Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Армянская колонизация Карабаха


Армянская колонизация Карабаха
Статья XV Туркманчайского мирного договора разрешила крупномасштабное перемещение христианских армян из Персии в Эривань и Нахчыван. Территории, которые были включены в состав Российской империи как мусульманские ханства, с небольшим количеством армянских подданных, под российской короной начали претерпевать значительные демографические изменения .


Сэр Джон Макнил, бывший министр Великобритании в Тегеране, отметил роль царя в этой вынужденной миграции, направленной на создание армянской колонии вокруг Эривани. Наибольшая концентрация армян на Южном Кавказе была в Эриванском ханстве, где они составляли около 20% от общей численности населения. В этом ханстве, в Эчмиадзине, находилась резиденция главы Армянской церкви, католикоса.

«Император Николай… переселил частично силой, а частично под влиянием духовенства многие тысячи семей армян из турецких провинций в Азии на свои собственные территории, поскольку он уже переселил почти такое же количество из Персии, разваливая ранее целые, а теперь - обезлюдевшие районы, и принося в жертву престарелых и немощных, слабых и беспомощных, которые уставали и несли лишения принудительного марша ».
(Сэр Джон Макнил, Прогресс и нынешнее положение России на Востоке, стр.105-6.)

Это было началом изменения населения на Кавказе, начиная с 1828-1898 годов, когда впервые армянское население начало подниматься выше 25-процентного уровня.

Как заметил Сванте Э. Корнелл:

«… Большинство армян на Кавказе проживало рассредоточенно по многочисленным азербайджанским ханствам, особенно в ханствах Ереван, Карабах и Нихичеван…
Армяне должны были играть решающую роль на протяжении всего периода русского правления на Кавказе, будучи верными союзникам,. и занимая важные посты в администрации ...
Россия последовательно пыталась изменить демографические условия на Южном Кавказе, подстрекая азербайджанцев-мусульман уехать и приветствуя большое количество армян-христиан »
. (Сванте Э. Корнелл, Маленькие нации и великие державы: исследование этнополитического конфликта на Кавказе, стр. 19-20. Тадеуш Свентоховски, Россия и Азербайджан, стр. 11.)

После второй русско-персидской войны встал вопрос о том, как сохранить в безопасности только что аннексированные регионы.

Русский историк И.И. Шаврова считает что в период с 1828 по 1830 годы в Закавказье из Ирана перебралось 40 000 армян и около 80 000 - с османских территорий, чтобы поселиться в Елизаветпольской (Гянджинской) и Эриванской губерниях.

Он отметил важное значение этого к 1911 году:

«Из 1 300 000 армян, проживающих в настоящее время в Закавказье, более 1 000 000 - приезжие. Россия перевела их туда ».
(И.И. Шавров, Новые вызовы русскому делу в Закавказье - предстоящая продажа Мугани иностранцам, с. 59-60.)

Примерно за пять лет, начиная с 1828 года, около 140 000 армян мигрировали в российское Закавказье, из которых 100 000 прибыли с восточных османских территорий и 40 000 - из Северной Персии. Генерал Паскевич сообщил армянским делегациям, с которыми он встречался в Иране, что право на переселение в российское Закавказье гарантировано статьей XV Туркманчайского договора. Паскевич посоветовал всем армянам как можно скорее мигрировать через границу, до ухода российских войск. Массовое переселение организовали российские военные.

Портрет Ивана Фёдоровича Паскевича работы[1] Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Иван Фёдорович Паскевич-Эриванский ( 1782 — 1856)
 — русский полководец, государственный деятель и дипломат.

Армяне не всегда были активными переселенцами. Многим, счастливо живущим в Северной Персии, пришлось оставить дома, имущество, сады и землю. Иногда генерал Паскевич выдвигал казаков, чтобы «подтолкнуть» их к переезду на территорию России. (Фирузе Мосташари, На религиозных рубежах: царская Россия и ислам на Кавказе, стр. 42).

Этим армянским мигрантам было предложено селиться на недавно захваченных территориях Эривани, Нахичевани или Карабаха.

Генерал Лазар Лазарев, этнический армянин, которого генерал Паскевич назначил для организации массового переселения, в апреле 1828 года издал прокламацию, в которой говорилось, что армянские мигранты могут выбрать поселение в Эривани, Нахичевани или Карабахе, где им будут предоставлены плодородные земли, на которых они будут жить. от них требовалось платить только одну десятую часть продукции своих ферм в виде налогов.


Лазарь Екимович Лазарев (1797—1871)
по Википедии - полковник, с 1827 года состоял чиновником по особым поручениям
при генерале И. Ф. Паскевиче в Тифлисе.
Будучи комендантом главной квартиры в Дейкаргане,
как посредник сыграл положительную роль на переговорах
между армянами и представителями русской армии
.
В советский период, в 1978 году, в ознаменование 150-летия своего переселения из Ирана армяне установили памятник в Мараге, Карабах. Однако в 1988 году он был разрушен армянскими националистами-сепаратистами, предположительно для того, чтобы стереть недавнее происхождение населения и сохранить ложную историю о древнем и первоначальном обладателе территории. (Фарид Шафиев, Российско-советская политика переселения и ее последствия для этнотерриториальных конфликтов на Южном Кавказе, сноска 238, стр.86.)

Армянским поселенцам было предоставлено освобождение от налогов на шесть лет и оказана финансовая помощь. Те, кто владел собственностью, могли отправить свои семьи вперед, пока им не разрешили ее продать. Лазарев раздавал дотации армянам как большой стимул к эмиграции, а также поступали сообщения о насильственном выкорчевывании армянских поселений русскими.

Генерал Паскевич дал указание русской администрации в Нахичевани и Эривани расселить армян целыми селами и не смешивать их с мусульманским населением. Кроме того, Эчмиадзин призвал всех священников покинуть иранскую территорию, в противном случае им грозила потеря положения и наказание в загробной жизни (САОКОЯН, том 2, стр. 159-160. Цит. По: Фарид Шафиев, Российско-советская политика переселения и их Последствия для этнотерриториальных конфликтов на Южном Кавказе, с.85.)

По словам самого Лазарева, всего за три месяца, с конца февраля по начало июня 1828 года, ему удалось переселить более 8000 армянских семей. Подавляющее большинство из примерно 40 000 человек были направлены в Эриванскую и Нахичеванскую области, а остальные мигранты были отправлены в Карабах. (РГИА, ф. 383, оп. 29, д. 539, лл. 12-13. РГИА, ф. 383, оп. 29, д. 539, л. 9об. Сергей Глинка, Описание переселения армян, с. 87. Цитируется по Стивену Б. Риггу, Требование Кавказа: Имперская встреча России с армянами, 1801-1894, стр.128-9.)

Это имело очевидные последствия для этнического / религиозного состава этих двух регионов, которые стали причиной споров для поколений.

В своих возражениях против притока христианских поселенцев местные жители-мусульмане жаловались царским властям, что они «лишены всех средств ведения сельского хозяйства и, таким образом, возможности прокормить свои семьи в будущем». (НАА, ф. 90, оп. 1, д. 435, л. 50).

Приток армян в эти районы ускорил отъезд местных мусульман, которые мигрировали на территории шаха и султана, при этом шииты, как правило, уезжали на юг в Персию, а сунниты на запад в Османскую империю. Многие изгнанные мусульмане из Нахичевани и Ордубада оставили свои заброшенные дома и поля. (НАА, ф. 90, оп. 1, д. 448, лл. 7-7об.)

Бурнутян, анализируя персидские и русские источники для оценки изменения численности населения в результате царского завоевания, он считает, что 26000 или около 30 процентов мусульманского населения Эриванского ханства умерли или мигрировали, и около 45000 армян мигрировали в 1832 году (Джордж. Бурнутян, Восточная Армения в последние десятилетия персидского владычества, 1807-1828 гг., Стр.69.)

В течение следующего столетия более миллиона армян были переселены на Южный Кавказ, многие из них - в горный Карабах, где в 1830-х годах было всего около 19 000 армян на 35 000 мусульман. (Дж. Ф. Баддели, Русское покорение Кавказа, стр. 67-76.)

Сванте Э. Корнелл пишет:

«… Сразу после заключения (Туркманчайского) договора Россия поощряла и организовывала обмен населением. Таким образом, огромное количество армян покинуло персидские и османские земли, чтобы поселиться на российском Кавказе, и, соответственно, большое количество мусульман покинуло Южный Кавказ в районы, находящиеся под персидским или османским контролем.

Согласно данным российской переписи населения, армянское население Карабаха составляло 9 процентов от общей численности населения в 1823 году (оставшиеся 91 процент были зарегистрированы как «мусульмане»), 35 процентов в 1832 году и большинство в 53 процента в 1880 году ... цифры по Нагорному Карабаху остаются неизвестными;

Тем не менее несомненно, что общий прирост армянского населения был вызван растущей миграцией армян в Нагорный Карабах или исходом мусульман из региона. Этот процесс ускорялся после каждой русско-турецкой войны (1855–56 и 1877–78), поскольку русские считали азербайджанцев в целом ненадежными и потенциальными союзниками турок, учитывая их этнолингвистическую близость.

Напротив, армяне рассматривались как естественные союзники России в регионе, преданные царю и надежные. Таким образом, в определенном смысле армяне пользовались благосклонностью властей и даже занимали важные посты в администрации региона ...

Армяне покинули Турцию, тогда как многие азербайджанцы, в частности азербайджанцы-сунниты, мигрировали с Кавказа в Османскую империю. На рубеже веков на Южном Кавказе проживало более 1 200 000 армян ».


(Сванте Э. Корнелл, Маленькие нации и великие державы: исследование этнополитического конфликта на Кавказе, стр. 54.)

.

Сванте Корнелл ( р.1975) — шведский учёный,
специализирующийся на политике и вопросах безопасности в Евразии,
в особенности в Закавказье, Турции и Центральной Азии.


«Азербайджан сделал в регионе для Запада все, что мог,
сейчас - слово за Западом...
Если Америка и Европа не хотят терять такой важный коридор,
как Азербайджан, то они должны перейти к решительным действиям.
 Главное - помочь ему в карабахском урегулировании
и дать твердые гарантии его безопасности»»
подчеркнул Сванте Корнелл

Согласно российским источникам, в 1823 году в Карабахе было около 80 процентов мусульман. (Нигяр Гозалова, Карабахский вопрос в отношениях с Арменией и Азербайджаном, Сборник конференций АВИМ, No 24, 2019, стр.39.)

После ликвидации Карабахского ханства, им руководил глава Закавказского военного округа мусульманских стран (district of the ‘Transcaucasian Moslem Countries’.). В 1840 году округ был преобразован в Шушинский уезд, а затем вошел в состав Елизаветпольской губернии.

Карабах стал центром территориального конфликта между армянами и мусульманами области:

Провинция Карабах была разделена на две части - горный регион и низменность. Горная часть Карабаха была командным и стратегически важным районом. Его ландшафт давал военное преимущество местной армянской элите - меликам - в защите своей позиции от преимущественно мусульманских низменностей.

Во время осады иранцами крепости Шуша, одной из главных причин успешной обороны командира гарнизона полковника Реутта была помощь местных армян, населявших территорию в окрестностях крепости.

Согласно российскому опросу, в то время как армянское население было многочисленным в горных районах, мусульмане составляли большинство в остальной части Закавказского ханства, а также в низинах Карабаха в первой четверти XIX века. (Джордж Бурнутян, Русское исследование Карабахской провинции 1823 года: основной источник по демографии и экономике Карабаха в начале XIX века.)

Наряду с внутренней миграцией армян в Карабах и другие регионы, последовал соответствующий исход мусульман как в Персию, так и в Османскую Анатолию. Между 1780-ми и 1914 годами около 6 миллионов мусульман бежали из окраин Османской империи в анатолийские провинции.

Движение населения в Восточном Закавказье, которое обычно означало иммиграцию армян и эмиграцию мусульман, усилилось во время Крымской войны 1853-56 годов, а затем и русско-турецкой войны 1876-78 годов. Но только примерно в 1880 году армянское население Эриванской губернии достигло значительного большинства. (Нигяр Гозалова, Карабахский вопрос в отношениях с Арменией и Азербайджаном, Конференция AVIM, № 24, 2019, стр. 42 и стр. 74.)

В 1897 году мусульмане составляли 53 процента, а в 1916 году - около 55 процентов).

Н.Шавров, который занимался колониальной политикой в ​​царской администрации, резюмировал последствия процесса российской колонизации в Закавказье в 1911 году в книге «Новый вызов русскому вопросу в Закавказье» :

«С 1828 по 1830 год мы переселили более 40 000 иранских и 84 000 турецких армян в Закавказье и разместили их на лучших государственных землях в провинциях Елизаветполь и Ереван, где численность армян была незначительной ...
Эти армяне заселили горную часть Елизаветпольской губернии и берега реки Гойджи (Goyjaу). Следует иметь в виду, что помимо 124 тысяч армян, которые были переселены официально, большое количество армян поселились здесь неофициально, поэтому общее количество переселенцев значительно превышает 200 тысяч…

Успешное завершение турецкой войны 1877-1878 годов привело к притоку новых поселенцев из Малой Азии, около 50 000 армян и 40 000 греков поселились в провинции Карс, а опустевшая провинция получила достаточно большое количество иностранного населения. Более того, генерал Тергукасов привел в Сурмалинский уезд 35 тысяч турецких армян, которые все остались в этом районе.

После этого начался непрерывный поток армян из Малой Азии ... Во время армянских волнений 1893-1894 годов армяне переселились в еще большем масштабе. На момент приезда в 1897 г. князя С.С. Голицына, вновь назначенного главнокомандующим, количество переселенных армян составляло не 10 000, как в 1894 г., а около 90 000… из 1 300 000 армян, проживающих в настоящее время в Закавказье, более 1 000 000 человек. они принадлежат к числу коренных жителей и были поселены нами ».

(Н. Шавров, Новый вызов русскому вопросу в Закавказье; Предстоящая продажа Мугана иностранцам, стр.59-60.)

Армянское большинство в нынешней Армянской Республике стало большинством только в результате российского завоевания, армянской колонизации и перемещения коренных мусульманских жителей. В результате этого русского насаждения и последующих факторов убыли мусульман к 1900 году армянское население российского Кавказа достигло 1,3 миллиона человек. (Тадеуш Свентоховски, Россия и Азербайджан, стр.11.)

Далее: Результат колонизации
Tags: pat walsh, Кавказ, Карабах, Пропаганда
Subscribe

  • Мэрион Пост Уолкотт

    Вообще-то, не удивительно, что американский феминизм так агрессивен. Героиню моего сегодняшнего рассказа коллеги-мужчины пытались выкинуть из…

  • Дэвид Тенли

    Эта фотография сделана в 1994 году, на ней известный фотожурналист Джеймса Нахтвей с с риском для жизни ведет съемку во время беспорядков в…

  • Путешествие мистера Томпсона в Россию

    Я пошел к Ленину, чтобы попытаться увидеть его и сфотографировать. После двухчасового ожидания, я его увидел и попросил мне…

  • Август 1917-го. Русские пулеметы против русских

    * Американский репортер Дональд Томпсон сообщает в письме: Сегодня я разговаривал с Мемесом, английским фотографом...Он сопровождал Стенли…

  • О февральской революции. Дональд Томпсон

    Первые красные флаги на Невском проспекте, воскресенье, 11марта ( 26 февраля), 1917 Отрывки из писем к жене и фотографии из книги Американского…

  • Ленин с другом Троцким :) Дональд Томпсон, 1917

    А вот такими были представлены американским читателям лидеры большевиков Ленин и Троцкий, возлагающие венки "мученикам свободы".

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment