Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Результат колонизации


.


Сэр Джон Макнил точно описал эффект изменения во властных отношениях, вызванный завоеванием Россией Южного Кавказа:

«В большинстве провинций магометане были правителями, а христиане - их подданными. Когда власть в России была укреплена, христиане, естественно, стали избранным народом и господствовали над своими бывшими хозяевами с бессмысленной наглостью, насмехались над их религиозными обрядами и даже прерывали их самые священные церемонии. Мусульманин увидел одну мечеть, переоборудованную в конюшню, а другую - в таверну, и армяне насмехались, умышленно оскорбляя его веру ».
(Сэр Джон Макнил, Прогресс и нынешнее положение России на Востоке, стр.73)

Армянские переселенцы поселились на землях Короны или выкупили их у мусульман на российские субсидии. Однако, несмотря на перемещение населения, отношения между общинами в целом были терпимыми, и практически не было доказательств серьезного конфликта.
Это могло быть связано с тем, что были созданы отдельные поселения, которые уменьшали территориальное соперничество.
Кроме того, армяне не так уж сильно отличались от мусульман, будучи скорее азиатским / восточным народом, чем европейским. Действительно, в этом районе уже существовали давние армянские поселения.
Более чуждым считалось присутствие русских.

(Тадеуш Свентоховски, Россия и Азербайджан, стр.11.)

Причина серьезного конфликта лежит в будущем, где стал развиваться национализм, особенно армянской разновидности, Дашнакцутю́н, и  в побуждении Западом христианских армян стать западным народом, с особым статусом над остальным населением, с потенциальным проектом национального строительства.

Ниже приводится более поздний отчет об этих событиях от д-ра Пасдермаджяна от 1919 года:

«Та часть Армении, которая находится под властью России, входит в Закавказские провинции России. Она была завоевана русскими в начале девятнадцатого века и отвоевана у Персии.
До русского завоевания Закавказье было разделено между несколькими ханствами и меликатами (небольшими самоуправляющимися княжествами).

Ханы были татарами по происхождению и правили в основном татарами, а мелики были армянскими феодалами, и их господство распространялось на армянские районы Карабаха. Все эти различные княжества были данниками персидского правительства..

По соседству с этими зависимосимыми территориями на северо-западе существовало Грузинское царство, включая нынешние провинции Тифиис и Кубиас. Грузия, зажатая между двумя могущественными мусульманскими странами, такими как Персия и Турция, подвергалась постоянным нападениям с этих сторон, в конце XVIII века обратилась к императрице Екатерине за защитой и помощью.

В этот момент, в 1787 году, армянские мелики Карабаха воспользовались случаем, чтобы послать к российскому двору делегацию с просьбой о помощи России против соседей-татар, которые постоянно с ними конфликтовали.

Российское правительство обещало немедленную помощь как армянам, так и грузинам, и, более того, обязалось, в том, что касается армян, освободить их от персидского господства и организовать новое армянское государство, состоящее из армянских провинций под сюзеренитетом Россия.

Ободренные этими обещаниями, и армяне, и грузины предоставили все свои вооруженные силы в распоряжение России и внесли большой вклад в завоевание Закавказья из Персии. Но, к сожалению, торжественные обещания императрицы Екатерины не были выполнены, и завоеванные территории были взяты под власть России.

Именно благодаря применению этого метода Грузия и часть исторической Армении, включая Эчмиадзин, резиденцию верховного главы армянской церкви и народа, были аннексированы Россией »
.
(Гарегин Пастермаджян, Армения и ее претензии на свободу и национальную независимость, стр. 9-10.)

В этом отрывке говорится, что именно мусульманские ханства уступили место русскому завоеванию. Но есть также попытка исказить историю, предположив, что Карабах был армянским анклавом.

Фактически, Карабах был независимым ханством в период 1743–1805 годов. Ибрагим-Халил-хан, правитель Карабаха, успешно противостоял большой персидской армии из своей крепости в Шуше в 1790-х годах, и именно он подписал 14 мая 1805 года Кюракчайский договор, который уступил гегемонию русским. В то время в Карабахе, особенно в самой гористой части, несомненно было армянское население. Но армяне представляли лишь меньшинство населения ханства. (Айдын Асланов, Карабах как независимое ханство, 1747-1805, стр. 4-11 и Джамиль Гасанли, Как Карабахское ханство было присоединено к Российской империи: исторические мифы и реалии, IRS, № 1, 2012, стр. 15-21 .)

Интересно, что Пасдермаджян воздает должное армянам за то, что они пригласили русских на Кавказ и предоставили себя в распоряжение царя для военного завоевания. Исследования Бурнутяна подтверждают утверждение Пасдермаджяна.

Однако любопытно, почему это должно быть поводом для хвастовства?

Армянская мечта об автономной Армении под надзором церкви, охраняющей царские границы, не осуществилась. Восточная Армения на короткое время в 1830-х годах была переименована в Армянскую область, создавая впечатление полуавтономии. Однако вскоре Санкт-Петербург почувствовал себя неловко из-за того, что эта политика может быть неправильно истолкована, и в 1844 году весь регион Южного Кавказа был преобразован в Кавказский регион России с Тифлисом в качестве его административного центра и резиденции российского наместника.

Россия также разочаровала армян в Карабахе. Несмотря на значительное количество армянского населения, Карабах после русского завоевания стал частью мусульманской провинции, в которую вошли территории территории ханств Ширвана, Шаки, Кубы и части Талыша.

Отчасти это произошло из-за договора, заключенного Россией с Ибрагим-ханом в 1805 году, который гарантировал его семье правление в регионе в обмен на то, что он станет вассалом России. Но включение Карабаха в мусульманскую провинцию должно было стать одним из самых значительных наследий царского завоевания, которое армяне в течение двух столетий, пытались отменить.

Попытки царей колонизировать Кавказ русскими в значительной степени провалились, и поселенцы вернулись в Россию. Русские  поселенцы оказались неподходящим материалом для колонизации.

Таким образом, России пришлось вместо этого расселить и сконцентрировать христиан-армян в качестве колониального элемента в регионе, и в 19 веке на Южном Кавказе было расселено более миллиона армян.

В период последней русско-персидской войны 1826-1818 гг. И после нее произошло массовое переселение мусульман из Эриванской области и ее оккупация армянскими поселенцами. Войны 1855-56 и 1877-78 годов привели к дальнейшим миграциям, превратившим Эривань из иранской провинции с мусульманским большинством в 1820 году в российскую провинцию с небольшим христианским большинством к концу века.

Точно так же и в Карабахе, где в 1820 году около 10% населения, вероятно, были христиане, к началу 20 века начало формироваться христианское большинство. (Джордж Бурнутян, Восточная Анатолия в последние десятилетия персидского правления, 1807-1828 гг., Стр.69-74)

Требование «самоопределения» армян Карабаха опровергается процессами, в результате которых они стали большинством на этой территории. Большинство, сформированное в результате колонизации и этнической чистки местного населения, не имеет законного права пользоваться таким правом.

Источник
***
На мой взгляд,  факт одной из прошлых этнических чисток не может быть главным аргументом в споре за Карабах, потому что исторический процесс - это истории выдавливания одних групп и заселения территорий другими группами, включая "этнические чистки".

Более того, пример перемещения населения, как результат военных побед для одной стороны и поражений - для другой был вполне обычным явлением и для Османской империи, заселявшей свои земли мусульманами.

Примеру конфликта с Россией можно добавить пример  конфликта с Австрией:

Войны между Османской империей, Австрией и Венецией разорили Боснию и способствовали дальнейшей миграции её населения;
мусульманские беженцы из Венгрии и Славонии переселялись в Боснию,
ассимилировались с коренным населением боснийцев
 — в то время как многие православные христиане региона
переселялись в Славонию по приглашению Австрийского императора...
В конечном итоге за столетия османского правления,
почти все сторонники боснийской церкви обратились в ислам.

Вопрос "этнической чистки" разбирается и  в другой статье Пэта Уолша, и в ней Уолш пытается отмыть исторического образа свирепой мусульманской державы,  изменив взгляд на "этническую чистку", проводившуюся Османской империей в отношении армянского населения.

Насаждение национализма - еще один интересный аспект, на который обращает внимание историк в этом тексте и подробно рассматривает в следующей статье.

На следующей неделе: Пэт Уош о геноциде армян.
Tags: pat walsh, Кавказ, Карабах, Пропаганда
Subscribe

  • Мэрион Пост Уолкотт

    Вообще-то, не удивительно, что американский феминизм так агрессивен. Героиню моего сегодняшнего рассказа коллеги-мужчины пытались выкинуть из…

  • Дэвид Тенли

    Эта фотография сделана в 1994 году, на ней известный фотожурналист Джеймса Нахтвей с с риском для жизни ведет съемку во время беспорядков в…

  • Путешествие мистера Томпсона в Россию

    Я пошел к Ленину, чтобы попытаться увидеть его и сфотографировать. После двухчасового ожидания, я его увидел и попросил мне…

  • Август 1917-го. Русские пулеметы против русских

    * Американский репортер Дональд Томпсон сообщает в письме: Сегодня я разговаривал с Мемесом, английским фотографом...Он сопровождал Стенли…

  • О февральской революции. Дональд Томпсон

    Первые красные флаги на Невском проспекте, воскресенье, 11марта ( 26 февраля), 1917 Отрывки из писем к жене и фотографии из книги Американского…

  • Ленин с другом Троцким :) Дональд Томпсон, 1917

    А вот такими были представлены американским читателям лидеры большевиков Ленин и Троцкий, возлагающие венки "мученикам свободы".

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment