Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Category:

Дикая Либерия. Часть 5


Маска дьявола из Восточной Либерии
"Когда мы познакомились с Марком поближе, он рассказал мне кое-что о себе. Поскольку он был христианином, он провел в лесу всего две недели; по его словам, он только и делал там, что бездельничал да ел рис.
В один прекрасный день, когда он был в миссионерской школе, за ним пришел «дьявол»... Марк не был предупрежден о его приходе. Учитель говорил, что не надо бояться, но «дьявол» пригрозил через переводчика (сам «дьявол» говорит на непонятном языке): «Я тебя проглочу».


Марку не разрешили даже заглянуть домой; его связали по рукам и ногам, завязали глаза и унесли в лес. От ужаса он оцепенел.

Потом его бросили на землю и стали орудовать бритвой, но он утверждает, что ему не было больно.
Два небольших надреза сделали на шее, два — под мышкой и два — на животе.
Я спросил, били ли его в лесу (в своих очерках о либерийском племени пелле доктор Вестерман писал, что там воспитывают в спартанском духе). Марк сказал, что его били только раз: однажды «дьявол» запретил ребятам, что бы ни случилось, выходить весь день из хижин; конечно, они не послушались, и их отлупили.


Через две недели Марка обрядили в белую одежду и под покровом темноты привели обратно в деревню."
(Грэм Грин "Путешествие без карты")





Дети на обряде инициации.

Сьерра-Леоне
.
.
По рассказам Грэма Грина инициация - не больше, чем игра, ритуал по переходу  детей в мир взрослых.

Между тем, как рассказывается в статье С.А.Белковского, этому ритуалу придается серьезное значение.

Главной темой инициации является переживание посвятительной смерти. Посвящаемых закапывают в землю, иногда заваливают сухими деревьями, делают им соответствующую раскраску, в некоторых племенах инициируемые имитирую поведение мертвых. С этим же переживанием связаны суровые, порой жестокие испытания, которые должен вынести посвящаемый. Это ритуальные пытки, такие как бичевание, избиения, обрезание, вырывание зубов, отрубание пальцев, голодание, лишение сна и пр. Нанесение татуировок, насечек, надрезов на коже, символизирующих смерть и воскрешение. Затем следует переживание возрождения, нового рождения, рождения себя в другом качестве. Посвящаемым дают новые имена, обучают новым, секретным словам, языку, иногда их заново учат ходить, кормят как маленьких, т.е. имитируют поведение новорожденных.
.
.

.
Традиционные лесные общества в Африке ,  являлись, и во многих африканских странах до сих пор являются, основным инструментом управления племенной общиной. Они отвечают за обучение молодых членов, следят за соблюдением законов, обеспечивают порядок существования общины и ее защиту.  Тот, кто не прошел инициацию, считается незрелым, кем-то вроде ребенка, не имеющим права голоса в общине, а это значит, человек, игнорирующий требования секретного общества, становится изгоем. В ряде случаев его могут провести через инициацию насильно.

Самые распространенные лесные общества  - Поро ( для мужчин)  и Санде (для женщин), в каждом есть свой совет старейшин и глава, которого называют Зоо (zoe), который и выполняет роль лесного дьявола.
.
.
Bush Devil –Лесной Дьявол
- обладает силой, которая помогает превратить мальчика в мужчину, девочку – в женщину.
Он также помогает охотникам и воинам превращаться  в животных,
чтобы убежать от врага или поймать дичь.
Кто стоит под маской, всегда было тайной,
разоблачение этой тайны могло оказаться потерей силы,

и эта сила наказывала разоблачителя.

.
.
…вразвалку шагал он между хижинами, в головном уборе из перьев, тяжелом плаще из одеяла, с длинной гривой из пальмовых листьев и такой же юбке. Под бой большого барабана, топот ног и оглушительную дробь трещоток «дьявол» опустился на землю, взметая пыль своими длинными выцветшими желтыми волосами. Вместо глаз были намалеваны два круга, густая шерсть окаймляла плоскую черную деревянную морду длиной в целый ярд; когда он раскрывал пасть, виднелись большие красные деревянные клыки. Черный деревянный нос торчал под прямым углом к глазам, почти не выступавшим над мордой. Пасть открывалась и закрывалась со стуком, и «дьявол» говорил нараспев глухим, монотонным голосом. В его образе соединились зверь, птица и человек. Все женщины, кроме участвовавших в оркестре, отошли к своим хижинам и глядели на «дьявола» издали.  (Грэм Грин "Путешествие без карты")
.
.



Женское общеcтво Санде, покрытие лица глиной тоже символизирует временную смерть перед возрождением в новом качестве


Женское общество Санде, в нем все поклоняются своему лесному дьяволу


.
.
Если раньше эти общества существовали локально, то со временем они  стали объединяться в более крупные структуры, образовывались группы  вождей и зоо, среди которых  выбирался тот, кто должен был возглавлять структуру такой пирамиды.

Каждое общество существует в трех уровнях, в которых передаются знания и проводятся соответствующие уровню ритуалы. Первый предназначен для вождей и людей, наделенных силой и  властью, второй - для тех, кто проводит обряды, а третий - для рядовых членов общины.
В соответствии с уровнем посвященности различаются и объемы "наделяемой"  силы.

Общества также имеют свои особенности в  ритуалах, используемом  языке, татуировках, символах, фетишах.
Детали того, что происходит в обществах, однако скудны, из-за клятвы секретности, нарушение которой приводит к смерти нарушителя и проклятии его рода.

Известно, однако, что перед проведением обряда скарификации ( шрамирования) детей изрядно откармливают для получения жирового слоя, это также соответствует тому, что инициируемый должен быть "откормленной жертвой", ведь перед своим новым рождением он должен быть проглочен/съеден ( ягуаром/крокодилом/лесным дьяволом)

Жертвоприношения, а тем более, поедание человеческой плоти, говорят антропологи, было большой редкостью среди африканских племен. Однако, они проводились во время ведения войн. Именно тогда воинам давали лекарство, которое должно было защитить их и наделить особой силой. Это лекарство и готовилось африканскими шаманами и знахарями из человеческой плоти.

Как писал антрополог в 1920 году, воины племени кпелле  становятся бесстрашными, поедая части тела врага и выпивая его кровь, а также используя его череп в качестве чаши. В то время такие ритуалы проводились под жестким контролем руководителей традиционных обществ  и не дестабилизировали жизнь своего народа.
.
.



Иногда эти ритуалы были лишь видимостью поедания, как об этом рассказывал Грэм Грин:

откуда-то принесли вопившего ребенка и сунули его под самую морду «дьявола», под его пыльную гриву из пальмовых листьев; ребенок оцепенел, потом завопил и попытался вырваться, а «дьявол» делал вид, будто хочет его сожрать. Старшие разыгрывали те же самые шутки, какие разыгрывались уже целые столетия, пугали детей теми же страхами, какими когда-то пугали их самих. (Грэм Грим. Путешествие без карты)

Но иногда они были реальными, поэтому, зловеще звучит в его рассказе фраза: "Учащиеся не знают каникул, ученики не выходят из чащобы; если ребенок умирает, его вещи ночью складываются у порога родительской хижины в знак того, что он умер и похоронен в лесу"

Традиционные лесные общества невероятно похожи на масонские ложи, что и создало возможность соединения их с масонством.



Здание масонской ложи в Монровии
.
Интеграция американо-либерийской масонской элиты в секретное традиционное общество Поро началось давно. Первым президентом, приглашенным на церемонию общества Поро был президент Кинг ( 1920-1930). Даже во время своего президентства он  прибегал к жертвоприношениям, правда, говорят, что - не человеческим.  Во время скандала, когда Лига наций обнаружила рабство в Либерии, ему пришлось принести в жертву козла. После переизбрания, однако, Кинг полностью отдался ритуальным практикам, и как говорят, поразил молнией дом своего политического соперника. Считается , также, что он  был членом общества аллигаторов.

Следующие президенты совмещали посты, будучи христианскими проповедниками и членами Поро обществ, что помогало им  контролировать Внутренние земли и их население. Таким образом  президент становился не только номинальным политическим лидером, но и человеком, обладающим особой силой,  которой его наделяли шаманы-зоо.

Президент Табман уже возглавил систему Поро обществ, а его жена возглавила общества Санде, при этом он был масоном  и методистским проповедником.

Теперь уже само государство защищало традиционные общества, как историческую и культурную ценность, потому что они представляли собой эффективный инструмент для контроля населения Внутренних земель через их вождей и зоо.
Это привело к удивительной ситуации, в 1958 году энтузиасты, руководимые миссионерами, решили разогнать общество и уничтожить реквизит – одежды и маски,  ритуальные предметы, однако сделать это безнаказанно им не удалось, они были оштрафовали на 600 долларов и осуждены на один год  тюремного заключения.

Президент  Толберт  взошел еще выше, он был президентом Всемирного баптистского альянса, членом Братства Сигмы Фи Бета и Великим Магистром Масонского Ордена Либерии. (источник) И конечно, он возглавлял общество Поро, превратившееся уже в многоуровневую сеть тайных обществ, работающих на власть.

В результате многих десятилетий соединения протестантской религии с традиционной, государственной власти с общинной, сформировалась  патронажная система, где считалось, что поставленные над народом смотрящие знают, как позаботиться о народе, от населения же требовалось лишь покорно подчиняться тому, кто наделен сверхъестественной силой.

Политики получали такую силу от зоо в ходе специальных ритуалов и жертвоприношений, вожди и зоо также указывали членам общества, кого нужно слушать и за кого голосовать. Вожди и зоо, таким образом, стали частью структуры государственной власти.

Для политиков в обществе Поро была разработана минимально простая церемония инициации с минимальной болью и количеством шрамов ( просто маленькие порезы лезвием подмышкой, где они не будут видны).

Постепенно практика человеческих жертвоприношений была вырвана из рук официальных традиционных обществ и поставлена на службу людей у власти.

Христианство и ислам не отвергалось населением, но эти религии и  не заменяли традиционного мировоззрения.
Если в христианстве и исламе существует добро и зло, то в традиционных религиях нет абсолюта добра и зла, вместо этого есть сила, которая может творить добро или зло, в зависимости от ритуала. Результат может идти на пользу всему обществу или отдельному его члену, за счет других.

Основной способ получения этой силы – жертвоприношение, оно должно быть регулярными, чтобы не терялся доступ к силе.
Сила не дается легким путем, чтобы получить очень большую силу, нужно пожертвовать самым ценным, своим родственником или даже ребенком. Как бы негуманно это не казалось, таким образом устанавливалась высокая плата за допуск.

Именно это правило и начали нарушать политики начала 20 века, которые не хотели ничего отдавать, а начали просто покупать жертву на рынке. Это было началом отступления от норм и законов предков.
Вторым нарушенным правилом оказалось нарушение секретности, когда жертвоприношения в ходе конфликта превратились в устрашающее шоу, когда  казнь врага и извлечение органов демонстрировалось публике, снималось на камеру и фотографировалось. Третьим нарушением закона было проведение ритуалов людьми, которые не имели на это право.
.


Президент Самуэль  в конце своей жизни
.
Когда сержант Самуэль Доу пришел к власти и назначил себя высшим главой общества, он запретил масонство,  доступ в которое ограничивался американо-либерийцами.
Казнь президента с демонстрацией поверженного врага была сигналом народу о восстановлении традиционных  ценностей. Казалось, установилась власть традиционных обществ. Однако, для демонстрации миру того, что он такой же правитель, как и другие, Доу стал посещать баптистскую церковь( чего не делал ранее) и даже стал заглядывать в мечеть.

Народ кран, к которому принадлежал Доу, не имел тайного обществаПоро, но тоже выполнял ритуалы, имел свои фетиши. Доу тоже хотел стать непобедимым и всесильным, колдуна из Мали ему привели друзья из народа мандинго, колдун предсказал Доу, что тот разобъет врагов и будет править до старости. Был проведен обряд, и Доу получил защиту от врагов, магическую силу и имя Тарну (Tarnue).
.

Из свидетельских показаний:

Милтон Блайи ( год рождения - 1971 ) – традиционный священник племени сарпо.
Он утверждает, что был избран для этой роли еще в детстве по законам племени сарпо,
населяющего графство  Сино ( родственное племени кран).
Его отняли от матери почти сразу после его рождения.
С семи лет старейшины стали обучать его ритуалам племени.
Когда ему исполнилось 11 лет он прошел инициацию с жертвоприношением.
Она состояла в убийстве девочки, которую ему привели старейшины,
он должен был извлечь ее сердце и другие органы и съесть их.
Это делалось для благополучия племени.
По свидетельству Благи, он совершал ритуальные жертвоприношения каждый месяц.
В 1982 году , когда ему было одиннадцать лет,
в президентском дворце  он исполнял ритуалы “черной магии” ради безопасности Самуэля Доу .

.
.
Этот мальчик, Милтон Блайи, покинет войска Доу и примкнет к группе кран под руководством Рузвельта Джонсона (группировка ULIMO), который будет сражаться против Тейлора, Принца Джонсона и  Доу.  Милтон Благи будет вскрывать тела врагов и кормить сердцами врагов солдат Джонсона. Среди врагов будут и дети, по окончании гражданской войны Милтон Блайи охотно будет рассказывать, как приводили мальчиков, и как он подходил к жертве со спины, вскрывал тело и доставал еще бьющееся сердце.
Среди солдат Джонсона тоже были мальчики, и Милтон Блайи делал их бесстрашными, наделяя силой после ритуального поедания врага, он учил этих мальчиков тому, что если раздеться, то можно стать невидимым для пуль и для врага, он и сам раздевался перед боев, и верил, что он заговорен от пуль.
Рассказ о Милтоне Блайи еще не закончен, он еще появится в конце нашей истории.

Что касается  Чарльза Тейлора, который стал президентом после устранения Доу, то известно, что  баптист Тейлор был инициирован в общество Поро в 1996-1997 гг, приняв имя Данкпаннах ( Dankpannah ), что означает главный среди главных.

Чарльз МакАртур Ганкай Тейлор отбросил свое имя МакАртур, с которым он так хорошо жил при американо-либерийской власти (его отец, судья, принадлежал к американо-либерийцам, а мать - была главной Зоо в общества Санде народа гола).
Он оставил имя  «Ghankay» имя народа гола (Gola), означающее «тот, кто силен», к которому присовокупил имя Данкраннах.
Отныне Тейлор имел все права называть себя отцом народов, теперь он стал  уделять особое внимание традиционным обществам  и его зоо, оказывая им материальную поддержку, опираясь на их власть.
.


Тейлор восседает на троне с традиционной танцовщицей
во время церемонии в Монровии
.
.
Гражданская война привела к постепенному исчезновению человека в маске ( лесного дьявола) из жизни Либерии, его полномочия, в конечном счете, перешли к любому “желающему стать богом”.
То, что сначала было эзотерической практикой избранных, было адаптировано военной элитой, а затем легко и быстро  вошло в обыденную вульгаризированную практику ошалевших от допингов юнцов. Выпивание человеческой крови, вынимание органов и их поедание происходило не потому, что боевикам хотелось есть, а потому что они верили, что съеденное сердце врага сделает их сильнее и защитит от пуль. Это был метод устрашения  врага и демонстрации  силы и могущества.

С человеческим сердцем уже не связывалось ничего человеческого, кроме того, что это - фетиш, заключающий в себе силу, его даже называли в таких ритуалах мотором. Дети-солдаты, не дожидаясь прихода зоо , сами проводили уже известный им ритуал, таким образом бойцы показывали всем, что они уже не мальчики, а мужчины, вскрывая врага, они высвобождали его энергию, пожирая его, они верили, что становятся непобедимыми.

Все это привело к тому, что лишенная сакральности, ничем не сдерживаемая, бесконтрольная сила всей своей мощью обрушилась на Либерию.

Продолжение - на следующей неделе
Tags: Африка, Капитализм, Колониализм, Либерия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment