Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Category:

3. О технологиях

1.Любителям сравнений Петербурга- Ленинграда с Древним Римом
2.О канализации и цивилизации


Очистители сточных вод в викторианском тоннеле
Lower Thames Street, 1974


Я решила продолжить канализационную тему.

В большой степени это разговор о технологиях, и даже не столько об их создании, сколько - об их принятии и использовании отдельными лицами и обществом в целом. Иногда на это влияют объективные причины, иногда - случайные стечения обстоятельств.

Почему-то, многие уверены, что уж в западных обществах все было правильно,  даже не подозревая, как долго, методом проб и ошибок, шла цивилизация к принятию верных решений.

Обратите внимание, как ловко рассказывают о канализации , если это касается Запада. Обычно упор идет на технологию, инженерную мысль, оставляя в тени самые важные вопросы, а куда эта шикарная канализация с красивыми павильонами сливала отходы?


Восстановленная насосная станция Crossness сегодня. Ее архитектура в романском стиле отличается впечатляющими декоративными элементами из чугуна. отсюда


Оказывается - там тоже сливали в реки и моря ( см. предыдущий пост)

Вот, например, Чикаго, в интернете попадается много статей, которые посвящены масштабному строительству чикагской канализации, ради которой был даже поднят уровень города.
Про Чикагский санитарно-судовой канал - говорится немного: канал должен был нести грязную воду далеко от озера, через реки Де-Плейнс и Иллинойс, к Реке Миссисипи и Мексиканскому заливу. 

Почему-то нет возмущений. Получается, в Неву сливать было преступлением, а в Миссисипи - это вполне цивилизованное решение.

В обоих случаях ученые утверждали, что природа вполне справляется с переработкой, долгое время так и казалось.
.
Строительство Санитарно-судового канала из Чикаго в реку Миссисипи
(через реку Иллинойс) выполнило давнюю цель
защиты питьевого водоснабжения города,
направив реку Чикаго в сторону от озера Мичиган
. отсюда
.
Лишь в начале 20 века, когда система перестала справляться с возросшими объемами нечистот, власти города перешли к строительству очистных сооружений, первое такое сооружение было введено в 1922 году (Calumet sewage treatment works), тогда Чикаго был впереди всех.

Для тех, кто опять вспомнил про Ленинград, отмечу, что в Ленинграде в то время жило всего 740 000 чел., а в промышленном гиганте Чикаго - 2,701,705 чел.Заметьте, это - про страну с невероятной концентрацией капитала, рабочей силы и свободных земель.

Мало уделяется и способам очистки
, между тем, иногда это была лишь первичная очистка от крупного мусора - бутылок и бумаги. Более затратным был способ отстоя, для которого требовалось выделение земель. Америка могла себе это позволить, а вот Европа - уже с трудом.

К 1892 году в США было всего 27 городов с очистными сооружениями, большинство из которых «очищали» сточные воды с помощью земельных наделов, куда выливались и где отстаивались и высыхали нечистоты.

Человек, написавший растиражированный в сетях  текст про Древний Рим и Петербург намеренно неточен, заявляя, что в Древнем Риме были водопровод и канализация, а в Петербурге начала 20 века ее не было.

На самом деле, канализация в Петербурге, существенно отстававшем в своем развитии от  Лондона и Парижа, строилась и развивалась с оглядкой на европейский опыт.

"В течение всего XIX в. город продолжал строить под улицами взамен открытых канав закрытую деревянную (она была дешевле кирпичной) сточную сеть для отвода дождевых вод. Мало-помалу домовладельцы, чтобы сэкономить на вывозе нечистот, стали подсоединять домовые сточные трубы к уличным и спускать туда содержимое выгребных и помойных ям." - читаем мы интересную и подробную статью "Питер канализационный" в журнале masterok

И этим Петербург ничуть не отличался от Парижа или Лондона.

Вначале европейская мысль ориентировалась на переработку нечистот ( что с современной точки зрения кажется единственно верным решением), поэтому существовала система их хранения.

"Вывозом нечистот, снега и мусора занимались в основном крестьяне окрестных деревень, где "золото" в качестве удобрения вываливалось на скудные пашни. Вывозить нечистоты разрешалось только по ночам, чтобы не беспокоить обывателей."

Система хранения нечистот предполагала дальнейшее их использование в сельском хозяйстве, и это был бизнес, система действовала до тех пор, пока жажда комфорта не победила, и тогда смыв нечистот в дождевую канализацию вызвал новую проблему - избавления от все увеличивающегося объема сточных вод, полная переработка которых при существующих технологиях  оказалась невозможной, и Европа стала смывать эти воды в водные бассейны.

"Немало доставалось и Финскому заливу: "В течение 5-6 навигационных месяцев ежедневно целая флотилия золотарных лодок спускает в воды взморья груды слежавшихся месяцами в выгребах разлагающихся экскрементов, и все это золото прочно и безвозвратно оседает на месте".

Люди, возмущающиеся тем, что нечистоты в дореволюционном Петербурге сливались в канализацию, а затем - в реку, обычно плохо осведомлены о том, как это было в других странах, ориентируясь на современное понимание экологии,  в комментариях они часто путают "ливневки", санитарные коммуникации и водоснабжение, они также полностью игнорируют технические возможности проектов и затраты.

"А какие войны в Думе шли! В чьем ведении: городском или федеральном; за чей счет? " - пишет автор растиражированного поста.

Но ведь и в Европе шли те же баталии, все мероприятия были высокозатратными и побеждала, как правило, экономия или апатичное  бездействие в отсутствии денег.

"Были и объективные трудности: топографические особенности города, болотистая почва, частые наводнения" - рассказывает masterok. Наводнения не только приводили к разрушениям, но еще возвращали уже сброшенные фекалии обратно в город. Особенности почвы Петербурга и сегодня делает строительство дорог, подземных тоннелей, метро слишком затратным.

Тем не менее, к 1930-му года в городе существовало 700 км канализации и лишь 300 км улиц ее не имела. Эта канализация была создана для принятия дождевых вод, она не была рассчитана на то, что туда стали сбрасывать  и фекалии, то есть ливневку пытались использовать в качестве комбинированной канализационной системы, но с увеличивающимися потоками она не справлялась, к тому же, еще и засорялась.

Построенная в Лондоне система канализации тоже была комбинированной, она тоже несла  фекалии и дождевые воды, то же самое было и в Германии,  лишь французы видели в этом проблему, но об этом я расскажу позднее.

Главная ошибка критикующих граждан, они сравнивают страны с разным уровнем развития.
На самом деле, можно только удивляться, как России удавалось развиваться, в периоды между бесчисленными войнами.

Для воплощения канализационных проектов нужны были новые технологии и средства для их внедрения. Когда Марк Брунель предложил Александру I проект подземного тоннеля под Невой, царь никак не мог за этот проект взяться из-за объективных трудностей.

Война и заграничные походы русской армии нанесли ощутимый урон экономике страны.
Общая сумма материальных убытков составила 1 млрд рублей
(для сравнения, годовые доходы государства насчитывали обычно 100 млн рублей).
В целях покрытия военных расходов правительство в 1812–1814 гг.
выпустило почти четверть миллиарда бумажных денег,
что привело к падению кредитного рубля до 20 копеек серебром.
Для восстановления разрушенных городов, в первую очередь сгоревшей Москвы,
правительство выплачивало их жителям специальные пособия,
сумма которых в общей сложности составила 15 млн рублей.
От окончательного экономического краха Россию спасли тарифный устав,
подготовленный М. М. Сперанским еще в 1810 г.
(он обеспечил преобладание вывоза товаров над их ввозом в страну),
и денежная помощь Англии.

отсюда

Марк Исамбард Брунель бежал в Англию из  родной Франции во время революции и быстро сделал себе имя как один из самых выдающихся инженеров Британии.

«Брунель был маленьким эксцентричным человечком, непрактичным в личной жизни, но очень способным новатором.

Его изобретения, которые привлекли к нему внимание таких выдающихся людей, как царь Николай I в России, включали машины для массового производства пушечных ядер, вышивания тканей, распиловки дерева и изготовления корабельных снастей. Последнее снизило стоимость производства такелажных шкивов на 85 процентов.

После того, как он заключил ряд контрактов на поставку шкивов для Королевского флота, француз оказался относительно богатым, несмотря на отсутствие деловой хватки.
» - рассказывает журнал Smithsonian

В то время единственным механизированным оборудованием для подземных работ были насосы, но для прокладки тоннеля требовалась машина другого типа - машина, которая могла бы не только предотвратить обрушение сверху и сбоку, но и задержать зыбучие пески или воду при забое тоннеля.

Брунель изобрел устройство, которое впоследствии использовалось в той или иной форме почти в каждом крупном тоннеле, построенном за последние 180 лет: проходческий щит.

«Он состоял из сетки железных каркасов, которые можно было прижать к стене тоннеля и опираться на набор горизонтальных деревянных досок, чтобы предотвратить обрушение стены. Каркасы были разделены на 36 камер, каждая три фута шириной и почти семь футов высотой, и располагались одна на другой на трех уровнях. Вся машина имела высоту 21 фут, а рабочая поверхность - 850 квадратных футов.


Модель тоннельного щита Марка Брунеля на выставке в Музее Брунеля в Ротерхите

Щит был увенчан прочными железными пластинами, которые образовывали временную крышу и защищали шахтеров во время работы. Вместо того, чтобы вырезать большую открытую поверхность, они удаляли по одной доске и вырубали отверстие в форме почтового ящика на заданную глубину - скажем, девять дюймов. Затем доска вставлялась в отверстие и прикручивалась на место, прежде чем снималась следующая, и весь процесс начинался снова. Когда шахтеры в камере выкопали землю за всеми своими досками, их рамы можно было с трудом продвинуть дальше этих девяти дюймов. Таким образом, вся 90-тонная проходческая машина могла неумолимо и безопасно двигаться дальше, в то время как каменщики продвигались сзади, укрепляя только что обнаженный тоннель кирпичом.»


Английское правительство тоже не нашло денег на такое еще неслыханное сооружение, но в стране было много свободных граждан, имеющих деньги и гтовых ими рискнуть. Марк Брунель вместе с сыном Исамбардом Кингдом Брунелем собрали деньги по подписке.


«Спонсировать проект вызвался Артур Уэлсли, 1-й герцог Веллингтон и другие частные лица. Строительство стартовало в феврале 1825 года.» - подробный рассказ об этом можно прочитать здесь

.
Тоннель был достроен в 1842 году, а открыт для публики в конце марта 1843-го. Его длина составила 396 метров, ширина 11 метров, а высота 6 метров.


Когда королева Виктория узнала об успехе, она была настолько увлечена идеей путешествия под Темзой, что приказала построить небольшой рельс с открытыми вагонами, чтобы весь парламент мог сопровождать ее в путешествии по тоннелю. Публика с энтузиазмом последовала за Викторией.

По многочисленным просьбам канализационный тоннель был превращен в модный променад для лондонцев.


Железная дорога Виктории стала достопримечательностью. Были установлены газовые фонари и пешеходные дорожки, а вдоль тоннеля стояли небольшие киоски, в которых можно было приобрести сувениры для посетителей, которые заплатили небольшую плату за прогулку по могучей реке.

Не сразу тоннелю удалось найти выгодное применение.

В 1865 году тоннель приобрела Железнодорожная компания Восточного Лондона (East London Railway Company) — для того, чтобы проложить новую ветку метро.

В 1865 году Россия лишь только перешла к промышленному развитию после освобождения крепостных крестьян.



The Tower Subway carriage in the Illustrated London News 1870
Так началось строительство тоннелей.

О канализационных проблемах Лондона и Парижа  - мои следующие рассказы.
Tags: Водопровод и канализация, Санитарно-гигиеническое
Subscribe

  • На Дальнем Востоке

    Не менее важным оказалось и путешествие на русский Дальний Восток, собранные Изабеллой сведения оказались очень интересны Министерству иностранных…

  • В Королевском географическом обществе

    Комната географических карт и библиотека в Королевском географическом обществе . Ранее: Изабелла Бишоп (Берд) - английская писательница и…

  • Русские путешественницы

    Памир на фотографии швейцарской путешественницы Эллы Майяр Сегодняшние рассказы о бесстрашных женщинах, не желающих сидеть дома, свойственные…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments