Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Расизм и человек, как экспонат. Окончание

С наступлением 20 века страны расширяли свое присутствие в колониях, соответственно, усиливалась важность колониальных выставок, являвшихся рекламой усешной деятельности капитала, расширялось распространение мнения о "бремени белого человека", не считаясь с трудностями, несущего прогресс в дикие места.
.
Выставка 1914 года в Японии, на ней дикарями-канибалами были представлены корейцы
.
Ранее: Часть 1 и Часть 2
.
В 1930-40 гг. прогнозировалась новая перспектива заморских территорий.

Выставка 1931 года в Париже была настолько успешной, что за шесть месяцев ее посетили 34 миллиона человек, в то время как меньшая контр-выставка под названием «Правда о колониях», организованная Коммунистической партией, привлекла очень мало посетителей.

Парижская выставка 1931 года
.
Хотя, за некоторыми исключениями, мегаполисы продолжали импортировать коренные народы и настаивали на представлении их как экзотических, теперь акцент был перенесен на результаты цивилизационного процесса, а не на репрезентации дикости. Это означало, что представителям выставок больше не было необходимости жить на выставочной площадке. Теперь цель состояла в том, чтобы показать наиболее привлекательную сторону империи, продемонстрировать навыки ее жителей, таких как пение или танцы.


Выставка в Порто 1934

Еще одна колониальная выставка, которая не смогла освободиться от стереотипов девятнадцатого века, была проведена в Порту в 1934 году и включала несколько жилых деревень, населенных аборигенами, включая детей.
.
.
Главной достопримечательностью на ней были прете (черные африканские мужчины, и особенно преты - африканские женщины) , вероятно, это было связано с тем фактом, что все туземцы были с обнаженной грудью.
.

И одной из главных достопримечательностей выставки в Порто ( признанной королевой)
была Росинья, уроженка Гвинеи, к большому удовольствию мужчин
.
.
Интересно, что католическая церковь в данном случае не оскорбилась, возможно, истолковав выставляемых женщин  «черными дикарями», не имеющими ничего общего с целомудренными португальскими женщинами. Не возражали церковники и против самой выставки людей.

В середине 1930-х годов нацистская Германия,  с наиболее сильными расистскими убеждениями, устроила этническое шоу.

Deutsche Afrika-Schau (Немецкое африканское шоу) представляло собой отличный пример своеобразной игры, которая велась между владельцами, служащими и государственными администраторами, касаясь демонстрации экзотических людей. Шоу, поразительное и несочетаемое слияние эстрадного зрелища и Völkerschau, посетило несколько немецких городов между 1935 и 1940 годами.
.
.
Изначально это был частный и строго коммерческий бизнес, но вскоре он превратился в своеобразное полуофициальное мероприятие, в котором на законных основаниях принимали участие африканские и самоанские мужчины и женщины, проживающие в Германии . Это было пропагандистское и откровенно расистское шоу, которое было закрыто лишь потому, что оказалось уже не прибыльным.

После Второй мировой войны этнические шоу вошли в фазу явного упадка. Они больше не представляли интереса как площадка для дикой природы и экзотики, в основном из-за растущей конкуренции со стороны новых и более доступных каналов развлечений, от кино до начала зарубежного туризма в Европе и за ее пределами. Кино, а затем телевидение и дешевые авиаперелеты смогли дать жителям Запада более богатый (но не всегда  истинный) опыт общения с коренными народами.

Часто пишут: последний африканец исчез из европейских зоопарков в 1936 году. Однако последний «негритянский поселок» еще демонстрировался на выставке Expo в Брюсселе в 1958 году.

Последний?

Можно было бы предположить, что сегодня шоу такого рода уже не могут никого удивить, и необходимость в них отпала, тем более, что все уже знают, что "расизм -  это плохо", а демонстрация  человека напоказ, в качестве живого экспоната, это - оскорбление человеческого достоинства.

Однако, действительность опровергает такие предположения.
.

.

Статья в Scotsman рассказывает:
НЕМЕЦКИЙ зоопарк был обвинен в эксплуатации после того, как он объявил о планах с завтрашнего дня разместить чернокожих мужчин в глиняных хижинах, чтобы показать своих слонов и носорогов в их «естественной среде».

Зоопарк в городе Аугсбург на юге Германии продвигает этот план в глянцевой брошюре под названием «Откройте для себя Темный континент» и развешивает плакаты, рекламирующие новые достопримечательности.

Человеческие экспонаты будут отделены от животных в зоне, где они могут быть легко доступны посетителям, хотя в брошюре не уточняется, будут ли выставленные экспонаты находиться в клетках с животными или в совершенно отдельном вольере.

Норберт Финцш, историк из Кельнского университета, сказал: «Эта идея - прямой результат 40 лет немецкого колониализма и 12 лет национал-социализма...Цветные люди по-прежнему рассматриваются как экзотические объекты, как бесчеловечные сущности в царстве животных».
Скандал, освещаемый в печати,заставил зоопарк отказаться от проекта.

На Андаманских островах в Индии, сообщают источники новостей, открылся человеческий зоопарк, в котором женщины из местного племени, находящегося под защитой государства, танцуют для туристов в обмен на еду.

Племя Джарава
, которое считается одним из первых людей, успешно мигрировавших из Африки в Азию, ведет кочевой образ жизни в пышных тропических лесах Андаманских островов в Индийском океане. Его население составляет около 300-400 человек.

Они начали «выходить из джунглей» в 1998 году, что побудило правительство сначала разработать проект их принудительного поселения в специально созданные деревни с целью их интеграции в современное общество.
.

«Я цивилизованный, а они не цивилизованные."
Индийский юрист, излагающий аргументы в пользу
принудительного поселения в "специальных деревнях"  в 2001 году "

Однако протест защитников племенных народов ( да, есть и такие Движения),  занимающихся проблемами выживания малых племен, вынудило правительство создать «буферную зону» для племени в 2007 году.

Почему? На то есть серьезные причины.


Молодой член племени Энмей сломал ногу, совершая набег на поселение на окраине заповедника. Его доставили в больницу и лечили; по возвращении он с энтузиазмом рассказывал соплеменникам  о внешнем мире. Этого было достаточно, чтобы убедить некоторых в племени отказаться от своей традиционной враждебности по отношению к чужакам.

Некоторые стали рассматривать пролегающую рядом дорогу как новое место для сбора корма, где они могли бы легко собрать угощения.



.

Но это еще не все, Джарава уязвимы для незнакомых болезней. Они начали болеть корью, паротитом и даже малярией, к которой раньше у них был какой-то иммунитет. Некоторые также переняли пороки внешнего мира: табак, алкоголь и орехи бетель (мягкий стимулятор).

Те, кто отвечает за благосостояние племени, думают, что единственное решение - держать их подальше от посторонних как можно дольше.


«Принудительное сосуществование было бы для них полным геноцидом», - заявила Анстис Джастин, глава региональной антропологической службы.




Местным жителям и туристам запрещено вступать с ними в контакт, делать фотографии и видео, в противном случае нарушителя ждет арест и суд.

Однако за взятку - около 560 долларов - туристы могут нарушить эти запреты, и местные полиция закрывает на это глаза: "Цена дня с Джарава: до 15 000 рупий (185 фунтов стерлингов) на выкуп у полиции, еще 10 000–15 000 рупий вдобавок к машине, водителю, подарки для Джарава, а также печенье и закуски. Контакт гарантирован, - пообещал он."


Ежедневно сотни туристических автомобилей выстраиваются в очередь на Андаманской магистрали, которая петляет через заповедник. Знаки на входе предупреждают их о правилах; никаких фотографий, никаких контактов, ничего, что могло бы беспокоить членов племени.



Однако, несмотря на запреты, как только открываются ворота и в заповедник въезжают туристические автомобили, включаются видеокамеры и щелкают фотокамер. Туристы бросают на обочину дороги бананы и печенье, подкармливая людей, как животных в сафари-парке, а полицейские, поставленные для охраны, приказывают женщинам танцевать.


Размещенные в сети в 2012 году видео вызвали протесты.

Андаманцы - коренные жители Индии до того, как так называемые белые индейцы заселили их землю. Их право на достойную жизнь не должно использоваться в экспериментах над людьми в зоопарках во имя туризма.

«Совершенно очевидно, что отношение некоторых людей к племенным народам не изменилось ни на йоту. Джарава - не цирковые пони, обязанные танцевать по чьей-либо просьбе », - заявил Маркус Латман, директор группы, в пресс-релизе.
.

Хотя официальные лица в основном согласны с возмущением мировой общественности, обнаружившей видео с побуждаемыми танцевать женщинами, существует те, кто не видят ничего в этом плохого.

Министр по делам племен Индии Санджай Кришнабба Чандра сказал, что они изучают ситуацию, чтобы убедиться, что со всеми женщинами в зоопарке обращаются должным образом — ежедневно кормят, купают и ухаживают за ними.
.
.
Государственному антропологу К. Кавалле, работающему на Андаманских островах, похоже, понравилась концепция зоопарка: «До цунами 2004 года люди могли заставить их танцевать бесплатно, не накормив и не одев их. Теперь у них есть работа. Да, они в плену, но живут хорошо и стали знамениты ».

Денис Джайлз - редактор островной газеты Andaman Chronicle, сообщил Observer, что в основном выходят из джунглей молодые люди, очарованные чужаками и тем, что те могут предложить.
По мере взросления они теряют интерес, понимая, что внешний мир не для них.
- рассказывает The Guardian

«Я верю, что в один прекрасный день джарава должны будут выйти и смешаться. Они не могут вечно оставаться в лесу. Они знают, что существует мир за пределами леса. Но это не должно быть для них культурным шоком ; они должны выбрать темп, в котором они это делают » - сказал Джайлз.

Вместо этого племя все больше приближается к туристам и другим островитянам. По словам Джайлза, они считают, что полиция защищает их, но на самом деле полиция их использует. Он говорит, что полиция научила джарава попрошайничать; полиция забирает собранные деньги, а взамен дает им табак, который они раньше не употребляли, и еду.

Возможность жестокого обращения тоже очевидна, и Джайлз говорит, что были случаи, когда женщины Джарава рожали детей от посторонних.
"Этих младенцев племя не принимает и убивает", - говорит он.

«Девочки говорят, что посторонние мальчики  заставляют их много чего делать.
Когда девочки злятся, они сжимают их руками и ногтями.
Они преследуют их под воздействием алкоголя. Они занимаются сексом с девочками ...
Они пьют алкоголь в доме девочек. Они спят в доме Джарава.
Они курят марихуану, а затем преследуют девочек.


Из показаний мужчины племени Джарава в 2014 году




«Посторонние - плохие люди. Они обижают нас.
Я предпочитаю оставаться в джунглях.


Энмей, мужчина племени Джарава "
.

Влиятельные фигуры в Индии, включая министров правительства, часто призывали к ассимиляции джарава, считая их «отсталыми» или «примитивными». Такое отношение у одних это - результат расистского пренебрежения, у других - искренней заботы о благополучии племени. Однако это отношение основано на неправильном понимании как нынешнего превосходного качества жизни джарава ( потому что они искренне счастливы, проживая в джунглях), так и печального опыта насильственно ассимилированных племен.

«Джарава легко можно истребить или довести до состояния зависимости, как это случилось со многими другими племенами по всему миру», - говорит пресс-секретарь Софи Григ.
А тому есть пример, это - участь великих андаманцев, которые когда-то проживали в окрестностях Порт-Блэра. С 10 000 в конце 18 века их численность теперь упала примерно до 50, когда-то великое племя вымирает и исчезает из мировой истории.


«Они потеряли волю к жизни», - говорит Денис Джайлз. «Правительство предоставило им все условия, оно дало им работу, но они начали пить и попрошайничать. Они потеряли чувство собственного достоинства, свой язык и свою культуру. Политикам легко сказать 'интегрируйтесь', но это не так просто выполнить практически».
.
.
То, что  популярность "человеческих выставок" (  в виде зоопарков, шоу, деревень для туристов) имеет под собой интерес, направленный на иные расы, подтверждается канадским опытом.

Человеческий зоопарк, показывавший белокожих европеоидов, закрылся из-за отсутствия интереса. «Люди» были скучными, унылыми и… как говорили некоторые туристы, «некрасивыми»
.

Чтобы посмотреть дикарей, насладиться видом их красивого здорового тела, едут в туземные деревни туристы со всех частей света, не жалея денег и времени. Белая раса все еще жаждет зрелищ, так стоит ли удивляться, сталкиваясь с черным расизмом? Это чувство, оказывается, присуще всем, и удобно используется теми, кто может из этого извлечь выгоду.

Источники:

https://www.survivalinternational.org/tribes/jarawa
https://www.scotsman.com/news/world/zoo-sparks-row-over-tribesmen-props-animals-2512421
https://popularresistance.org/deep-racism-the-forgotten-history-of-human-zoos/
https://weeklyworldnews.com/headlines/42430/human-zoo-opens-in-india/
https://news.cnrs.fr/articles/in-the-days-of-human-zoos
https://www.scotsman.com/news/world/zoo-sparks-row-over-tribesmen-props-animals-2512421
Tags: Капитализм, Расизм
Subscribe

  • Богатая Россия во времена развития капитализма

    Цикл постов посвящен теме проникновения иностранного капитала в Россию времен царизма в условиях коррупции власти. Собственно этот процесс нисколько…

  • Ф.К.Сан-Галли и квартирный вопрос

    В продолжение темы Форд и квартирный вопрос Если сравнивать американского промышленника Форда c представителями русского капитализма, то - с…

  • Форд и квартирный вопрос

    Когда рассказывают о Форде, то часто говорят о том, что он не только много платил рабочим, но и строил для них дома. Ассоциативная память сразу…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments