В России в императорских дворцах первая модель велосипеда появилась в 1867 г., когда Александр II возвратился из Парижа, где в числе прочего знакомился с экспонатами Всемирной промышленной выставки. Видимо, там его заинтересовала модель велосипеда под названием «Костотряс», которая и была им приобретена. Конечно, для 50-летнего царя это была только забавная игрушка и в лучшем случае он проехался на этом неуклюжем создании пару раз. Однако на этом велосипеде наверняка упражнялись старшие сыновья царя, в числе которых был и будущий Александр III. Но так или иначе с этой модели Романовы начали не только отслеживать усовершенствования в велосипедной технике, но и приобретать новые модели.Вероятно, первыми «настоящими» велосипедистами в императорской семье стали младшие сыновья Александра II великие князья Сергей и Павел Александровичи. Говоря о велосипедах 1870-х гг., надо иметь в виду, что они еще не имели пневматических шин и для катания на них необходимы были ровная трасса и определенный навык. Навык нарабатывался опытом, а трассой с ровным покрытием стали драгоценные паркеты Зимнего дворца.
Первые опыты велосипедной езды по дворцовым залам Зимнего зафиксированы в декабре 1876 г. Видимо, велосипеды были только-только приобретены, а ждать наступления лета не хватало терпения... 9 декабря 1876 г., когда на улице стоял 25-градусный мороз, состоялся первый велосипедный заезд по залам Зимнего дворца. Катались младшие сыновья Александра II: 19-летний Сергей и 16-летний Павел. В том «историческом заезде» использовались велосипеды разных конструкций, по крайней мере Сергей уточняет в дневнике, что он катался «на четырехколесном» и молодые люди очень забавлялись: «мы прокатывались повсюду, даже перед караулом...».
Двухколесный велосипед-тандем, принадлежавший Николаю II. Англия. 1900-е годы.
Мария Федоровна
В Петербурге лучшим магазином, имевшим статус «Поставщик Императорского двора», по продаже дорогих моделей велосипедов считался магазин торгового дома «Победа», который позиционировал себя как «Склад велосипедов Английских и Американских». Именно в этом магазине Николай II, став императором, купил себе в июле 1895 г. велосипед. Тогда он приобрел очень дорогой американский экземпляр Dayfon со специальным седлом за 243 руб. Буквально через пару недель царь подписал еще один счет – на 24 руб., в котором значились: чистка, регулировка, доставка, чехол для велосипеда, подставка и машинное масло.
Последний «велосипедный счет» в 1895 г. на 98 руб. Николай II подписал 31 декабря. Видимо, после окончания сезона царь принял решение о «тюнинге» своей новой машины. Только этим можно объяснить решение о «полной эмалировке велосипеда» за 15 руб., о «полной никелировке» за 30 руб. Кроме этого, велосипед полностью перебрали («обточение корпусов, проверка колес, чистка и сборка»), приобрели запасные «пневматические шины», купили еще один чехол и насос.
Таким образом, только в первый год своего царствования Николай II потратил 381 руб. на велосипеды и запчасти к ним. Все эти покупки, как и послепродажный сервис, были сделаны именно в магазине торгового дома «Победа». Примечательны и условия хранения дорогих игрушек: за зиму велосипеды не только перебирались специалистами, но и паковались в специальные чехлы. Кроме этого, типовые и очень дорогие модели велосипедов «доводились» по заказу царя специальным эмалированием и никелированием.
В последующие годы, как правило, магазин «Победа» получал по одному царскому счету. Обычно главной позицией счета было «исправление и чистка велосипеда» перед началом очередного сезона. Иногда упоминалось о «регулировке». С 1900 г. встречаются счета «за хранение велосипеда». Вероятно, после окончания сезона велосипеды царя стали просто забирать в магазин, где их не только ремонтировали, но и хранили до следующего сезона.
Примечательно, что Николай II довольно долго пользовался американским велосипедом Dayfon, купленным в 1895 г. Так, в июне 1900 г. царь уплатил 130 руб. «за новые части велосипеда и его чистку». Судя по царским счетам, Николай II так и отъездил на этой «машине» «со специальным седлом» вплоть до 1917 г., по крайней мере последний «велосипедный счет» торговому дому «Победа» царь оплатил в декабре 1915 г. («за ремонт велосипеда – 40 руб.).
Никита, Федор, Ростислав и Андрей
Самый последний велосипедный счет был подписан уже гражданином Романовым 10 мая 1917 г., когда на скромные 4 руб. 80 коп. были куплены клей резиновый и «вентеля для велосипедов».
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10264670@SV_Articles