Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Уильям Фетлер, жизнь и служение

Уильям А. Фетлер (1883–1957)
.
Вильгельмс Андреис Веттлерс родился в 1883 года в городке Талси, Курляндия в России.
Имя Уильям Фетлер он получил в английских кругах, а позднее взял еще одно - Василий А. Малоф, которое подразумевает «незначительность», основываясь на оценке себя Иоанном Крестителем в отношении Христа. Его отец Андрейс  был латышом, а мать Маргарет Бахц - балтийской немкой.
Фетлер окончил среднюю школу и стал работать в Риге клерком и переводчиком в мировом суде, так как знал три языка: русский латышский и немецкий, затем он был клерком на заводе по производству велосипедов, клерком на резиновой фабрике и офис-менеджер на машиностроительном заводе.

Незадолго до окончания учебы он пережил религиозное обращение, сделавшее его ревностным евангелистом, он стал преподавать в воскресной школе, петь в хоре и распространять религиозную литературу, а потом и вовсе поехал учиться в Англию, в пасторский колледж Сперджена в Лондоне, где выучил еще и английский язык.

Во время нахождения в Лондоне (1902-1907 гг) он проводил русские службы во Дворце моряков в Ист-Энде, а на первом съезде Всемирного баптистского союза в Лондоне в 1905 году  был переводчиком для делегатов из России.


Вильгельмс Андреис Веттлерс ( Уильям Фетлер)

Поскольку в 1905 году  вышедший указ о веротерпимости предоставил евангельским сектантам в России большую религиозную свободу, Фетлер, уже подготовленным пастором, был направлен в Россию.

Его спонсором была «Пионерская миссия», независимое баптистское миссионерское общество.

...в 1909 году в статье Миссионерского Обозревателя (The Missionary Review of the World ).
Сибирь, которую американцы считали отдельной колонией России,
была названа “плодородным полем, готовым для миссионерской работы”.
Один баптистский лидер, посетивший Россию в 1910 году,
восхитился “самой большой в мире областью” миссионерства.
На это адвентист Людвиг Конради, возразил, что важна не обширность территорий,
а многочисленность населения, которое умножается гораздо быстрее,
чем Америка прирастает иммигрантами
.
Другой миссионер, Вильгельм Фетлер, указывал на важность того,
что эта многочисленная нация, к тому же, принадлежит к белой расе,
и ее лишь нужно направить на правильный путь.

Фетлер  обосновался в небольшой латышской баптистской церкви в Санкт-Петербурге, но уже в 1908 году он основал русскую общину, которая в 1910 г. уже отделилась от латышской церкви. Уже к осени 1909 года было образовано тринадцать евангелистских групп, семь из которых находились в Санкт-Петербурге или вблизи него. Влияние Фетлера распространилось до Новгорода, Архангельска и Москвы.

В 1912 году он основал конгрегацию - Дом Голгофа - в купленном им военном храме в Риге. Внимание  евангелистов было направлено не только на взрослых, но в первую очередь - на детей. Были основаны воскресные школы для русских в Санкт-Петербурге,  к маю 1909 года спонсировались шесть школ со штатом от шестидесяти до семидесяти учителей.

У Фетлера была возможность входить в такие места, куда баптисты не могли проникнуть, во многом, благодаря поддержке женщин из движения Пашкова. Они предоставили ему места для встреч и личное жилье. Именно женщины легко поддавались убеждению, а  женщины из аристократических кругов и становились главными проводниками его дела.

Посаженные ранее другими миссионерами семена, уже дали всходы

Одна из таких женщин, Мария Ясновская, стала одновременно членом и казначеем его русской общины. Именно за полезные связи, которые сулили успех, Союз баптистов России одобрил деятельность Фетлера,в 1910 году он стал одним из двух вице-президентов.

Казалось бы, ну что тут такого, ну собираются люди вместе,
молятся, изучают Святое Писание, делают добрые дела, помогают бедным.
Однако, с течением времени такие группы стали вызывать обеспокоенность
не только Православной церкви, но и власти.
Мало того, что после дружеских бесед со своими последователями,
миссионеры регулярно направляли отчеты обо всем,
что происходило в государстве
,
но и  высокопоставленных членов таких кружков и обществ
стали подозревать в оказании влияния
на внутреннюю и внешнюю политику государства
.
Постепенно и незаметно начиналось
лоббирование интересов третьей стороны,
которая лишь формально пеклась о русском народе.


Чтобы получить финансовую поддержку, Фетлер в 1911 году поехал в Англию, а затем в Соединенные Штаты, где он принял участие во втором конгрессе Всемирного баптистского альянса. И деньги в Россию текли рекой, это казалось, было беспроигрышное вложение.

В рождественское воскресенье 1911 года Фетлер освятил Великую Скинию* - Дом Евангелия.

Скиния (Tabernacle, на иврите: mishkān, что означает «резиденция» или «жилище»),
также известная как Шатер Конгрегации, было переносным земным жилищем Яхве (Бога Израиля),
используемым израильтянами от Исхода до завоевания Ханаана.
На горе Синай Моисею было велено построить и перевезти скинию с израильтянами
в их путешествии по пустыне и их последующем завоевании Обетованной земли.
Спустя 440 лет Храм Соломона в Иерусалиме вытеснил его как жилище Бога

Это был первый евангелический сектантский молитвенный дом, вмещавший 2000 человек. Проповеди Фетлера собирали толпы людей.

Откуда такой миссионерский успех? Частично ответ на этот вопрос дает преподобный Хойджер:

В это время, в Кронштадте проповедовал Иоанн Кронштадтский,
толпы народа собирались на его проповедь,
он заставлял людей осознать тяжесть своих грехов.
Я жечитал им Евангелие, молился за них Богу
и они передавали другим, что Бог простил их грехи
.

Такой легкий способ предлагаемой услуги спасения привлекал народ,
и дело пошло успешно.

Фетлер был также музыкантом и руководил пением во время службы,  руководил своим хором и проводил обучение, пел соло или даже аккомпанировал на фортепиано или органе. Он мог использовать в одной службе три языка, включая перевод для гостей. Он проводил еженедельные занятия по изучению Библии, лекции для студентов. В 1908 году он основал «Общество духовных и полезных трактатов», которое продавало Библии и другую литературу, издавал и редактировал журналы. Хотя основным интересом Фетлера было возрождение, он открыл столовую «Эбенезер» и приют для больных членов своей общины, примкнул к борьбе с пьянством и оказывал финансовую помощь людям, вылеченным от алкогольной зависимости.
.

Фетлер проповедует
.
В воскресенье, 13 июля 1913 года в переполненном  Дома Евангелия Фетлер женился на Варваре  Ковалевской (1890-1969), рожденной в Гродно в семье православных, студенткой городского университета, она была обращена в христианство при служении Фетлера. Варвара помогала мужу  переводить христианские трактаты и книги с английского на русский язык, а также родила и воспитала тринадцать детей.

В 1911 году в Англии было сформировано еще одно общество -  Русское общество евангелизации, независимое от Пионерской миссии, а Фетлер получил титул «Суперинтендант в России».

Но не все единоверцы были довольны его деятельностью, особенно его соотечественники-латыши.

Латышские баптисты в Санкт-Петербурге жаловались, что на неполучение компенсации за свой вклад в его строительную программу. Кроме того, пара латышских баптистских пасторов в Риге, обеспокоенная его соперничеством и эмоциональной проповедью, и считая, что он был слишком импульсивным и решительным, решительно выступила против него.

Фетлер и И.С. Проханов, лидер евангельских христиан в Санкт-Петербурге, хотя поначалу сотрудничали, стали соперниками, каждый из которых продвигал свою программу.

На него нападали православные церковные лидеры и пресса, в 1909 году власти арестовали его за незаконную проповедь в Москве и поместили под надзор полиции. На деньги заграничных баптистов  в 1911 году Фетлер выехал заграницу. В начале 1914 года ему было предъявлено обвинение в клевете на Православную церковь.

После начала Первой мировой войны в 1914 году по обвинению в работе на немецкую разведку Фетлера, арестовали, намереваясь отправить в сибирскую ссылку. Заботясь о здоровье жены и трехмесячного сына, Фетлер подал прошение о выезде за границу, и просьба была удовлетворена.

История о том, как арестовали и отпустили Фетлера
из  газеты 1915 года
(глава Преподобный Саймонс и другие деловые люди
)

Проведя около пяти месяцев в Швеции, в мае 1915 года Фетлер уехал в Соединенные Штаты, где центром его деятельности стал Нью-Йорк. За короткое время Фетлер организовал Союз баптистов России и принял участие в создании и руководстве «Евангельского комитета по работе среди русских военнопленных». В январе 1917 года он стал деканом Русского библейского института в Нью-Йорке, недавно созданного Американским баптистским миссионерским обществом.

Но вскоре у Фетлера наметились разногласия с американскими баптистами.

Он решил уйти из Института и сформировать (в Филадельфии) свой собственный Русский Библейский и Образовательный Институт и свою собственную внеконфессиональную миссию веры - Русское миссионерское общество.

Фетлер обвинил американских баптистов в  теологическом либерализме и отходе от доктрин, действия Фетлера подпитывались также его разочарованием по поводу отказа Северной баптистской конвенции поддержать его планы евангелизации в России.


Как видно, Уилям Фетлер не хотел ни с кем делиться, ни деньгами, ни контролем, ни славой.

Фетлер решил стать независимым лидером со своим учением, возглавив и контролируя собственную  школу, он порвал связи с северными баптистскими лидерами и, сформировал собственное миссионерское общество, отказавшись от Русского общество евангелизации, которое ранее поддерживало его.

Теперь он искал финансовую поддержку у фундаменталистов


За удивительно короткое время Фетлер получил достаточную финансовую поддержку, чтобы открыть (к концу 1917 года) свой Библейский и образовательный институт в Филадельфии, где училось аж 128 студентов, некоторые из них были русскими женщинами, желающими вернуться в России с миссионерской работой.

Но на содержание большой семьи и выполнения амбициозных планов все время требовались деньги, поэтому Фетлеру нельзя было останавливаться, от него требовалась бурная деятельность и реклама.

Для привлечения новобранцев и финансов Фетлер вместе с Джесси Бруксом из Чикагского общества духовной литературы организовал «Первую Генеральную конференцию по евангелизации России», которая проходила в Скинии Муди в Чикаго в июне 1918 года.

Фундаменталисты не только поддержали конференцию и привлекли к ней внимание, но помогли собрать необходимые средства.

Русский, преподобный Уильям Фетлер выступал в баптистском храме
перед тремя большими аудиториями.
Он заявляет, что в России христиан Америки
ждут большие возможности
(Газета Evening Independent от 1919 года)



Фетлер рассказал американцам, что русские совсем не знакомы с христианством,
а большевистская власть долго не продержится, потому что отрицает Библию.
В июне Фетлер собирается привезти в Россию 30 русских священников,
которых за три года подготовила Америка.

(глава Миссия и революция
)

В компании из двадцати пяти миссионеров Фетлер и его семья направляясь в Европу на корабле «Олимпия» 30 ноября 1920 года, там к тому времени скопилось множество русских иммигрантов, на которых и сфокусировался Фетлер.

По прибытии в Англию, он разделил свою партию на три группы, которые направил работать в Польшу, Советскую Россию и Бессарабию.

Русское общество евангелизации в Англии было преобразовано в в британскую секцию Русское миссионерское общество Фетлера, был также организован независимый от миссии конференц-центр «Славянка».

В Берлине Фетлер основал свою штаб-квартиру и библейскую школу, где с 1920 по 1921 годы занимал пост декана, в Варшаве - следующую штаб-квартиру, и начал вести активную миссионерскую деятельность среди русских и украинцев .

В 1923 году Рига стала его своей главной штаб-квартирой. Там он руководил своей собственной «Revival Press», издавал ряд периодических изданий и основал Институт подготовки миссионеров (в который входили русские и латышские отделения).

Чтобы построить в Риге в 1927-1928 гг «Храм Спасения», Фетлер 11 месяцев провел в США, собирая средства на строительство.

В 1925 г. Русское миссионерское общество сообщило, что поддерживает 142 благовестников, трудящихся в 12 странах, большинство из которых проповедовали в Латвии, Польше и Советском Союзе.

Несмотря на свой успех, Фетлер продолжал сталкиваться с критикой своей деятельности. Его критиковали за нежелание делать общее дел в союзе, стремление быть неподотчетным и неподконтрольным лидером, за догматический фундаментализм и связь с пятидесятниками.

В 1925 г. группа баптистских лидеров обвинила Фетлера в разобщение баптистов и в тесной связи с пятидесятничеством, помимо «других разногласий и фанатичных эксцессов», за слишком маленький объем миссионерских фондов, которые он направлял в Россию, и за недоверие лидерам баптистов и евангельских христиан в России.

Его отношения с латышскими баптистами также были напряженными. Союз баптистов Латвии отказался принять Фетлера в качестве делегата, и в 1926 году, после второго отказа, Фетлер сформировал свой собственный Второй союз баптистов, расколов ряды латвийского баптизма.

Во время съезда Всемирного союза баптистов в Торонто в 1928 г. руководители русских баптистов высказали свои претензии Фетлеру не только по скупому финансированию и отсутствию координации в работе в России, но и к его резким антикоммунистические заявления и его связи с русской эмигрантской общиной на Западе, занимающейся антисоветской деятельностью.
.

в 1932 году Фетлер делился с репортером газеты подробностями своей деятельности.

Он не скрывал, что занимался секретной работой,
переправлял Библию и миссионеров через советскую границу.
При помощи таких тайных операций Русское Миссионерское Общество
имело возможность проповедовать Евангелие в безбожной стране.
Впервые его выгнал из России сам Распутин,
рассказал пастор-контрабандист.


С приходом советской власти Фетлеру удалось переправить
через советско-польскую границу 60 тысяч экземпляров Библии,
несмотря на подстерегающую опасность, многих из тех, кто переходил границу,
ловили и расстреливали.

До первой пятилетки это было делать не так трудно,
рассказал Фетлер,
но потом Сталин ощутил опасность и в 1930 –м году
объявил, что к 1933 году перестанут заключаться браки
и не останется ни одной церкви.

Это было напечатано в советских газетах,
но было исключено из международных сообщений
– объяснил миссионер.


От Максима Горького, с которым как-то встретился пастор,
он узнал, что церковь в Петрограде, в которой он когда-то служил,
скоро снесут, чтобы освободить место для фабрики,
а сейчас она служит танцевальным залом.

Далее Фетлер рассказал читателем о враге-Распутине и друге- Юсупове.
Русское Миссионерское Общество расположилось в Лондоне,
отсюда оно руководит работой в десятках стран.

Фетлер спокойно говорил, что он не боится
физической расправы или даже убийства русскими антирелигиозниками.
Он не может сейчас вернуться на родину, но однажды,
когда в России опять возродится христианство, он вернется.

.
Однако, вскоре развернувшаяся антирелигиозная компания прервала все возможности миссионерской работы, и с 1933 года Фетлеру пришлось сложить с себя обязанности руководства миссией.

В 1934 году семья Фетлеров поселились в Амстердаме, а затем временно - в Швеции.

Так как он лишился щедрых вливаний на доброе дело, чтобы заработать средства на пропитание семьи предприимчивый Фетлер организовал из своих тринадцати детей - десять мальчиков и три девочки - музыкальную группу «Fetler Family Band», которая гастролировала по Европе. ( см. главу YMCA и сохранение культуры )
.

.
В 1939 году семья переехала в США, где  группа Fetler Family Band получила еще больше возможностей для гастролей, в то время как Фетлер продолжал свою организационную и рекламную деятельность, проводя много времени вдали от дома в командировках.
.

.
В  1944 году Фетлер создал «Русское библейское общество», присвоив историческое название общества, образованного в 1812 году., не преминув воспользоваться популярность русской темы.
До 1947 года его основным рекламным изданием была «Россия зовет», но наступили времена Холодной войны, после перерыва в 1950 году издание получило новое название - «Библия для России», а в середине 1950-х годов оно было изменено на «Библейский журнал».

В 1946 году Фетлер стал американским гражданином, и в то же время, и чтобы более тесно отождествлять себя со славянским народом, он изменил свое имя на «Бэзил Малоф», которое он раньше использовал как псевдоним.

Фетлер продолжал свою миссионерскуюдеятельность до самого конца своей жизни. Он скончался в 1957 году от сердечного приступа на семьдесят четвертом году жизни.
.

.
Многие из детей Уильяма Фетлера сделали выдающуюся карьеру в сфере образования, музыки или журналистики. Семеро из них стали профессорами университетов, шесть получили докторские степени. Второй сын, Тимоти, был композитором и режиссером, преподавал философию и музыку.

А в Санкт-Петербурге вместо старого Дома Евангелия в 1989 году открылся новый Дом Евангелия (но уже в другом месте).

По статье Альберта В. Уордина (Albert W. Wardin), заслуженного профессора истории в отставке   ( Belmont University , Nashville, Tennessee.)2012 г.
Tags: Великий евангелический поход, Миссионерство, Фетлер
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments