Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Послесловие


Рядом с общим обелиском стоит отдельная памятная доска с надписью:
"Полной солнца и жизни фее вершин, человеку душевной щедрости.
Любимой -последнее прости. Володя"

Встреча на Памире-1974 стала знаковой  для американских женщин-альпинисток.
Молли Хиггинс была первой американской девушкой, которая поднялась на пик Ленина вместе с мужчинами.
После пережитого опыта она надолго забросила альпинизм и  занималась только  скалолазанием.
.
.
.
Роберт Крейг написал книгу о восхождении на пик Ленина под названием «Буря и скорбь на Памире»(«Storm and Sorrow in the Pamirs»). По книге поставили фильм Storm and Sorrow (Буря и скорбь), Молли Хиггинс стала прототипом для главной героини фильма.
.

Суть фильма проста. В 1974 году скалолаз-альпинистка Молли Хиггинс была приглашена в команду США для восхождения на пик Ленина. Но вскоре после прибытия в тренировочный лагерь она не только обнаружила, что в мужской команде много шовинистов, но и из-за отсутствия у нее было мало альпинистского опыта в передвижении по льду, некоторые члены команды решили, что ее следует отправить обратно. Поэтому ей нужно было не только показать себя альпинисткой, но и доказать, что она равноправный член своей команды. И это - реальная история Молли. Хиггинс.
.

.

Арлин Блум, вторая женщина, взошедшая на вершину уже после разыгравшейся трагедии, после возвращения домой добилась успехов в сферах, где доминируют мужчины, она - альпинист, биофизик и биохимик.
.

Когда-то в 1974 году именно знакомство с Эльвирой Шатаевой изменило ее жизнь, уже через четыре года, в 1978 году она была первой в Америке, кто организовал и привел первую женскую команду на вершину Аннапурны в Гималаях, одну из самых коварных вершин в мире. Если пик Ленина  был семитысячником, то Аннапурна - восьмитысячник.
.


Конечно, условия восхождения были гораздо лучше - фирменные одежда и снаряжение,
погода, хотя и доставила трудностей, но была вполне преодолима.







Только две девушки не нашли в себе достаточно сил и повернули назад,
дойти до базового лагеря им не удалось, они погибли.


"Место женщины - на вершине". Аннапурна.
Еще больше фотографий можно посмотреть в блоге Арлин Блум
https://www.arleneblum.com/mountaineer/annapurna/

Это восхождение стало объектом пристального внимания, отчасти из-за того, что частично груз для команды несли мужчины-носильщики.
«Двумя годами ранее, в 1976 году, американскую двухсотлетнюю экспедицию на Эверест ... поддержали 40 шерпов. Уменьшает ли это мужское американское восхождение » - отвечала Блум.


Несмотря на ее ранние достижения (которые включали в себя пересечение Альп со своей маленькой дочерью на спине), Блум, которой сейчас 66 лет, было отказано в членстве в Гарвардском альпинистском клубе потому, что она женщина.

Часть мужчин-альпинистов до сих пор предпочитают считать себя особенными, не принимающими в свою компанию женщин.


Доказывать, что в альпинизме важен не пол, а индивидуальные способности и опыт, пришлось и Герлинде Кальтенбруннер - известной австрийской альпинистке.
.

Gerlinde Kaltenbrunner
.
В августе 2011 года она стала второй женщиной, поднявшейся на четырнадцать восьмитысячников. Что еще более удивительно - она была первой женщиной, которая сделала это без использования дополнительного кислорода или высокогорных носильщиков.
К тому же, при каждом восхождении она бдительно отказывается от любой помощи со стороны мужчин и вообще от какой-либо поддержки.

«В команде для меня важно, как женщине, чтобы  меня полностью приняли наравне с мужчинами и чтобы я могла нести рюкзак того же веса, что и мужчины», - говорит Кальтенбруннер.

Возможности, доступные женщинам-альпинистам сегодня, были недоступны в эпоху предрассудков и сомнений, с которыми столкнулась в начале 1971-х Арлин Блум. Сегодня на Западе уже ничего доказывать не нужно, женщины давно доказали, что пол не влияет на  восхождение. Однако, в России об этом не знают и повторяют мантру о "мужском, как ни крути, спорте".

Анализ данных по восхождению и смерти в зависимости от возраста и пола альпинистов на Эверест (2211 альпинистов, весенний сезон) за период 1990–2005 гг. показал, что у мужчин и женщин  одинаковые шансы на восхождение и смерть. Тем не менее, альпинисты старше 40 лет имеют меньше шансов на восхождение, а те, кто старше 60 лет, имеют больше шансов умереть, особенно при спуске с вершины. Советские чиновники знали это намного раньше, и потому запрещали своим гражданам рисковать своей жизнью и будущим своих детей.

Многие ведущие женщины-альпинистки  предпочитают женские восхождения, не только для того, чтобы напомнить себе и другим о способностях женщин, возможности преодоления трудностей без участия в этом мужчин. Это еще и интересно, и весело. Многие из самых активных на сегодняшний день альпинистов женского пола занимаются альпинизмом просто потому, что им нравится комфортная динамика и особый дух товарищества - в женской команде.


Даг Скотт (Doug Scott)

У мужчин тоже не всегда получается. Даг Скот , который тоже был в 1974 году на пике Ленина, лишь с третьей попытки, в 1977 году покорил семитысячную вершину Баннтха-Бракк, (Байнта-Брак, или О́гре, или Людоед) системы Каракорум в Пакистане вместе со свои напарником, Крисом Бонингтоном.

Они поднялись по юго-западному уступу на западный гребень и через Западную вершину вышли на Главную. Восхождение было осложнено необходимостью сложного подъема на почти вертикальных скальных участках, расположенных к тому же на высоте более 7000 м. Остальные члены экспедиции — Мо Антуан, Клайв Роуленд, Ник Эсткорт — достигли только более низкой Западной вершины. Ещё один член группы, Тут Брейтуэйт, который тоже был в 1974 на Памире, в один из первых же дней получил тяжёлую травму при камнепаде во время попытки подъёма на Южный палец.

Спуск Дага и Криса превратился в эпическую трагедию. При спуске с Главной вершины, сорвавшись (верёвка выдержала), Скотт сломал обе лодыжки. Чуть позже Бонингтон сломал два ребра и заработал жёсткую пневмонию. На протяжении недельного спуска в базовый лагерь не прекращался сильнейший ветер со снегом.
.

Тем не менее, оба добрались до базового лагеря (Скотт преодолел это расстояние на коленях и ползком), где ещё довольно долго ожидали прибытия помощи. Их друзья по команде, которые до вершины так и не добрались, помогли своим товарищам со спуском.

Даг и Крис в солидном возрасте

***
Мир стремительно меняется, меняется человек, уходит командный дух, уходит альпинизм спортивный,  все больше превращаясь в индивидуальный, очень дорогой, коммерческий.
Еще недавно, в 1974 французы, немцы, американцы самоотверженно пытались спасти команду западных женщин, попавших в бурю, боролись за жизнь Евы Изеншмидт, потом добровольны вышли спасать советских женщин. Сегодня со сменой ценностей, меняется  отношение к слабым.
.
"Сейчас наши альпинисты платят собственные деньги за участие в гималайских высотных восхождениях.... Им надо выбирать: либо оказывать помощь, либо все же совершать восхождение, зная, что другой возможности не будет. Люди знают, что после участия в спасательных акциях они уже не смогут заниматься восхождениями из-за нехватки времени, продуктов, снаряжения, кислорода". - пишет Владимир Шатаев.

Цитирую дальше статью Феликса Свешникова "Роскошь нравственности? Спасти нельзя уйти."

Удивительно ли, что другой эксперт, уже иностранный, а именно - известный альпинист-высотник Петер Хабелер, еще до того, в 1978 году, написал в книге "Победа в одиночестве":

"Это должна быть борьба в одиночку... не только с жуткой горой, физическим истощением, арктическим холодом, но и с собственной "внутренней пошлостью", и с ужасающей уверенностью в том, что если что-то случится там, наверху, нет никакой возможности спасения. Каждый полагается только на самого себя. Если что-то случится с одним - помощь исключена".

Это уже почти философия.

А японка Мико Имаи, ветеран гималайских экспедиций, еще более категорична. Она убеждена, что:

"В таких экстремальных ситуациях каждый имеет право решать: спасать или не спасать партнера...
Выше 8000 метров ты полностью занят самим собой и вполне естественно, что не помогаешь другому, так как у тебя нет лишних сил".

С г-жой Имаи, увы, согласны многие.

В 1996 году группа альпинистов из японского университета Фукуока поднималась на Эверест. Совсем рядом с их маршрутом оказались трое терпящих бедствие альпинистов из Индии - истощенные, занедужившие люди попали в высотный шторм.

Японцы прошли мимо умирающих. Спустя несколько часов все трое погибли.

Индийско-тибетская полиция публично обвинила команду Фукуока чуть ли не в убийстве индийских спортсменов, которых можно было спасти. Но погибших к жизни не вернешь.

А один из участников экспедиции японского университета, вернувшись после успешного восхождения на Эверест, спокойно заявил:

"Невозможно позволить себе роскошь нравственности на высоте более 8000 метров".



Сравните с философией советских альпинистов, привожу здесь цитату из Шатаева:
.
...что же еще называть философией, как не стремление человека познать самого себя?
Понять смысл истинных ценностей — ведь сверху становится виднее,
что есть хорошо, а что плохо, что на самом деле важно,
а что лишь кажущаяся важной epyнда, и, что часть, а что целое?..

Кроме того дело наше представляется мне своеобразной испытательной службой.
И горы — тот полигон или, если хотите, некая лаборатория,
где созданы условия, чтобы испытывать и отбирать
оптимальные формы человеческих взаимоотношений;

выяснять наиболее жизнеспособные нормы морали и нравственности;
проверять, как уживается сила со слабостью и сильный со слабым,
что есть истинная сила и что слабость.
..
...горы отвечают на все эти вопросы более точно я убедительно.

Здесь с помощью маленькой группы людей
можно удостовериться и доказать несогласным,
что наиболее полезный и выгодный принцип общежития есть гуманизм.

Наконец, ничто так не убеждает как альпинизм,
в том, что хлеб духовный для человека не менее важен, чем хлеб физический.


"Категория трудности". Шатаев Владимир Николаевич

.
Ну вот, скажут скептики, пример женщин- альпинисток и показал, что группа, движимая гуманизмом, из-за слабых погибает, а одиночка, бросивший обузу, выживает. Вот только что будет делать  одиночка в обезлюдевшем мире? Какой смысл в его выживании, если этого уже никто не оценит?


Советский документальный фильм рассказывает о событиях 1974 года, когда еще люди верили в гуманизм:

Часть 1 https://d1.net-film.ru/web-tc-mp4/fs57279.mp4
Tags: Духовность нравственность мораль, Женский вопрос, Женщина и спорт, История СССР, Люди Страны Советов, Спорт
Subscribe

  • Гувер о России

    Заключительная часть цикла " Читая Гувера". Обратите внимание, как Гувер перекладывает ответственность за агрессию на французов и…

  • Добрые дела

    "Мисс Берд была успешной деловой женщиной, и вся ее благотворительная деятельность основывалась на мельчайших расчетах вероятности получить…

  • Русская путешественница и журналистка Зинаида Рихтер

    "Она полетела бы на Луну, если бы к этому представилась хоть малейшая возможность". Вера Инбер о журналистке Зинаиде Рихтер Из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Гувер о России

    Заключительная часть цикла " Читая Гувера". Обратите внимание, как Гувер перекладывает ответственность за агрессию на французов и…

  • Добрые дела

    "Мисс Берд была успешной деловой женщиной, и вся ее благотворительная деятельность основывалась на мельчайших расчетах вероятности получить…

  • Русская путешественница и журналистка Зинаида Рихтер

    "Она полетела бы на Луну, если бы к этому представилась хоть малейшая возможность". Вера Инбер о журналистке Зинаиде Рихтер Из…