
Заглядываю периодически в чужие журналы, вот на этот раз увидела в одном из них рассказ о Гаити "Земля без надежды" и в нем такие слова:
"Возникает вопрос о том, почему в Гаити все так плохо? - сыграло роль множество факторов, это и карательная политика, и внешние вмешательства, менталитет и географическое положение. Но...
Сингапур тоже лежит в важном географическом положении, и тоже был колонией (последний раз аж во время Второй Мировой Войны), но "тамошний" менталитет трудолюбивых китайцев произвел экономическое чудо.
А на Гаити местный менталитет произвел то же самое чудо, но со знаком минус. Потому что рядом Карибское море и возможность рыбной ловли, но рыбу никто не ловит. Вокруг тропики и можно питаться одними фруктами, но едят лишь консервированные ананасы из Штатов..."

Автор текста, посмотрев фильмы и прочитав литературу о Гаити сделал вывод ( скорее всего, ему этот вывод навязчиво предложили) о том, что дело в "менталитете" населения, который заключается в нежелании трудиться: зачем ловить рыбу, если можно залезть на пальму и достать кокос.
Правда, возникает вопрос: почему эти глупые негры на пальму не лезут, а питаются импортныит ананасами?
Для ответа стоит посмотреть на торговые отношения Гаити и США.
Экспорт товаров из США в Гаити
в 2018 году составил 1,4 миллиарда долларов
основными категориями экспорта были:
пожертвованная продукция (406 млн долларов),
минеральное топливо (274 млн долларов),
электрические машины (62 млн долларов)
и сельскохозяйственная продукция( 366 млн. долларов ).
Из нее: рис (206 миллионов долларов),
мясо птицы(61 млн. долларов), яйца (65 млн. долларов),
пшеница (22 млн. долларов), молочные продукты (15 млн. долларов)
и готовые продукты питания (8 млн. долларов).
.
Основными направлениями экспорта Гаити являются США, Доминиканская Республика , Канада, Франция и Мексика .
.
.
Импорт США из Гаити в 2018 году составил 991 миллион долларов,
Основными категориями импорта были:
трикотажная одежда (767 миллионов долларов), тканая одежда (158 миллионов долларов),
парфюмерия, косметика (16 миллионов долларов),
различные текстильные изделия (11 миллионов долларов)
и сельскохозяйственная продукция (201 млн долларов).
Из нее: эфирные масла (16 млн долларов), свежие фрукты (8 млн долларов),
какао-бобы (3 млн долларов), кофе необжаренный (768 тыс долларов)
переработанные фрукты и овощи (352 тысячи долларов).
Основными категориями импорта были:
трикотажная одежда (767 миллионов долларов), тканая одежда (158 миллионов долларов),
парфюмерия, косметика (16 миллионов долларов),
различные текстильные изделия (11 миллионов долларов)
и сельскохозяйственная продукция (201 млн долларов).
Из нее: эфирные масла (16 млн долларов), свежие фрукты (8 млн долларов),
какао-бобы (3 млн долларов), кофе необжаренный (768 тыс долларов)
переработанные фрукты и овощи (352 тысячи долларов).
.
.
.
Оказывается, гаитянцам все же приходится лезть на деревья, чтобы собрать фрукты и отправить их в США, взамен на ту же сумму они получают готовые продукты питания. А еще они выращивают ткут, призводят трикотаж и парфюмерию. И заметьте, даже "пожертвованная" продукция учитывается в балансе, который все время оказывается не в пользу гаитян.
Не приходится ли гаитянам потреблять гуманитарную помощь в виде консервированных ананасов, потому что им нечего есть?
Оказалось, что это так, в гуманитарную помощь, которую собирали для Гаити в 2010 году, действительно, входили консервированные фрукты.
Все, что выращивается и производится на острове, идет на экспорт, а в условиях повторяющихся стихийных бедствий, разрушений, низкой оплаты труда и безработицы население голодает и зависит о внешней помощи.
.
Не приходится ли гаитянам потреблять гуманитарную помощь в виде консервированных ананасов, потому что им нечего есть?
Оказалось, что это так, в гуманитарную помощь, которую собирали для Гаити в 2010 году, действительно, входили консервированные фрукты.
Все, что выращивается и производится на острове, идет на экспорт, а в условиях повторяющихся стихийных бедствий, разрушений, низкой оплаты труда и безработицы население голодает и зависит о внешней помощи.
.

.
Может быть в этом тоже есть причина отсутствия мотивации работать как китайцы?
Все равно все, что заработаешь, отберут, и еще останешься должен, и так - много лет, пару сотен лет.
Возникает вопрос, что является главной причиной безнадежной ситуации в Гаити, "особый негритянский менталитет" ( "все негры глупы и ленивы") или главная причина - сама история развития страны, те самые карательная политика, и внешние вмешательства, которые автор посчитал не столь важными, по сравнению с менталитетом?
.
Может быть в этом тоже есть причина отсутствия мотивации работать как китайцы?
Все равно все, что заработаешь, отберут, и еще останешься должен, и так - много лет, пару сотен лет.
Возникает вопрос, что является главной причиной безнадежной ситуации в Гаити, "особый негритянский менталитет" ( "все негры глупы и ленивы") или главная причина - сама история развития страны, те самые карательная политика, и внешние вмешательства, которые автор посчитал не столь важными, по сравнению с менталитетом?
.

.
А может ли быть, что "гаитянский" металитет стал следствием колониального прошлого? Или нет никакого "гаитянского менталитета", и мы повторяем мифы девятнадцатого века о недостатках развития негритянской расы?
"Ленивые негры и трудолюбивые китайцы" - тема не новая, но за последнее время ее опять стали усиленно продвигать. В своей френдленте я часто натыкаюсь на сетования о ленивом народе и проповеди успешности трудолюбивых.
Вот поэтому я и решила тоже написать на эту тему, попробовав ответить на вопрос: "Почему Гаити не стал Сингапуром?"А может ли быть, что "гаитянский" металитет стал следствием колониального прошлого? Или нет никакого "гаитянского менталитета", и мы повторяем мифы девятнадцатого века о недостатках развития негритянской расы?
"Ленивые негры и трудолюбивые китайцы" - тема не новая, но за последнее время ее опять стали усиленно продвигать. В своей френдленте я часто натыкаюсь на сетования о ленивом народе и проповеди успешности трудолюбивых.
И начать нужно со слов автора, что: "Сингапур тоже лежит в важном географическом положении, и тоже был колонией".
Начнем с географического положения. Если положение Сингапура обеспечило ему будущее международного центра торговли, то географическое положение Гаити державами рассматривалось, и рассматривается до сих пор, как стратегически важное, с точки зрения контроля Латинской Америки.
Развитие этих двух колоний тоже было разным.
.

.
На самом деле, история Гаити во многом напоминает историю Либерии, где освободившимся рабам тоже не удалось создать успешное государство из-за постоянного внешнего вмешательства.
Вот поэтому предлагаю обратить больше внимание в этой истории не на борьбу за власть и гражданские войны, а на экономику колоний, только тогда будет понятно, почему остров Гаити не стал раем не только для "ленивых", но и для предприимчивых .
.




.

***

***
До того, как Гаити обрела независимость от французской администрации в 1804 году, Гаити считалась самой богатой и продуктивной колонией в мире. Это был крупнейший в мире производитель сахара и кофе и один из мировых лидеров по производству индиго, какао и хлопка.
Так как это было очень трудоемкое производство, чтобы оно было выгодно, требовалась дешевая рабочая силы, по этой причине французская колония Сан-Доминго превратилась в колонию рабов.

Французская карта Гаити, 1789
Сначала французское правительство попыталось привлечь в Сан-Доминго французских работников и стимулировать рост населения за счет повышения уровня жизни. Женщины, состоящие в браке, отправлялись туда вместе с работниками-мужьями, в соответствии с политикой 36 месяцев. Эта политика, в основном заключалась в том, что французское государство оплачивало переезд в колонию работникам, соглашавшимся работать на плантации 3 года.
В конце контракта рабочим был предоставлен участок земли в Сен-Доминге для стимулирования их расселения и развития французского населения.
Провал этой политики привел к быстрому расширению рабского бизнеса через треугольную торговлю.

Направления трансатлантической торговли в XVII—XVIII вв.
Треугольной торговлей называют характерный для конца XVI — начала XIX веков
трансатлантический торговый обмен между тремя частями света — Африкой, Америкой и Европой.
Европейские суда при этом курсировали между всеми тремя вершинами «золотого треугольника»:
для приобретения рабов как дешёвой рабочей силы.
После пленения либо покупки рабов их перевозили через Атлантический океан
для продажи в Вест-Индии либо в континентальной Америке.
Из Америки в Европу вывозили произведённые с использованием рабского труда продукты
— сахар, кофе, какао, табак, индиго.
.
В конце XVII века рабов начали продавать в Сент-Доминге около 500 рабов в год. Численность рабов возросла с 2000 в 1681 году до 12 000 в 1701 году. Из-за ограниченной рождаемости и очень высокой смертности среди рабов этот быстрый рост населения объясняется огромным импортом рабов до революции 1804 года.
В конце XVII века рабов начали продавать в Сент-Доминге около 500 рабов в год. Численность рабов возросла с 2000 в 1681 году до 12 000 в 1701 году. Из-за ограниченной рождаемости и очень высокой смертности среди рабов этот быстрый рост населения объясняется огромным импортом рабов до революции 1804 года.
В конце XVII века на 13 000 белых поселенцев приходилось 20 000 рабов.
К концу XVIII века это соотношение увеличилось до 16 рабов на белого человека.

Производство индиго в Гаити было токсичным, оно могло легко нанести вред работникам,
поскольку это был химический процесс производства красителя
В это время появилась важная популяция - мулаты. Первая причина ее появления - нехватка белых женщин, которая началась в 1681 году с первых волн иммиграции, на 4000 мужчин приходилось 485 женщин. Было предпринято много попыток для привлечения женщин в новую колонию, но когда они не удались, поселенцы обратились к индийским женщинам, а затем к рабыням, чтобы сделать их своими женам (в обмен на сексуальные услуги эти женщины получали свободу).

График увеличения населения
.
В начале революции насчитывалось около 465 000 рабов, 30 000 белых людей и 28 000 мулатов.
.


Структура населения в Сан-Доминго по этническим группам в течение XVIII века
Третья социальная группа, мулатов и освобожденных рабов, стала независимой социальной группой с правом владеть землей и рабами, но без гражданских политических прав. Они часто получали хорошее образование во Франции, финансируемое их белыми отцами. Эта ситуация породила множество владельцев рабов, к 1789 году, мулаты и освобожденные рабы владели одной четвертой всей собственности и одной третью рабов. Тем не менее, к мулатам в метрополии относились гораздо лучше, чем в Сан-Доминго, где решающее значение имело строгое разделение между белыми и цветными. Многие мулаты предпочитали оставаться во Франции, а не на родине, и затем даже участвовали в войне против своей собственной колонии.
Рабство было установлено и регулировалось Черным кодексом («Код Noir») в 1685 году, чтобы придать рабам юридический статус и заменить церковное осуждение рабства. Этот Черный кодекс предназначался для французских колоний, так как рабство не допускалось в метрополии. Согласно кодексу, раб стал личным имуществом, он не мог ничем владеть и не имел юридического статуса.
Вот краткое изложение основных моментов «Кода Нуар»:
- Рабы должны быть крещены в римско-католической церкви, поэтому рабы не должны работать по воскресеньям и в праздничные дни.
- Женатые белые мужчины, имеющие отношения с рабыней, теряют право собственности на раба и возможных детей, рожденных от этих отношений. Если белый мужчина не женат, он должен жениться на рабыне, которая становится свободной вместе с детьми, рожденными от этих отношений.
- Рабы могут заниматься коммерческой деятельностью только с разрешения своего хозяина
- Рабы старше десяти лет должны получать каждую неделю две с половиной чашки маниока, два фунта соленой говядины или три фунта рыбы [...]. Рабы до десяти лет должны получать половину указанного выше.
- Рабы должны быть накормлены и обеспечены одеждой. Они могут попросить о лучшем обращении в судебном порядке, если их хозяева не будут выполнять свои обязательства.
- Рабы не могут ничего иметь.
- Кроме как для своих хозяев, рабы не имеют юридического статуса. Они не могут судиться или быть свидетелями.
- Большинство преступлений и проступков, совершаемых рабами, наказываются смертью.
- Хозяева могут избивать своих рабов до тех пор, пока это не станет пыткой или нанесением увечий, но им не разрешено убивать своих рабов.
- Любой хозяин старше двадцати лет может освободить раба без объяснения причин.
- Рабы работают с рассвета до заката, кроме воскресенья и праздников.
- Рабы должны иметь перерыв в середине дня, чтобы они могли поесть и накормить своих детей.
.

На сахарных плантациях Гаити землю обрабатывали все: мужчины и женщины.
Только менее надежные - новоприбывшие африканцы,
женщины на седьмом или восьмом месяце беременности
кормящие грудью младенцев, и дети - получали более легкую работу.

Сахарная плантация

Выращивание сахарного тростника

Процесс производства сахара из сахарного тростника.
Тростник режется, выжимается сок, а затем кипятят и выпаривают.
Это был деликатный химический процесс.
Одна капля пота может испортить партию, в которой содержится тонна сахара.
.
Этот невыносимый образ жизни немедленно повлиял на смертность. По словам Жана Фушара, треть гаитянских рабов умерла в первые три года, срок службы раба был не более пятнадцати лет. Младенческая смертность была также очень большая из-за отсутствия ухода, плохих санитарных условий и добровольных абортов. Многие матери предпочитали убивать своего собственного ребенка, чем растить его рабом. Также часто случались самоубийства, особенно групповые самоубийства.

Целые семьи жили в маленьких хижинах.Условия работы рабов были с 5 утра до поздней ночи.
Несмотря на предписанный в Кодексе рацион питания,
рабы обычно ежедневно получали лишь немного картофеля и воды.
Средняя продолжительность жизни порабощенного африканца составляла 7 лет.
.
В результате возникло движение маронов - беглых рабов. Оно принимало различные формы, от детоубийства и самоубийства до бегства и присоединения к другим маронам (креольский язык впервые появился как способ тайного общения между маронами). Первое движение маронов произошло в начале 16-го века, в 1792 году к северу от Сент-Доминга уже скрывалось в горах в труднодоступных местах почти две тысячи маронов при том, что только только 297 рабов к этому времени были законно освобождены.
Источники:
1. "Public debt and slavery :the case of Haiti (1760-1915)" by Simon HENOCHSBERG
2. http://lanic.utexas.edu/project/etext/llilas/outreach/brazil10/devine/devine3a.pdf
Завтра: О "ленивых неграх"