Елена (ljwanderer) wrote,
ljwanderer

Кристофер Рен о восхождении

Журнал Альпиниста: Как команда США в Советском Союзе
сражалась с бурями и смертью.

Кристофер С. Рен Специально для New York Times. 16 августа 1974 г.

Ранее:"Горы не дискриминируют пол"

Не все фото отображаются,  radikal.ru где я уже много лет храню фотографии сообщает, что изображения временно недоступны.

МОСКВА, 15 августа. Даже издалека они, кажется, достают до неба. Крупным планом, они возвышаются непонятной комбинацией льда, камня и снега. Памир, протянувший из Советского Союза в Китай, Кашмир и Афганистан, представляет собой нечто большее, чем просто еще один отдаленный горный массив. Их географическая и политическая недоступность годами привлекала путешественников, особенно альпинистов.

В прошлом месяце впервые американская экспедиция была допущена в глубины Памира, который доминирует в центрально-азиатских республиках Киргизия и Таджикистан. Поводом стал международный альпинистский лагерь для западных альпинистов. Я участвовал в качестве одного из 19 участников американской экспедиции, которой руководил 46-летний Питер С. Шенинг. инженер-химик из Ботелл, штат Вашингтон. Контингент состоял из опытных альпинистов, выбранных из числа более чем 150 претендентов.

Это была экспедиция, которая в течение нескольких коротких недель была поражена трагической смертью члена команды и страдала от самой коварной за многие годы погоды Памира. Один ураган унесет жизни целой опытной альпийской команды русских женщин. Но даже в этом случае дюжина американцев достигла вершины пика Ленина в 23 400 футов, третьего по величине в Советском Союзе.

Альпинисты имеют склонность записывать свои мысли и переживания на высоте. Мои вошли в потрепанную коричневую тетрадь, завернутую в пластик в нижней части моего упакованного скалолазного снаряжения. Без сомнения, кто-то видел Памир по-другому, но это то, что я нашел в этом одиноком, но неотразимом уголке мира.
Наш самолет Як-40 приземляется на грязной полосе в бесплодной киргизской деревне Дарауткурган.

Cовременные фото отсюда
Глинобитные здания покрыты соломой. Скопление женщин и детей, окутанных яркими цветами, осматривает нас из тени одной стены. Фотографировать нельзя – говорят нам. Ни один советский аэропорт нельзя фотографировать.

Мы летели всю ночь из Москвы, меняя самолеты в городе Ош.
Теперь мы загружаемся в три грузовика для поездки по стране, по холмистым лугам и по сухим руслам реки до нашего базового лагеря, находящегося на высоте 3600 м на поляне Эдельвейсов . Поездка длится три часа и растрясает все кости. Шины раскручивают струи пыли, которые покрывают наши уши, глаза и рты.
Альпинисты из 10 стран собираются в лагере. Французы привезли свое вино Божоле в алюминиевых банках. Западные немцы привезли с собой мюнхенскую модель, которая, как они утверждают, тоже альпинистка. Англичане носят повязки, бороды и бабушкины очки, они привезли кассетный магнитофон и множество записей «Битлз».

Мы все слоняемся по лагерю одинаково большими группами. Здесь 70 австрийцев и два альпиниста из Лихтенштейна. Другие из Италии, Нидерландов, Швейцарии и Японии.

Лагерь находится в ведении Советской федерации альпинизма, они берут по 750 долларов за альпиниста, по сообщениям, для сбора иностранной валюты для отправки советских альпинистов за границу. Плата включает стоимость авиабилетов (..). Еда горячая и обильная, кормят даже в нерабочее время. Автоцистерна изрыгает горячую воду из душа. Советские власти по альпинизму хотят видеть нас счастливыми. Мне сказали, что лагерь убыточен.

Их гостеприимство настолько заметно контрастирует с высокомерным безразличием советского туристического агентства «Интурист», что я предложил чиновнику по альпинизму, чтобы он летом следующего года организовал аналогичный лагерь, чтобы обучать манерам работниковв Интуриста.

«О нет», - серьезно отвечает он. «Мы не в гостиничном бизнесе.»

Стадо овец, лошадей и крупного рогатого скота под присмотром киргизских скотоводов небрежно пасется недалеко от нас. Высоко на склонах - стада полудиких яков. Когда мы спускаемся к юртам скотоводов, они наливают нам теплое квашеное молоко кобылы. Некоторые из нас заболевают.
Но мы постоянно ощущаем над собой пик Ленина. Ночью он заслоняет восходящую луну. На пик совершено восхождений, возможно, больше, чем на любые другие горы такого размера - почти 1300 восхождений, но он продолжает очаровывать.

За небольшим ручьем на вершине травянистого холма похоронены в простых могилах, увенчанных красными звездами, два советских десантника. 27 июня 1968 года, как рассказывает надгробный камень, 10 десантников совершили «экспериментальный прыжок» в холодном, разреженном воздухе на вершину пика Ленина. Четверо погибли, разбившись о скалы. Двое были похоронены на горе и двое внизу.
В следующем году, как заметил советский альпинист, на пик были успешно сброшены уже 48 десантников.

Команда во главе с Питером Шенингом поднимется на пик Ленина по проверенному маршруту, а затем повернет на юг к некоторым нетронутым вершинам. Другая команда во главе с Джоном Эвансом из Денвера попытается проложить новый маршрут к восточному склону пика Ленина.

Джон Эванс.1974 г.

Третья команда, возглавляемая Робертом Крейгом, руководителем промышленного дизайна из Аспена, штат Колорадо, попытается совершить первое восхождение на пик 19-го съезда партии, высотой 19 200 футов. Пик, названный по имени съезда коммунистов, состоялся в 1952 году.

Четвертая команда во главе с Джоселин С. Глидден, профессором философии из Огдена, штат Юта, поднимется на пик 6852 по новому маршруту, а затем пересечет вершину до пика Ленина. Я присоединяюсь к этой команде.

Джок Глидден.1974 год

Направляясь в долину, мы встречаем группу из 37 альпинистов Советской Армии из спортивного клуба в Алма-Ате. Они приглашают нас остановиться и выпить чаю с галетами. Мы позируем для групповых фотографий.

Когда я ухожу, молодой солдат протягивает мне черную смолистую субстанцию, завернутую в вощеную бумагу. "Это «мумие», горное лекарство," - говорит он, "его хорошо наносить раны". Позже я узнаю, что он также известен как ихтаммол и является дистиллятом, приготовленным из горючего сланца, наделенного антисептическими свойствами.

С 50-фунтовыми рюкзаками мы продолжаем двигаться по извилистой тропе. Горный ручей падает через скалистое ущелье. Луга полны диких цветов, и мы останавливаемся, чтобы попробовать острый дикий лук. Мы должны подняться на вершину к 14000-футовому, издать стон и вернуться назад, чтобы сделать то же самое внизу. Нужно осторожно прокладывать путь по крутой, мокрой глине.

Огромная темная ледниковая морена до сих пор отделяет нас от горы. На следующий день мы пересекаем ее, она похожа на засушливую пустыню, когда мы перебираемся через шлак и песок. Справа от нас песчаный утес вырезанный ветром.

Джед Уильямсон из Ноттингема, штат Северная Каролина, встречает двух советских альпинистов.

« Прекрасный день в горах», - говорит он им.

Кто-то отвечает: «В такой прекрасный день хорошо быть на берегу моря с блондинкой с длинными ногами».

Хотя мы взяли с собой американских паек, большая часть нашей еды русская. Горячая каша на завтрак становится однообразной. Но еда – это лучшее, что может предложить федерация альпинизма, и самое лучшее - это богатая черная икра.

Мы имеем наглость сидеть немытыми и небритыми на снегу, смазывая горбушку грубого хлеба слоем лучшей в мире икры, а затем слизывая ее зерна со своих пальцев.

Чтобы достичь пика 6852, мы должны преодолеть 19000-футовый перевал Крыленко, который разделяет пик Ленина и пик Спартака.
Когда мы поднимаемся по снежному склону, высота вызывает у меня головокружение. Мы сбрасываем груз в лагере на высоте 17 500 футов и спускаемся вниз, чтобы взять другой. На следующий день мы возвращаемся.

У пика Ленина.1974 год
Лагерь находится на краю трещины, под сераком* или ледяной скалой. Мы встречаем там группу Эванса, их примус сломался, и четверо спускаются, чтобы его починить.

*Сера́к (фр. sérac) — ледяной пик, вертикальное ледниковое образование,
образующееся на передней кромке ледника.

Два альпиниста из команды остаются с нами. Джефф Лоу из Ганнисон, штат Колорадо, повредил колено. А Пит из Алты, штат Юта, наблюдает за погодными условиями - плитой над рыхлым сахарным снегом и льдом - которые представляют собой потенциальную лавину. Он использует свой высотомер и замечает, что давление падает.

Мы слышим два громких треска под нашими ногами, как будто трещина сдвинулась. Стоит мертвая тишина. Сейчас 1:26 дня.

Лавина наносит удар

А потом она обрушивается на нас - тонна за тонной снега.

Некоторые члены команды прыгают или попадают в трещину, которая заполняется снегом. Я оказался стоящим на руках и коленях. Все становится темным, как снег сыпется на серак. Он поднимается и застывает вокруг меня. Я пытаюсь откинуться для передышки выкашливая снежную пыль изо рта. Я не вижу и едва могу дышать.

Это длится целую минуту. Потом все кончено, это самая большая лавина, которую я когда-либо видел. Она сорвала склон шириной 1000 футов и длиной не менее 4000 футов. Под нами снежный завал глубиной 30 футов. Только позже мы узнаем, что это землетрясение спровоцировало такой сход лавины.

Кто-то отчаянно кричит: «Кого нет?» , Я стараюсь освободиться от мокрого снега и осматриваюсь. Все здесь. Кажется невероятным, что никто не был сметен.

Мы помогаем друг другу откопаться. Джефф Лоу похоронен почти до пояса. Ледяной серак отразил всю ярость лавины над нашими головами - по крайней мере несколько сотен тысяч тонн снега, но это мы подсчитаем позже.

«Боже мой!» - продолжает говорить один альпинист. "Боже ты мой!"

Палатки раздавлены. Большая часть нашего снаряжения похоронена. Мы по очереди откапываем его, пока один из нас прислушивается, чтобы предупредить о новом сходе. То, что спасено, брошено на заснеженный шельф внутри трещины.

Мы смотрим вниз по склону, туда спустились четверо. Кто-то говорит: «У них не было шансов».

Начался сильный снегопад. Видимость уменьшилась. Пит Лев говорит о том, что за этой может последовать другая лавина. Мы голосуем за то, чтобы рискнуть и спуститься как можно быстрее.
Пит Лев. 1974 год
Мы упаковываем то, что можем унести, в том числе спасенную палатку и наши спальные мешки. Другое снаряжение, включая еду, сложено в трещину и помечено длинными палочками. Мы выходим из безопасности серака и начинаем спускаться вниз, растянувшись по линии, чтобы отыскать по склону выживших.

Но мы находим только один сплющенный тюбтик солнцезащитного крема. Мы в тупике, а вокруг нас кружится снег, не позволяющий ничего разглядеть. Еще одна лавина падает где-то слева от нас, другая - справа. Мы не можем разглядеть то, что под нами. У меня ощущение, что мы никогда не спустимся.

Майкл Йокелл, докторант по экономике из Боулдера, штат Колорадо, берет на себя роль вожака. Кропотливо, он выбирает невидимый маршрут вниз по ледяным оврагам. Его инстинкт ведет нас. в течение нескольких часов и внезапно мы сходим с горы. Майкл устало садится на лед и закрывает лицо руками. К нему присоединяются некоторые из нас.

Мы молча тащимся вниз по леднику, пока сквозь падающий снег не начинают маячить палатки некоторых японских и шотландских альпинистов. Первый из прибывших американец выпускает яростный вопль.

Джон Эванс выходит из палатки, и по-медвежьи обнимает каждого. Он говорит, что они внизу, когда ударила лавина, и смогли выжить. В палатке находится Аллен Стек из Беркли, Калифорния, который был ненадолго похоронен в лавине, у него, возможно, перелом ребра.

Двое других оставшихся в живых, Фред Стэнли из Элленсбурга, штат Вашингтон, и Брюс Карсон из Модесто, штат Калифорния, вернулись в базовый лагерь с сообщением о том, что мы попали в лавину и пропали без вести.

Появляются два японских альпиниста. Я никогда не узнаю, кто они, но они пошли без всяких фанфар, в бурную ночь, чтобы сообщить, что мы все выжили.

На следующий день я тоже возвращаюсь в базовый лагерь. Майк Йокелл, который сильно повредил колено, остается лежать в палатке с Джеффом Лоу до тех пор, пока он не сможет ходить.

В базовом лагере мокрый снег покрыл эдельвейсы. Виталий Абалаков, считающийся лучшим альпинистом Советского Союза, сообщает, что это худшая погода, которую он видел за пять посещений Памира. Оценка позже пересматривается на худшую погоду. за 25 лет. Русские начинают вызывать всех альпинистов обратно в лагерь.

На следующее утро я просыпаюсь и вижу фут нового снега возле своей палатки. Группа американцев сгрудилась вокруг лагерной радиоантенны. Я быстро одеваюсь и иду.

«Произошел серьезный случай», - говорит Джон Эванс. «Гари Уллин был убит». Команда Роберта Крейга была поражена лавиной на Пике 19-го съезда партии в 1:20. когда они спали. Трое других потеряли снаряжение и отступили.

Джон Гари Уллин
Джон Гари Уллин, 31 год, был летным офицером United Airlines из Сиэтла. Он был вдумчивым и надежным, ценным в таком виде спорта, как альпинизм.

Я бегу рассказать директору лагеря Михаилу Монастырскому. Мы перезваниваем для подтверждения по радио. Голос Боба Крейга пробивается очень слабо. Он сигнализирует тремя нажатиями кнопки на рации подтверждая, что они нашли тело Гари.

«Теперь вы должны позаботиться о своем флаге», - говорит Михаил Монастырский. Русские и американцы вместе идут к ряду флагштоков в центре лагеря. Джед Уильямсон, который лучше всех знал Гэри, выбран, чтобы приспустить американский флаг на половину. Мы стоим с непокрытой головой. Михаил, в пилотке Советской Армии, отдает честь.

Михаил Монастырский,
правда, не в пилотке :)

Русские сообщают, что вызванные для спасения вертолеты не смогли пробраться. Отправлены две советские спасательные партии. Джон Эванс и Фред Стэнли присоединяются к русским, немецким, французским и швейцарским добровольцам.

Фред Стэнли.1974 год
Там , на высоте, Джон Роскелли из Спокана и Джон Мартс своими руками вырыли снежную пещеру. Они решаются откопать снаряжение, чтобы пережить ночь. На следующее утро вертолет сбрасывает им дополнительный груз.

Мы наблюдаем через бинокль. Похоронив Гари в снежной могиле с американским флагом, они поднимаются в связке и движутся к северо-восточному гребню, там они встречаются с американскими и французскими альпинистами и благополучно спускаются.

Мы толпимся вокруг радио. Боб Крейг благодарит россиян. Евгений Гиппенрейтер, эксперт из Москвы, который помогал координировать спасение, говорит: «Я хочу, чтобы вы знали, что мы всегда будем с вами, не только в радости, но и в горе и скорби. С вами, наши друзья-скалолазы, мы всегда будем рядом ».

Когда погода проясняется, мы строим новые планы. Условия остаются слишком неустойчивыми для восхождения по склону, но маршруты по хребту допустимы. Пит Шеннинг и Джон Эванс возглавят новые партии на западном гребне пика Ленина. Джок Глидден, Аллен Штек и я решили присоединиться к группе русских по более прямому северо-восточному маршруту.

По дороге мы встречаемся с двумя россиянами, к которым мы надеялись присоединиться, но их вызвали обратно на поиски группы эстонцев, пропавших без вести на восточной склоне пика Ленина. Позже мы узнаем, что некоторые были найдены мертвыми или серьезно раненными.

Джок, Эл и я пытаемся проложить свой собственный прямой путь по северо-восточному гребню, но после 2000 футов восхождения мы сталкиваемся с опасностью схода лавины и вынуждены отступить.

На следующий день мы возвращаемся к более привычному маршруту.

Но такое отклонение, кажется, того стоит, поскольку на высоте 15 000 футов мы сталкиваемся с тем, что на снегу кажется большими кошачьими следами. Интересно, принадлежат ли они снежному барсу? Несколько были зарегистрированы в этом районе.

Несколько лет назад группа альпинистов на самом деле выследила снежного барса: они решили, что он убегает от альпинистов в более уединенную горную местность.

Мы отправляемся по прямому северо-восточному маршруту, прорезая ледяные ступени. Это не сложно. Когда снег становится слишком мягким, мы останавливаемся на отметке 16 600 футов. В тот день мы наблюдаем за двумя французскими лыжниками, которые спускаются по северному склону с вершины, словно плывут сквозь слои облаков.

Склон становится сложнее, возможно, из-за того, что погода ухудшается, а высота нас истощает. Проходим к северо-восточному гребню. Наконец мы достигаем его и разбиваем наши палатки на высоте 19 300 футов.

На следующий день буря слишком сильная, чтобы двигаться дальше. Несколько французских и британских альпинистов спускаются с вершины, и мы предлагаем им чай. Французы достают последнюю банку вина, которую мы распиваем.

Мы покидаем лагерь на следующее утро и медленно поднимаемся по скалистому хребту. из-за высоты мы с трудом передвигаемся. Партия нисходящих советских альпинистов сообщает нам, что над нами советская женская команда продвигается на вершину.

Мы достигаем гребня вершины. Но ветер дует еще сильнее, и вскоре мы не можем подниматься. Мы разбиваем нашу палатку на белом пространстве, зная только, что мы на высоте 22 000 футов.
Я действительно не знаю: сколько уже дней мы изолированы от мира бурей, которая, кажется, только ухудшается. Я предполагаю, что это три ночи, но Джок Глидден считает, что это две ночи. Мы пытаемся связаться с базовым лагерем по нашей советской рации, но расстояние слишком велико.

Ветер усиливается так, что однажды утром перед рассветом он ломает на алюминиевый столбик. Мы временно ремонтируем его, но после этого мы спим в наших ботинках и парках на случай, если сорвет палатку.

Мы предпринимаем попытку продвинуться по гребню, но в радиусе 100 футов нас разворачивает сильный ветер.

На следующий день рассвет встречает солнцем и холодом, именно то, что нам надо. Теперь мы инстинктивно тянемся к вершине, потому что наша умственная и физическая бдительность на таких больших высотах ухудшилась.

Когда мы отправляемся, порыв сносит меня на несколько футов, но вскоре ветер стихает. Появляется еще одна группа альпинистов, шесть японцев, и мы лидируем по очереди.

В течение трех часов мы на последнем крутом снежном склоне, который ведет к вершине. Вдруг японцы останавливаются. На снегу перед нами растянулось тело. Это - Эльвира Шатаева, лидер женской команды, с которой я однажды, несколькими неделями ранее, сидел и разговаривал.

Эльвира Шатаева
Русские, которые официально не были частью нашего лагеря, произвели на меня впечатление энергичной и компетентной группы, а не теми, кто приносит неприятности в горах. Я почти собирался положиться на них, если бы мы сами столкнулись с трудностями.

Японцы вытаскивают рацию и связываются с базовым лагерем. Нам поручено искать других членов команды. Мы рассредоточиваемся и начинаем подниматься по склону.

Когда мы поднимаемся, мы находим их одного за другим, застывших в отчаянном побеге. Только. восьмая женщина пропала, по-видимому, унесенная с вершины. Они до сих пор одеты в свои парки, очки и даже кошки на ледяных ботинках.

«Они погибли из-за погоды, а не потому, что были женщинами», - подчеркнул советский альпинист позже.

Только после того, как мы сошли вниз, перед нами раскрылась краткая история. Женщины собирались совершить быстрый и сложный траверс. 5 августа они разбили лагерь на вершине пика Ленина, там их настигла буря. Два дня спустя они сообщили по рации, что одна женщина умерла, а две другие заболели, а их палатки были разрушены. Им было приказано немедленно спуститься.

Но шторм, позже названный ураганом в официальном советском расследовании, усилился. В тот же день женщины сообщили по радио, что им удалось спуститься всего на несколько сотен футов.
К тому времени трое умерли, еще трое не могли двигаться, и только двое все еще могли попробовать это сделать.

Во время их последнего радиообмена с базовым лагерем их призывали быть смелыми, - сказал мне один мой друг. Но их снаряжение было рассеяно ветром, и они не могли выкопать снежную пещеру, чтобы пережить бурю.

«Прощайте», - сказали они. "Мы умрем."

Хотя мы были чуть ниже 1000 футов от них, наша рация не была настроена на их частоту, поэтому мы ничего не знали об их тяжелом положении.

Теперь наш поиск приводит нас к вершине, увенчанной большой серебристой мемориальной доской в память о Ленине и другими памятными знаками, принесеннымии предыдущими партиями.

Вид впечатляющий. На юго-западе возвышается пик Коммунизма, когда-то пик Сталина, высотой 24 590 футов - самый высокий в Советском Союзе. На востоке - бледно-голубые воды озера Каракуль на высоте более 12 000 футов. За его пределами снежные горы уходят в китайскую провинцию Синьцзян.

Мы делаем традиционные фотографии на вершине, но мы стремимся спуститься. Когда мы спускаемся по склону, балансируя на передних точках наших кошек, мы помечаем семь тел ивовыми палочками, которые мы принесли, чтобы проложить путь.

В палатке нас посещают галлюцинации. Джок и я слышим что-то похожее на жалобный голос девушки снаружи. Но каждый раз, когда мы выходим, чтобы посмотреть, мы слышим лишь звук трения о снег палаточных креплений.

На следующее утро у нас иссякла энергия. Аллен Стек чувствует боль в ребрах. На полпути нас встречают два английских альпиниста и Джефф Лоу, которые искали нас. Один из них некоторое время несет мой рюкзак. Дальше нас ждут несколько советских и французских альпинистов.

Трудно уйти с горы. Мои ноги отказываются двигаться по прямой. Но до наступления темноты мы снова находимся на твердой ледниковой морене. За чуть более одного дня мы спустились на 10 000 вертикальных футов.
Я изложил то, что увидел, но переживаю из-за мрачной стороны альпинизма.  12 американцев стояли на вершине пика Ленина. Два других совершили первое восхождение на северной стороне пика 19-го съезда партии. Даже смерть Гари Уллина стала свидетельством необычайной способности русских и американцев сплотиться.

«Горы разделяют народы», - сказал мне Евгений Гиппенрейтер. «Они не разделяют альпинистов».

Трагично, что по меньшей мере 13 смертей настигли нас на Памире - 13-я была швейцаркой-альпинисткой, которая умерла от переохлаждения на западном хребте пика Ленина . Трагично, что почти все мы не могли контролировать. Частью трагедии является то, что смерти заглушают тонкие чувства открытия гор и нас самих.

В начале этой недели мы покинули Памир, одним ярким рассветом спускаясь по долине на грузовиках, За нами нагло  сверкали горы, полностью очищенные от облаков.

Кристофер Рен является потомком сэра Кристофера Рена, английского архитектора 17 и 18 веков. Он получил высшее образование в Дартмутском колледже, где состоял в обществе Phi Beta Kappa.Он учился в Эдинбургском университете в Шотландии на стипендию Фонда Ротари и получил степень магистра в Высшей школе журналистики Колумбийского университета, где он был международным стипендиатом.
Г-н Рен был лейтенантом десантников в армии и провел 13 месяцев в  Корее. Около 17 лет он провел за рубежом, в том числе - в Москве, возглавляя офисы газеты The Times.

Интересно, что после этого репортажа о восхождении 1974 года, Критофер Рен  в 1990 году издал книгу под названием "The End of the Line. The Failure of Commuism in the Soviet Union and China",  в ней есть глава под названием  "Lenin Peak".

В ней уже чувствуется многолетний опыт работы в газете The Times. Предлагаю сравнить с предыдущей статьей.

Рен пишет о фатальной бесчувственности советской бюрократии, которая проявилась во время восхождения, о том, что если внизу, в базовом лагере альпинистов поощряли общаться вместе, то в восхождении действовала сегрегация, советские восходили только со своими.

"группы восходителей всегда общаются между собой по радиосвязи,но советская Федерация альпинизма
настроила для каждой национальной группы свою частоту"
, общаться между собой группы разных стран могли лишь через Базовый лагерь. Американцы привезли свое коммуникационное оборудование фирмы Моторола, но таможенников "нервировала" его сложность, и на него был наложен арест.

Американцам предоставили советские радиостанции "плохого качества".
Когда случилась драма, рассказывает Рен, русские предоставили иностранцев самим себе, а сами послали русских на гору проводить спастельную операцию. Рен пишет, что их группу не уведомляли о том, что сошла еще одна лавина, обрушившись на эстонцев на восточном склоне пика Ленина, не уведомили власти и о том, сколько людей погибло ( по крайней мере - трое, а еще двое погибли в больнице. Все  это он узнал позже).

[ Мой комментарий: по списку жертв альпинизма, составленному В. Шатаевым, погибшими в 1974 году на Пике Ленина числятся только 3 эстонца (Вюрст Прийт,Рейнст Эрик,Теннисон Тыну), еще двое  -дополнение Рена в стиле Highly Likely. Чувствуете разницу между первым и вторым вариантом?  Вот такая она, пропаганда ]

Власти даже не хотели сообщать о том, что эстонцы вообще пропали. "Мы поняли, что что-то случилось по тому, как срочно покинули лагерь русские альпинисты"

А вот как он описывает случай с Шатаевой.

"Проходящая мимо группа сибирских альпинистов рассказала, что группа Эльвиры Шатаевой идет впереди нас, двигаясь к вершине. Когда мы связались с советской администрацией, нам никто не сказал, что они уже на горе. Так как группа состояла из лучших альпинисток, мы предположили, что они уже спускаются вниз по другому хребту. У нас были свои проблемы, так как мы рыли убежище, чтобы переждать бурю. Воющий ветер достиг такой силы, что сломал алюминиеву стойку палатки. Мы зарылись в свои спальные мешки не снимая одежды и ботинок, готовые  к тому, что ветер может унести нашу палатку. Мы пытались связаться с базовым лагерем, лежащим почти в двух милях от нас по вертикале, но советские уоки-токи были слишком слабы."

О том, как они нашли Шатаеву.

"Кто-то, казалось, спал на снегу под ярким солнцем. "Странное время для сна," - подумал я. Несмотря на надетые очки, я узнал Эльвиру. Она замерзла. Мы связались с базой по лежащему рядом с ее телом радиопередатчику Sony. Когда нам ответили, на том конце лишь спросили, видели ли мы остальных семерых женщин...
Советские власти ни разу не сказали им, что мы были недалеко внизу, не имея с нами связи, они считали нас, возможно, погибшими...
Советская пресса не сообщала о гибели лучших альпинисток до тех пор, пока я не вернулся в Москву и не опубликовал свою статью в New York Times. Впоследствии, государственное расследование заключило, что восемь человек погибло не из-за неправильного руководства, а из-за стихийного бедствия...

Что было бы, если бы все восходящие группы пользовались одной частотой? Чтобы было, если бы советские таможенники оставили нам наши мощные радиопередатчики, мы бы могли знать об этом и провести спасательную операцию? Что было бы, если бы женщины знали, что хорошо оснащенные американцы  находятся в тысяче миль под ними?
Что бы было, если бы не было сегрегации?
"

Замечу по этому поводу, что на самом деле, у японцев, оказывается, не отобрали Sony. И если во времена Холодной войны не доверяли  американцам, едва ли можно в этом винить только одну сторону. У японцев была связь с Базой, они так же как и альпинисты других национальностей тут же выдвинулись на помощь, поскольку были ближе всех, в 500 метрах по вертикали от женской команды, застрявшей у вершины. Они сделали это без всяких просьб или указаний. Но буря не дала им возможности пройти. После полученных обморожений японцы отступили.

Далее: История, рассказанная  CNN "Мы не оставим наших товарищей"

Tags: Женский вопрос, Женщина и спорт, История СССР, Пик Ленина-1974, Спорт

• Время пришло

. Часы французского ювелира Рене Лалика, 1921 год Я не могла пройти мимо такого изящества :) Приiшло самое лучшее питерское время - время…

• Война и Мир после Победы. Албания 1949-1953.

Сообщение прессы 1945 года о том, что три государства (Албания, Югославия и Болгария) решили организовать "Малую Россию". Каждое…

• Война и Мир после Победы. Корея. Часть 2

Инаугурация,1948 г. Война и мир после Победы. Содержание цикла . Война, действительно жестокая, велась якобы в защиту режима Ли. Если не…