Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Возмездие или зверства?

Ранее:Независимые медиа

Рассказы о предательстве арабов, ударивших в спину, о начавшемся восстании в Триполи, несомненно оправдывали неудачи итальянской армии, а также направляли общественное мнение в поддержку действий итальянских солдат. История о зверски убитых берсальерах и их  телах, изуродованных (mutilated) в оазисе Генни, распространялась  пропагандой, в которой тела были уже  "распяты", а убитые солдаты были мучениками.
Общественность негодовала и требовала призвать убийц к ответу, расправиться с коварными и безжалостными варварами, не оценившими благородство итальянских солдат, освободивших их от турков. И возмездие не заставило себя ждать, оно было столь же жестоким и ужасным.

Начались облавы, солдаты перемещались из дома в дом, прочесывали сады и окрестности, убивали всех, кто хранил оружие или оказывал хоть малое сопротивление. По-видимому, арабов без оружия почти не оказалось,
В результате таких рейдов тысячи людей были убиты в домах и на улицах, еще тысячи - арестованы.
Бепощадность, с которой действовали экспедиционные войска, поразила наблюдавших журналистов, на которых итальянское командование не обратило внимание, недооценив силу британских средств массовой информации..



В Америке освещение войны началось, когда в New York Times появилась статья от 31 октября 1911 года под названием «Арабы, убитые итальянскими войсками». Информация была передана по телеграфу из Триполи в Лондон через Мальту, а из британской столицы - в Нью- Йорк специальным корреспондентом лондонской газеты "Таймс" . Заголовки газеты уже сами по себе содержали сенсацию: ‘Ужасное возмездие после восстания в Триполи - много женщин среди убитых »; «300 убитых в Бенгази»; половина из них - женщины и дети».

Корреспондент утверждал, что «серьезность, с которой итальянская армия потребовала возмездия привела к беспорядочной бойне». Правда, журналист отмечал "необходимость подавления восстания" и " безжалостных мер ", учитывая то, что "туркам удалось завербовать множество арабов."

3 ноября лондонская Times вышла уже с обличительной статьей, где говорилось о существовании «доказательств в фотографиях» и заявлялось, что премьер-министру Джолитти ‘Не удалось опровергнуть впечатление, созданное сообщениями нескольких корреспондентов и абсолютными доказательствами их правдивости, представленными в фотографиях. “

Итальянские офицеры рассказывают, что арабы убивали раненых,
снимали с них одежду и отрезали пальцы, чтобы забрать кольца


Другие газеты, поддерживая итальянцев, печатали истории зверств, которые на этот раз совершали турки с заголовками ‘Женщины и «Дети убивают», в которой заявлялось что большинство американских газет наконец-то признали, что обвинения в злодеяниях Италии были ничем иным чем «самая гнусная ложь». Автор статьи обвинил англосаксов в том, что те никогда не понимали итальянский темперамент, между тем, «итальянским солдатам свойственно благородство, верность и патриотизм и, прежде всего, строгое соблюдение современных правил и норм войны », все это коренится в традициях «римских предков».

Вскоре в спор вступила киноиндустрия. Если раньше в кинозалах демонстрировали слайды на тему ливийской кампании, то вскоре стали демонстрироваться целые документальные фильмы.В декабре 1911 года вышел фильм "Война" производства американской компании Vitagraph, в котором итальянские войска представлялись преступниками. Просмотр фильма в Америке вызвал неожиданно бурную реакцию среди многочисленного итальянского иммигрантского населения США. Публика требовала запретить прокат фильма.


Сцена из фильма "Война"

L'Araldo Italiano и другие итальянские газеты организовали митинг 12 декабря в Нью-Йорке, где «десятки тысяч итальянцев» выступили против фильма и враждебного освещения итальянской войны в прессе. L'Araldo даже подала в суд на Vitagraph, заставив американскую кинокомпанию изъять фильм из проката, а итальянский посол потребовал запрета демонстрации фильма в других городах, как разжигающего италофобию.

Но кинодельцы не унывали, интерес публики  к картинам войны дал возможность развернуться на полную мощь, сфокусировавшись на многочисленных итальянских иммигрантах Америки. Киноиндустрия перешла к производству художественных фильмов, где вымышленные герои и вымышленные события были, как настоящие. Тем самым, в общественном сознании затмевали реальность.

Главной тематикой фильмов стали благородные солдаты-итальянцы, представители высокой цивилизации, столкнувшиеся сопротивлением дикого и отсталого мира, который неминуемо должен умереть, свободив путь прогрессу.
Турецкому и арабскому миру, как бы изначально, уже отказывали в праве на существование, им предоставлялся лишь один путь – покориться неизбежному наступлению цивилизации.  Невежественных упрямцев, желающих оставаться в своей дикости,и поднявших оружие, героям-итальянцам, приходилось убивать .

В конце 1911 года компанией Vitagraph, был выпущен фильм «Мученик Красного Креста» , в котором герой фильма лейтенант Трояно отправляется на ливийский фронт, оставляя возлюбленную Марию. Но Мария в составе Красного Креста едет в Триполи вслед за любимым. Медсестры попадают в засаду, «коварный выстрел из турецкой винтовки пронзает сердце Марии», и она умирает. Услышав ужасные новости, лейтенант Трояно ищет мести и направляет самолет на город, где прячутся подлые туземцы, нападающие на безвинный Красный Крест, и тоже героически погибает.

Так как от художественных фильмов не требовалась историческая или документальная точность, они с помощью захватывающих драматических действий, без какого –либо противодействия, формировали закрепляли в общественном сознании образы пылких и благородных итальянцев, не способных на жестокость.

Однако, с версией о благородстве многие не соглашались. Громче всех против нее выступал Фрэнсис МакКаллах, публикуя свои статьи в  Вестминстерской газете и New York World . Свидетельства МакКаллаха об убийствах и жестоком отношении к местному населению и фотографии с удовольствием опубликовала лондонская Daily Mirror, а после нее -и множество других газет по всему свету включились в кампанию осуждения преступлений.

МакКаллах заявлял, что  никакого восстания не было. Он рассказал о панике, которая поднялась в городе, в результате всполошившиеся солдаты стали беспорядочно стрелять, что впоследствии было выдано за начало восстания. Разведка аэропланом показала, что к Триполи движутся новые колонны, и бой 23 октября был лишь разведкой, вот тогда и был отдан приказ о превентивной зачистке занятой территории, где разрешалось расстреливать любого вооруженного или хранящего оружие араба. Но так как итальянцы, объясняет МакКаллах, ( особенно сицилийцы) - люди эмоциональные, и озабоченные вендеттой, то все быстро вышло из-под контроля.

В любой час днем вы можете увидеть группы несчастных туземцев, марширующих по улицам в качестве заключенных..... Ежедневные аресты, производимые в городе и пригородах, мужчин, женщин и детей, исчисляются сотнями, даже тысячами. - приводит свидетельство одного из корреспондентов МакКаллах.

Но если в самом городе это было - прочесывание улиц и домов и аресты людей при нахождении оружия, то в находившемся в  оазисе Мехия (Mechiya), недалеко от Шарашата, откуда на берсальеров напали с тыла, итальянские солдаты провели полную зачистку. Чтобы не тратить время на поиск спрятанного оружия и боеприпасов, дома поджигались, и некоторые, по свидетельству очевидцев, действительно, взрывались из-за боеприпасов.

Женщины и дети, оставшиеся в живых, не имеющие крова, больные ( была эпидемия холеры и тифа), голодные и обезвоженные, по рассказам МакКаллаха, были оставлены под палящим солнцем умирать, им не разрешалось выходить на дороги, за пределы охраняемой теперь зоны, им не оказывалась никакая медицинская помощь, не смотря на взывания МакКаллаха к врачам, санитарам, и даже самому итальянскому падре, имеющему самое высокое влияние. Мужчин же любого возраста( в том числе и подростков) напуганные солдаты расстреливали без раздумий.

"Из-за беспомощности офицеров" , - сообщил корреспондент газеты Frankfurter Zeitung в Триполи, - "началась дикая охота на людей. Войскам было даже разрешено стрелять по женщинам и детям. К настоящему времени, по крайней мере, 3000 местного населения были казнены или расстреляны. "

По этому поводу одни свидетели ( включая МакКаллаха) сообщали о 4000 убитых ( вместе с женщинами и детьми), другие же утверждали, что это - коварная ложь.


С возмущением итальянский премьер отверг предъявленные обвинения
о том, что итальянцы плохо обращаются с женщинами и детьми.
Он заявил, что отвага и гуманность, проявленная армией, выше всяческих похвал
и может быть образцом великодушной и блгородной цивилизации

МакКаллах считал, что резня, устроенная джихадистами, это - выдуманная причина для зачистки.

"Выражение сочувствия на наших лицах, должно быть, привлекло внимание лейтенанта, который, по-видимому, уже успокоился и начал чувствовать нашу реакцию. Он послал нам солдата, который, бывал в Америке и немного говорил по-английски. Солдат сделал вид, что хочет посмотреть наши документы, но его миссия была ясна, когда, посмотрев их и выразив удовлетворение, он попытался убедить нас в том, что «эти люди», он указал на шесть тел, были предателями.
Он также рассказал обычную историю о том, что берсальер был найден распятым 23-го, а итальянские пленные подверглись пыткам.
Я так и не смог понять, почему эти распятые и изуродованные берсальеры не были обнаружены и сфотографированы до 26 ноября - месяц спустя. Итальянцы говорили о том, что они были в Генни 23-го, но сами они не уходили из Генни до 28-го, и, по-видимому, они похоронили своих мертвых товарищей до отхода. Они вновь заняли Хенни 26 ноября, около месяца спустя и вот! изуродованные берсальеры возникли из их могил и были снова распяты на деревьях. Итальянские фанатики, которые манипулируют в пресс-Бюро, достаточно хитры, чтобы снова и снова настаивать... на этом полезном слове «распятый». Знаете, это - такой призыв к Англии и Америке. Вкратце, итальянцы защищаются так: "Мы убили арабов во вторник, потому что арабы убили наших людей в пятницу той же недели."


Так или иначе, но убийства людей были произведены, и сначала они не скрывались. Казни фотографировались и снимались на кинопленку. Однако, те, кто считали, что фиксируют акт возмездия, просчитались, оказалось, что это - документальное свидетельство военного претупления.

.

Корреспондент Daily Chronicle утверждал, что в течение трех дней после 23 -го октября солдаты убивали всех, кого хотели бeз суда и следствия. МакКаллах, в качестве протеста, отказался от аккредитации, приехал в Лондон и под руководством Times начал кампанию по осуждению итальянских методов войны. И хотя его лекции срывались итальянскими фашистами, вскоре его усилия оправдались, после публикации в лондонских газетах Daily Mail и Times, вопрос отношения Великобритании к вышеописанным событиям вынуждены были вынести на обсуждение в британский парламент.

Сэр Эдвард хитро заявил, что вмешательство в дела Италии
нарушит заявленный нейтралитет Великобритании.
Генерал Канева выслал корреспондента Daily Mail за публикованные
фотографии и описание резни в оазисе.




Кровавая баня.
БЕРЛИН, 10,Х-2,ХI. Газеты полны описаниями творимых итальянцами в Триполи ужасов. Специальный корреспондент «Frankf. Ztg» сообщает, что итальянские офицеры потеряли голову. они отдают безумные приказания расстреливать женщин и детей. Озверелые солдаты, усталые и раздраженные неутомимым натиском турок, опасаясь измены. расстреляли более 3000 арабов. Сотни тел валяются на лицах. Жесткости ужасающие. Малейшее подозрение влечет за собой расстрел. Солдаты деморализованы. Форты захвачены турками, оцепившим город тройным кольцом. Флот, вследствие бури, лишен возможности помочь итальянцам.
.


.
Итальянцы продолжали рассказывать о том, как они  арестовали тех, кто готовил восстание, как негодяи понесли законное наказание - смерть. Они публиковали фотографии, о том, как хитрые арабы пытались переносить оружие не привлекая внимание. - в виде похоронной процессии
.
Группа арестованных арабов, которые пытались доставить оружие в турецкий лагерь
.
А журналист МакКаллах высмеивал эти "сказки", сопротивления среди населения в оазисе не было, утверждал он. Итальянские газеты публиковали фотографии казней преступников, а английские и немецкие  писали, что на фото- невинные люди.

Казнь арабских шпионов


Корреспондент итальянской газеты рассказывает о  свидетельствах того,
как были казнены, спокойно держась за руки, муж и жена, хранившие дома оружие
.

Ну, и конечно, появилась тема  оскверненных и изуродованных женщин и детей.  МакКаллах рассказывал о том, что с женщинами солдаты не церемонятся, не только нарушают неприкосновенность гаремов, но и открывают женские лица, демонстрируют оскорбительное поведение, иногда открыто насмехаясь над беспомощным состоянием жертв. Он пказывал фото больной молодой полураздетой женщины, сидящей на дороге, и  солдат, равнодушно наблюдавших, как она умирает. В итальянской зоне контроля, несмотря на присутствие Красного креста и монашеских орденов, не было ни одного места, где бы местному населению могла быть предоставлена медицинская помощь . Как тут не вспомнить немецкие концлагеря с их медицинским персоналом, фашисты учились у итальянцев и учли их ошибки.


Лейтенант Гарольд Монтегю, служащий туркам, свидетельствует о том,
что он видел изувеченные тела ста женщин и детей,
которые были зверски убиты итальянскими солдатами,
мстившими за свои огромные потери.
.



Американская газета New York Herald, выходившая частично на итальянском языке,
так как ее читатели в большой своей массе были итальянскими иммигрантами,
вышла с заголовком: Так называемая резня- это утка
Подзаголовки сообщали :
Репрессии жестокие, но справедливые:
арабы убивали раненых, санитаров и уродовали их тела;
Женщины за баррикадами, даже дети, попав в руки врага, свирепо сражаются,
В газете на итальянском и английском рассказывалось,
что обвинения Daily Mail и корреспондента МакКаллаха не имеют оснований.
МакКаллах утверждает, что арабы были беззащитными, поскольку он не обнаружил на трупах оружия,
его и не могло быть, так как оружие отбиралось.
Арабы оказывали сильное сопотивление, отстреливаясь из домов,
а  женщины подносили им патроны;
сражались даже калеки и дети.

Расстрел арабов.
РИМ, 10,Х-2,ХI. Агентство «Стефании» сообщает,
что некоторые иностранные газеты, комментируя меры, принятые командующим экспедиционным корпусом в Триполи, утверждают. что произошла массовая резня арабов, даже больных, женщин и детей. Эти утверждения ложны. После нападения с тыла стало необходимым наказание восставших и очистка оазиса от предателей. Были расстреляны взятые с оружием в руках и те, виновность которых в убийстве солдат выяснилась в процессе. Остальные 2200 человек высланы отсюда. Для обеспечения тыла и аванпостов разрушены стены и уничтожена растительность, где укрывались восставшие, причем арабские женщины и дети предварительно были удалены.

Маринетти тоже включился в борьбу:


"Действительно, константинопольские утки возвестили не только о поражениях, понесенных нашими полками, но также и об ужасных зверствах, которые будто бы были совершены нами с чисто садистской развязностью над женщинами, детьми и невинными арабами.
Для того, чтобы лучше разжалобить Европу и выпросить ее покровительство, турецкие газеты избрали тактику лживых хромых в Андалузии, выставляя напоказ,  червивые раны, фотографии резни, которые они предварительно подделали. Эти фотографии, которые идут не только из Константинополя, но также и из Франкфурта и Лондона, очень легко разложимы на две-три другие фотографии, сделанные в разное время в разных городах Африки и, конечно, похожие друг на друга.

На той, что у меня перед глазами, как почти на всех других, неизбежный сценарий из минаретов и арабских переулков, схваченных арками. Верхняя часть, представляющая берсальера, наводящего ружье, идет, вероятно, из Триполи. Нижняя часть, изображающая стонущую женщину в лохмотьях и детей, ни капельки не испуганных, может с таким же успехом быть египетского, мароккского или алжирского происхождения.

Все вместе должно убеждать ротозеев в обильности избиений невинных, избиений, которые производили берсальеры.
Что касается фотографий, опубликованных  «Daily Mirror», — они меня ничуть не удивили.
Я говорю об иллюстрированном журнале, который... считает, по всей вероятности,  что у читателей должны быть кошмары от ужасных и потрясающих снимков. Вовсе не нужно знать истории, черт возьми! — надо только живо заинтересовать свою публику."

"... читатели легко поймут, что армия, подобная нашей, легко могла подавить мятеж и восстановить порядок в Триполи, не прибегая к зверствам, которые, впрочем, были коренным образом опровергнуты"

"...никто до сих пор не доказал и не сумеет доказать, что сомнительная прелесть арабских женщин могла бы хоть раз заставить наших отлично дисциплинированных солдат обойти строгость генерала Канева, гораздо более сурового на этот счет, чем в каком бы то ни было другом отношении.
Кроме того, пора сдать в архив, с ворохом романтической поэзии, все старые клише, восхищающиеся великолепием арабского типа, который мы, к несчастью, встречали почти всюду, на берегу Средиземного моря, лишенным своей античной изваянности и элегантности и сильно попорченным ужасающим разнообразием неизлечимых эпидемий."



Но оправдаться уже было невозможно.


***
Для завершения рассказа о противостоянии Маринетти и МакКаллаха стоит рассказать и о несостоявшемся  между этими двумя джентльменами  поединке в Лондоне 12 марта 1912 года. Эта история рассказана МакКаллахом, потому что Маринетти не счел нужным запечатлеть это событие в стихах или прозе.

"Я писал эту книгу в уединенном доме в Суррей-Даунс, и в один прекрасный день мне помешало прибытие трех джентльменов, которые приехали из Лондона на автомобиле и хотели поговорить со мной. Среди них был синьор Ф. Т. Маринетти, который называет себя «поэтом» — он сказал, что только что вернулся из Триполи и остановился в отеле «Савой»; синьор Боччони, «футуристический» художник, если не ошибаюсь; и третий джентльмен, не назвавший свое имя — подозреваю, лондонский корреспондент «Giornale d’ltalia». 

Цель автомобильной поездки этих джентльменов из самого Лондона состояла в том, чтобы вызвать меня на дуэль, и им удалось застать меня дома одного, когда в доме никого больше не было, кроме горничной. Это было второе подобное предложение с тех пор, как я вернулся из Италии. 

Я сказал, что в надлежащее время дам им знать о себе; услышав это, один из них пригрозил тотчас напасть на меня. Во всех итальянских газетах, похоже, был напечатан длинный, но неверный отчет о данном происшествии; я обнаружил его во флорентийском «Nuovo Giornale» в виде телефонного сообщения из Рима, где он несомненно появился в «Giornale d’ltalia». 

Собственно говоря, случилось лишь то, что я обещал найти противника в отеле «Савой», если когда-нибудь почувствую нужду сразиться с ним на дуэли. После этого «поэт» вскочил на ноги и разразился речью, которая продолжалась четверть часа и немало меня позабавила. Он заявил, что я никогда не бывал в траншеях Триполи и, вероятно, прятался в какой-нибудь городской кантине. Он сказал, что м-р Грант из «Daily Mirror» придумал итальянские зверства, чтобы его изгнали, поскольку он страшился холеры, а газета не соглашалась его отозвать. Все это было очень забавно, а еще забавней было наблюдать, как мой посетитель напыщенно расхаживал по комнате, словно герой мелодрамы». 






Продолжение следует
Tags: Журналистика, Италия, МакКаллах (МcСullagh), Маринетти, Независимые медиа, Пропаганда
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Время пришло

    . Часы французского ювелира Рене Лалика, 1921 год Я не могла пройти мимо такого изящества :) Приiшло самое лучшее питерское время - время…

  • Война и Мир после Победы. Албания 1949-1953.

    Сообщение прессы 1945 года о том, что три государства (Албания, Югославия и Болгария) решили организовать "Малую Россию". Каждое…

  • Война и Мир после Победы. Корея. Часть 2

    Инаугурация,1948 г. Война и мир после Победы. Содержание цикла . Война, действительно жестокая, велась якобы в защиту режима Ли. Если не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments