Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Авторитет интеллигенции

У Кассада увидела результаты очередного опроса Левады:

Нравственный авторитет русской интеллигенции, и так невысокий, продолжает стабильно снижаться с 1999 к 2020 году

апр.
99
июл.
03
авг.
08
сен.
12
мар.
14
июн.
15
янв.
17
дек.
18
сен.
20
12 11 11 10 9 10 7 8 4

Как раз, недавно, в комментариях напомнили о писателе Домбровском.

Писательские дрязги, которые стали основной причиной репрессий - один из примеров, отвечающих на вопрос "Почему российская(!), а не русская интеллигенция не имеет авторитета?"

Может быть, потому, что она непонятна народу? Потому, что творческая интеллигенция пыталась стать отдельной элитной надстройкой?

С позиции сегодняшнего дня и сегодняшних знаний о том, куда привели устремления "космополитов" совсем по-другому воспринимается противостояние Ирины Стрелковой ( показания которой считаются решающими в деле Домбровского 1949 года) и "несоветского человека" Юрия Домбровского. Это был не донос, а  открытые показания, от которых Стрелкова и впоследствии не отказалась.

Вопрос: Охарактеризуйте Ю. Домбровского с политической стороны.

Ответ: Домбровский в прошлом судим за антисоветские преступления, отбывал наказание на Колыме, о чем он говорил в среде своего окружения и мне лично. С политической стороны в настоящее время Домбровского можно охарактеризовать по его поведению в быту и некоторым его высказываниям несоветским человеком.

Во-первых, этот человек морально разложился. Для него абсолютно не существует, я бы сказала, облика настоящего советского человека по его поведению и жизни, причем ко всему настоящему он относится с большим пренебрежением. Я припоминаю случаи, когда Д. высказывал свои несоветские настроения.

Весной 1946 г. Д. вспоминал о своем пребывании в лагерях, говорил о том, что лучшие писатели арестованы и находятся в лагерях, где они должны работать. Тут же охаивал советских писателей. Говорил, что они художественно писать не умеют, что все произведения являются образцом журналистики. В этих случаях он сильно охаивал произведение К. Симонова “Русские люди” и его стихи военного времени, говоря, что все эти вещи нестоящие и можно свободно отнести их за пределы литературы.

В разговорах о драматических произведениях Горького весной же 1946 г. Д. заявлял, что все произведения Горького не отвечают их сегодняшней актуальности, они слишком серы, бессодержательны и неинтересны, вдобавок скучны.

В частных беседах о русской классической литературе и русских классиках относился к ним с пренебрежением и злословил о них, заявлял, что все эти произведения ничего не стоящие и их давно пора сдать в архив.

Весной 1946 г. о Московском Художественном театре отзывался также с пренебрежением, что этот театр со своим реализмом затхлый, там запустение, нет остроты и драматизма. Тут же восхищался драм. театрами Запада, западной литературой, одновременно с этим охаивая всё новое, что появлялось в советской литературе и говорил о советской литературе с большим сарказмом. Допросил майор Белоусов (23 марта 1949 г., лист дела 115)

Домбровский так описывает эти минуты в кабинете следователя: Она не краснела, не потела, не ерзала по креслу. С великолепной дикцией, холодным, стальным, отработанным голосом диктора она сказала:

Я знаю Юрия Осиповича как антисоветского человека. Он ненавидит всё наше, советское, русское и восхищается всем западным, особенно американским"

Интересно, что и сам Александр Жовтис, рассказывающий об этом деле, не скрывает:

...об американцах, которые, оказавшись в роли оккупантов в России вели бы себя совсем не так, как фашисты, он действительно говорил нам.

В рассказе писательское окружение вызывает чувство брезгливости, а не сожаления.

Портрет Домбровского предстает довольно противоречивым в описании его племянницы, Далилы Портновой, которая не скрывает его эгоистичной натуры в детстве, разгульного образа жизни, нечистоплотности в личной жизни. Да, несоветским человеком был Домбровский.


Справка:
Ирина Ивановна Стрелкова
( 19242006) — российская писательница.

Публиковала исторические, детективные и дидактические произведения для детей и молодёжи. Дебютировала документально-историческими повестями «Меч полководца» о Михаиле Фрунзе (1968), «Огонь-девчонка» о казахской комсомолке, активистке раскулачивания Зайде Акишевой (1974) и «Друг мой, брат мой…» о Чокане Валиханове (1975), последнюю позднее переработала в биографию Валиханова для книжной серии «Жизнь замечательных людей» (1983, отмечена Государственной премией Казахской ССР).

Подросткам были адресованы повесть о школьниках «Чёт и нечет» (1977), сборник рассказов «Там, за морем, деревня…» (1981), детективные повести «Похищение из провинциального музея» (1980), «Одна лошадиная сила» (1984), «Шах помидорному королю» (1991), младшим школьникам — книги «Во славу Отечества» о Надежде Дуровой (1986) и «За власть Советов» о Михаиле Фрунзе (1987).
По сценарию Стрелковой снят музыкальный телефильм для детей «Представление начинается» (1973).

По мнению авторов справочника «Русские детские писатели XX века», произведения Стрелковой объединены глубоким вниманием к личности героя, к формированию в ней таких качеств, как чуткость, доброта, принципиальность, отзывчивость, для писательницы главное заключается в содержательности произведения, а не во внешней занимательности.

В 1990—2000-е годах Стрелкова преимущественно выступала как публицист, главным образом на страницах газеты «Литературная Россия» и журнала «Наш современник», в котором входила в состав редакционной коллегии. Подготовила учебное пособие для средней школы, знакомящее учащихся с творчеством Виктора Астафьева, Василия Белова, Валентина Распутина и Василия Шукшина (2005, ряд переизданий). Многие годы возглавляла московское отделение Литературного фонда.

Tags: Интеллигенция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments