Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

70 лет мрака - музейная пропаганда сегодня

Ранее: Музей революции

Пару месяцев назад, прочитав анонс выставки, посвященной партизанскому движению, я посетила бывший Музей Революции, который поменял название на Музей Политической истории.
Выставку удалось найти не сразу, да и места ей в особняке выделили довольно мало. Зато постоянная экспозиция кричала о немалых залитых в нее  деньгах. И если в Питере нет музея Гулага, то этот новый музей Политической истории ничем от него не отличается.

...из «лаборатории революционной мысли»
и трибуны для пропаганды идей социализма
он трансформировался в нынешний музей,
настроенный весьма критично к советской действительности:
уж чего-чего, а ностальгии по СССР здесь не встретишь.
(Петербургский историк Сергей Глезеров в статье
"Прошлое из каретного сундука.
Как в Эрмитаже появился Музей революции")

Понятно, что сегодня музей Революции никому не нужен, так как не нужна и новая революция, вот поэтому экспозиция не рассказывает как и почему происходят революции, теперь внимание фокусируется на тех, кто был не согласен с правящим режимом - а это - во все времена - мрачная история.


Перед музеем встала задача поиска нового пути развития.
14 августа 1991 г., за несколько дней до попытки путча,  ГМВОСР
(Государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции)
был переименован в Государственный музей политической истории России (ГМПИР)...
Музей начинает собирать экспонаты по новым, прежде запрещенным темам.
Были сформированы «гулаговская» и «диссидентская» коллекции,
коллекция по современным политическим партиям и гражданским движениям.
Лозунги дней августовского путча 1991 г.,
котелок и противогаз защитников Белого дома
и другие предметы поступали в музей прямо с мест событий.

Сегодня музей, как и сто лет назад, собирает, хранит, изучает и экспонирует материалы,
отражающие важнейшие события общественной жизни страны.
Это просветительский центр, где формируется и транслируется
концепция современного взгляда на прошлое сквозь призму настоящего.

( текст сайта музея)


Это - фотография с сайта музея. Я делала снимки на стендов телефон только  для памяти, не собиралась их использовать. Но фотографии на сайте музея -не об экспозиции, это отчет - молодежь проходит индокринацию новейшей версии "правильного сознания". Поэтому решила выложить кривые снимки не для созерцания, а для ознакомления.





















Фотография внизу резко отличается от остальных  ощущением счастья . Но и тут можно объяснить - вот эта счастливая молодежь была обманута и  брошена в мясорубку сталинских репрессий.
































Важное место занимают разделы об узниках сталинских лагерей и диссидентском движении. Посетители увидят предметы лагерного быта и произведения подпольного творчества заключенных ГУЛАГа, ватник политзаключенных 1970-х годов, уникальные документы обысков и арестов диссидентов, заточения их в психиатрической больницы, медицинские препараты, которыми "лечили" узников.

О настроениях интеллигенции и наиболее общественно активной части населения 1950-1980-х гг. свидетельствует многочисленный и разнообразный "самиздат" – литературный, политический, музыкальный. Реконструкция "котельной" воссоздает атмосферу, в которой вызревала неофициальная культура.

Экспозиция предполагает активное соучастие посетителя в постижении истории СССР. Специальные интерактивные зоны позволят, например, узнать, что скрывалось за кулисами официальных пропагандистских компаний, или, сняв трубку характерного уличного телефона-автомата, услышать анекдоты о советских вождях.
текст с сайта музея







Так выглядела советская кухня в коммуналке


Воссозданные интерьеры "коммуналки" и жилого барака строителей заводов-гигантов первых пятилеток дают реальное представление о жизни большинства населения СССР в 1930-40-х годах.
С помощью подлинных предметов, которые входили в обиход советских семей 1950-60-е годы, воссоздана обстановка переезда семьи на новую отдельную квартиру в "хрущевку".
Экспонаты напоминают о тяготах быта сталинского времени и о существенном росте благосостояния населения в период "развитого социализма", который, однако, обернулся дефицитом, постоянными очередями и зависимостью от власти в получении социальных благ.
Плакаты и лозунги, художественные изображения вождей, ширпотреб с советской символикой демонстрирует приемы, которые использовались
для пропаганды нового общественного строя и создания культа власти.

фото выше и текст - с сайта музея.

Комсомольцы-дружинники - тоже признак принуждения к порядку и дисциплине



Унылая советская жизнь - хрущевки и полное отсутствие желанного изобилия





А так работала  - советская пропаганда - промывание мозгов и милитаризация молодежи

Эта толстая тетка - образ брежневской эпохи на фоне дикой толпы рвущейся за дефицитом



Рабский труд молодежи,  "мученики картошки"




Ну, и конечно, военные преступления СССР и их жертвы

Диссиденты


Прогрессивное поколение кочегаров и дворников, "творческая интеллигенция"




"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью", - в этом долгие годы были убеждены миллионы советских людей. Однако реальность доказала, что они оказались заложниками утопической мечты об идеальной модели общественного устройства. Пропасть между декларируемыми властями пропагандистскими лозунгами и повседневной жизнью народа с годами нарастала, одновременно усиливалось технико-экономическое отставание СССР от ведущих западных держав.
текст  и фото ниже - с сайта музея

И правильная революция ( фото музея)
.

Ну, а дальше - новые святые и святыни


.
Сайт гулаг.рф дает справку: Финклер Мордко Эзрович Родился в 1877 г., г. Умань, Киевская обл.; еврей; малограмотный; столяр.. Проживал: г. Новгород, ул. М. Горького, д. 5.Приговор: Лишен избирательных прав около 1935 г. по ст. 69 Конституции РСФСР.)
В гулаге Финклер не сидел, и даже не был выслан на поселение, но об этом сайт гулага и многочисленные сайты памяти, выскакивающие по запросу на это имя, не рассказывают, так что любой несведующий человек считает его замученным в лагерях, или даже, судя по украшающим сайт свечам, расстрелянной жертвой.

Еще одни революционер - А. Мень:


А это - бейсболка, кашне и телескопическая трость Даниила Гранина


Сегодня музей, как и сто лет назад, собирает, хранит, изучает и экспонирует материалы,
отражающие важнейшие события общественной жизни страны.
Это просветительский центр, где формируется
и транслируется концепция современного взгляда на прошлое
сквозь призму настоящего.
текст - с сайта музея

Пройдет еще немного времени и возможно, здесь появятся личные вещи Пусси Райот или гражданина Навального.

Что в этом  плохого, помимо агрессивной антисоветской пропаганды?

Во-первых, подмена.
Музей "политической истории"  заменил, а не дополнил существовавшию коллекцию о революции и революционерах. Антисоветская выставка стала постоянной, а все остальные выставки на советскую тему, как например, выставка партизан, выставки, посвященные революционному движению, временными.

Во-вторых, в существующей экспозиции напрочь отсутствует те, кто оказались заложниками утопической мечты об идеальной модели общественного устройства - рабочие, инженеры, ученые, химики, физики, конструкторы, архитекторы, медики, составлявшие основу этого утопического государства. Их жизнь и их имена совершенно точно не заслуживают забвения, они делали свое дело не от испуга перед властью и не потому, что были одурманены пропагандой.

Но некуда принести вещи достойных людей - заслуженного строителя или знаменитого врача, и тем более- опытного рабочего. И этот дикий перекос особого внимания с народа, представленного безликой и обманутой массой, на прослойку, подрывает доверие к предложенной музеем информации, превращая ее в новую догматическую версию истории, которую молодые поколения отторгнут так же, как когда-то в поздние советские времена  отторгались любые политучебы и политинформации.


Tags: История СССР, Пропаганда, Современность
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments