Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Category:

Итало Бальбо и мусульманская политика




Биограф Клаудио Сегре и историк Анна Балдинетти в своих книгах не имеют расхождений по поводу мусульманской политики Итало Бальбо, единственная разница в том, что У Анны Балдинетти текст  более структурирован и лаконичен, потому в этом посте я буду опираться в основном на текст Балдинетти.

Сегодня - это опровержение рассказов о том, что арабы были равны в правах с итальянцами.

Политика Итало Бальбо по отношении  местного населения была патерналисткой, но помимо патернализма использовалась расовая сегрегация, деление местного населения на расовые группы, к которым применялся  разный подход.
Население прибрежной части Ливии стали рассматривать, как более развитую расу, которая уже подверглась цивилизации Средиземноморья, эта раса могла уже воспринимать законы и эволюционировать до высокого уровня социального развития.

Жители внутренних районов страны, большая часть которых были бедуинами, считались отсталой расой.
Проекты социально-культурного развития, поэтому, не распространялись на внутренние земли. Колония была административно поделена на две части - развитое Побережье прибрежная и  отсталые Народы пустыни.

***

Проведенная колонизация лишила местное население земель и разрушила традиционную социальную систему. Многие племена были лишены не только земель, но и водных источников, им были указаны определенные места поселения,  отдаленные от  прибрежной зоны и фактически непригодные для обитания. Колониальная администрация намеревалась превратить их из бедуинов в поселенцев,которые займутся разведением овец.


Губернатор Ливии Бальбо беседует с видными представителями арабского населения Дерны
во время своего визита с инспекцией строящейся мусульманской деревни недалеко от Дерны.





Однако в 1934 году стало ясно, что проект не удался, образовалось всего 3 деревни  с населением 131 человек. Власти обвиняли в этом население, но фактически проект был обречен , потому что из всего количества земель, принадлежавших теперь итальянцам, только 3 процента оставили для арабов. *

*  Еще раз обращаю внимание, что когда говорят о том, что в каждой деревне была школа, а значит арабы получали образование наравне с итальянцами, следует иметь в виду, что таких арабских деревень было незнаительное количество, возможности учиться для арабов  были весьма ограничены.

.
Единственной альтернативой для местного населения была военная служба и строительные и обслуживающие работы. Поэтому на строительстве дороги работало всего 1000 итальянцев и 10 000 арабов.

Политика Бальбо заключалась в построении сообщества, полностью отвечающего национальным интересам Италии. Поэтому, в первую очередь, это было - полное подчинение местного населения и централизация власти губернатора.


Конфискация земли,заставлявшая местных жителей вести  полукочевой образ жизни, жестокие репрессии, ограниченные возможности образования не давали возможности для самостоятельного развития арабско-берберского населения.

Бальбо всегда советовался с местными уламами, когда корректировал местные законы, будь то повышение возраста девочек для вступления в брак до 15 лет, или регулирование праздничных дней.
Он предоставил более широкую юридическую силу и полномочия шариатским судам и проявил некоторые интересы к мусульманству, такие как религиозное образование и строительство и восстановление мечетей, но приоритетным всегда был интерес итльянский.

Позитивное отношение к исламу, на самом деле,  применялось в рамках антибританской фашистской пропаганды в арабском мире, и Ливия играла роль витрины успешной происламской фашистской политики.

Максимального эффекта эта пропаганда достигла во время визита Муссолини в Ливию в марте 1937 году, когда два представителя местной мусульманской элиты преподнесли Муссолини «меч Ислама», как символ встречи фашизма с Исламом.


Среди инициатив, предпринимаемых для умиротворения мусульман, было создание в 1935 году в Триполи Института исламских исследований (al-Madrasa al-Islamiyya al-uliya - IIS). Помимо подготовки учителей начальных классов, целью института было создание элиты, которая облегчила бы административную и политическую работу в колонии. Идея медресе, относится к первым годам оккупации, ее учреждение уже рассматривалось в постановлениях об образовании 1914 и 1917 годов. С 1924 года правительство прекратило финансовые субсидии, которые с 1911 года регулярно предоставлялись триполитанским студентам, которые учились в аль-Азхар ( al-Azhar) и аль-Зайтуна(al-Zaytuna), оба университета считались центрами панисламской деятельности.


Таким образом, открытие высшего института исламских исследований в Ливии стало более актуальным. По политическим и экономическим причинам проект был неактивным в течение многих лет. В начале 30-х годов проект был возобновлен, так как считалось необходимым дать арабам возможность получить образование, не противоречащее их собственной культуре. В то же время, эта возможность  должна была помочь арабам обнаружить и оценить «превосходную характеристику европейских методов и культуры обучения».
Функции, которые IIS должен был выполнить в начале своего существования, четко изложены в фашистском суждении того периода:

"В этой школе [...] которая через несколько лет должна отдать Родине опытных мусульманских офицеров, воспитанных в тени нашего флага; обученных в соответствии с культом нашей Италии и в самых здравых и благородных заповедях Веры, регулируемые и включенные в наши партийные и государственные организации, которые будут служить нашей стране и нашим идеалам."



В соответствии с уставом и образовательной программой института IIS предлагал трехлетний курс повышения квалификации. Нет сомнений в том, что  IIS , помимо удовлетворения требований колониальной политики, также отвечал требованиям внешней политики:
«На самом деле центр исламских исследований был бы конкретным изложением высоких принципов, которые вдохновляли Италию в ее колониальной политике».

Шаги, предпринятые для развития  IIS , раскрывают важность, придаваемую ему фашизмом;  через три года после его открытия колониальные власти перенесли медресе на новое место, где также была основана  школа-интернат для тех учеников, которые жили за пределами Триполи.

Все студенты IIS также были зачислены в молодежную организацию Gioventu Araba del Littorio (Арабская фашистская молодежь). [ Littorio происходит от древнеримских ликторов ,  которые несли связки из прутьев, или фасци, откуда и пошло название партии ]


IIS, конечно, не играл той важной роли, которую ему отводила итальянская политика. В 1936 году французский консул в Триполи назвал его «ложной претензией», так как учителей набирали без отбора и у них не было требуемых знаний, студенты же принимались без необходимых начальных знаний.

Очевидно, что IIS мало способствовал продвижению и развитию националистического сознания.

В октябре 1938 года Бальбо предложил ввести полное гражданство для ливийцев, но этот проект не получил поддержку, а через месяц в Италии были приняты расовые законы. Специальное итальянское гражданство для мусульманских ливийцев было введено в 1939 году. Считалось, что это - «преимущество, которое дается лучшим гражданам в знак признания их верности, которую они продемонстрировали несколько раз после окончания поцесса умиротворения», и инструмент для продвижения мусульман на более высокий социальный, моральный и юридический уровень.

На самом деле оно отменило  гражданство метрополии 1934 года и не давало мусульманам особых прав, в то же время отказывая евреям в правах, которыми они ранее пользовались.


Более того, это специальное гражданство было в основном направлено на представление граждан фашистской ливийской партии. Членство минимум в течение года в Gioventu Araba del Littorio (арабская фашистская молодежь) было обязательным условием для получения гражданства. Те, кто приобрел новое гражданство, имели право на вступление в Associazione Musulmana del Littorio (Мусульманская фашистская ассоциация), созданную с принятием Закона о гражданстве. **

**Подчеркиваю: ливийцы, имеющие специальное гражданство не были гражданами Италии. Специальное гражданство было инструментом отбора наиболее лояльных граждан, которые могли стать членами фашистской партии. Но и фашистская партия была отдельной для мусульман и никоим образом не смешивалась с итальянской.

Бальбо основал Gioventu Araba del Littorio, Арабскую фашистскую молодежь, в 1935 году, и это была национальная фашистская организация.

Между 1935 и 1940 годами Бальбо создал многоуровневую политическую структуру при помощи фашистских организаций, которые объединяли бы тех, кто был лоялен режиму: у арабской молодежи Литторио была задача воспитания у арабов уважения к Италии. Гражданство  официально присваивалось лишь тем мусульманам, которые демонстрировали  верность стране. Мусульманская фашистская ассоциация была нацелена на объединение арабов, верных режиму.


Специальное  гражданство, хотя и в значительной степени поощряемое, не было массово востребовано,  накануне британской оккупации было удовлетворено менее 10 000 просьб о предоставлении гражданства в Триполи и около 300 000 в Бенгази.

.
Как и большинство европейских колониальных губернаторов, Бальбо был строг в подавлении неповиновения и в решении вопросов «расового престижа». Только три смертных приговора в отношении ливийцев были вынесены за полдюжины лет, пока Бальбо был на посту губернатора.

Приговоры были вынесены в результате мятежа двадцати трех солдат-туарегов, которые убили своего итальянского командира, чтобы забрать оружие и заняться бандитизмом.
Бальбо приказал практически всему колониальному военному ведомству выследить беглецов. Когда трое главарей были в конечном итоге пойманы, Бальбо приказал казнить их на месте совершения преступления. Он сам председательствовал и приказал присутствовать всем местным вождям и воинским частям.

Он также был очень строг, когда дело касалось европейского "престижа". Два ливийца, обвиняемые в том, что они «дотронулись» до итальянской женщины на улице, были приговорены к восьми годам тюремного заключения за «нарушение расового престижа».

Иностранные журналисты отмечали чрезмерное формальное уважение, которое итальянцы требовали от ливийцев. «Местные жители запуганы, как нигде в Северной Африке», они также  упоминали «неловкое послушание» ливийцев.

Даже в самых отдаленных оазисах они «начинают дрожать», как только появляется европеец.
«В Триполи темнокожие слуги отдают фашистский салют и взвизгивают «Evviva il Re-Imperatore, evviva Mussolini, evviva l'Italia», прежде чем  схватить обувь клиента.»

Бальбо был «либеральным» и «примирительным», потому что, как указывал английский антрополог Э. Эванс-Притчард, у него не было большого выбора. Больше всего Бальбо боялся появления националистического движения коренных народов.

Политика Бальбо по поводу местного населения, жившего на побережье,  зашла в тупик после вступления Италии во  Вторую мировую войну, 10 июня 1940 года. Бальбо умер спустя 18 дней  и государственные вливания прекратились.
По словам Клаудио Дж. Сегре, слишком скромные результаты по цивилизации туземцев были связаны с ограниченным бюджетом, с которым Бальбо был вынужден иметь дело, хотя следует также учитывать тот факт, что Бальбо отражал фашистскую тоталитарную идеологию. Новое общество Побережья было построено для того, чтобы отвечать национальным интересам Италии, не более того.



Источники:
The Origins of the Libyan Nation: Colonial Legacy, Exile and the Emergence of a New Nation-State (Routledge Studies in Middle Eastern History) by Anna Baldinetti

Italo Balbo: A Fascist Life by Claudio G. Segre

Далее: Фрондерство


Tags: Итало Бальбо, Колониализм, Фашизм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • В Северной Африке

    Ранее: Изабелла Бишоп (Берд) - английская писательница и путешественница. «Я полностью отдаю предпочтение жизни на Востоке вместо…

  • По Нилу

    . Как это уже часто случается, сегодня меня подвел сервис radikal.ru, он сообщает, что некоторые из загруженных фотографий временно недоступны.…

  • Добрые дела

    "Мисс Берд была успешной деловой женщиной, и вся ее благотворительная деятельность основывалась на мельчайших расчетах вероятности получить…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment