Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Независимые медиа. 2. Картель The Ring


Молодой кузнец читает газету, 1800


Как пишет Хейди Творек ( Heidi J. S. Tworek) в статье Political and Economic News in the Age of Multinationals, ссылаясь на свидетельство бывшего служащего информационного агентства, в 1910 году из всех видов торговли и транспорта новости «приобрели первостепенный, и чаще всего - глобальный, характер».
Однако, в середине девятнадцатого века  собирали и распространяли глобальные новости только очень специфические  информационные агентства, транснациональные корпорации.

Помимо крупных газет, таких как LondonTimes или Vossische Zeitung, большинство не могли себе позволить оплату услуг иностранных корреспондентов или столичных журналистов. Они полагались на информационные агентства, которые снабжали их национальными новостями и новостями мирового масштаба посредством телеграфа, а позднее - телефона.

В коммерческом смысле это можно выразить так: новостные агентства были «оптовыми торговцами новостями», распространявшими новости среди своих «розничных клиентов» (газет). Газеты перепаковывали новости для своей конкретной публики и добавляли собственный контент, прежде чем печатать и продавать свою продукцию читателям.

Таким образом, уже изначально закладывалась зависимость газет от поставщиков новостей, провинциональных - от национальных, национальных - от мировых. Именно от монополистов зависили количество, содержание, а иногда - и окраска информации.

Но не все новости были равны, отличаясь по своему назначению и окупаемости. Обычно экономические новости состояли из финансовых и коммерческих данных: цены на фондовом рынке, обменные курсы, товары и т. д. Политические новости были информационными сообщениями, которые могли просто информировать аудиторию или служить целям пропаганды.


Обнаружилось, что политические новости себя не оплачивали, а экономические новости оказались прибыльными и, таким образом, были в состоянии оплачивать политические новости.

Для тех, кто занимался политическими новостями, прибыль в новостном бизнесе, как правило, была менее важна, чем потенциальная мягкая сила, которую могли предоставить новости, ведь они могли укрепить или разрушить репутацию общественного или политического деятеля, и даже -целой страны.

В то время как политические новости приносили наибольшее влияние, когда они сами по себе были бесплатными и распространялись повсеместно, экономические новости были наиболее эффективными, когда они были дорогими и эксклюзивными.

Экономические новости зарабатывали деньги, а политические -влияние.

С распространением средств телеграфной связи и прокладки подводного кабеля к 1866 телеграф достиг Индии, Австралии, Латинской Америки и Африки - к концу 1870-х годов.

Новая кабельная инфраструктура и сопутствующий ей рост мировой торговли способствовали укреплению влияния информационных агентств. В Европе образовалась «большая тройка»: Agence Havas - в начале 1830-х; Телеграфное бюро Вульфа (WTB или Wolff) - в 1849 году; и Reuters Telegram Company - в 1851 году.

Сбор и доставка требовали очень высоких и неоправданных затрат, которые разделялись на постоянные и невозвратные издержки. Постоянные  - это расходы, которые не влияют на изменение количества произведенных новостей, в то время как невозвратные - это расходы, которые компания не может возместить.
Большие расходы создавало содержание людей, которые производят новости, а  глобальный охват  требовал создания и содержания большой сети корреспондентов. Высокая цена телеграмм также была причиной высоких расходов.

Высокие затраты были существенным барьером для входа на рынок данных услуг. Вот так и образовалась знаменитая европейская тройка, которая и стала контролировать тысячи отдельно функционирующих (свободных) газет.

В отличие от фиксированных и невозвратных издержек на сбор глобальных новостей, распространение новостей ( продажа информации газетным клиентам) оказалась дешевой. В связи с этим, новостные агентства постоянно пытались обеспечить эксклюзивность своей продукции, не пуская конкурентов.

Стратегии создания исключительности могли  принимать ( и принимают до сих пор) различные формы. Информационные агентства могли попытаться создать искусственный дефицит с помощью закона, государственного вмешательства или технологий. Их частая неспособность получать прибыль от подписки на них газет делала информационные агентства восприимчивыми к государственным субсидиям, создавая зависимость от государства. Государство могло предоставить преференциальный доступ как к контенту, так и к технологическим каналам распространения этого контента ( именно так существовало Петербургское  телеграфное агенство - ПТА).


Продажа газет в России. Фотография Вильяма Каррика

Немецкое  Wolff и французское Havas полагались на договоренности с государством об исключительном доступе к официальным новостям взамен некоторого государственного видения их содержания.

При этом, Reuters и Havas создали частный бизнес, чтобы получать прибыль. Havas держал рекламное агентство, в то время как Reuters безуспешно пытался заниматься частным банкингом, а также отправлял частные телеграммы, используя код Reuters, чтобы уменьшив количество слов, сэкономить на стоимости передачи.



На бульварах Парижа. Художник Оноре Домье.

Wolff (WTB), испытывая конкуренцию со стороны французов и англичан, обратился за помощью к государству, мотивируя это перпективой попадания  телеграфных каналов в иностранные руки в случае банкротства его агентства. Wolff получил в свое распоряжение континентальную телеграфную компанию (CTC) и субсидии.

Глобальное частное сотрудничество предоставило еще один способ минимизации затрат на сбор новостей. Неформальное сотрудничество между тремя крупными агентствами - Reuters, Agence Havas и Wolff - привело к созданию глобального картеля The Ring, существовавшего с конца 1850-х годов до 1939 года.


 Неизвестный, читающий газету. Раскрашенный даггеротип 1842 года

Агентства разделили мир  на сферы своего влияния: каждое из них собирало новости на своей территории, затем агентства обменялись этими новостями. Каждый член картеля заключил эксклюзивные двусторонние контракты с небольшими национальными агентствами на своей территории.

Картель смягчил принцип исключительности, создав единственную глобальную сеть, способную предоставлять мировые новости национальным клиентам.

WTB получило возможность охвата Австро-Венгрии, России и Скандинавии. Таким образом, Россия находилась сфере немецких интересов до тех пор, пока союзники не перерубили кабель в ходе установления континентальной блокады, после чего она перешла под власть англичан.

После  Первой мировой войны, картель ограничил территорию WTB Германией, но позволил новым национальным агентствам в Центральной и Восточной Европе, при их особом желании, подписывать контракты с WTB исключительно для получения немецких новостей. Продолжающееся участие WTB в картеле было обычной деловой практикой для частных компаний в межвоенный период. WTB оставалось членом картеля даже после того, как нацисты взяли его под свой контроль после прихода к власти в 1933 году. Картель распался только с началом Второй мировой войны.

В отличие от европейских агентств  в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков, чтобы добиться равновесия между эксклюзивностью и сотрудничеством, Американская ассоциативная пресса (Associated Press или AP) на национальном уровне использовала частную систему франшиз. Но об этом  в следующей части


Продолжение следует

Tags: Агентства новостей, Независимые медиа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments