Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Пэт Уолш о геноциде армян Часть. 4

Ранее: Пэт Уолш о геноциде армян. Предисловие   Часть 1     Часть 2    Часть 3


Сербы нападают на женщину в австрийской шляпке

Проблема национализма

Культивирование национализма было британской либеральной тактикой, использованной для развала многонациональных империй соперничающих держав в девятнадцатом веке.

Это сработало. Высаживались семена, и из них выращивался урожай национализма, в то же время,  ближе к дому, он отрицался и подавлялся. Таким образом Британия стремилась подорвать врагов или государства, которые она считала соперниками, дестабилизируя их через их «национальные» меньшинства, конечно же, делая все для подавления и подчинения меньшинств в своей собственной Империи, как это делалось в Ирландии.


Таким образом, выселение армян из Восточной Анатолии должно было рассматриваться с британской точки зрения как «прогрессивное» развитие, поскольку это было кульминацией общего процесса, который Англия поощряла в отношении османских территорий и других частей мира.

Следовательно, ответственность за то, что случилось с армянами и другими меньшинствами, которые относительно мирно существовали в Османской империи на протяжении веков, должна быть возложена в первую очередь на тех, кто пытался дестабилизировать и в конечном итоге разрушить многоэтническую Османскую империю.

Импорт национализма в Османскую империю с целью ее ослабления и получения рычагов влияния  во многом лежит в основе того, что случилось с армянами.


Сожженные болгары, 1877 год


Национализм был совершенно неподходящей вещью для продвижения в регионе, охваченном Османской империей, где огромная мозаика народов смешивалась и зависела друг от друга. Его продвижение в регионе державами Антанты было столь же катастрофическим для многих мусульманских общин Балкан и Кавказа, которые были изгнаны из своих домов, бывших для них домом на протяжении веков, как и для христиан.



1877


Раненные турки в госпитале, 1877


Турки- беженцы, 1877 год
..
Катастрофические последствия Балканских войн для Османской империи часто отсутствуют в западных отчетах об этом периоде. Это началось во времена Гладстона, он стремился сосредоточиться на османских «зверствах» против подчиненных народов, в особенности христиан, и игнорировал широко распространенные этнические чистки и геноцид, которые практиковали в отношении мусульман балканские христиане и тот, что они организовывали друг против друга как только Османское государство начало распадаться и после того, как турки ушли.

Османская империя на протяжении сотен лет была терпимой многоэтнической империей, в которой разные расы и религии жили бок о бок в относительном мире и гармонии.
.

Молитва в синагоге за победу Османской империи, 1877
.
Например, только османы из всех государств Европы в то время допускали въезд и поселение еврейских беженцев, спасающихся от преследований, чтобы эти люди могли внести свой вклад в коммерческую жизнь Империи.
.

Разгон христианской демонстрации, 1895 г.


"Турки идут" - торговцы спасаются от погрома, 1895


1895 год
.
В результате Османская империя стала самым успешным примером сотрудничества разных народов в истории. Это сотрудничество иногда достигалось посредством взяточничества, коррупции, деловых отношений, компромиссов и периодических массовых убийств (которые способствовали урегулированию споров между различными народами до того, как они превратились в полномасштабные войны).


Турецкие власти отказываются оказывать помощь армянским вдовам,1895

Но с четырнадцатого до девятнадцатого веков люди разных рас и религий довольно и успешно смешивались под властью Османской империи, и даже Балканы стали относительно мирным регионом.

Если и существовал антагонизм между христианами и мусульманами в регионе, то он был, прежде всего, результатом российского имперского экспансионизма предыдущих трех столетий, когда татары, черкесы и абази были изгнаны со своих земель на территории Османской империи.

Армяне заняли место мусульман в Эриванском ханстве на территории современной Армении. В 19 веке обширная этническая чистка мусульман на Кавказе Россией и во время Балканских войн (1912/13) зарождающимися христианскими народами вызвали волну межэтнического насилия и перемещений населения, которые установили образец для истории эти регионы в 20 веке.

Рафаэль Лемкин, которого Джеффри Робертсон называет «юридическим архитектором» Конвенции ООН о геноциде, интересно попытался классифицировать фазы геноцида: «Геноцид состоит из двух фаз: первая - разрушение национального образца угнетенной группы; вторая - насаждение национального образца угнетателя ». («Правило оси», стр.78)


Центральная полицейская станция, где производилась экзекуция арестованных, 1895


Группа студентов медресе (softas), участвовавших в нападении на армян,1895

Османы никогда не предпринимали ничего подобного по отношению к подчиненным расам Империи. Система миллетов даже не поощряла ассимиляцию и обеспечивала максимальное выражение «национального образца» каждой общины - в отличие от британского империализма.
Не будет преувеличением предположить, что существует связь между тем, что произошло с армянской общиной в Анатолии в 1915 году, и тем, что было сделано с мусульманами бывших регионов Османской империи, которые были завоеваны христианскими державами в предыдущие годы, и во время Великой войны.

Если Балканские войны оказали большое влияние на Османскую империю и ее мусульманских жителей, то это должно было начать разрушать давнюю веру в многоэтнические общины, существующие вместе ради взаимной выгоды, которая была характерна для Империи на протяжении веков.


Муллы и софты (студенты медресе) пропагандируют среди солдат, поддерживающих младотурок 1909


Мулла курдов агитирует за султана перед Собором Св. Софии,1909

Наплыв большого числа мусульманских беженцев, несомненно, должен был иметь серьезные последствия для общественного порядка, как только сама Анатолия оказалась под угрозой со стороны западных держав и исчезла государственная власть. Они  опасались худшего для себя и своих семей и были полны решимости сделать так, чтобы это больше не повторилось.


Молитва перед боем, младотурки идут против султана, 1909 г.


Пленные и шпионы султана выпроваживаются из Стамбула младотурками,1909



Казни, проводимые младотурками, 1909
Пояснение к фотографии - жерты на виселицах заретушированы редакцией
.
После опыта Балканских войн неизбежно произошла постепенная потеря веры в многоэтнические принципы Османской империи. Мы знаем, что некоторые депутаты в Стамбуле призвали к полному разрыву с имперским прошлым Империи, выступая за уход с территорий, которые не были преимущественно турецкими, и будущую зависимость от мусульманского народа анатолийского центра как единственной надежной основы нации.


Погром в Адане ( Киликилийская резня) 1909


Армянская женщина, истыканная ножами,1909

Такие настроения начали выражаться в публикациях, которые придерживались западной точки зрения, согласно которой Османская империя, не основанная на национальных принципах, рухнет, как карточный домик. Те, кто хочет навесить ярлык «геноцида» на то, что произошло в Восточной Анатолии, иногда называют это явление «тюркификацией»

Размышляя над этим вопросом, я прочитал мнение [адвоката по правам человека ] Джеффри Робинсона; «Произошел ли геноцид армян?»

Робинсон знает, что намерение очень важно в юридических вопросах, и пытается предположить, что младотурки «разработали теорию расового превосходства, которая особенно связана с подготовкой к геноциду. Например, расистская идея о том, что туранская раса была знаком превосходства… публичное недочеловечивание групп меньшинств… крайний националистический пыл, требующий «нации-воина», чтобы предотвратить распад турецкой расы… »(стр.15)

Geoffrey Robertson.jpg
Джеффри Робертсон

На самом деле, это описание больше подходит под характеристики и идеологию британского империализма девятнадцатого и двадцатого веков, чем к отношению османов к народам, которыми они управляли.

Например, Карл Пирсон, профессор математики Лондонского университета, в 1907 году прочитал знаменитую лекцию о «превосходстве арийской расы» и единственном «здоровом» варианте, стоящем перед ним: «что он должен направиться для полное изгнание низшей расы. Это - то, что сделал белый человек в Северной Америке ... Австралийская нация - еще один случай, когда великая цивилизация вытеснила низшую расу ». (Национальная евгеника, лекция Роберта Бойля, 1907 г.)

Робинсон не может представить никаких доказательств существования значительного количества работ расистского характера, которые вдохновили и оправдали программу геноцида, подобную программе английских социал-дарвинистов в конце 19 века.

Также очевидно, что Османское государство не проводило активно политику религиозной однородности в 1915 году. События с тех пор до 1923 года, безусловно, привели к тому, что неоднородное Османское государство уступило место в значительной степени однородной Турецкой республике. Но в большей степени это было связано с обстоятельствами.

В 1915 году Османская империя рушилась под тяжестью проблем, которые пришли к ней из Европы. Это было многоэтническое государство, основанное на здоровом пренебрежении какими-либо представлениями о расовой иерархии. Но то, что ему навязывали с Запада во имя «прогресса», было требованием, чтобы общество основывалось на национальном государстве, а не на полиэтническом / религиозном сочетании.

Если некоторые османы начали терять веру в многоэтнический характер своей империи, это было следствием процесса, инициированного либеральной Британией и царской Россией с целью дестабилизации Османской империи. ..

Продолжение многонациональной Османской империи не требовало политики геноцида со стороны османов, в отличие от создания националистического армянского государства в Анатолии.Это произошло потому, что, в отличие от греков и болгар в старых балканских провинциях Османской Европы, которые обладали большинством и многими элементами государственности, ни в одной из восточных провинций армяне не составляли большинство населения. Таким образом, хотя грекам и болгарам было сравнительно легко, как только западные идеи национализма достигли их, расширить автономию своих общинных институтов до территориальной независимости, любая попытка передать армянскую автономию с религиозной на территориальную основу была совершенно другим делом.


.
Население современных восточных провинций было таким, что восстановление старого Армянского царства было невозможно без преодоления шести вековой истории, чтобы построить однородное армянское государство. Это повлекло бы за собой этническую чистку большого числа турок и курдов и почти наверняка потребовало бы политики геноцида против них для достижения функциональной и стабильной Армении (на Парижской мирной конференции 1919 года территория, претендовавшая на статус Армянского государства, была гигантской и включала территорию вплоть до Сиваса и Аданы на запад).


.

Османское государство было устоявшимся функциональным образованием, основанным на мире и стабильности шести веков, тогда как армянское государство в регионе неизбежно было бы насильственным революционным делом. Подобные конструкции редко бывают полезными для меньшинств, которые могут обнаружить, что они препятствуют необходимому процессу «национального строительства». Турки, курды и другие неармянские группы в новом государстве более чем вероятно были бы истреблены или изгнаны.

Также актуален вопрос о намерении. Бывают случаи, когда перемещение населения, связанное с уничтожением, планировалось и осуществлялось намеренно. Например, бомбардировки территории Германии во время Второй мировой войны Королевскими ВВС имели целью убить немецкую рабочую силу. Они были спланированы и усовершенствованы с целью максимального увеличения потерь рабочего класса в густонаселенных районах. Также приходят на ум Нагасаки и Хиросима.

Британцы также совершали огромные перемещения населения в Малайе и Кении во время восстаний, о которых до недавнего времени было мало что известно.

Профессор Гарварда Кэролайн Элкинс раскрывает в своей книге «Британский ГУЛАГ: жестокий конец империи в Кении», что британцы держали почти все население Кикуйю, полтора миллиона человек, в лагерях и укрепленных деревнях. Тысячи были забиты до смерти или умерли от недоедания, брюшного тифа, туберкулеза и дизентерии. Во многих концлагерях, санкционированных на самом высоком уровне, почти все дети погибли.

В лагерях заключенных пытали или использовали в качестве рабского труда, а над воротами висели лозунги, напоминающие Освенцим, такие как «Труд и свобода». Британцы не стали беспокоиться о подсчете жертв, большинство жертв хоронили в безымянных могилах, а файлы уничтожали, чтобы скрыть официальное указание. Но десятки тысяч погибли в лагерях и во время переселений. Несомненно, цель заключалась в том, чтобы преподать поддерживающему населению урок, который они не забудут. И это было в последние полвека, после того как были раскрыты преступления нацистов и повешены люди в Нюрнберге.

Это вовсе не убедительный аргумент, чтобы предполагать, что османы имели какое-либо намерение или план уничтожить армян. В османской литературе полностью отсутствовал такой идеал, и применение основного исторического принципа причины и следствия позволяет предположить, что переселения были практическим ответом на чрезвычайную ситуацию, как бы плохо с ними ни поступили.


***

Итак, Уолш утверждает, что в намерении османов не было тотального уничтожения каких-либо народов, и произошедшая резня оказалась событиями, произошедшими под влиянием обстоятельств, но главным образом, потому что "жертва сама сопротивлялась и провоцировала".

Однако, обращаю внимание на фразу :"Османское государство не проводило активно политику религиозной однородности " означает лишь то, что такая политика не заявлялась публично. Между тем, вся экономическая и идеологическая политика Османской империи была основана на побуждении к пререходу в ислам, то есть фактором однородности, к которой стремились, в данном случае была религия.

Соответственно, автор исходит из того, что Османская империя - было государством свободных людей разных национальностей, не "забывает" напомнить о том, что основополагающим фактором была господствующая религия. Утверждая, что Османская империя была государством, основанным на мире и стабильности в течение шести веков, забывая подчеркнуть, что таковым оно было для мусульман.

Действительно, у турок не было теоретиков расового превосходства, зато была идеология превосходства веры, по которой неверные были гражданами второго сорта.

А с приходом к власти младотурок, государственная политика получила еще и националистический окрас, пантюркизм стал официальной идеологией.


"Армяне заняли место мусульман" - вот что слышат в этом выступлении молодые турки, и они сами виноваты, что не хотели жить мирно в своих  "общинах".  Идеализация милетов, нежелание видеть  в них то, что сегодня называется "гетто"  тоже закладывает базу для негодования: " мы предоставили им прекрасные условия".

На самом деле, Собор Святой Софии - совершенно определенный результат той самой политики религиозной однородности, это - конец истории большого Рум-миллета в который входил Константинополь, и где еще на рубеже XIX и XX вековв  мусульмане  не составляли даже большинство, и сообщение миру о том, кто и что господствует на этой земле.




Далее: Часть 5 и окончание
Tags: pat walsh, Кавказ, Карабах, Пропаганда
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments