Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Маевки, Петр I и II Интернационал

 
День открытия летнего сезона в саду. С.Петербург. 1 мая 1911 г. Булла

С древних времен в обычаях Европы было не только совершать обряды в начале мая, но и просто веселиться, устраивать гулянья и танцы. Обычно к этому дню приурочивали ярмарки. Из Европы же традиция маевок перекочевала и в Россию.По одной из версий Петру понравился праздник кокуй, отмечавшийся в немецкой слободе 1 мая. По его решению в этот день для москвичей стали устраивать гулянья в Сокольниках, которые вскоре превратились в традицию.

По другой версии ежегодное первомайское гулянье приурочивалось к очередной годовщине взятия русскими войсками шведской крепости Ниеншанц. Петр I построил напротив места сражения  дворец и преподнес его в подарок Екатерине, назвав его Екатерингофом, там и стали проводиться майские увеселения.

В 1718 г. был обнародован указ об основании Невской флотилии, по которому небольшие суда безвозмездно раздавались разным лицам и государственным учреждениям с условием - содержать их в порядке и участвовать в "экзерцициях". 1 мая Невская флотилия собиралась у Петропавловской крепости и шла в Екатерингоф, а затем морем в Стрельну. 
Так закладывалась традиция русских майских празднований.

По заведенному Петром обычаю  не только весь императорский двор, но и простые петербуржцы ездили в этот день в Екатерингоф.  К этому дню строились качели и карусели, разворачивались балаганы, ставились многочисленные палатки торговцев.

Император Павел решил перенес празднование на Невский проспект. По велению государя, в тот год 1 мая чиновная публика послушно разъезжала в два ряда от Зеленого моста, через Большую и Малую Садовую улицы, вдоль Екатерининского канала, на Царицын луг. "Здесь, - по свидетельству очевидца, - разбиты были палатки, в которых продавались всякаго рода напитки. Народ гулял и распевал песни, радуясь ясному дню и приближению весны". Вскоре майские гуляния стали проводится  на Марсовом поле и на Крестовском острове."

Расцвет екатерингофских первомайских гуляний пришелся на 1820 - 1830-е годы; в ту пору они нередко посещались царской фамилией.
О майских гуляниях вспоминают в своих дневниках современники, в том числе Пушкин, Шевченко.

В 1830-м туда начали ходить омнибусы, получившие в народе из-за царившей в них давки, прозвище "обнимусы".
Однако уже в сороковых годах популярность гуляний изрядно уменьшилась, на что не замедлил обратить внимание обозреватель журнала "Иллюстрация" в заметке, относящейся к 1845 году: "Гулянье в Екатерингофе было довольно жалкое; иначе и быть не может: во время оного Екатерингоф был почти единственное и первое место гуляний, теперь двадцатое и едва ли не последнее".

   
Во многих городах Европейской России 1 Мая считалось «полупраздником», и в этот день работали только до обеда.

После двух часов дня, если позволяла погода, горожане, вне зависимости от социального статуса, взяв с собой еду и выпивку, а иногда и самовар, отправлялись семьями и дружескими компаниями в рощу, лес, на берег реки, где и веселились до наступления темноты.

Однако к концу 19 века вблизи Екатерингофа, на окраине столицы, одно за другим стали открываться промышленные предприятия и среди них - костеобжигательный завод, отравлявший ближайшие окрестности удушливым смрадом.

Разумеется, в таких условиях екатерингофские маевки продолжала посещать лишь самая невзыскательная публика.

И вот уже "Петербургский листок" за 1866 год пишет: "Празднуют 1 мая и в Петербурге, гуляньем в Екатерингофе. Но как празднуют? Никакого веселья, давка, толкотня, бездна пьяных, подчас наглые оскорбления женщин, - вот общая картина …”

 
Дети покупают мороженое

Но это уже было время начала развития рабочего движения, рабочие требовали улучшения условий труда и сокращения рабочего дня.  Для тех, кто не знает - до  1897 года рабочие работали по 12 часов, закон 1897 года ограничил рабочий день 11, 5 часами – в будние дни и 10-ю часами – в субботние и предпраздничные. Рабочие же требовали  8 часовой рабочий день.

1 мая 1886 года в Чикаго рабочие организовали забастовку и демонстрацию с требованиями 8-часового рабочего дня. Все закончилось кровопролитным столкновением с полицией, организаторов забастовки повесили. Через три года, в июле 1889 года, Конгресс II Интернационала принял решение о ежегодной манифестации 1 мая.

Вот как пишет об этом Г.Плеханов: 
 

“Международный рабочий социалистический конгресс, состоявшийся в Париже в июле прошлого года, принял решение относительно агитации в пользу восьмичасового рабочего дня.
Постановлено было пригласить рабочих всех стран высказаться путем одновременных и повсеместных манифестаций в пользу этого решения. Днем таких манифестаций было назначено первое мая 1890 года.”
  (Плеханов Г.В. 1 МАЯ 1890 ГОДА.)

“Блестящее аристократическое общество Вены издавна привыкло собираться 1-го мая на веселое гулянье в Пратере. Но в нынешнем году ему было не до веселья, и уже во всяком случае не Пратер мог послужить местом модных увеселений: там должна была произойти манифестация в пользу восьмичасового дня.

«Я встречаю знакомую светскую даму, - пишет уже цитированный нами корреспондент, - и спрашиваю ее, будем ли мы иметь удовольствие видеть ее на майском гулянье. Едва ли, - отвечает она, - не подумайте, что я боюсь, но мой муж не хочет, чтобы я принимала участие в прогулке.
Вечером встречаю в клубе мужа этой дамы. - Будете в Пратере? - Видите ли, собственно я совсем не трушу, но жена ни за что в мире не хочет позволить мне выйти из дому 1-го мая, и кажется, что в интересах семейного мира я должен буду уступить…

Смешны люди, воображавшие, что революционный день первого мая мог быть днем революции. Для сознательного пролетариата 8-мичасовой день не цель, а средство.
Его завоевание не будет революцией, но оно приблизит ее. Социальная демократия сумеет хорошо воспользоваться тем досугом, который получит пролетариат при 8-мичасовом дне."
.
( там же - Источник: Плеханов Г.В. Сочинения, т. 4.)





Подобные же настроения находим и в России  позднего времени в воспоминаниях известного русского критика Скабичевского:
“Ждали чего-то грозного, полагали, что не сегодня-завтра разгорится всеобщая революция. Еще более подлили масла в огонь прокламации, рассылаемые по почте и разбрасываемые по городу (я поднял одну на гулянье в Екатерингофе 1 мая).”
***



Впервые 1 мая, как праздник солидарности трудящихся, в Российской империи был отмечен в 1890 году в Варшаве.
А в 1891 году рабочий комитет Нарвской заставы, пользуясь многочисленностью публики на первомайских праздниках, уже провел в Екатерингофе первое подпольное собрание, которое стали называть "маевками". Это произошло вблизи устья реки Екатерингофки, на одной из полян Шустровского леса. А потом екатерингофские "маевки" стали ежегодными, на них происходила агитационная работа, нелегально распространялась газета "Правда", которая при появлении городового превращалась в скатерть...




Вскоре  это явление стало для России массовым. Нелегально маевки чаще всего проводили в лесу, подальше от посторонних глаз и ушей. На них выступали с политическими речами, пели и разучивали революционные песни, декламировали стихи, обсуждали насущные вопросы.

В 1900 году по улицам Харькова прошла первая майская демонстрация.

С 1902 года майское празднование в России начинает принимать революционный характер.

В советский период Первомай вошел в число официальных государственных праздников, в котором соединились обе традиции его проведения – после демонстраций и митингов народ отправлялся отмечать праздник на природу, снова стали проводиться массовые народные гулянья.

Однако, наслаждаясь соединением с природой, все же, не стоит забывать , что такой естественный для нас 8 часовой рабочий день был нам не подарен, а завоеван для нас теми, кто ежегодно собирался на манифестации или тайные собрания именно в этот день - 1 мая .
 


***</p>
Tags: 1 мая, История России, Рабочие
Subscribe

  • Новые записи 2020/2021

    Война и мир после Победы главы из книги Killing Hope. U.S. Military and CIA Interventions Since World War II by William Blum,…

  • Путешествие по миру

    АЛЬМАНАХ ПУТЕШЕСТВИЙ, 1902 год Москва Австралия Сандрингем Бальморал Северная магистраль русского царя Экскурсия в Лондонский банк:…

  • Голодомор - истоки мифа о геноциде украинцев

    Пресса Херста и геноцид украинцев Начало Окончание От Гитлера- к Херсту, от Конквеста- к Солженицыну Малком Маггеридж и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Новые записи 2020/2021

    Война и мир после Победы главы из книги Killing Hope. U.S. Military and CIA Interventions Since World War II by William Blum,…

  • Путешествие по миру

    АЛЬМАНАХ ПУТЕШЕСТВИЙ, 1902 год Москва Австралия Сандрингем Бальморал Северная магистраль русского царя Экскурсия в Лондонский банк:…

  • Голодомор - истоки мифа о геноциде украинцев

    Пресса Херста и геноцид украинцев Начало Окончание От Гитлера- к Херсту, от Конквеста- к Солженицыну Малком Маггеридж и…