще в 1737 году. За ними быстро последовала британская миссионерская экспедиция, которая достигла Нигера в 1841 году. Цель экспедиции заключалась в создании образцовой фермы в Западной Африке и, в частности, в Нигерии, чтобы в дальнейшеи проникнуть во внутренние районы Западной Африки, а затем уговорить местных правителей заключить договоры о возможности торговли..

Миссия в Нигере с середины девятнадцатого века достигла значительных успехов в создании опорных пунктов, по большей части, в Западной Африки. Аналогичным образом, в период с 1842 по 1892 год в разных частях Африки   смогли обосноваться  уже восемь миссий.

Например, в северной Нигерии методисты-уэслианцы  монополизировали дельту Нигера; Объединенные пресвитериане из Шотландии сконцентрировались в старом Калабаре с долиной  методистов из разных стран, две французские римско-католические миссии.

Торговцы, которые прибыли в Африку в пятнадцатом веке, были в основном из Португалии и Великобритании. Они обосновались на атлантическое побережье, где начали обменивать продукты, такие как текстиль и металлы, на африканскую сельскохозяйственную продукцию, но прежде всего - на рабов. Тем не менее, в девятнадцатом веке, начала формироваться структура торговли сельскохозяйственной продукцией.

Автор обращает внимание и на такое событие, как отмена рабства. Обычно утверждают, что отмена рабства произошла под давлением со стороны гуманитариев, которые были потрясены моральной несправедливостью торговли и страданиями рабов.

Однако, существует и другая точка зрения, рабство существовало до тех пор, пока оно было экономически выгодным. Со временем преимущество использования рабов по сравнению с наемным трудом стало не таким очевидным, в связи с промышленной революцией в Европе, необходимостью открытия новых рынков и потребностью в  сырье.

Использование пароходов удешевило перевозки грузов, снизило расходы на доставку грузов и облегчило и ускорило пересечение Атлантики. Конкуренция побудила искать возможности для увеличения объемов торговли путем проникновения вглубь континента.

Экспедиция Генри Мортона Стенли


Сведения исследовательских экспедиций  о природном потенциале и богатстве Африки сделало Африку центром экономических интересов европейских держав. Продвигая «законную торговлю», христианские миссионеры стали инструментом в руках европейских стран для завоевания большинства африканских общин. Миссионеры вовлекали большинство правителей африканских общин в подписание различных договоров, которые впоследствии использовались колонизаторами для захвата колоний.

Мотивы, послужившие причиной этой экспансии европейских миссионеров, заключались главным образом в экономической и отчасти религиозной конкуренции христианской веры против распространения ислама.

Несмотря на то, что у миссионеров была и духовная миссия, помимо торговой, все же нет сомнений в том, что миссионеры были агентами колониализма в практическом смысле, независимо от того, видели ли они себя в этом свете или нет .- пишет другой автор не менее интересной исследовательской работы о том, как Европа "не развила" Африку, Родни Уолтер

Европейские путешественники-исследователи имели мотивы,  безусловно, выходившие за рамки простого изучения. Хотя они были мотивированы стремлением к научным знаниям, этот фактор, считает автор, не следует преувеличивать, потому что вторым мотивом был экономический фактор.
И с этим вполне можно согласиться, если иметь в виду источник финансирования экспедиций , а также  вспомнить рассказы об археологах, которых  еще на этапе учебы уже готовили к сбору разведовательной информации.
.

Мубарак Бомбей (Sidi Mubarak Bombay.1822-1885), освобожденные в Индии раб,
вывезенный в детстве из Африки стал надежным проводником для исследователей Африки
На рисунке он указывает путь Генри Мортону Стенли (Henry Morton Stanlay. 1841-1904),
  во время экспедиции по исследованию Центральной Африки
.
Заинтересованные европейские деловые круги планировали осуществлять торговлю, используя африканские внутренние водные пути. Поэтому крайне важным было исследование окружающих эти пути земель и создание на них опорных пунктов .


Сэр Генри Мортон Стенли - путешественник, исследователь Африки, журналист

Историки традиционно смотрят на христианских миссионеров одним из двух способов, говорит автор. Первые - это церковные историки, описавшие успехи духовных миссий в евангелизации, образовании и медицинской помощи и мученичество.


Однако к середине двадцатого века, эпохи, отмеченной движениями за гражданские права, антиколониализмом и растущей секуляризацией, миссионеры стали рассматриваться совершенно иначе.

На место благочестивых мучеников пришел образ высокомерных и хищных империалистов. Христианство стало не спасительной благодатью, а монолитной и агрессивной силой, которую миссионеры навязывали непокорным аборигенам.

Действительно, миссионеры исполняли роль важных агентов  или «идеологического ударного войска» при  колониальном вторжении.

Обосновавшись в колонии и контактируя с местным населением, они собирали, а затем  предоставляли информацию колонизаторам, которую те использовали, чтобы спланировать, как эффективно навязать свое колониальное правление и как сломить африканское сопротивление.

Среди самых знаменитых миссионеров-исследователей можно назвать Дэвида Ливингстона, девиз которого звучал так: «Христианство, торговля и цивилизация» («Christianity, Commerce and Civilization»),
.
David Livingstone by Frederick Havill.jpg
Само собой разумеется, что большинство европейских правительств видели, что христианские миссии благодаря своим учениям будут создавать социальные условия, благоприятствующие умиротворению Африки, и продвигать европейские коммерческие и колониальные интересы.

Идея заключалась в том, что, использование менее агрессивного метода, проявление дружелюбности и проповеди о мире могли побудить африканцев к расширению контактов и сотрудничеству.

Христианство не только должно было предоставить европейцам доступ к африканским внутренним районам, но и приучить местное общество к потреблению европейских товаров и идей, сделав его благодатной почвой для потребления.


Окончание следует

Источники:

Missionaries as Imperialists: Decolonial Subalternity in the Missionary Enterprise on the Coast of Cameroon 1841-1914 Roland Ndille Faculty of Arts University of Buea, Cameroon
https://www.erbzine.com/mag18/1879.html
https://worldqueerstory.org/2018/10/03/mwanga-ii/
https://observer.ug/lifestyle/55623-muteesa-s-only-known-photograph-traced-to-belgium.html
http://rahasanbelalu.blogspot.com/2014/07/the-role-of-explorers-missionaries-and.html
https://www.monitor.co.ug/SpecialReports/ugandaat50/1370466-1362332-14cogsv/index.html


Tags: Африка, Колониализм
Subscribe

  • "...игрушки в руках гормонального фона"

    .Уже, кажется, сложилась традиция в том, что я обращаюсь к Коммерсанту, как к желтой прессе :) Недавно случайно попалась статья с кричащим…

  • О трансгуманизме

    . Почему Трансгуманизм вызывает серьезные проблемы, рассказывает профессор бизнес-информатики Венского университета экономики и бизнеса, Сара…

  • Голливуд и пропаганда

    Американцы были недовольны войнами в Ираке и Афганистане, Конгресс пытался сократить расходы. Армия сообщала о рекордных показателях самоубийств…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments