Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Category:

Творческая интеллигенция и капитализм

Продолжаю тему Холодной войны и борьбы с коммунизмом.
В то время, как творческая интеллигенция внутри социалистического лагеря боролась за свободу и приход капиталистической демократии, интеллигенция в капиталистических странах боролась за социализм.


В октябре 1947 года, когда Комитет Палаты представителей по антиамериканской деятельности (HUAC) созвал слушания в Вашингтоне, округ Колумбия, для расследования подрывной деятельности в индустрии развлечений, был вызван в суд 41 сценарист, режиссер и продюсер. Большинство свидетелей были «дружелюбны», то есть были готовы ответить на главный вопрос комитета: «Были ли вы сейчас или когда-либо были членом коммунистической партии?»
.

.

Десять свидетелей -  члены партии - объединились в знак протеста, отказываясь сотрудничать на основании Первой поправки (свобода слова, право собраний, свобода объединений)

HUAC не согласился: он признал действия так называемой «голливудской десятки» неуважением к Конгрессу, оштрафовал  на 1000 долларов и приговорил к году тюремного заключения. Эти десять человек были уволены с работой и оказались без средств существования, - началась эра черного списка Голливуда.

.

Сегодня об этом в мире победившего капитализма пишут так: "Коммунистическое проникновение в Голливуд было вполне реальным и весьма вопиющим, с коварными намерениями. Те, кто приветствовал сталинскую Россию, были на стороне идеологии, которая убила более 100 миллионов человек в 20-м веке, что вдвое больше, чем вместе взятых в обеих мировых войнах."

Творческая интеллигенция была названа подрывным элементом, угрожающим безопасности страны, препятствующим свободному развитию капитализма, и ей, как видно из предыдущей цитаты, ничего не забыли и не простили.

Отношение к творческой тусовке у апологетов капитализма - весьма презрительное, ведь никто из тех, кто склоняется к социализму не читал экономических учений, они просто наивные простаки, глупцы и простофили.

Вот отрывок из книги "Антикапиталистическое мышление" (1956 год) , написанной "лидером австрийской школы экономической мысли" Людвигом фон Мизесом.
***

При капитализме материальный успех зависит от оценки достижений человека независимыми потребителями. В этом отношении нет разницы между услугами, оказываемыми производителем, и услугами, оказываемыми продюсером, актером или драматургом. И все же осознание этой зависимости заставляет тех, кто работает в шоу-бизнесе, гораздо больше беспокоиться, чем тех, кто обеспечивает клиентов материальными удобствами.

Производители материальных товаров знают, что их товары покупаются из-за определенных физических свойств. Они могут разумно ожидать, что население будет продолжать пользоваться этими товарами до тех пор, пока им не будет предложено ничего лучшего или более дешевого, поскольку маловероятно, что потребности, которые удовлетворяют эти товары, изменятся в ближайшем будущем. Умные предприниматели могут до некоторой степени предвидеть состояние рынка этих товаров. Они могут с некоторой уверенностью смотреть в будущее.

Другое дело с развлечениями.

Люди жаждут развлечений, потому что им скучно. И ничто так не утомляет их, как уже знакомые им развлечения. Суть индустрии развлечений - разнообразие.

Посетители больше всего аплодируют новому, а потому неожиданному и удивительному. Они - капризны и безответственны. Они презирают то, что лелеяли вчера. Магнат сцены или экрана всегда должен опасаться своенравия публики. Однажды утром он просыпается богатым и знаменитым, а на следующий день о нем могут забыть. Он очень хорошо знает, что полностью зависит от прихотей толпы, жаждущей веселья. Он всегда волнуется о будущем,  боится неизвестной и энергичной молодежи, которая может его вытеснить.

Очевидно, что нет никакого облегчения от того, что беспокоит этих сценических людей. Таким образом они цепляются за соломинку. Некоторые из них думают, что коммунизм принесет им избавление. Разве это не система, которая делает всех людей счастливыми? Разве самые выдающиеся люди не заявляют, что все бедствия человечества вызваны капитализмом и будут уничтожены коммунизмом? Разве они сами не трудолюбивые люди, товарищи всех остальных трудящихся?

Можно справедливо предположить, что ни один из голливудских и бродвейских коммунистов никогда не изучал сочинения каких-либо социалистических авторов и, тем более, не знаком с серьезным анализом рыночной экономики. Но коммунизм вызывает у этих очаровательных девушек, танцоров и певцов, авторов и продюсеров комедий, кинофильмов и песен странную иллюзию того, что их особые обиды исчезнут, как только «экспроприаторы» будут экспроприированы.

Есть люди, которые обвиняют капитализм в глупости и грубости многих продуктов индустрии развлечений. С этим не нужно спорить. Но стоит помнить, что никакая другая американская среда не одобряла коммунизм с большим энтузиазмом, чем люди, сотрудничавшие в создании этих глупых пьес и фильмов.

Будущий историк .. не должен упускать из виду роль, которую самые известные в мире стриптизерши сыграли в американском радикальном движении.



***
Вот таким ообразом уже в 1950-60-х продолжали психологически давить на  людей, которые не читали Карла Маркса, а лишь смели высказывать сочувствие к социалистической системе.

Но я подумала о другом, сегодня этот же текст можно адресовать тем, кто боролся  с социализмом, заменив "коммунизм" на "капитализм".
И сегодня, в стране уже давно правит капитализм, но продолжают воевать с историей те, кто когда-то надеялся,   что их особые обиды исчезнут, как только придет капиталистическая свобода.

Возможно, тут что-то не так, и дело не в системе, а в самих художниках?
Excerpted from The Anti-Capitalist Mentality
Tags: Голливуд
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments