Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Category:

Певец войны, любитель женщин -Филиппо Маринетти



Филиппо Томмазо Маринетти
Filippo Tommaso Marinetti; (1876 — 1944)
— итальянский писатель, поэт, основатель футуризма.
«Женщины, вы имеете честь жить в мужественное и футуристическое время
аннулированных наций, разрушенных до основания городов,
переселения народов, пущенных ко дну эскадр, взорванных гор и взятых в плен войск» 


Маринетти «Как соблазняют женщин.» 1917 год
.
Прежде, чем рассказать о Маринетте - военном корреспонденте, сначала нужно рассказать о Маринетти - футуристе.
Футури́зм (лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. - сообщает нам Википедия.
Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим.
20 февраля 1909 года в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Вот, что провозглашал Маринетти:

«Самые старые среди нас — тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу,
пока не придёт новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора…»

«Мы разрушим музеи, библиотеки, учебные заведения всех типов,
мы будем бороться против морализма, феминизма,
против всякой оппортунистической или утилитарной трусости»

«…Тащите огня к библиотечным полкам! Направьте воду каналов в музейные склепы и затопите их!
И пусть течение уносит древние полотна! Хватайте кирки и лопаты! Крушите древние города!..»

«Мы будем восхвалять войну — единственную гигиену мира,
милитаризм, патриотизм,
разрушительные действия освободителей,
прекрасные идеи, за которые не жалко умереть»


«Патриотизм и любовь к войне — это принципы гигиены,
без которой нет ничего, кроме упадка и смерти»
Футуристы исповедовали культ технического прогресса, воспевали паровозы, аэропланы и дирижабли, пароходы и паровозы, мечтали о будущем и его новом человеке.
«Мы сначала познакомимся с техникой, потом подружимся с ней
и подготовим появление механического человека в комплекте с запчастями»


.
.
Чтобы очистить этот старый мир и открыть путь техническому прогрессу и новому человеку, Филиппо Маринетти, в  соответствии со своими принципами, пошел на войну, чтобы наблюдать и восхвалять эту единственную гигиену мира, в качестве писателя и корреспондента. Во время  итало-турецкой войны в  1911 года - он  в Ливии, В 1912–13 годах - он на Балканской войне. С наступлением Первой мировой войны Маринетти агитировал за участие Италии в Первой мировой войне, и как только Италия в нее вступила, он стал добровольцем.
.


Осенью 1915 года сформированная Маринетти велосипедная команда добровольцев-футуристов пережила несколько недель боевых действий в суровых условиях, прежде чем подразделения велосипедистов были признаны неподходящими для ведения войны в горах и были расформированы.

.
Пришлось Маринетти некоторое время поддерживать воюющих итальянцев речами, журналистикой и театральными работами. Вернулся он на военную службу  в 1917 году,  был ранен, и после долгого  выздоровления вернулся на фронт, уже  чтобы участвовать в решающей победе итальянцев в Витторио Венето в октябре 1918 года.

"Истребитель Паралича и Подагры, поэт-фейерверк, поэт-пулемет!" - так называл Маринетти К.Чуковский, критикуя отечественный футуризм в альманахе "Шиповник".
"Все сломать, все уничтожить, разрушить, и самому погибнуть под осколками - такова его, по-видимому, миссия"..."С какой предсмертной тоской, с безнадежной усталостью творят они свое страшное дело, и, конечно, только в насмешку мы можем называть их футуристами". То ли дело футуризм оригинальный в лице Маринетти.

Не видел Чуковский в русских футуристах главного их отличия - отсутствия милитаризма.

Чтобы познакомиться с настоящим футуризмом, русские футуристы пригласили Маринетти в Петербург. Собирающийся вскоре отправиться на свою новую войну, Маринетти отправился в Петербург и прибыл туда поездом на Николаевский вокзал 26 января 1914 года.

.
Очевидно, что это необъяснимое дарование, это умение пускать пыль в глаза парализовало наиболее неподготовленных и наивных журналистов. - рассказывает об этом визите Наталья Алякринская в статье "Маринетти в зеркале русской прессы" Таких, например, как автор заметки в газете "Новь".

Он пишет восторженно, без намека на иронию: "При первом взгляде он сразу покоряет и располагает к себе, - описывает он встречу Маринетти на вокзале в Москве. - Энергичное, живое лицо, на редкость красивое. Черные глубокие глаза насмешливо и живо глядят на собеседника. Маринетти полон огня, он весь горит, пылает. Резкие, быстрые движения. Во время приветствия Тастевена он все время поворачивается из стороны в сторону, оглядывает публику, впивается в лица <…>

- Я рад приехать в Россию… О России я был совершенно превратного представления.
Я думал попасть в страну снегов, но теперь вижу, что это вулкан под легким слоем пепла, готовый вспыхнуть…"
.
.

.
Вот как описывают атмосферу на одной из лекций Маринетти "Вечерние известия":
"В аудитории после двух вспышек магния фотографов становится смрадно; оратор утирает пот с лица, головы и шеи. Один платок взмок; поэт вынимает другой; голос его охрип, поэт после короткого перерыва возобновляет свою лекцию, чтобы дойти до предельной затраты энергии и прочитать свое стихотворение со звукоподражанием шипению пуль, треску пулеметов, разрыву гранат, проклятиям и стонам раненых, крикам победного "ура" среди балканской природы:
- Горизонт. Плюс - солнце. Плюс эскадроны кавалерии. Та-та-та. Дзынь-бум, дзынь-бум. Зу-у-зы, зу-у-зы!
- Браво, браво! - Маринетти - кричит и аплодирует вся аудитория, и лица женщин не могут оторваться от возбужденного, прекрасного, поднятого вверх лица".


Тут нужно пояснить, Маринетти читал свою поэму Zang Tumb Tumb (Занг Тумб Тумб) , написанную в 1914 году под впечатлением от Балканской войны 1912 года, на которой он побывал, как журналист. Такое странное название представляет собой  звуки выстрелов и гранат, которыми он восхищался на войне. Это был один из его экспериментов по «освобождению слов», когда он отошел от обычного письма, используя только существительные - без прилагательных или глаголов.

Вместо окрыляющих душу тухлых яиц и больно бьющих апельсин - громы аплодисментов, восторги дам (вот тебе и "презрение к женщине!")- написала петербургская "Речь".

Но презрение к женщине было, сексизм и цинизм были призваны шокировать и разрушать свойственное итальянской культуре боготворение женщины. Как и любой другой футурист, Маринетти стремился скандализировать публику и читателя, вывернуть привычное наизанку и подорвать общепринятые условности.

«Женщина настоящего, — расслабленная самка, — утверждал Маринетти. — Она противна нам со своей пряной любовью. Нынешняя любовь обесценена благодаря всемирно-усилившейся роскоши женщин. Нынешняя женщина больше любит роскошь, чем любовь. <…> Влияние женщины губительно, а потому мы, футуристы, относимся к ней отрицательно».

"Футуристы посчитали, что женщина с её извечной мечтой о маленьком личном счастье и пошловатыми представлениями о красоте — тормоз прогресса. Отсюда их антифеминизм" - пишет историк Дмитрий Жвания.

Однако, в  России Маринетти  заметил, что  женщины держат себя с мужчинами совершенно свободно: «Наши римские женщины, — передает его слова газета “Новь”, — гораздо скромнее русских, а больше подчинены предрассудкам. Эмансипация женщины у вас, русских, несравнимо идёт более быстрым темпом, чем в Италии.Вообще меня и поражает, и восхищает Россия, в ней столько контрастов. Варварство, дикий восток и самая совершенная техника, последнее слово науки».


"Его утверждению, что женщина является тормозом умственной деятельности мужчины, что в жизни футуризма она не должна играть никакой роли - вряд ли кто поверит, - написал в "Вечерних известиях" некий автор под псевдонимом "Дамокл". - Всего меньше - сами футуристы, которые зло поговаривали о своем вожде, когда он день за днем откладывал отъезд из Москвы. "Бесстрастный" Маринетти оказался очень пламенным поклонником русской красоты…"

В 1917 году, поправляясь после ранения, Маринетти написал целое руководство о том, как надо соблазнять женщину, где изложил довольно циничный, но иногда - весьма неглупый, взгляд на женщину. А в 1923 году он и вовсе женился, следуя древнеримскому совету "Мужчины должны жениться&quot; и обзавелся тремя дочерьми.





.

Несмотря на успех у русской публики, Маринетти получил холодный прием у русских футуристов, отмежевавшихся от футуризма итальянского. У них, действительно, было разное будущее.

В декабре 1918 — январе 1919 года в Италии стали открываться первые клубы фашистов-футуристов. По совпадению в то же самое время, в январе 1919 года, в Петрограде была основана организация коммунистов-футуристов (комфутов). 23 марта 1919 года Муссолини основал свою партию Итальянский союз борьбы, и  Маринетти был избран в Центральный комитет.

«Всякий, кто обладает чувством исторической последовательности, идеологические источники фашизма может найти в футуризмев его готовности выйти на улицы, чтобы навязать своё мнение и заткнуть рот тому, кто с ним не согласен, в его отсутствии страха перед битвами и мятежами, в его жажде порвать со всяческими традициями и в том преклонении перед молодостью, которым отмечен футуризм», — объяснял великий итальянский философ Бенедетто Кроче.

15 апреля 1919 года Маринетти лично возглавлял нападение на редакцию бывшей газеты Муссолини — главного органа социалистической партии «Аванти!»,«желая утвердить абсолютное право четырёх миллионов солдат на управление новой Италией». Разгром редакции «Аванти!» фашисты считали «первым реальным достижением фашистской революции».

В октябре 1922 года, во время «похода на Рим», футуристы шагали рядом с чернорубашечниками-сквадристами (squadristi). «Приход к власти фашизма означает реализацию футуристической программы-минимум, — объяснял Маринетти. — Пророки и предшественники великой Италии сегодняшнего дня, футуристы, счастливы приветствовать в лице нашего, ещё не достигшего 40 лет, премьера замечательную футуристическую фигуру»

«Минимальная граница возраста для депутатов должна быть понижена до 22-х лет. Минимум депутатов из адвокатов (всегда оппортунистов) и минимум депутатов из профессоров (всегда ретроградов)… Вместо парламента из некомпетентных ораторов и ученых инвалидов мы будем иметь правительство синдикатов земледельческих, промышленных и рабочих», — таким вождь футуристов хотел видеть новое правительство.


Конгресс футуристов, проходивший в Миланском театре в 1925 году,
собрал представителей 300 групп футуристов разных направлений.
На Конгрессе была зачитана приветственная телеграмма Муссолини
с сердечным приветом, восхищением и напутствием:
"Конгресс должен быть отправной точкой, а не точкой прибытия."
В ответ - звучали речи о патриотизме,

Во время Второй итало-абиссинской войны и Второй мировой войны, Маринетти опять пошел добровольцем, а 20 июля 1942 года, в качестве инспектора, 62-летний Маринетти прибыл в итальянский экспедиционный корпус на Дону.



Маринетти в деревне Кантемировка, между Доном и Волгой
Сентябрь 1942 года




Спустя четыре месяца он тяжело заболел и был эвакуирован домой.  2 декабря 1944 года, после сердечного приступа,  в Hotel Excelsior в Белладжио на озере Комои Маринетти  умер от остановки сердца, работая над сборником стихов, восхваляющих военные победы.


В заключении к этому посту, еще немного слов о связи футуризма с большевизмом и фашизмом - очень часто упоминаемой.

Больной вопрос, не разрешимый вследствие тесной связи искусства и политики в ХХ веке, - о соотнесении русского авангарда и большевизма, итальянского футуризма и фашизма - это неоднозначный вопрос об обязательной неизбежной гибели художника, ангажированного политикой, закладывающий бомбу замедленного действия в отдаленное будущее. - пишет Дмитрий Жвания

Русских и итальянских футуристов идеологически объединяло общее негативное отношение к тёмному прошлому и идея создания культуры светлого будущего.

Однако есть немало и различий:
Насилие
И для итальянских футуристов, и для русских рождение нового человека и новой формы искусства связано с выявлением первичных энергий, лежащих в основе творчества. И в том и в другом случае раскрытие первоистока творчества соотносится с футуристической утопией нового состояния мира. Однако характер этих утопий существенно различен.- пишет Милена Вагнер
Для итальянцев сам принцип созидания неизменно сопряжен с насилием, с преодолением, хаотическим состоянием материи, с его оформлением. Искусство рождается из насилия, и в нем изначально заложены импульсы агрессии и власти над первичным хаосом.

Точнее, в мире материи насилие является для итальянских футуристов центральным действием и переживанием. Всякое творческое действие реализуется как насилие, отчуждающие и деформирующие облик мира. Утопия творящего насилия в итальянском футуризме стала также одной из общих стилевых черт, которые связали футуризм с фашистским движением.

В отличие от итальянцев, для русских футуристов главное переживание связано с достижением дна бытия, дна психики. Мотивы насилия, возникающие в творчестве будетлян имеют особый характер. Это свойства самой стихии материи, так как они лишены эмоциональной и психологической окраски, оформляющей их как насилие. Так, в поэзии Крученных и Бурлюка, в наибольшей мере склонных к такого рода темам, существует только холодная жестокость природных процессов, внегуманный мир стихий и первоэлементов, из которого изъят человек или же в котором он растворен.


Смерть
В русском футуризме человек программно связывается со стихией становления, с бесконечной чередой трансформаций природного вещества. Этой погруженности в жизнь природы соответствует интерпретация одной из центральных тем футуризма – темы смерти.
В итальянском футуризме смерть – высшая точка реализации субъекта и его торжества над природой. Она прославляется и воспевается. В системе мироощущения русских футуристов смерть человека, равного природе, была просто невозможна, немыслима. Смерть для будетлян, как правило, связана с темой метаморфоз, для них это один из моментов в бесконечном превращении элементов и энергии

Однако, в отличие от итальянцев, русские футуристы не были вовлечены столь программно в политику, не являлись они и столь ярыми ультрашовинистами в отношении к войне.
Созидание им было ближе, чем разрушение.


Поэтому, хотя они и испытывали патриотические чувства и участвовали в сборах средств на нужды раненых, рисовали патриотические портреты, они не проявляли желания поучаствовать в очищении мира.
Хотя были те, кто записался добровольцами, но были и те, кто всячески уклонялись от военной службы, в отличие от итальянцев.
К 1915 году русские футуристы окончательно разочаровались в способности войны в очищении и создании нового мира. Казалось, футуризм умер, но вскоре у него появилась новая надежда - революция, где футуризм стал революционной эстетикой.

Итальянский футуризм стал матрицей фашизма, а русский футуризм был лишь экстравагантным попутчиком большевизма, от которого тот отказался, как только революция вошла в относительно спокойное русло. Объясняется это большей разницей между большевизмом и фашизмом. - подводит итог Дмитрий Жвания

Большевизм вырос из строгой марксистской традиции с её жёстким детерминизмом и непоколебимым материализмом задолго до появления футуризма вообще и русского футуризма в частности.
Большевизм не нуждался в идеологической подпитке. Наоборот, он сам потом насыщал искусство идеей пролетарской революции.
А итальянский футуризм появился, когда о фашизме никто и не помышлял. Фашизм долго находился на идеологическом распутье: вначале оперировал лишь одной идеей — расширения границ Италии.
Однако этого же добивались и традиционные итальянские крайне правые. И фашизм, испытывая идейный голод, впитал в себя футуризм с тем, чтобы на его основе построить свою идеологию.

Чтобы пояснить это утверждение, я  на время отвлекусь от журналистской темы, и переключусь на тему "Женщина в мире", следующий рассказ будет - ответ женщины на манифест Маринетти.

Но прежде можно подробнее ознакомиться с мнением предводителя футуристов о женщинах: Маринетти и женский вопрос


Источники:
Дмитрий Жвания, историк
https://www.sensusnovus.ru/analytics/2014/02/06/18265.html
https://www.sensusnovus.ru/analytics/2014/03/03/18463.html
Наталья Алякринская
http://rozanova.net/second_page.pl?id=922&catid=14
Милена Вагнер
http://www.belpaese2000.narod.ru/Univer/Ricerca/Tesi/vagnert.htm
Tags: Италия, Маринетти, Фашизм, Футуризм
Subscribe

  • Приключения британцев в СССР

    Doug Scott . Заканчиваю тему альпинизма, и воспоминаний о событиях на Памире 1974 года. Сегодня речь пойдет о Даге Скотте., британском альпинисте,…

  • Про галоши

    Тему СССР и галош уже обсудили в сети , y меня тоже есть по этой теме. «Это было во времена холодной войны, когда мы соревновались с…

  • Эверест на продажу

    Очередь за "селфи" После рассказа о том, каким достойным, благородным и интеллектуальным был альпинизм в начале двадцатого века. каких…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment