Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

О "цивилизованной войне"


Источник: http://starosti.ru

Ранее:Независимые медиа

МакКаллах рассказывал :
В Триполитании араб, чтобы быть в безопасности, должен был иметь официальный отличительный знак и документ на итальянском языке. У переносчиков трупов - это  желтые нарукавные повязки, военные корреспонденты носили белые повязки и так далее. Возле консульства Германии я остановил арабского джентльмена, чтобы спросить его, как пройти. Опасаясь, что я собираюсь застрелить его, он поспешно вынул официальное итальянское разрешение на проживание и вручил его мне дрожащими пальцами. Именно этот человек, интеллигентный и образованный араб, впоследствии сказал мне по поводу резни: "Турки были плохими, но они по крайней мере щадили женщин и детей."

Газеты обвиняли итальянцев в казни виновных без суда и следствия, тогда оккупационная администрация исправилась, появились снимки военных судов, но обвинители кричали о фарсе, надуманных доказательствах вины, ложных свидетелях и т.д.
Зарубежная пресса сформировала лавину, которая обрушилась на итальянцев, объединились обманутые  союзники (немцы), и новые союзники, обманувшие ожидания (британцы). У обоих были мощные средства информации.







В итальянской прессе казнь арабов освещалась, как законный акт возмездия, смерть подлым арабам-варварам, пожелавшим убить итальянских солдат, но те же фотографии в других газетах были доказательствами зверств, творимых по произволу.

МакКаллах писал по этому поводу: "Приговор, который передал эти четырнадцать человек палачу, нарушил основополагающие положения нашего уголовного кодекса, который не допускает смертной казни. Даже если во время войны этот кодекс позволяет применять смертную казнь в экстремальных случаях, он не допускает повешения".

Триполи, хлебный рынок , 6 декабря 1911 г., повешенные ливийцы
.

ОБЕЗДОЛЕННЫЕ ПАЛАЧИ.
Чрезвычайно недовольны появлением итальянцев в Триполи местные палачи. Хотя дел у них теперь полны руки, но зато они совершенно утратили побочные доходы, доставлявшие им порядочный заработок. Прежде это делалось так. Палач вместе с своим помощником отправлялся разыскивать место для казни, потому что выбор места обыкновенно предоставлялся палачу, и вот он начинал строить виселицу против какого-нибудь дома. Владелец дома, разумеется, протестовал, не желая постоянно иметь перед глазами такое неприятное зрелище, и поторговавшись немножко, палач за известное вознаграждение переносил виселицу в другое место. На новом месте повторялась та же история, опять таки палачу кое-что перепадало в карман. Таким образом, он дотягивал до вечера и затем вешал преступника где-нибудь за городом на пустыре.
А у итальянцев суд скорый, хоть и немилостивый, и осужденного на казнь вешают тут же без разговоров, не справляясь с чувством окружных домовладельцев.

Конвоирование двух арестованных и приговоренных к смерти арабов

В Италии против этой войны выступали социалисты, а Джузеппе Скарлани рисовал карикатуры. Пацифисты были объектом преследования фашистов. Высказывать свою точку зрения становилось опасным.


Карикатуры Джузеппе Скарлани

- Браво! Этих детей убили, этих женщин распотрошили, стариков убили, этих повесили?
- Что Вы хотите, Ваша честь? Нужно было поднять престиж Италии!
- А грабеж, поджоги, самолеты, которые бросали бомбы в хижины?
 - Это была цивилизационная миссия!



Триполи, 22 декабря 1911 года. Мужчина будет повешен в тот же день.



Карикатура журнала Punch,
Турок: Когда меня обвиняли в подобном в Болгарии,
никто не оправдывал это военной необходимостью.

Протест юристов.

ЛОНДОН, 20,I-2,II. По почину Общества мира, 124 выдающихся юриста всех стран подписали протест против нападения на Триполи итальянцев.
Нападение, по словам протеста, несовместимо с началами международной честности, дискредитирует договоры и препятствует мирному разрешению конфликтов.
Среди подписей имена 38-ми профессоров международного права различных политических направлений
.

РИМ, 6(19),II. В Милане, в народном доме, на митинг против войны, на который собралось свыше 5000 человек, вынесена резолюция с требованием решительной оппозиции правительству. После митинга состоялась демонстрация.

МакКаллах, будучи убежденным католиком, наконец, понял, что его система ценностей не позволяет мириться с насилием, которое он наблюдал:
"Я поддерживал войну, потому что думал, что это делается ради цивилизации. Но теперь я вижу, что это делается с помощью виселицы."

Сражающийся за правду британский корреспондент не был лишен предрассудков. Он не выступал против войн, как таковых, в которых участвовала Британия, тем более - колониальных, и даже сам рвался в бой. Будучи ирландцем по происхождению, он все же считал себя британцем, представителем сильной нации, и возможно поэтому, был несколько снисходителен и ироничен в своих суждениях о других.

В этом конфликте ему крайне не нравились итальянцы, он отказывал им даже в малейшей храбрости, для него они были напыщенными глупцами, хвастунами и невротиками. Не любил он и евреев за стремление нажиться за чужой счет и предать соседедей, о чем он и рассказывал. Арабы заслужили его симпатию, он они  - лишь неразвитое племя, заслуживающее сочувствия, он проявлял к ним патернализм,  замечая, однако, что арабы, как и евреи, тащат к себе все, что можно продать, а воюют для того, чтобы иметь возможность грабить.

МакКаллах ничего не имел против цивилизаторской идеи колонизации и нового крестового похода на мусульман. Идея о притеснении прав верующих мусульман не приходила ему в голову ( впоследствии именно притеснениям верующих христиан он посвятит свои будущие репортажи из Росссии и Мексики). А пока он спокойно взирает на высадившихся вместе с войсками доминиканских монахов,  позволив себе покритиковать их  за равнодушие к больным холерой арабам.

А в Италии крестовый поход на Африку  Доминиканский орден посчитал триумфом европейской цивилизации.

Церковь в Триполи

Вот как героически пропагандировались такие усилия итальянскими художниками. Правда на картине художника-пропагандиста А. Балдинелли уже  эфиопская кампания, на ней запечатлена гибель доминиканца Реджинальдо Джилиани, который был объявлен мучеником за веру .



Эта героическая тема борьбы высшей цивилизации при помощи правильной веры была подхвачена и разработана другими художниками.

Корреспондент L'Illustrazione Italiana под надсмотром начальства
создает очередной пропагандистский шедевр
( из L'Illustrazione Italiana, XXXVIII год, № 51, 17 декабря 1911 года.)

В это время возмущенный МакКаллах писал:
Если Италия отправилась в Триполи во имя цивилизации, она должна быть посланницей справедливости...
Это [убийство] не всегда можно предотвратить на войне, но в двадцатом веке и в цивилизованной войне совершенно вне границ дозволенного стрелять в людей массово, без всяких разбирательств, из-за цвета кожи и одежды".


Похоже, он и не подозревал, что именно так и ведутся войны цивилизаторов, и будут вестись впредь.

***

Если кто-то подумал, что итальянский колониализм был особенно зверским, и именно поэтому поднялась такая газетная шумиха, то он ошибается. Пресса была просто  политическим инструментом давления на очередного конкурента при дележе колониальнного пирога.

Итальянская кампания ничем не отличалась от французской в  Марокко, откуда по почте приходили вот такие открытки:

Миру уже были известны концентрационные лагеря, которые Великобритания создавала для местного населения во время бурской войны .
В войне с бурами Великобритания точно так же не считала нужным соблюдать требования Женевской и Гаагской конвенций, солдаты тоже выходили из подчинения офицеров, не брали пленных, убивали невиновных, насиловали женщин и редко бывали за это наказаны.

Британское командование следовало традициям, заложенным еще генералом  Чарльзом Нейпьером ( Sir Charles Napier), который считал, что военное право отличается от гражданского  и разработано не для того, чтобы наказывать за этические преступления и не для того, чтобы "сделать людей лучше", а лишь для обеспечения выполнения приказов. Солдаты не должны руководствоваться  каким-либо давлением со стороны, религиозным воспитанием или понятием добра и зла, а лишь - системой наказаний и поощрений.

Не удивительно, что ничего не изменилось и в 1919 году, когда британские войска, нисколько не раздумывая, учинили расправу с мирными жителями Индии, вошедшую в историю, как Амритсарская бойня


Ребенок  смотрит на картину, изображающую Амритсарскую бойню в Джаллианвала-багх, в Амритсаре


А на следующей фотографии 1906 года - американские цивилизаторы во время колонизации Филиппин.

Журналист МакКаллах не документировал эти преступления, потому что Великобритании в ее колониальных делах меньше всего были нужны критичные журналисты. Зато МакКаллах был полезен для контроля соседей - на японской, итальянской, на балканской и  русской войне. Но это уже совсем другая история...

РИМ, 8(21), XII. Самым решительным образом опровергается факт употребления итальянскими войсками в Триполи пуль "дум-дум", а также бомбардировка мечети близ Мокко.

ПАРИЖ, 13-го ноября. Женевская конференция готовится выступить с протестом против нового приема ведения войны, допущенного итальянцами, в виде бросания бомб огромной разрушительной силы с аэропланов. По мнению специалистов, роль их должна оставаться только разведочной, почтовой и объединяющей действия армии, а не непосредственно боевой, так как с известной высоты невозможно отделять мирных жителей от воюющих сторон. (Соб. кор.).


А пока общественность негодовала и спорила о том, как следует вести цивилизованную войну, крупнейшие державы продолжали свое дело по праву сильного.





Продолжение следует

Tags: Великобритания, Италия, Колониализм, МакКаллах (МcСullagh), Независимые медиа, Фашизм
Subscribe

  • О Черчилле в легком жанре

    Не в силах расстаться в этом году с Клэр Шеридан, предлагаю ее короткий рассказ о работе над бюстом Уинстона Черчилля, опубликованный в газете…

  • О Черчилле

    Уинстону принадлежит высказывание: "Собаки смотрят на нас почтительно, кошки - свысока. Возьмем свинью.Она смотрит Вам в глаза и считает за…

  • О конце света

    Chester Chronicle – Friday 19 July 1816 Brussels, July 5. – Some time ago we mentioned the prophecy of an astronomer at Bologna, who…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments