Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Дикая Либерия. часть 2

Скупая информация о тайных обществах, ритуальных убийствах, «джуджу», была получена, благодаря миссионерам. Большинство иностранных миссионеров жили в стране очень много лет, хорошо знали ее жителей и местный язык. Они сообщали об ужасных традиционных практиках язычников, о вуду, масках, ритуальных убийствах, не скупясь на подробности, ведь это оправдывало их присутствие в чужой стране и усилия по обращению этих язычников в христианство. Став христианами и познав Евангелие, коренные жители, наконец, изменят себя и изменят страну, надеялись миссионеры.
Великий евангелический поход был задуман, как очищение мира от скверны, привнесение Истины в далекие уголки и выявление новых сфер приложения капитала

«Появление компании Firestone Plantations Company, которая, по оценкам, потребует 350 000 либерийцев для освоения своих каучуковых земель, предоставило уникальную возможность распространить Евангелие среди большого числа либерийцев, ранее нам недоступных. Это компания», - писал епископ Кэмпбелл, «способствовало циркуляции  гораздо большего количества денег, чем когда-либо прежде. Но даже в этом случае экономические условия не позволят слишком активно продвигать вопрос самообеспечения Церкви.
Тем не менее, я уверен, что благодаря животворящему духу вместе с ежедневным улучшением экономического состояния этой земли у нас  появится возможность стать независимой епархией».




Деревня работников компании Firestone
Фото - из книги Handbooks on the Missions of the Episcopal Church.Liberia.
New York: The National Council of the Protestant Episcopal Church, 1928.
.

Приготовление пищи на костре вне жилища
.

Побелка стен жилища


Будущие баптисты

.
Прибывающие миссионеры осваивали сначала побережья, но далее - уверенно продвигались во Внутренние земли, пытаясь вовлечь в свои приходы как можно больше туземцев и сделать из них примерных прихожан.
Для этого нужно было строить школы и больницы,  заниматься обучением детей, обучением не только языку, но и практическим навыкам.

Суровые климатические условия выкашивали белых миссионеров и давали возможность выдвинуться цветным.
Таким образом во главе Миссии методистской епископальной церкви, начавшей свою деятельность с мыса Пальмаса (Cape Palmas) встал  приехавший когда-то в Либерию с семьей, уроженец Южной Каролины, Самуэль Фергюсон.



Самуэль Фергюсон, четвертый епископ Либерии с 1885 по 1916 гг.
.
Первым успехом нового епископа было крещение вождя племени Гребо и его жены, однако другие не слишком спешили в лоно новой церкви, требующей отказа от полигамии. Обнадеживающим был и личный интерес президента и членов кабинета, а также мэра столицы и большинства должностных лиц. Так Государственный секретарь исполнял еще и обязанности суперинтенданта Троицкой воскресной школы, а другие активно участвовали в богослужении .

В 1886 году епископ и миссис Беделл из Огайо пожертвовали две тысячи долларов на создание и оснащение нового миссионерского поста, который назвали Терстон в память о матери миссис Беделл. Новая миссия  находилась в языческой деревне  в округе Мэриленд.

Епископ Фергюсон же наметил первостепенные задачи , в них входили открытие богословской школы высокого уровня, медицинского колледжа и промышленной школы.

В 1888 году, после очередной поездки в Соединенные Штаты, епископ приступил к одному из таких проектов. На это дело г-н Р. Фултон Каттинг из Нью-Йорка, свекольный король, член  Джекил-Айланд клуба,  выделил сумму в 5000 долларов, которая была использована для покупки участка в сто акров в прекрасном и здоровом месте под названием Каттингтон в честь дарителя. На участке в 1889 году был построен Богоявленский зал, в котором расположилась «Университетская и богословская школа в Каттингтоне».
.


Университетская и богословская школа в Каттингтоне
(Cuttington Collegiate and Divinity School )
Сегодня это - Cattington University in Suakokko

.
.
В то время Каттингтон принимал только мужчин. Студенты приезжали со всех частей Либерии, а также из других стран Западной Африки. Число учащихся было не больше ста, и стандарты приема и обучения  были высокими. Задачей протестантских миссионеров в деле развития колоний была подготовка среднего класса, но вначале это были просто квалифицированные рабочие и технические специалисты, прежде всего, агрономы и бухгалтеры -экономисты. Такие усилия быстро дали свои плоды, урожаи плантаций, на которых стали работать подготовленные школой специалисты, выросли вдвое и были отменного качества.

В дальнейшем школа стала настоящей кузницей кадров, в ней учились многие высокопоставленные лица Либерии. Примером такого возвышения служит жизнь 19-го президента Либерии, Уильяма Табмена , сына методистского проповедника и либерийского сенатора,  бывшего раба, переезд в Либерию которого оплатила его хозяйка и аболиционистка, Эмили Табман.
Закончив школу, а потом  Университет и Богословскую школу в Каттингтоне Уильям сначала был школьным учителем, потом стал юристом, потом – налоговым инспектором, после чего, в возрасте 28 лет, стал сенатором






Ученики школы в Каттингтоне, Суакокко
.
Незадолго до смерти пятого эпископа Либерии, Фергюссона, преподобный  Мэтьюз писал: «Когда он стал епископом, в округе было всего десять священнослужителей; сегодня у нас их 26, все цветные, только 24 помощника-мирянина, сейчас у нас 74. Тогда было 9 дневных школ с 284 учениками, сейчас у нас 25 школ с 1094 учениками. Из 5 школ-интернатов с 251 учеником мы выросли до 20 с 596 участниками.
Количество учеников Воскресной школы увеличилось более чем на 2 000. Число станций и церквей увеличилось на 150%.».
..

И самое главное, что отметил Мэтьюз, если в 1885 году церковь полностью зависела от  заграничных пожертвований, то в 1913 году сами либерийцы уже внесли свой вклад - почти 7000 долларов, что давало надежду, что Церковь скоро сможет перейти на самообеспечение.



Церковь Святого Иоанна на Кейп Маунте (St. John's Church, Cape Mount).


Церковь Святого Иоанна на Кейп Маунте, основанная в 1878 году открыла школу для племени вай, которое с самого начала трудно поддавалось цивилизации. Поначалу возможности миссионеров были ограниченными, школы едва справлялись с предоставлением начального образования, между тем все сознавали, что стране требовалось обучение практическое, туземное население должно было вписаться в новую экономическую систему.

В 1921 году миссия, наконец, сумела ввести сельскохозяйственную программу, а школа стала называться  Академической и Промышленной Школой Святого Иоанна.

Когда к школе присоединился Уильям Хок Рамзаур, в ней стали  преподавать столярное дело, изготовление обуви, пошив одежды и печать.
.

Рамзаурская школа, Пандемай
.
В 1928 году восемь учителей обучали около ста девяноста мальчиков, многие из которых были взяты из окружающих племен - вай, басса, менди, кру и мандинго.
.


Обучение сапожному делу


Набойщики



Каменщики



Столяры
.
После смерти четвертого епископа Епископальная церковь из Детройта прислала Комиссию по проверке деятельности миссии и постановке новых задач.
Когда-то  я писала о Великом Евангелическом походе на Россию, в котором лидеры Миссии ставили задачу своим резидентам опираться на местных лидеров и готовить новых из коренного населения. Точно такие же наставления получали и либерийские миссионеры, Комиссия поставила задачу:  опираться на местных лидеров, но помнить, кто тут главный:

" Задача Миссии в Либерии - дать возможность Церкви Либерии нести Евангелие и христианскую цивилизацию нецивилизованным внутренним племенам. Но это должны делать либерийцы, а не белые люди; тем не менее, Церкви в Либерии в этом поступательном движении все еще понадобится помощь белых лидеров ."

Из Детройта в 1920 году прислали белого человека, который и стал главным епископом. Но Либерия не могла остаться без черного епископа, и Гардинера сделали суффраганом

.

The Rt. Rev. T. Momolu Gardiner, D.D., Suffragan Bishop of Liberia
Преподобный Феофол Момолу Гардинер, уроженец племени вай
и первый коренной епископ Либерии
.
История преподобного Феофола Момолу Гардинера, уроженца племени вай и священника с высоким чувством  христианского долга, хорошо иллюстрирует не только нескрываемый миссионерский расизм, но и конкурентную борьбу, развернувшуюся в Либерии за туземцев

Гарднер был членом племени вай, это было единственное племя в Либерии,  находившееся под влиянием мусульманства. Имя Момолу означает Мухаммед. Отец Гардинера был мусульманским проповедником, который отправил ребенка в школу, чтобы тот научился писать и читать. Попав в школу при Церкви Святого Иоанна, мальчик познакомился с Евагелием и стал протестантом, потом -Университетская и богословская школа в Каттингтоне и карьерный рост.

Переход в протестантство означало продвижение. Для многих туземных мальчиков это был путь наверх, хотя дороги к власти еще не существовало.

И тем не менее, это был путь к власти, в племенной общине именно он решал вопросы, потому что именно у него были деньги и связи. Он мог послать проявившего себя мальчика в школу, он мог достать еду голодающим и одежду  - бедным.

Власть от шамана-кузнеца, описанного Грэмом Грином, постепенно перешла в протестантскому проповеднику. Епископ Гардинер - был для миссионеров примером их успешной деятельности, а для местных племен - примером того, что может достичь туземный мальчик, если будет очень стараться.
Вот что написал Епископ Гардинер в 1922 году:

«Влияние этой миссии было удивительным не только среди народа вай, но и среди соседних племен...
В 1897 году на территории Вай не было и пятерых мужчин, которые говорили бы на правильном английском языке, сегодня сотни моих одноплеменников выражают свое мнение на этом языке.
Сегодня почти все деловые письма, петиции и другие дипломатические документы от вай-вождей и торговцев написаны...на цивилизованном языке. В 1877 году среди нас не было ни одного христианина - сегодня их сотни ».






.

Итак, несмотря на успехи в воспитании местных лидеров, миссионеры и колонизаторы испытывали чувство превосходства  цивилизованных христиан над языческой местной массой варваров, которая при всем упорстве миссионеров, но убогости национальной экономики, не поддавалась окончательнй перестройке и время от времени о себе напоминала жуткими событиями.

В начале 20-го века сэр Гарри Джонстон подробно описал несколько случаев ритуальных убийств и каннибализма и пришел к выводу, что «людоедство широко распространено во внутренней Либерии между рекой Кавалли и рекой Сент-Пол». (Джонстон, 1906: с. 952).
В 1920-х годах, накануне прибытия компании Firestone Rubber Company в Либерию, международная научная экспедиция  в Африку, посетившая Либерию, обнаружила, что «люди-леопарды» или «человеческие леопарды» по-прежнему действуют особенно среди племен мано и джио, живущих в районе Нимбы, граничащий с современной Гвинеей.

В нем также сообщалось, что «деятельность этого общества или подобных групп людей давно существует не только в Либерии, но и в некоторых частях Сьерра-Леоне и в Кот-д'Ивуаре.»
Членами общества, как правило, были мужчины, но также известно, что некоторые женщины имели к нему некоторое отношение.  (Стронг, 1930: с. 100).





Карта с указанием проживания некоторых племен

Справка

Кру, крао, крумен — группа родственных народов, населяющих прибрежную часть Либерии
и западные районы Кот-д’Ивуар.
Объединяются в 3 подгруппы: бакве, гребо, кран; гере, басса, сикон; бете.

.
***
.
.
В описании того, как действовали «человеческие леопарды», рассказывалось, что во время ритуала участники одеваются  в шкуры леопарда. В некоторых случаях они несут сеть, которую они бросают, чтобы поймать жертву. Они вооружены острыми железными крючками в форме когтей и зубов леопарда, а также носят короткие копья.  Обычно жертва внезапно подвергается нападению ночью на тропе . Поскольку это групповое нападение, у жертвы нет шансов убежать.
Тела убитых разделывают, а мясо часто раздают другим членам племени, включая женщин. Человеческая плоть является фетишем, и считается, что ее потребление дает особую силу. Убийства, как говорят, в первую очередь совершаются для того, чтобы плоть можно было съесть ритуально, чтобы придать силы племени и защитить его (Стронг, 1930: стр. 101).

Таким образом, ритуальные убийства совершаются в интересах племени

Экспедиция также обнаружила, что эти ритуальные практики не ограничивались племенами мано и гио. «В некоторых частях восточного побережья, где проживали племена народа Кру, использование человеческой плоти и жира для привлечения другого пола, существовало до самого недавнего времени.»
Миссионеры рассказывали много историй и приводили множество примеров отдельных убийств ради этой цели (Стронг, 1930: с. 102).

Хотя миссионеры сообщали, что правительство Либерии уже много сделало, чтобы положить конец действиям леопардов, в действительности оказалось очень трудно устранить эту традиционную практику.

После своей поездки по территории Либерии в 1930-х годах Грэм Грин написал свое знаменитое «Путешествие без карты» (1936). Во время посещения Ганты и хребта Нимба, на северо-востоке страны, его носильщикам, Ламине и Амеда, было не по себе. Грин написал: «Ламина и Амедо знают все об этом. Однажды Ламина сказала мне: «Эти люди плохие, они рубят людей», и они были счастливы, когда Манос остался позади ». (Грин, 1976: с. 174).
Известно, что во времена, когда компания Firestone уже начала возделывать свою плантацию, тайные общества продолжали свою деятельность в Либерии. Сообщения об этом получались из разных частей страны , в которых описывались ужасные действия «леопардовцев». Один из этих отчетов относится к западной части Либерии.



.
В книге «Доктор африканских джунглей» немецкий врач, Вернер Юнге, описывает десять лет, проведенных в Либерии.
.



.
Доктор Вернер Юнге отправился в Либерию в 1930 году и с тех пор много раз сталкивался с деятельностью как Крокодилового общества, так и Общества леопардов. Он подробно описывает шесть случаев ритуальных убийств или покушений на убийство, с которыми ему приходилось иметь дело как врачу.

Вот один из случаев:

«Там, на коврике в доме, я нашел ужасно изуродованное тело пятнадцатилетней девочки. Шея была порвана  зубами и когтями животного, кишечник был вырван, таз разрушен,отсутствовало одно бедро. Часть бедра, сгрызенная до костей, и часть голени лежала рядом с телом.
На первый взгляд казалось, что только хищное животное могло так поступить с телом девочки. Но более тщательное расследование выявило некоторые особенности, которые не вписывались в картину.
Например, я заметил, что кожа на краю неповрежденной части грудной клетки была порвана странно регулярными порезами длиной около дюйма, печень была удалена из тела чистым разрезом, который не мог сделать зверь. Меня также поразил кусок кишки, концы которого, казалось, были гладко отрезаны, и, наконец, был перелом бедра - классический пример разрушения при изгибе. ».
(
Junge, 1952: с. 176).

Гранд Кейп-Маунт - розовая область в левой верхней части карты, на границе со Сьеррой-Леоне,
Бассаленд -Гранд Басса - темнорозовая область на побережье с портом
Бьюконнен (Buchanan)


.
Американско-либерийский представитель правительства в Кейп-Маунте , хотя и утверждал, что уничтожил Общество леопардов в Центральной Либерии (Bassaland-Бассаленде - стране племени басса ), не смог разоблачить преступников.
Поэтому Юнге напрямую отправил свои доклады министру внутренних дел в Монровии.
Ему, однако, сказали, что дальнейшие сообщения или какое-либо вмешательство с его стороны нежелательны «в интересах моей собственной безопасности» (Junge, 1952: с. 179).

В отчаянии местное население обратилось за помощью к вождям более отдаленных территорий. В конце концов, только после вмешательства одного из них, вождя Голы, преступники были пойманы.
Среди арестованных был глава миссионерской школы, старый миссионер из Бассаленда.
«Именно он привез этот древний и кровожадный религиозный орден леопардов из своего родного Бассаленда, к югу от Монровии, и возродил его на Кейп-Маунте, где подобные человеческие жертвы давно исчезли. случай ритуального убийства» "(Junge, 1952: с. 185).

Это был первый случай - свидетельство того, что протестантская вера, основа основ колонизаторов,  так яро распространяемая и насаждаемая аборигенам, не смогла вырвать глубокие культурные корни, не стала заменой  вере предков, не создала иную систему ценностей и не спасла от пороков.
Она просто стала еще одной  шаманской маской.
.

Маска народа Кру
.

К удивлению многих, христианский миссионер не был наказан. Он предстал перед судом, но не был осужден. Судья просто попросил его покинуть район. Таким образом, он удалился в свой родной Бассаленд, где и умер два года спустя (Юнге, 1952: с. 187).

Другой источник сообщает о деятельности «леопардов» в Бассаленде уже после Второй мировой войны. Иностранный миссионер описывает события 1946-47 гг.
Абе Гюнтер провел около 35 лет в Либерии, с 1945 по 1980 год, и был миссионером в Первой баптистской церкви. В основном он работал в районе Суакоко, в Центральной Либерии («Бассаленд»). Поскольку он был пилотом и имел самолет, он летал почти по всей стране. Таким образом, Абэ Гюнтер также проповедовал в том месте, что он назвал «страной Кран», в восточной Либерии и на побережье между Бьюкененом, графство Гранд-Басса, и Гринвиллом, округ Синоэ(Sinoe). Он встречался с Обществом Дьявола, Обществом Аллигаторов и многими другими.
.
.



.
Религиозный Гюнтер были глубоко потрясен по прибытии в марте 1946 года, когда отправившись в деревню Суакоко, он увидел: «Сельские жители ходили в основном голыми и поклоннялись идолам, холмам, рекам, предкам и духам». (Guenter, 1992: с. 27). Его рвение к христианизации «язычников» не угаснет в течение следующих 35 лет, однако это были годы потрясений.

.

Мост


Два из них заслуживают упоминания здесь. Первый связан со смертью вождя Дабапа, предположительно в деревне к северу от Суакокко,  той самой Суакокко, где расположена Университетская и богословская школа, Каттинтонгский Университет.

«За некоторое время до смерти вождя Дапаба многие люди исчезли из этого района. Когда они переправлялись через реку на каноэ,« люди-леопарды » схватили их, утопили, вырезали их сердце (для жертвы их богам), а трупы бросили. Эти "люди-леопарды" одевались в леопардовые шкуры и надевали стальные когти, которыми они наносили удары своим жертвам. Наконец начальник вызвал большого знахаря, чтобы выяснить, какие люди в его деревне были людьми-леопардами. пришел крупный мужчина, смешал немного варева и заставил подозреваемых людей выпить его смесь (весьма вероятно, что Гюнтер описывает здесь своего рода судебное разбирательство «Sassywood», традиционном либерийском методе, который выявляет виновного в совершении расследуемых преступлений). Подозреваемые должны были стоять в длинной очереди под палящим солнцем. Примерно через десять минут двое мужчин начали кружиться, а затем упали прямо вниз лицом. Доктор-колдун сказал: «Вот твои люди» . "(Guenter, 1992: с. 55/56).


Справка

Sassywood - это вид пыток, который до сих пор используется в Либерии.
Практика имеет давнюю традицию  и существуют в различных видах.
Основным является употребление ядовитой смеси из коры дерева Erythrophleum suaveolens.
Другой связан с приложением раскаленного мачете к ногам подозреваемого,
Третий вид включает погружение руки подозреваемого в горячее масло.
 Преподобный мистер Коннелли подробно описал это
в  книге 1850 года «Ежегодный отчет Американского общества колонизации»
в  отчете о народах Кру.
    Кора дерева обладает сильным наркотическим действием,
и сильный отвар, который человек вынужден пить
...либо выбрасывает из желудка яд, вэтом случае он объявляется невиновным, либо приводит к катарсису,
что означает виновность, что вынуждает дать ему  больше отвара или подвергнуть другим жестоким действиям, которые приведут к его быстрой смерти.
В отчете Совета Безопасности ООН 2007 года описывалось,
что судебная система Либерии имеет недостатки из-за «ограниченной инфраструктуры,
нехватки квалифицированного персонала, нехватки возможностей для рассмотрения дел,
плохого управления и отсутствия необходимой воли для проведения реформ».
Сельские районы, и большинство людей не имеют доступа к юридическим консультациям,
и многие даже не знают, что такие действия  противозаконны.
В противоположность этому sassywood - это быстрое и простое лекарство,
которое может занять «менее 30 минут».

В октябре 2009 года помощник министра внутренних дел Джангар объявил,
что правительство Либерии запретило эту практику,
после того, как в июне в графстве Ривер-Ги умерли семь человек,
обвиненных в колдовстве, по крайней мере двое из них умерли от употребления яда.


***
Второй случай произошел в 1947 году и был связан с деревней недалеко от побережья.

«Я продолжал время от времени посещать эту церковь, чтобы ободрять и укреплять верующих. Однажды я заметил медное кольцо весом десять фунтов, 7 дюймов в поперечнике и 1,5 дюйма толщиной с четырьмя ручками, прикрепленными сбоку. наполовину закопанное в грязи,  я вытащил его, вычистил и отнес к дьякону по соседству. «Диакон Карр, пожалуйста, скажите мне, что это», - спросил я.
«О да (....) Я расскажу тебе, - ответил он. - Мой дедушка был большим вождем в этой деревне. Он так боялся духов, болезней, войны и колдовства других людей, что пошел к большому, большому знахарю (....). С помощью кузнеца они сделали это красивое медное кольцо. (...) и положили кольцо посреди деревни (...). К тому времени солнце уже садилось, и знахарь встретился со старейшинами деревни и моим дедушкой.
Он сказал им: «Вы просили самого сильного колдовства, а для этого всегда нужна человеческая жертва. Я хочу, чтобы вы в полночь привели молодого мальчика к новому богу, чтобы мы могли принести эту жертву».
В эту ночь привезли восьмилетнего мальчика, перерезали ему горло и пролили всю его кровь на медное кольцо, и с этого времени вся деятельность деревни вращалась вокруг «медного бога»: жертвы, поклонение и все остальное.
Но когда пришло Евангелие, мы выбросили кольцо и обратились к истинному и живому Богу »
(Гюнтер, 1992: с. 58/59).


.
Интересно, что ученые так и не решили, чем являются эти кольца, ритуальными объектами или традиционными средствами обмена ( монетами) имеющими определенную ценность, поэтому такие кольца называются деньгами народа кру и гребо. Известно, что в древности человеческую кровь использовали  для «кормления» некоторых объектов, которые, как говорили, были источником сил, позволяя по желанию превращаться, например, в леопардов. Не были ли такими объектами кольца? Некоторые считали, что в кольцах живут духи, им приписывали различные способности: останавливать войны, основывать деревни, исцелять больных и гарантировать плодородие. Обладатель такого кольца считал, что заполучил секрет успеха.





Продолжение следует
Tags: Африка, Великий евангелический поход, Колониализм, Либерия
Subscribe

  • Гувер о России

    Заключительная часть цикла " Читая Гувера". Обратите внимание, как Гувер перекладывает ответственность за агрессию на французов и…

  • О Российской Империи

    В доме русского почт­мейстера меня ждали гостеприимство и прекрасно накрытый чайный стол. Я редко встречала людей, от которых бы веяло силой и…

  • О корейской армии и русских инструкторах

    Вот как об этом рассказывает в своей статье Роберт Нефф . В конце 19 века Корея была в процессе модернизации, и корейские военные не были…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments