Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

О коллективизации


.
Коллективная вспашка земли. Духоборы в Канаде,1905 год
.
Планировала в эти выходные отдохнуть от длинных текстов и постить только интересные картинки, но увидела во френдленте пост Фрицморгена, и мои добрые намерения рухнули :)

Вчера читатели его журнала узнали, что коллективизация была не нужна, поскольку:
Ученые обнаружили, что "до революции жизнь пролетариата постепенно улучшалась "
А обработка советской статистики за 1920 годы показала:
"...шёл массовый переход бедных хозяйств в группу средних хозяйств" [ Как говорят, «есть ложь, есть наглая ложь, и есть статистика»]

В связи с этим Фрицморген утверждает, при коллективизации преследовалась не экономическая, а идеологическая цель : "привлечь на свою сторону бедноту [ ограблением кулаков, я так понимаю?] и совместно уничтожить главных врагов коммунизма, середняков и зажиточных крестьян.", благосостояние которых которые во время НЭПа постепенно росло.

Вот, что он пишет:
"Когда начался НЭП, на селе произошёл новый всплеск рождаемости, однако на прокорм маленьких детей поначалу было нужно не так уж много ресурсов, тогда как в города уезжали в основном ресурсозатратные едоки – взрослые и молодёжь. Вот и получается, что крестьянство в последние годы до коллективизации сравнительно комфортно себя чувствовало и богатело в земельном отношении "  [ Это - при отсутствии-то рабочих рук, взрослых и молодежи!]

Собствено, это - уже не новость, вот например Медуза проводит просвещение на примере  очередного проталкиваемого художественного шедевра. Чтобы политическая ценность сего произведения была понятна, Медуза организовала ликбез:

На вопрос "Что такое коллективизация?" дается ответ:
Это - процесс, запущенный советской властью в 1929 году. Задачей коллективизации было отобрать у крестьян индивидуальные хозяйства и перевести их в созданные для этого колхозы, то есть коллективное хозяйство. Если совсем упрощать — задачей коллективизации было уничтожить зажиточных крестьян.

"Почему советская власть не захотела подружиться с зажиточными крестьянами?" - задает вопрос Фрицморген.

"По идее, союз с ними был наиболее рациональным решением проблемы. У них были самые эффективные, самые товарные хозяйства, и они лучше всех были готовы к применению новых технологий. Конечно, пришлось бы предложить крестьянам что-нибудь взамен: деньги, землю, промышленные товары, новые сельскохозяйственные орудия, чтобы они могли расширять своё производство и бесперебойно кормить города, как это было в 1913 году. При этом можно было продолжать стимулировать организацию кооперативных объединений (тех же совхозов)."

Как раз денег, промышленных товаров и новых сельскохозяйственных орудий у нового государства и не было. А сельское хрозяйство, неважно, где оно было расположено, имело одни и те же проблемы - оно требовало коренной модернизации, это касалось не только средств производства и технологий, но и  крестьянского менталитета.

Не секрет, что заставить русского крестьянина изменить веками сложившиеся правила, внедрить новые технологии, использовать новые орудия труда было невероятно сложно. Об этом говорили и писали не только иностранцы, но и наши современники.

Чем дальше подвигался Полуянов, тем больше находил недостатков и прорух в крестьянском хозяйстве. И земля вспахана кое-как, и посевы плохи, и земля пустует, и скотина затощала. Особенно печальную картину представляли истощенные поля, требовавшие удобрения и не получавшие его, -- в этом благодатном краю и знать ничего не хотели о каком-нибудь удобрении. До сих пор спасал аршинный сибирский чернозем. Но ведь всему бывает конец.

-- Ах, мерзавцы! -- ругался Полуянов, палкой измеряя толщину пропаханного слоя чернозема.
-- На двух вершках пашут. Что же это такое? Это мазать, а не пахать.


Попадались совсем выродившиеся поля с чахлыми, золотушными всходами,
 -- хлеб точно был подбит молью. Полуянов, наконец, пришел в полное отчаяние и крикнул:


-- Голод будет! Настоящий голод!

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Роман "Хлеб"

Что касается надежды на середняков, которые должны были накормить народ в 1913, есть рассказ о том, как  русские маслоделы смогли накормить Европу, но не собственный народ, потому что они, не по своей воле конечно, легли под иностранный капитал: О маслоделах и кооперации

На  вопросы о коллективном труде и кооперации может ответить и миссионерский опыт в России, в первую очередь - опыт квакеров, которые первыми занялись модернизацией и коллективизацией. Об этом существует множество воспоминаний, тех, кто работал на голоде..



.
Коллективная обработка земли 1910 год. Духоборы в Канаде
.
Квакеры, приехавшие в Россию, столкнулись не только с самим голодом, но и с невежеством, узостью крестьянского мышления, и даже - откровенной ленью и нежеланием работать на коммуну. Порой квакерам самим приходилось показывать пример - пахать на тракторах, чтобы выполнить необходимую на данный момент работу и накормить голодных. Есть рассказы об Анне Стронг, которая никак не могла поднять  детскую коммуну, все дотации и материальная помощь уходили, как вода в песок, из-за отсутствия грамотного управления и "особенностей местного менталитета".

В своих отчетах, пытаясь наладить самоокупаемость крестьянских хозяйств, квакеры писали о том, что сельскохозяйственный труд крестьян малопроизводителен из-за отсталости средств производства, крестьянина нужно было не только обеспечить инвентарем, но и принудительно научить правильно им пользоваться, для увеличения производительности труда требовался переход на новую технику и укрупнение пахотных земель, а также - интенсивное обучение методам ведения сельского хозяйства.

К тому же, крестьянское сознание было ограничено его личными потребностями, куда не входили потребности других ( например, необходимость работать на общину.коммуну/детский дом/больницу) для заинтересованности в производстве зерна на рынок необходимы были не только стимулы, но и просвещение, агитация.

Организовать крестьян в коммуны было не так-то просто, поэтому квакеры ограничились для начала помощью крестьянским хозяйствам и привлечением крестьян к общественным работам, совместной обработке земель для нужд немощных, сильно голодающих, детских домов и больниц.

Пришлось вводить метод "Кто не работает, тот не ест". Для того, чтобы победить голод и разруху, нужны были не только деньги, на которые закупались продовольствие и орудия труда, но и талантливые опытные менеджеры, которые со знанием дела намечали фронт работ, ставили задачи и организовывали людей на их выполнение . Такой была Нэнси Бабб.


Из отчета Нэнси Бабб:

Когда зима закончилась, в сотрудничестве с местными властями была организована программа реконструкции. Кто хотел есть, должны были работать! Это привело к быстрой организации инспекций труда разного рода, которые сотрудничали с моими центральными комитетами, следя за тем, чтобы дороги были отремонтированы,  организованы приюты для сирот и школы для взрослых, изготовлена мебель, отремонтированы школы, медицинские станции,  клубные дома, общественные залы и библиотеки, созданы условия для надомного труда - например, вышивка и ткачество - отремонтированы сельскохозяйственные постройки, вспахана земля для тех, кто потерял лошадей во время голода, заготовлено сено, построены бараки для тифозных больных... и бесчисленное множество других занятий

К июню 1923 года она сообщила, что село Гамалеевка успешно реализовало эту политику: «все трудоспособные, мужчины и женщины, внесенные в июльский список кормления, должны работать четыре дня».

Надомный труд  был попыткой трудоустройства во время голода, когда было необходимо прокормить так много людей, которые так мало знали о квалифицированной работе, при этом результаты такого  труда можно было в дальнейшем  использовать при оказании помощи.

Надомные труд "включал все виды занятий, которые казались полезными и возможными, чтобы не допустить обнищания крестьянина.". Это включает заготовку сена ... изготовление кирпича, резку по дереву, строительство дорог, строительство плотин, рытье каналов и всевозможные домашние дела, такие как шитье, вязание, ткачество, прядение, вышивка и все, что возможно.

Но вернемся к сельскому хозяйству.

На своей конференции в ноябре 1922 года штаб квакеров обсудил, что лучше закупать - тракторы или лошади для восстановления самодостаточности сельского хозяйства.

Однако крестьяне предпочли лошадей.

"Комитет по лошадям ... согласился с тем, что с точки зрения образования [и] внедрения улучшенных методов [было бы] лучше ... ввозить тракторы.
[Мы] рекомендуем ... купить 1000 лошадей ... [и просим] Филадельфию ... за 9000 долларов за тракторы и 41000 долларов за лошадей "
.



.

О лошадях я подробно рассказывала в  посте "Квакеры в Бузулуке"

Тракторный проект начал осуществляться в марте 1922 года, вместе с поставкой из Варшавы первой партии из трех новых тракторов фирмы "Форд". Это помогло засеять как можно больше земли для скорейшего получения бОльшего урожай в 1922 г.
По соглашению с местным советом и сельскохозяйственным отделом в Бузулуке квакеры обязались вспахать и засеять земли, непосредственно прилегающие к детским домам и больницам, а администрация брала на себя снабжение семенами и уборку урожая, который полностью должен был пойти на содержание детских домов.

Программы закупки новых тракторов и увеличения площади пашни продолжались в Сорочинском и Бузулукском районах до 1925 г.

Отчет в Филадельфию дает реалистичную оценку ситуации о невозможности в таких условиях получить урожай для продажи,  крестьянин едва справляется с работой на себя :

«Дешевле пахать трактором на тяжелых землях, чем платить крестьянину за вспашку вручную. Вспашка [тракторами] также более глубокая и может быть сделана в подходящее время года.

В ожидании, пока крестьянин вспашет свою землю, мы теряем возможности для хорошего урожая; он всегда будет пахать в первую очередь для себя.
Поскольку после голода лошадей так мало, то крестьянин еще долго не сможет себе позволить пахать для других.

 А пока зерно необходимо для поддержки вышеуказанных институтов; и если мы рассчитываем купить все это у крестьянина, то придется заплатить баснословную сумму.

Те же тракторы собираются использовать для уборки урожая, посева, обмолота и помола; по этой причине было бы крайне необходимо рассмотреть вопрос о закупке дополнительных частей для тракторов и продолжить уже проделанную работу, как указано в вышеприведенном отчете."


Квакеры  организовали МТС и школы по подготовке первых трактористов.

Вот отрывок из рассказа Пэрри Пола, написанного в 1925 году:

На краю оживленной рыночной площади в Сорочинском, Россия, стоит невысокое кирпичное здание желтого цвета. С обоих концов у него большие железные двери, которые закрываются огромным железным замком. В пыльных окнах тоже железные ставни. Мне сказали, что раньше это был склад, где какой-то зажиточный торговец пшеницей довоенных времен хранил свои продукты, выгодно купленные у крестьян района.

В течение года это здание использовалось в качестве гаража Миссией помощи Друзей (mr / Friends -так назывались квакеры), действующей в голодном районе Восточного Бузулука - единственном гараже между городом Бузулук и Ново-Сергеевкой на всем протяжении 150 миль по Ташкентской железной дороге ....

Останавливаюсь в гараже в унылый серый снежный декабрьский день. В одной комнате, холодной и неотапливаемой, стоят моторы Ford и грузовик, которые обслуживают квакерскую миссию вплоть до Рождества, он еще долго пробирается по снегу после того, как крестьяне уже начали разъезжать в своих санях.

Другая комната отапливается печкой, которая напоминает большую ржавую банку. ...
Пол черный и масляный - машины здесь ремонтировались в течение года; По бокам комнаты стоят верстаки и полки с небольшими запасными частями. В одном углу - ведро с маслом и пустая бочка.

С одной стороны комнаты стоит частично разобранный трактор Fordon, испещренный меловыми отметинами и стрелами. С другой стороны - классная доска, и перед ней две доски положены на ящики от мыла; на досках сидит член тракторной школы Пэрри Пола.

В мае прошлого года, когда тракторы Fordson прибыли в Сорочинское и степь к западу от села была готова к вспашке для засеевания проса, я ... разослал запрос на водителей. Откликнулась вся деревня.

Опытных водителей в районе не было, а если и были, то умерли от голода или уехали. Но откликнулись кузнецы, плотники, жестянщики и энергичные молодые ребята, работавшие в механических мастерских - многие из них вызвались добровольцами. Никто из них никогда не видел трактора. и все они очень хотели научиться его водить.

Для них тракторы олицетворяли гениальность и культуру легендарной и переутомленной Америки. И для тех из них, кто был коммунистом, эти тракторы символизировали надежды и идеалы Советского Союза по улучшению методов ведения сельского хозяйства на обширных равнинах России. ... земная награда, слишком радостная и щедрая, чтобы быть правдой.

.

Фрэнк Голдер, приехавший поживиться раритетами в условиях нищеты и голода, и работавший информатором под прикрытием ARA, писал в отчете, об обстановке в стране в ноябре 1921-го года:

"...плачевная ситуация вызывает большое неудовлетворение и подталкивает правительство к уступкам в правом направлении – приглашению иностранного капитала, чтобы он что-нибудь сделал.

А поскольку такое приглашение иностранным капиталом не принимается, правительство заходит настолько далеко, что готово признать старые царские долги, и готово идти еще дальше.

Будет ли иностранный капитал удовлетворен такими обещаниями, будут ли они требовать невозможных гарантий, будут ли настаивать на политической капитуляции коммунистической власти, покажет ближайшее будущее.

Среди коммунистов нет согласия. Ленин и его последователи готовы пойти на крайности по поводу экономических уступок, но пока неизвестно, насколько он готов пожертвовать политической властью."


Чтобы случилось, если бы большевики, хотя бы частично, отказались от власти  и признали царские долги? По этому поводу есть история "Почему Гаити не стал Сингапуром" - главным образом, потому что из-за долгов попал в кабалу иностранных банков.

Подружиться с зажиточным крестьянином в условиях продолжающейся классовой борьбы было уже невозможно, вот что пишет Голдер:

богачи на Украине в основном – в подполье. Рассказы о том, что на Украине в достатке продовольствия, оказались неверными. Киев, Волынь, Подол, Чернигов, Полтава – там урожаи были очень хорошие или хорошие, но в других местах были очень низкие урожаи или их не было вообще. Особенно это характерно для местностей Черноморского побережья."

Если говорить об Украине в целом, рассуждает Голдер, можно было бы обеспечить едой каждого в республике, если бы были нормальные условия, но их нет, потому миллионы будут голодать.

Вина в этом в коммунистической экономике, пишет Голдер, при которой не работают законы спроса и предложения, коммунисты отменили деньги и торговлю, национализировали промышленность, передали избыток хлеба, принадлежавший крестьянину, пролетариату, планируя, отдать фермеру то, что произведет пролетариат.

Все надеются на хороший урожай в следующем году, но осенью было мало снега, всходы могут замерзнуть. Надежды на зерновой налог не оправдались, было собрано меньше половины ожидаемого, было много поджогов уже собранного зерна, что привело к репрессиям.


Квакеры, учившие работать крестьян сельскохозяйственными орудиями  и техникой из года в год тоже писали о надеждах: так как этом году урожая было снято на 25% больше, надеемся , что в следующем будет еще лучше, и крестьянские хозяйства, наконец, станут самооокупаемы.

Но  чтобы накормить всех голодающих, сельскому хозяйству России была нужна тотальная модернизация,  при чем - в краткие сроки, потому что времени уже не было.

Поспешная коллективизация случилась потому, что она была единственным возможным на тот момент решением при сложившихся обстоятельствах.

Коллективизация и индустриализация, одно без другого было невозможно, сельскому хозяйству нужны были трактора и удобрения, промышленности - продовольствие, осуществление этих проектов в краткие сроки, как известно, имело огромную цену, как и все кардинальные преобразования.

Однако ж, глупо сегодня все еще топтаться на этом моменте истории, фантазируя  " а что, если бы..." , когда понятно, что срыв этих проектов неминуемо привел бы Россию под власть иностранного капитала.

То, что случилось, уже случилось, и нужно идти вперед и искать новые пути подъема сельского хозяйства. Но это ж сложно..., куда легче возлагать вину за сегодняшний день на предков.


Источник цитирования и фотографий: Constructive Spirit: Quakers in Revolutionary Russia by David W. McFadden, Claire Gorfinkel


P.S.
Подводя итог, хочется отметить, что примитивная формулировка о том, что коллективизация была задумана, чтобы уничтожить зажиточных крестьян  выглядит довольно странно, наводя на мысли лишь  о непонятной кровожадности людей, затеявших этот процесс.

На самом деле, коллективизация была задумана, как альтернативный способ сельскохозяйственного устройства, при котором создавалась возможность укрупнения площади совместно обрабатываемых земель путем применения передовой техники и технологий. Устройство колхозов само по себе уже угрожало благополучию кулака, так как лишало его рабочей силы - батраков, и наоборот, давало надежду беднейшим слоям выжить за счет коллективного труда, при котором крестьянин должен был превратиться в сельскохозяйственного рабочего.


Вот и автор статьи здесь говорит:
Однако однозначно негативно оценивать коллективизацию я не стану. Во-первых, как видим, она была вызвана событиями и особенностями, предшествовавшими ей. Во-вторых, коллективизация, если понимать ее как комплекс преобразований в жизни деревни, была модернизационным трендом ХХ века, одним из этапов аграрного перехода от традиционного сельского хозяйства к современному.
Tags: Голод, Квакеры, Сельское хозяйство
Subscribe

  • Образ нежности и силы

    Гвадаррама, Испания, 1936 г. Хотя биологическое предназначение женщины, как ей часто напоминают, сугубо репродуктивное, все же не стоит забывать,…

  • О сингапурских одиноких матерях

    На фото - Гонконг, но эта картинка мне показалась вполне подходящей . Как стать Сингапуром. Ранее : Британский колониализм Первая жертва…

  • Как избавиться от бедности

    Это тоже давно известно: нужно избавиться от бедных, которые портят все экономические показатели и постоянно требуют жилье, еду и работу, бесплатную…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Образ нежности и силы

    Гвадаррама, Испания, 1936 г. Хотя биологическое предназначение женщины, как ей часто напоминают, сугубо репродуктивное, все же не стоит забывать,…

  • О сингапурских одиноких матерях

    На фото - Гонконг, но эта картинка мне показалась вполне подходящей . Как стать Сингапуром. Ранее : Британский колониализм Первая жертва…

  • Как избавиться от бедности

    Это тоже давно известно: нужно избавиться от бедных, которые портят все экономические показатели и постоянно требуют жилье, еду и работу, бесплатную…