Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

О "ленивых неграх"


Клеймение рабыни

Ранее: Почему Гаити не стал Сингапуром. Французский колониализм

Гаитянское общество нельзя понять сегодня, не изучив его прошлое, гаитянское прошлое - это рабство.
Жизнь в колонии и на ее плантациях была непростой,  все человеческие усилия были направлены на эксплуатацию земли, аграрная экономика требовала времени и энергии, суровые условия жизни в отсутствии множества необходимых человеку вещей,  жестокость колониальной системы, основанной на угнетении, поначалу исключали какой-либо интерес населения к образованию, все было направлено лишь на выживание.

Креолы или освобожденные люди, богатые плантаторы, которые сами редко претендовали на хотя бы среднее образование, для учебы детей отправляли на родину - во Францию,  африканским же рабам был запрещен доступ к знаниям.

Любой, кто вложит книгу в руки раба, подвергается риску суровых наказаний. Начиная с Черного кодекса 1685 года, во времена правления Людовика XIV, официальная позиция французских властей состояла в том, что образование слуг могло превратить верных слуг в мятежников. Колонисты опасались, что, получив образование, их слуги будут оспаривать их власть, выдвигать требования или, что еще хуже, совершат революцию и сменят режим.


Поэтому африканцы находились в состоянии ужасного невежества. Французский юрист Жтльяр д'Обертеей (Hilliard d'Auberteuil), проживающий в Сан-Доминго, обосновывал такое отношение:

«Интерес и безопасность колонии требуют, чтобы мы подвергали черную расу такому презрению, что любой, чье происхождение может быть прослежено до этой расы будет запятнан вплоть до шестого поколения ".

Французский губернатор Мартиники добавлял к этому аргументу:

«Безопасность белых требует, чтобы мы держали негров в глубочайшем невежестве».
.

.

Помимо страха восстания, распространялось мнение, что африканцам не хватает интеллектуальных качеств, а также потенциала для «прогресса и совершенствования».

Монтескье, великий философ Просвещения, который резко критиковал рабство, иронизировал по поводу мнения, преобладающего среди его современников о том, что народы Африки обладали низшими способностями, а их когнитивный аппарат не был открыт для познания в человеческом масштабе, и следовательно, пытаться научить их чему-либо бессмысленно.

Черный кодекс в статье 2, тем не менее, предусматривал некоторое религиозное обучение не по гуманитарным соображениям, а скорее из-за необходимости держать под контролем рабское население.


Тем не менее, большинство рабовладельцев скрывало знания от рабов, даже религиозные. Белые администраторы в Сан-Доминго полагали, что чем больше образованных рабов, тем сложнее им будет смириться со своим положением. Тем не менее, были те, кто бросил вызов деспотической политике и тайно организовал, для своих рабов учебу. Они учили рабов читать и писать, не всегда потому, что это было справедливо, но, прежде всего, потому, что это практично. Чем более образованным является раб, тем более полезным он может быть.

Известно, что некоторые владельцы плантаций не только поощряли учебу рабов с целью повышения их производительности, но и предпочитали давать им больше, чем элементарное образование, особенно когда ученики оказывались способными. Эти рабовладельцы верили, что их инвестиции окупятся, когда слуги будут выполнять функции, выходящие за рамки земельной работы. Так произошло с хозяином Habitation Bréda, плантации, на которой родился Туссен Лувертюр (Toussaint Louverture), гаитянский генерал, лидер Гаитянской революции.
.

Toussaint L'Ouverture or Toussaint Bréda

Лувертюру было дано не только религиозное образование в католицизме, но он также изучал французский, латынь, геометрию, рисование, а также лечебные свойства растений. Благодаря своим знаниям о травах он смог служить плантации в качестве врача и ветеринара. Позже Лувертюр стал управляющим скотом и кучером своего хозяина, а затем присоединился к французской армии в качестве разведчика, где он поднялся по служебной лестнице, чтобы стать генералом и, наконец, главнокомандующим Сан-Доминго.

Другой пример - Анри Кристоф, еще один лидер Гаитянской революции, бывший раб, который работал официантом в  гостинице Cap Français в Сан-Доминго и получил практические знания, которые он смог применить в своей жизни, и даже стать королем Гаити. Это всего лишь два примера небольшой привилегированной группы, которой посчастливилось найти возможности получения в колонии знаний, с помощью которых они смогли проявить себя в жизни.

Коронация Анри Кристофа
.
Лувертюр и Кристоф подтвердили опасения белых, что рабы, имеющие знания, будут создавать проблемы.
.
В  1801 году Наполеон послал на Гаити бригадного генерала Шарля Виктора Эммануэля Леклерка с целью восстановления рабства с указанием: «…Когда вы нейтрализуете Туссена, Дессалина и других бандитов и все негры будут разоружены, высылайте на континент негров и мулатов, участвовавших в общественных конфликтах… Освободите нас от этих просвещенных африканцев. Мы не желаем ничего другого»
.
Колониальные власти создали сложную социальную систему, основанную на цвете кожи и приверженности французской культуре, где светлокожие люди занимали высшие эшелоны социальной лестницы, а французский язык и культура обладали более высоким социальным статусом.

У подножия этой иерархической лестницы находилось чернокожее население, из-за цвета кожи и отсутствия знания французского языка оно, хотя и было более активным и продуктивным, вынуждено было нести на себе всю тяжесть лишений колониальной системы.

У черных не было другого выбора, как смириться с установленными для них силой принуждения правилами жизни, с чужим языком и чужой культурой.
Они делали это более или менее старательно, но это был позорный опыт, который оставил свой след в гаитянском обществе и по сей день. К этой психологической травме добавилось то, что для мотивации быстрой аккультурации владельцы плантаций предложили африканцам систему вознаграждений, которая варьировалась от простого сокращения их обязанностей и улучшения условий труда до предоставления свободы.


Религия также использовалась в этом процессе. Крещение было первым шагом к ассимиляции, и после крещения африканские рабы становились nègres créoles ( креольскими неграми) знаком отличия, который имел привилегии и обозначал статус доверия, они считались более надежными, поскольку это говорило о том, что они уже некоторое время находились в колонии.

Напротив, вновь прибывшие nègres bossales (дикие, неукротимые негры) были предположительно примитивными, потому что они все еще были привязаны к традиционной африканской культуре. Они посылались на самые тяжелые и унизительные работы. К тому же, они постоянно высмеивались и преследовались уже крещеными неграми (nègres créoles), считавшими себя выше статусом, а также  безжалостно наказывались  своими хозяевами.

История католицизма на Гаити началась с высадки на острове экспедиции Колумба. Буллами от 3 и 4 мая 1493 г. папа Римский Александр VI даровал вновь открытые земли испанской короне при условии, что туда будут немедленно направлены католические миссионеры. Первыми прибыли на Эспаньолу монахи-бенедиктинцы, за ними - францисканцы, основавшие в 1503 г. духовное училище.

В 1704 г. на Г. прибыли капуцины и иезуиты. Французские колониальные власти дважды изгоняли из колонии иезуитских миссионеров, пытавшихся проповедовать Евангелие чернокожим рабам.

Тем не менее, промывание мозгов, идеологическая обработка, насмешки и кнут были методами, которые использовались для навязывания африканцам креольской культуры и для подавления всех африканских традиций, привнесенных в колонию.

Однако, при всем стремлении подавить культурные корни, «окультуривание» не повлекло за собой систематического преподавания или изучения французского языка.

Потеряв свой родной язык, африканцы не получили возможности изучать французский язык. Вместо этого хозяевами и рабами был принят упрощенный язык, который вырос из языка-пиджина треугольной торговли. Этот язык, как и люди, которые говорили на нем, был и до сих пор называется креольским.

Из-за унижения, связанного с его историей, этот язык никогда не получал одобрения гаитян, хотя это был единственный язык, доступный им на протяжении всей гаитянской истории.


Восстание рабов

.
Когда гаитяне завоевали свою независимость в 1804 году, они вошли в мир с наследием невежества.

У них не было ни структурированной системы образования, ни стратегии борьбы с неграмотностью. Даже Туссен Лувертюр, когда он был губернатором Сан-Доминго, не проявлял интереса к изменению такой ситуации. Например, в Конституции от 8 июля 1801 года не было разработанных планов общественного обучения.

Кроме того, гаитяне унаследовали два основных недостатка: элитарность и мощное присутствие французов в их культурном ландшафте.

Анри I Кристоф
Анри I Кристоф

В начале независимости король Кристоф на севере Гаити обратился к англичанину Уильяму Уилберфорсу (William Wilberforce), известному филантропу и борцу против рабства, чтобы создать на Гаити систему образования новой нации. Король Кристоф понимал важность образования и пытался дать его своему народу.

Уилберфорс призвал своих друзей и сподвижников объединить свои усилия в создании ланкастерской системы образования для Гаити. Это форма учебной работы, сущность которой состоит в обучении более старшими и знающими учениками учеников младшего возраста, используется для обучения большого числа учащихся при недостатке профессиональных преподавателей. В результате на север страны приехала группа английских учителей-протестантов для вновь открывавшихся школ при условии, что они не будут заниматься протестантантской пропагандой и прозелитизмом

На юге Гаити президент Александр Петион за руководством в развитии системы образования обратился к французам. Он был лично знаком с французской системой образования, так как его отец-француз отправил его учиться в Военную академию в Париже. Он, как представитель более высокой по положению группы мулатов, в первую очередь, беспокоился о развитии среднего образования.

Первая Конституция, обнародованная в 1805 году королем Кристофом, гласила, что «... образование должно быть бесплатным. Начальное образование должно быть обязательным ... Государственное образование должно быть бесплатным на всех уровнях».

Практика обеспечения доступного государственного образования для всех была установлена ​​позднее, когда Конституция была пересмотрена в 1807 году. Позднее, в 1987 году, в Конституцию была добавлена ​​декларация о том, что образование должно быть правом каждого гражданина.

Однако, идеи элитарности победили. Образовательные цели, установленные в Конституции, не были достигнуты. Вначале основное внимание правительства было сосредоточено на создании школ для обслуживания детей политической элиты.
Эти школы в основном находились в городских районах и создавались по образцу французских и британских школьных моделей.
В конце 19-го века в стране насчитывалось 350 государственных школ,  к 1915 году их было примерно около 730. Главной проблемой несоответствия роста населения росту школ оставалось отсутствие государственных средств.


Jean-Pierre Boyer
.
При президенте Жане Пьере Буайе́ , объединившем остров Гаити под властью одного правительства, расходы на образование предположительно составляли около 5% государственных доходов, но так как доходы государства были небольшими, этого было крайне не достаточно. После Буайе и до 1915 года эта цифра незначительно увеличилась, колебаясь в пределах 10%, достигая пиковых значений 12%.

Желание создать в государстве систему образования, которой ранее не было, конечно впечатляет и говорит о  понимании важности просвещения на пути к прогрессу.  Даже Петион, который не внес большого вклада в финансирование общественного обучения, заявлял, что «образование повышает дух и достоинство человека», в отличие от президента Буайе, который заявил, что «создание школы создает революцию».

Хотя правительство (кроме  Буайе) с политической или финансовой точки зрения государственным образованием не пренебрегало, посещаемость школ и качество образования были неудовлетворительными.
.

.

Гаитянские дети у примитивного сахарного пресса

Кроме государства в развитии образования на Гаити активно участвовали миссионеры.

В 1816 г. в южную часть страны, где у власти был Александр Петион, прибыло из Англии несколько методистских проповедников. Но они были изгнаны президентом Буайе. После свержения Буайе в 1843 г. методисты вновь вернулись на Гаити и приступили к активной миссионерской деятельности. За ними последовали баптисты, прибывшие в 1823 г.
.


Типичные гаитянские дома

.

Община англикан возникла в 1861 г., когда по приглашению правительства в страну прибыла из США группа бывших рабов вместе с американским негритянским священником, преподобным Джеймсом Т. Холли.


Rev. James T. Holly

.

Так началась Миссия Американской Епископальной Церкви на Гаити, которая построила в Порт-о-Пренсе англиканский собор Св. Троицы и открыли семинарию для подготовки англиканских пасторов.
.

Holy Trinity Cathedral, Port-au-Prince


Шествие, собор Святой Троицы, Порт-о-Пренс


Школа богословия, Порт-о-Пренс



Часовня Воскресения Христова, Грос-Морн


Пальмовая соломенная церковь, Кассале


Часовня в горном районе, Гаити


Школа для девочек, Грос-Морн


Школа Святого Стефана, Сан-Педро-де-Макорис

Помимо этого, миссионеры на свои скудные средства открывали больницы и обеспечивали их медицинским персоналом.

Для обеспечения страны медиками король Кристоф открыл в 1806 году Школу здоровья, которая к 1915 году превратилась в Медицинский колледж, в котором учились одни мужчины. Женщинам высшее образование в стране не было доступно, хотя и не запрещено. Из-за недостатка женского образования в начальной и средней школе женщины не могли поступить в медицинский колледж. Однако, для женщин существовала Акушерская школа.

Среднее женское образование было предназначено для мулатской элиты в виде школ музыки, рисования и ведения домашнего хозяйства.

На острове работали и школы профессионального образования, где наряду с профессиями, пытались так же обеспечить начальную грамотность учащихся. Они  открывались частными лицами, которые также пытались создать  начальные и средние школы. Срок жизни этих школ был недолгим из-за политической нестабильности, а так же из-за стихийных бедствий, приводящих к разрушению зданий и разорению населения, которое просто не могло оплачивать свою учебу.
.

Порт-о-Пренс, Гаити

К 1915 году помимо Медицинского колледжа, на Гаити существовало еще четыре колледжа, которые готовили юристов. Беда была в том, что большинство образовательных заведений концентрировалось в Порт-о-Пренсе, соответственно, и образованность населения ограничивалась границами города, за ними в сельской местности царило невежество.

Таким образом, поддерживалось стабильное разделение населения на классы без социальных лифтов.

В условиях независимости и падения экономики все реже представлялась возможность для детей местной элиты получить зарубежное образование. Постоянная нехватка средств на содержание системы образования приводила к тому, что качество образование постепенно снижалось, не хватало и учительских кадров, которые были еще и плохо подготовлены.

Таким образом, качество политической элиты, приходившей к власти, все время снижалось, что не давало ей возможности самостоятельно справиться со стоящими перед ней задачами развития экономики.



Источники:

History of Education in Haiti:1804-1915 by Job B.Clement
https://www.k12academics.com/Education%20Worldwide/Education%20in%20Haiti/history-education-haiti
https://education.stateuniversity.com/pages/596/Haiti-HISTORY-BACKGROUND.html
http://www.pravenc.ru/text/161455.html
http://anglicanhistory.org/wi/missions1926/


Далее: Цена свободы
Tags: Гаити, Колониализм, Образование
Subscribe

  • Мэрион Пост Уолкотт

    Вообще-то, не удивительно, что американский феминизм так агрессивен. Героиню моего сегодняшнего рассказа коллеги-мужчины пытались выкинуть из…

  • Бернард Шоу - фотограф

    О Шоу- писателе и драматурге говорят часто, а вот о Шоу-фотографе заговорили недавно, приступив к разборке его фотографического архива. Возможно,…

  • Дэвид Тенли

    Эта фотография сделана в 1994 году, на ней известный фотожурналист Джеймса Нахтвей с с риском для жизни ведет съемку во время беспорядков в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments