Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Дикая Либерия. Часть 1

Сегодня я начинаю второй цикл о Либерии, который будет идти параллельно с Либерийским проектом.  Либерийский проект рассказывает в большей мере о компании Firestone и результатах еще одного провозглашенного на весь мир американского капиталистического проекта, внедрения прогресса в экономически отсталую страну.  Рассказ о культурных особенностях страны, без которых невозможно понять события, произошедшие в стране. я решила выделить в отдельный цикл в качестве дополнения и назвать "Дикая Либерия".




Путешествующие либерийский и европейский купцы
.
..достигнув первой деревни, мы увидели под самыми хижинами густые заросли — косматый зеленый поток, убегающий к морю; поток взбегал на горы, опускался в ущелья и широко разливался по долинам, а долины тянулись на сотни миль, и кроны высоких пальм торчали,словно метелки трубочистов.
(Грэм Грин. Путешествие без карты)




Деревня племени мандинка (Mandingo), 1910




Люди племени мандинка (Мандинго)

.
Хижины, как и на всей территории племени банде, были круглые, с остроконечными соломенными крышами; крыши выступали над пестрыми глиняными стенами, верхняя половина которых была выбелена. В такой хижине одна дверь, а иногда дверь и окно; посередине кучка золы: после захода солнца тут зажигается от общественного очага костер, заполняющий дымом единственную комнату; дым отгоняет москитов и в какой-то степени блох, тараканов и жуков, но не может отпугнуть крыс
(Грэм Грин. Путешествие без карты)




.
Как бы я не был утомлен семичасовым переходом по диким, неприветливым зарослям,
я не переставал любоваться поселениями, где мы устраивались на ночлег:
меня покоряло мужество маленькой общины,
едва поддерживавшей свое существование в этой лесной пустыне,

— днем ее изнуряло свирепое солнце, под лучами которого не спорилась никакая работа,
а по ночам обступала тьма, полная злых духов.
Любовь была здесь рукой, обвившейся вокруг шеи, судорожным объятием в дыму хижины;
богатство — кучкой кокосовых орехов;
старость — язвами и проказой;
религия — несколькими камнями в центре селения,
под которыми покоился прах умерших вождей;
рощей, где вили гнезда рисовые трупиалы, похожие на желтых и зеленых канареек;
человеком в маске и соломенной юбке, плясавшим вокруг погребального костра.
Это оставалось неизменным везде и всюду,
менялись только степень приветливости к чужеземцам,
глубина нищеты и острота обступающих страхов.
(Грэм Грин. Путешествие без карты)
.


Шаман,зап.Африка, 1904 г.


.

.

Регион, который сегодня называется Республикой Либерия в далеком прошлом назвался побережьем Малагеты, побережьем Пеппера или Зерновым побережьем и  был известен своими тайными обществами, ритуальными убийствами и людоедством.
.

Harry Johnston
.
.
Сэр Гарри Джонстон , английский исследователь Африки и колониальный администратор, в своих трудах цитировал «Голландский отчет о Зерновом побережье в семнадцатом веке» Ольферта Даппера (Olfert Dapper) , одну из самых популярных в семнадцатом веке книг об Африке, тогда еще очень мало известном континенте,  посещаемом европейскими торговцами.

Olfert Dapper portrait.jpg
Olfert Dapper
.
.
Голландский ученый Даппер описал африканские народы, их культуру и условия жизни, на основе бесед, которые он имел с торговцами и моряками, которые посещали этот континент. Его книга «Описание Африки», впервые опубликованная в 1668 году, была перепечатана много раз. Даппер называет людей народа Кру, живущих за мысом Пальмас, людоедами. Это мнение разделяет сэр Гарри Джонстон, который в 1906 году написал книгу о Либерии в двух томах. Джонстон также цитирует французского путешественника Шевалье де Марше, посетившего мыс Месурадо в 1724-25 годах и написавшего что уроженцы этой части Зернового Побережья часто совершали человеческие жертвоприношения (Johnston, 1906: с. 108).


.

.
Репутацию людоедов и вараваров, совершающих жертвоприношения, имели не только племена, населяющие сегодняшнюю Либерию, но и территорию соседних государств, например - Кот-д'Ивуар. В начале 18-го века голландский торговец Босман сообщил, что «у всех людей к востоку от реки Кавалли передние зубы были заточены до предела, и они были очень дикими». (Джонстон, 1906: стр. 92). Также на карте 1743 года, изображающей Западную Африку, значительно упоминается «Берег плохих людей» - побережье плохих людей - для прибрежной зоны к востоку от мыса Пальмас, которая образует сегодняшнюю границу между Либерией и - Кот-д'Ивуар.

.

Когда первые черные колонисты из США, высадились в 1821 году на побережье, они встретились с местным населением, но в течение почти полувека эти контакты ограничивались лишь прибрежными районами. Постепенно поселенцы расширили территорию республики, созданной в 1847 году, и стали проникать на территорию, называемую Внутренними землями.


.

.
.
.
В двух милях от миссии, в Тайлахуне, умер вождь, и Марк повел нас в эту деревню посмотреть погребальные обряды, которые еще не закончились. Тайлахун — крохотная деревушка, прилепившаяся к неровному склону холма.

На похороны прибыл из Мозамболахуна местный «дьявол» — Ландоу; собственно говоря, мы для того и явились сюда, чтобы поглядеть на его пляски.

Я называю его «дьяволом» потому, что так зовут его в Либерии белые да и говорящие по-английски местные жители. Мне кажется это слово ничуть не менее точным, чем «жрец», которое употребляется в других местах. «Дьявола» в маске вроде Ландоу можно, грубо говоря, сравнить с директором училища ....
Даже в протекторате Сьерра-Леоне, где имеется много миссионерских школ, большинство жителей, за исключением магометан, проходит обучение в лесной школе, тайным главой которой является «дьявол» в маске. Такую школу посещают даже те, кто принял христианство; побывал в одной из них и Марк; впрочем, христиане обычно пользуются преимуществом — для них установлен сокращенный курс обучения, поскольку им нельзя доверять всех тайн лесной школы.

А лесные школы окружены величайшей тайной. На всем пути через леса внутренней Либерии вы встречаете следы таких школ; иногда это шеренга подстриженных на особый лад деревьев, за которой узкая тропинка исчезает в густой чаще, иногда частокол пальм с переплетенными листьями — знаки, что дальше доступ посторонним закрыт.

Юноши и девушки не считаются совершеннолетними до окончания лесной школы. В прежние времена полный курс обучения занимал в некоторых племенах до семи лет, теперь он обычно ограничивается двумя годами. Учащиеся не знают каникул, ученики не выходят из чащобы; если ребенок умирает, его вещи ночью складываются у порога родительской хижины в знак того, что он умер и похоронен в лесу. Считается, что, окончив школу, дети рождаются заново; по возвращении в деревню им не позволено узнавать родителей и друзей, пока те вновь не познакомятся с ними.

Из леса школьники возвращаются мечеными — с татуировкой. В каждом племени своя татуировка; в некоторых племенах тело женщины от шеи до пупка подвергается тщательной и изящной гравировке. «Гравировка» — более точное выражение, чем татуировка: ведь для европейца татуировка — это наколотое на кожу цветное изображение, тогда как местная татуировка представляет собой выпуклые узоры, вырезанные ножом.

.
.

1929 год. Либерийская красавица в саронге с ритуальной скарификацией (шрамированием)
.
.
.
Сначала школа и «дьявол», который ею руководит, внушают ребенку ужас. Лесная школа остается таким же мрачным рубежом между детством и зрелостью, как закрытое учебное заведение в Англии. Ребенок видит «дьявола» в маске и слышит рассказы о его сверхъестественном могуществе. Как пишет доктор Вестерман, «дьявол» не открывает ни одной части своего, тела, потому что взор непосвященного может его осквернить.

По той же причине никто за пределами лесной школы не смеет узреть «дьявола» без маски — это грозит слепотой или даже смертью. И хотя ученики, которым случается видеть «дьявола» в его свободные часы, отлично знают, что он, к примеру, деревенский кузнец, его продолжает окружать в их глазах ореол сверхъестественности. Не маска сама по себе священна и не особа кузнеца. Они священны лишь в соединении друг с другом; но некий ореол сверхъестественного продолжает окружать их и тогда, когда они существуют порознь. Поэтому кузнец может пользоваться в своей деревне большей властью, чем вождь, а маска способна вызывать поклонение и тогда, когда ее сняли, и хозяин порой даже кормит ее, как кормят идола.

(Грэм Грим. Путешествие без карты)

.

Маски племени Кран



Маска племени Wee

.
.
Вплоть до начала 1900-х годов правительство Либерии, действуя в интересах европейских колониальных держав, аннексировало земли, которые принадлежали  племенам,  а иногда и королевствам. При этом никто не заботился о контроле над этими землями, в результате чего, племенные организации и обычаи остались практически без изменений.
.

.

Ритуальные танцы племени вай (Vai)


Женщина из племени Вай


Два вождя со своими слугами из племени гребо, 1900-е


Горшечница


Носильщики



Музыкант, играющий на африканской арфе


Музыкант, играющий на роге из слонового бивня


Сборщик орехов


Лодочные перевозчики


Продавцы


Подгтовка рисового поля для засева


Сбор урожая риса с помощью ножей


Подготовка хлопка


Женщина, которая ловит рыбу руками на реке Сент-Пол


Переправа по реке


Путешествие с носильщиками, несущими гамаки

Цивилизованная женщина из Баса -ленда
.
.
.
В первой половине 20-го века различные источники сообщали о существовании в Либерии ряда тайных обществ, некоторые из которых существуют до сих пор.

Общества Поро (Poro)  и Санде (Sande) легальны и все еще существуют;  цели этих обществ и деятельность их членов не являются преступными. Тем не менее, центральное правительство приняло некоторые законы, которые регулируют их деятельность. Школа Поро инструктирует мальчиков, а Санде – девочек, об их роли в жизни племени.


Маска общества Поро племени дан (Dan)
.
.
Но существовали и другие, практикующие жертвоприношения и практики вуду. Самым печально известным из этих секретных организаций было Общество леопардов, оно распространялось почти на всю страну. Другими известными тайными обществами были Общество змей и Общество крокодилов. Они были объявлены вне закона.

Но одно дело провозгласить что-то противозаконным, совсем другое дело - добиться соблюдения закона.

Казалось все так просто, ведь для того и существовали в стране миссионеры и их Церкви, чтобы обратить аборигенов в правильную веру, научить их правильно работать и жить.
.


Мыс Пальмас -мыс на юго-востоке побережья Либерии, близ границы с Кот-д’Ивуаром
На мысе Пальмас  в конце 19 века открылась одна из первых протестантских миссий.



Крутаун - поселенеи народа кру


Непременная церковь в поселениях аборигенов (Крутаун)

.



Либерийские проповедники в 1918 году



Церковный хор поселении Крутаун( St. Thomas' Church, Krutown)



Либерийские скауты, 1919 год
.
.
Просвещением занимались не только евангелисты
.
.

Католический проповедник наставляет женщин на праведный путь


А здесь - попытка вовлечь мужское либерийское население в магометанство
.
.
.
Эта была битва за умы и души с целью замены коренной культуры на культуру цивилизованных народов.
.
.
Продолжение завтра
Tags: Африка, Либерия
Subscribe

  • О чем не писали в газетах

    В телеграмме итальянскому генералу Карло Канева премьер-министр Джованни Джолитти предложил свое решение присутствия так называемых…

  • Мэрион Пост Уолкотт

    Вообще-то, не удивительно, что американский феминизм так агрессивен. Героиню моего сегодняшнего рассказа коллеги-мужчины пытались выкинуть из…

  • Дэвид Тенли

    Эта фотография сделана в 1994 году, на ней известный фотожурналист Джеймса Нахтвей с с риском для жизни ведет съемку во время беспорядков в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments