Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Расизм и человек, как экспонат. часть 1

Расизм - популярная тема, особенно остро она обсуждается сегодня. О расизме и человеческих зоопарках писали в сети много, кажется, что это было «там, у них».
Но вот вам открытка с надписью, указывающая на открытие человеческого зоопарка в Санкт-Петербурге, русской публике тоже нравились такие экзотические шоу.
Петербург следовал моде на развлечения, а в мире было модно устраивать "этнографические шоу".
.

Старый пост о Луна Парке для тех, кто не знает, где это ( даже картинки частично сохранились).


Вероятно, выставка в парижском музее Примитивного искусства, в 2011 году, рассказывавшая о том, как экспонатами служили необычные люди, подтолкнула к обсуждению истории человеческих зоопарков, и подняла волну обсуждений истории европейского расизма. Прокатившаяся по всемирной сети волна статей, обличающих расизм, вскоре сменилась откатом,  некоторые авторы  сделали попытку нового, как им кажется, оригинального подхода - " против течения".

В одной из иностранных публикаций прочитала, что все было не так уж плохо, по сравнению с тем, что об этом заявляют сегодня, что цель выставок — популяризация знаний по антропологии и этнографии, что «приглашенные» участвовать в выставках подписывали контракт, получали за это деньги и выглядели вполне здоровыми, что организаторы выставок были талантливыми шоуменами, желающими сотворить грандиозной зрелище, не жалея на это денег.

Все так, но как обычно, реализация интересных идей оказалась не такой, как планировалось.

Считается, что более тридцати пяти тысяч мужчин, женщин и детей из далеких земель, покинув свою родину, приняли участие в таких «экзотических представлениях», проводившихся во всех крупных городах Европы и Америки.

Организаторы выставок были движимы, казалось бы благородной целью: как можно ближе познакомить публику с жителями далеких экзотических стран и обратить на них внимание ученых, однако, главной и единственной целью было зарабатывание деньги.
.

.
А публика?

Практически все эти выставки привлекали публику умным сочетанием расовых представлений, эротизма и нескольких капель антропологической науки, хотя единого рецепта успешного шоу не существовало. Танцы, прыжки, песнопения, крики и кровь принесенных в жертву животных были основными компонентами этих представлений...

Все эти действия, эти странные и необычные ритуалы были столь же непостижимыми, сколь возбуждающими; столь же шокирующими, сколь и отталкивающими для цивилизованных граждан «развитой» Европы.

Неудивительно, что зрители были готовы заплатить цену входа, которая была недешевой, чтобы получить доступ к таким необычным достопримечательностям, как «настоящие дикари»
.

.

Австралийские аборигены. Crystal Palace, 1884.

.
Конечно, этот интерес, это желание увидеть и почувствовать что-то  «иное» подпитывались не только выставочными импресарио, но и теми, кто занимался освоением новых земель: промышленниками и купцами, торговавшими в колониях, колониальной администрацией и миссионерскими обществами.
.

Танцующие пигмеи на выставке в St.Luis.1904

.
Каждый раз публика требовала большего: больше экзотики, больше колониальных продуктов, больше цивилизационных миссий, большей демонстрации подчинения коренного населения, власти белого человека; в конечном счете, больше зрелища.
.

.
Вскоре просто выставление экзотики перестало так сильно удивлять, и тогда «дикари» стали выступать с национальными танцами, песнями
и ритуалами, демонстрировать повседневную деятельность.
При этом, мало внимания уделялось их знаниям или навыкам,  скорее привлекалось внимание к их жестам, отличию их тела и поведения, которые неизменно были экзотическими, хотя - не всегда дикими.

.

"Олимпийские игры для дикарей" (1904 St Louis “Savage Olympics Exhibition”)

.
Выставка Филиппин, которая была организована в Мадриде в 1887 году, была заявлена ​​как образовательная, чтобы представить образец этнического и социального разнообразия архипелага. На самом же деле цель заключалась не в том, чтобы преподать урок этнографии островов, а в том, чтобы отчитаться за вложенные в проект деньги и продемонстрировать успехи католической церкви по обращению коренного населения в свою веру, а также - показать существующие возможности - места, где еще существовали дикие племена.

Открытие филиппинской выствки в Мадриде  (La Ilustración Española y Americana, July 8, 1887.)

Philippine Exhibition, Madrid, 1887. Jean Laurent & Co., Album Exposición General de las Islas Filipinas en Madrid, 1887.

.

Именно необычность и эротичность привлекали тысячи людей, заполнивших залы. Такой успех был бы невозможен, если бы ради научных изысканий была бы представлена экспозиция исторических документов, фотографий или этнографических материалов, какой бы экзотической она ни была.

Целью выставок было  желание продемонстрировать колониальные проекты, которые якобы были предназначены для того, чтобы принести богатство и благополучие метрополии в эти колонии.

Презентация должна была не только укрепить «национально-колониальное сознание» среди собственных граждан, но и создать мощный образ мегаполиса для конкурирующих держав за рубежом.
.


Абиссинская деревня. Супруги Кадика-Элми. Германия, 1905—1907 гг.
.

Положение некоторых, участвовавших в выставках "дикарей", было не только подчиненным, но и почти субчеловеческим (и это - почти ключевое слово), несмотря на то, что их работа  оплачивалась и их хорошо кормили, по недосмотру и недомыслию организаторов участники выставки погибали от болезней, переохлаждений и по другим причинам .

Одной из первых современных публичных выставок людей была выставка Джойс Хет, организованная П.Т. Барнумом 25 февраля 1835 года. Джойс Хет (около 1756–19 февраля 1836) была афроамериканской рабыней.

В 1835 году, ближе к концу своей жизни, ослепшая и почти полностью парализованная (она могла говорить и имела некоторую способность двигать правой рукой), она была куплена П. Т. Барнумом.
Он начал свою карьеру шоумена с ее выставок, показывая ее, как 160-летнюю няню Джорджа Вашингтона. В следующем году она умерла; по всей вероятности, не старше 80 лет.

В 1850-х годах Максимо и Бартола, два ребенка-микроцефала из Центральной Америки, выставлялись в США и Европе под названиями «Дети ацтеков» и «Ацтекские лилипуты».

Пятеро индейцев из племени Кавескар (Огненная Земля, Чили) были похищены в 1881 году и перевезены в Европу для демонстрации в человеческом зоопарке. Все они умерли через год.
.

Все это было поставлено и разыграно по западным стереотипам:


  • Арабы были как в «Тысяче и одной ночи»

  • Американские индейцы были похожи на ковбойские и индийские книги того времени.

  • Островитяне Южных морей были беззаботны и обнажены - хотя, как обнаружил Гоген, этот мир давно исчез, если вообще был (но все равно нарисовал его).

  • Черные африканцы изображались дикими охотниками, копьями и всем остальным, всего лишь на ступеньку выше диких животных, хотя большинство африканцев того времени были пастухами и фермерами. Одно шоу называлось «Негры-гориллы».

.

.

.
До начала двадцатого века единственная цель местных выставок заключалась в том, чтобы привлечь аудиторию и показать на образце «реального» изображения худшее положение колонизированных народов и необходимость продолжения цивилизационной миссии

Что касается сомалийской деревни в Санкт-Петербурге, Евгений Савицкий по поводу этой истории настроен скептически, так как анализируя выпущенные открытки он обнаружил, что реальных фотографий этой деревни нет, использовались перепечатки открыток с иностранных выставок, не нашлось пока  и точных описаний очевидцев-посетителей данной выставки. ( "Сомалийская деревня в петербургском Луна-парке в 1912 году: история и ее современные интерпретации" Савицкий Е.Е. Российский государственный гуманитарный университет Институт всеобщей истории РАН)

Поэтому нельзя точно выработать отношения к данному факту, случившемуся в России.

Автор обращает внимание на легкомысленное освещение в сегодняшней  прессе этого события, где в одной из статей высказывается такое мнение:

«Да, с помощью колониальных чиновников для “человеческих зверинцев”
отбирались наиболее характерные “расово-национальные типы”.
И что? Дальше мужчин вывозили для рабского труда? Женщин продавали в гаремы?
Бросьте. Эпоха черных невольников к 1912 г. давно прошла.
“Негры в вольерах” должны были приносить прибыль, вряд ли их избивали и гнобили.
Скорее предлагалось что-то вроде контракта наподобие нынешних реалити-шоу:
ваше дело – просто жить по-своему на глазах у публики, иногда танцевать и размахивать копьями.
За это – еда, полное обеспечение, какая-никакая оплата»...
 «Так что давайте отнесемся спокойно к тому, что была когда-то в Санкт-Петербурге
африканская деревня.
Честное слово, в нашей истории есть более серьезные поводы для стыда.
А это – просто забавный эпизод»

(Нехамкин С. Деревня сомали: Кусочек Африки в Санкт-Петербурге
// Аргументы недели. 2017. № 29 (571).
.


Однако, в работе Савицкого все же, есть некоторые сведения о людях, участвовавших в выставке.

В мае 1912 года петербургский журнал «Артистический мир» перепечатал из «Русского слова» следующую заметку:


«Вчера в Петербург из Риги прибыла труппа, вывезенная из Африки
для участия в открывающемся в Петербурге театре «Луна-Парк».
С вокзала труппа, представляющая собою какое-то сборище голых людей,
направилась к театру на Офицерской улице.
В труппе много женщин, тащивших на спинах в мешках малолетних детей.
Вся труппа одета более чем скромно: черные пояса, охватывающие бедра,
и легкие сандалии на ногах, – вот и все.

Прибытие труппы в театр для дирекции явилось полной неожиданностью;
никто не позаботился приискать ей квартиру.
Вследствие этого, вся труппа была загнана в сад и на ночь помещена в сарай для декораций. Ночью температура в Петербурге понизилась до 7-ми градусов ниже ноля.
Несчастные африканцы, сбившись в кучи, старались кое-как согреться.
Некоторые из них стали терять сознание.
Предусмотрительный антрепренер, опасаясь, как бы африканцы не разбежались, запер сарай.
Крики  замерзающих были услышаны дежурившими у ворот сторожами.
Они сообщили администрации сада, а затем полиции.
Когда в 8 часов утра открыли сарай, то нашли одного из труппы – 50-летнего старика – мертвым. Сегодня вся труппа размещена по квартирам»

Продолжение следует

Tags: Капитализм, Расизм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Окончание

    Изабелла в Танжере Ранее: Изабелла Бишоп (Берд) - английская писательница и путешественница. . Ее статья о Марокко для Monthly Review…

  • В Северной Африке

    Ранее: Изабелла Бишоп (Берд) - английская писательница и путешественница. «Я полностью отдаю предпочтение жизни на Востоке вместо…

  • По Нилу

    . Как это уже часто случается, сегодня меня подвел сервис radikal.ru, он сообщает, что некоторые из загруженных фотографий временно недоступны.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments

Recent Posts from This Journal

  • Окончание

    Изабелла в Танжере Ранее: Изабелла Бишоп (Берд) - английская писательница и путешественница. . Ее статья о Марокко для Monthly Review…

  • В Северной Африке

    Ранее: Изабелла Бишоп (Берд) - английская писательница и путешественница. «Я полностью отдаю предпочтение жизни на Востоке вместо…

  • По Нилу

    . Как это уже часто случается, сегодня меня подвел сервис radikal.ru, он сообщает, что некоторые из загруженных фотографий временно недоступны.…