Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Category:

О зависимости СМИ

Продолжаю тему    Независимые медиа . Ранее я рассказала о том, как возникли новостные агентства Гавас и Рейтер, как эти агентства  организовали картель The Ring и как возникло агентство AP., и о том, что распространение новостей всегда зависело от политики государств, а точнее - от интересов магнатов, правящих государствами.

С тех пор прошли столетия, за это время изменились средства, доводящие эту информацию до конечного потребителя ( газеты, журналы, теле и радоканалы, интернет ресурсы). Бесконечно увеличивается их количество, они превратились не только в средства быстрой передачи, но и в средства манипулирования передаваемой информацией. Но что удивительно, почти не изменилось количество источников этой информации.


.

Наиболее важный аспект нашей медиа-системы, но пока неизвестный широкой публике: большая часть международного освещения новостей в западных СМИ обеспечивают только ТРИ глобальных информационных агентства, базирующихся в Нью-Йорке, Лондоне и Париже - рассказывает статья, посвященная исследованию влияния пропаганды на прессу, проведенному в Швейцарии

Ключевая роль, которую играют эти агентства, выражается в том,  что западные СМИ часто освещают одни и те же темы, даже используя одну и ту же формулировку. Кроме того, правительства, военные и разведывательные службы используют эти глобальные информационные агентства  для распространения своих сообщений по всему миру.

Информационные агентства являются для средств массовой информации основным источником, действующим почти анонимно. Ни одно ежедневное издание не может без них обойтись. Таким образом, информационные агентства влияют на наше видение мира, именно они выбирают для нас то, что мы будем знать. Ввиду их существенной важности, еще более удивительно, что эти агентства едва известны общественности. Большая часть общества не знает, что информационные агентства вообще существуют, в то время как они играют на медиа-рынке чрезвычайно важную роль .
Так как же называются эти агентства, как они работают и кто их финансирует?

Существует всего три глобальных информационных агентства:


Американская Associated Press (AP) с более чем 4000 сотрудников по всему миру.
AP принадлежит американским медиа-компаниям и имеет свою главную редакцию в Нью-Йорке. Новости AP используют около 12 000 международных средств массовой информации, которые ежедневно охватывают более половины населения мира.
Французское агентство Франс Пресс (AFP), базирующееся в Париже, в котором работают около 4000 человек. AFP ежедневно отправляет более 3000 репортажей и фотографий в СМИ по всему миру.
Британское агентство Reuters в Лондоне, которое находится в частной собственности и насчитывает чуть более 3000 человек. Reuters была приобретена в 2008 году канадским медиа-предпринимателем Томпсоном - одним из 25 самых богатых людей в мире - и слилась с Thomson Reuters со штаб-квартирой в Нью-Йорке.

Многие страны имеют собственные информационные агентства : например, в Австрии (APA), Германии (DPA) и Швейцарии (SDA). Однако, когда дело доходит до международных новостей, они обычно полагаются на упомянутые выше три глобальных агентства, просто копируя или переводя на свой язык их репортажи.

Существует простая причина, по которой глобальные агентства, несмотря на их важность, практически неизвестны широкой общественности. Радио и телевидение обычно не называют свои источники, и только специалисты могут расшифровать ссылки, указываемые в журналах. Мотив такого поведения ясен: конечные поставщики информации не особенно заинтересованы в том, чтобы дать читателям понять, что они сами не занимались сбором и анализом этой информации.

Иногда газеты используют материалы агентства, но не маркируют их вообще. Исследование, проведенное в 2011 году Швейцарским научно-исследовательским институтом общественной сферы и общества при Цюрихском университете, пришло к следующим выводам (FOEG 2011):

«Сообщения агентств используются полностью, без указания на источник, или частично переписываются, чтобы была видна работа редактора. Кроме того, существует практика «приукрашивания» отчетов агентств без особых усилий: например, неопубликованные отчеты агентств снабжаются изображениями и графикой и представляются в виде подробной статьи ».

Швейцарское радио и телевидение (SRF) также в значительной степени основывается на сообщениях этих агентств. На вопрос зрителей, почему о марше мира в Украине не сообщалось, редакция ответила: «На сегодняшний день мы не получили ни одного отчета об этом марше от независимых агентств Reuters, AP и AFP».

Фактически, не только текст, но также изображения, звук и видеозаписи, с которыми мы ежедневно сталкиваемся в наших СМИ, в основном принадлежат тем же агентствам. То, что непосвященная аудитория может воспринимать как вклад местной газеты или телеканала, на самом деле является копией репортажей из Нью-Йорка, Лондона и Парижа.

Некоторые средства массовой информации даже пошли еще дальше и из-за нехватки ресурсов передали все функции зарубежных редакций агентству. Более того, хорошо известно, что многие новостные порталы в Интернете в основном публикуют отчеты агентств без каких-либо поправок и дополнений.
Эта зависимость от глобальных агентств создает поразительное сходство в международных отчетах: от Вены до Вашингтона наши СМИ часто освещают одни и те же темы, используя множество одинаковых фраз - явление, которое в противном случае было бы скорее связано с «контролируемыми СМИ». в авторитарных государствах.

На следующем рисунке показаны некоторые примеры из немецких и международных публикаций. Как видите, несмотря на заявленную объективность, иногда появляется небольшое (гео-) политическое предубеждение.
«Путин угрожает », « Иран провоцирует », « Заинтересованное НАТО », « Цитадель Асада »: сходство в содержании и формулировке из-за сообщений мировых информационных агентств.



Роль корреспондентов

У многих наших СМИ нет собственных иностранных корреспондентов, поэтому у них нет другого выбора, кроме как полностью полагаться на международные агентства для получения иностранных новостей. У больших ежедневных газет ( таких как NZZ, FAZ, Sueddeutsche Zeitung, Welt) и телеканалов есть свои международные корреспонденты, но их недостаточно. Например,  даже швейцарская газета NZZ имеет только 35 иностранных корреспондентов. В огромных странах, таких как Китай или Индия, работает только один корреспондент; всю Южную Америку освещают только два журналиста, в то время как в еще большей по размерам Африке постоянного корреспондента и вовсе нет. Но если даже на месте разворачивающихся событий есть собственный корреспондент, это еще ничего не значит.

В зонах военных действий корреспонденты редко выходят на улицу. Например, о войне в Сирии многие журналисты «сообщали» из таких городов, как Стамбул, Бейрут, Каир или даже из Кипра. Кроме того, многим журналистам не хватает языковых навыков для понимания обстановки и контакта с местными жителями и СМИ. Как  же тогда корреспондентам удается в таких обстоятельствах добывать «новости»? Главным образом, опять-таки - от мировых агентств.

Голландский корреспондент по Ближнему Востоку Йорис Луендейк (Joris Luyendijk) в своей книге «Люди, подобные нам: искажение Ближнего Востока» впечатляюще описал, как работают корреспонденты и как они зависят от мировых агентств.


«Я представлял корреспондентов как настоящих историков. Когда происходило что-то важное, они выезжали на место, выясняли, что происходит, и сообщали об этом. Но я не стал выяснять, что происходит; это делалось заранее. Я  представлял  отчет, составленный на своем рабочем месте.

Редакторы в Нидерландах звонили, когда что-то происходило, затем получали по факсу или электронной почте пресс-релизы, и я пересказывал их своими словами по радио или переделывал их в статью для газеты. По этой причине мои редакторы считали более важным мое пребывание на своем рабочем месте, чем мое личное расследование о том, что происходит. Информационные агентства предоставляли достаточно информации, чтобы написать или обсудить любой кризис или встречу на высшем уровне. Вот почему вы часто сталкиваетесь с одними и теми же изображениями и историями, если просматриваете несколько разных газет или переходите по новостным каналам.

Наши сотрудники в лондонском, парижском, берлинском и вашингтонском бюро - все думали, что в новостях доминируют неправильные темы и что мы слишком раполебно следуем стандартам информационных агентств.

Общая идея о корреспондентах заключается в том, что у них «есть новость», но реальность такова, что новости - это конвейер на хлебозаводе. Корреспонденты стоят в конце конвейерной ленты, притворяясь, что сами испекли этот хлеб, а на самом деле все, что мы сделали, - это положили его в упаковку.

Однажды друг спросил меня, как мне удавалось ежечасно и без запинки отвечать на все вопросы во время  кросс-бесед. Когда я сказал ему, что, все вопросы  известны заранее, его ответ по электронной почте был полон ругательств. Мой друг понял, что на протяжении десятилетий то, что он смотрел и слушал в новостях, было чистым театром ».
(Luyendjik 2009, с. 20-22, 76, 189)

Другими словами, обычный корреспондент, как правило, не в состоянии проводить независимые исследования, а скорее занимается  обработкой темы, которую ему предоставляют информационные агентства,

Кроме того, в целях экономии многие средства массовой информации в настоящее время вынуждены делиться своими немногими иностранными корреспондентами, а в отдельных группах средств массовой информации зарубежные сообщения часто используются несколькими изданиями, ни одно из которых не способствует разнообразному освещению событий.

Продолжение следует


Tags: Агентства новостей, Независимые медиа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments