Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Русские немцы и образование в России




Немецкие школы в столичных и крупных городах России возникали при евангелическо-лютеранских церквах. Они были собственностью церковных общин и содержались исключительно на их средства.

В Санкт-Петербурге таких школ было четыре, их называли по имени церквей, при которых они создавались: Петришуле, Анненшуле, Катериншуле и школа при реформатских церквах. Они были похожи по структуре и методике преподавания, но у каждой были свои характерные черты, свой путь развития.
Петришуле считают старейшей школой города. Она всего на шесть лет моложе Санкт-Петербурга. Первое упоминание о ней найдено в письме вице-адмирала русского флота Корнелиуса Крюйса Петру I, датированном 1709 годом. Тогда школа располагалась в доме вице-адмирала, где находилась и первая лютеранская церковь. С 1735 года школа разместилась в одном из домов церкви Св. Петра у Невской перспективы. В 1760–1762 годы по проекту архитектора М.Л. Гофмана для неё возвели специальное здание за кирхой.

Петришуле кирха


В 60-х годах XVIII века школу возглавил профессор Геттингенского университета, пастор Антон-Фридрих Бюшинг (1724–1793). Он составил новый учебный план, пригласил опытных учителей из Германии и заложил фундамент той Петришуле, которая стала потом широко известна. Он считал, что иностранцы, живя в России, должны чувствовать себя гражданами этой страны, и ввел обязательное изучение русского языка для всех учащихся.



В школу при церкви Св. Петра принимались не только дети членов общины, но и извне, без различия сословий, национальности, вероисповедания. Методы обучения в школе были самыми передовыми для того времени и совершенно новыми для России как с точки зрения подбора предметов, так и педагогики. Система обучения была гибкой, с дифференцированным подходом к каждому учащемуся, его способностям, интересам и вероисповеданию.

С помощью графа Б.Х. фон Миниха в 1730 году школа получила высочайшее покровительство. Позже императорская привилегия, выданная Екатериной II 22 января 1764 года гарантировала совету церкви Св. Петра и его школе на вечные времена право самоуправления в вопросах школьной и хозяйственной политики, а также освобождение школы от ряда налогов.

Указом от 29 августа 1783 года Екатерина II делает Петришуле образцом для устройства всех немецких школ в Российской империи, а её учителя получают право инспектирования последних.

В течение двух веков дореволюционного существования Петришуле превратилась в блестящее учебное заведение со многими отделениями: гимназией, реальным училищем, училищем для девочек и т.д. И хотя языком обучения всегда оставался немецкий, многие русские старались отдать туда учиться своих детей. Среди воспитанников Петришуле — немецкий путешественник и революционер Георг Ферстер, педиатр К.К. Раухфус, основатель системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт. В ней получили образование выдающиеся деятели русской культуры: К.И. Росси, М.П. Мусоргский, А.Н. Бенуа, М.Е. Месмахер. Многие русские в Санкт-Петербурге и далеко за его пределами знали о существовании лютеранской общины и церкви Св. Петра только по той славе и известности, которую имела их школа.

Заметна роль немцев в организации новых учебных заведений. В 1726 году при Академии наук стараниями академика-историка Готлиба-Зигфрида Байера (1694–1738) была открыта первая в Петербурге гимназия. Практически в течение первых тридцати лет все учителя были из немцев и преподавание велось на немецком языке. А из 13 ректоров гимназии за годы её существования (1726–1805) семь были немцами.

В 1731 году по проекту графа Бурхарда Христофа фон Миниха (1683–1767) был создан Сухопутный шляхетский кадетский корпус — своеобразная «рыцарская академия», ориентированная на подготовку молодых дворян к военной и гражданской деятельности.

 

Генерал-фельдмаршал Миних

Здание Сухопутного шляхетского кадетского корпуса 
в Санкт-Петербурге

Кадеты 2-го кадетского полка 
императора Петра Великого корпуса В Петербурге 
в исторических формах обмундирования 
в день 200-летия корпуса (1912 г.)

 

В течение 10 лет, являясь главным директором корпуса, Миних добросовестно исполнял свои обязанности. С чувством глубокой благодарности вспоминали кадеты и других директоров, особенно графа Фридриха (Федора Евстафьевича) фон Ангальта (1732–1794), приглашенного в Россию Екатериной II, и немецкого поэта Фридриха (Федора Ивановича) Клингера (1752–1831), который 35 лет прослужил в Кадетском корпусе.

Пользовались популярностью и школы для подготовки садовых мастеров, которые были организованы немцами-садоводами: Л. Гарнихфельдом, Б. Фоком, Г. Экслебеном, Ф.Б. Фишером. По плану лейб-медика Екатерины II Иоганна-Генриха (Ивана Захаровича) фон Кельхена (1723–1810), в 1783 году при городской Обуховской больнице было открыто хирургическое училище.

Весьма охотно немцев приглашали в качестве домашних учителей в царскую семью. Наставником будущего императора Петра III был академик Я.Я. Штелин; естественные науки Александру I преподавали академики П.С. Паллас, Л.Ю. Крафт. Шарлотта фон Ливен, вдова генерал-майора артиллерии О.Г. фон Ливена, мать одиннадцати детей, стала воспитательницей детей императора Павла. Её воспитанник — император Николай I — сделал её княгиней. Детей Александра II русскому языку и словесности обучал профессор Петербургского университета О.П. Миллер.

По данным переписи населения Петербурга 1869 года, среди преподавателей высших учебных заведений немцы составляли 9,3%, среди преподавателей средних учебных заведений — 25%, воспитателей и гувернеров — 29%. Значительное число немцев было среди учителей иностранных языков и особенно много среди учительниц пения и музыки — 40%. 

 
5-я линия д.16 женская гимназия Э.П. Шаффе, фото 1900 гг
5-я линия д.16 витражи главной лестницы гимназии Шаффе,
фото 1900 гг
 

Каждый учебный предмет изучался в гимназии со слов учителя, а затем материал закреплялся письменными упражнениями. Учебники и руководства практически не использовались, чтобы «приучить детей к живому обмену мыслями с преподавателями». Кроме уроков много времени уделялось прогулкам по городу и посещению музеев. Ботанику изучали в Ботаническом саду, а географию на Петровском острове и у Петропавловской крепости, отыскивая на местности «заливы», «острова» и «полуострова», а дома вычерчивали карты. Для более успешного усвоения иностранных языков каждой ученице выдавалась маленькая книжечка, которую она переводила на родной язык. При этом с детьми разговаривали то по-немецки, то по-французски.

Нередко в разных классах гимназии учились девочки из одной семьи: Бенуа, Тизенгаузен, Авенариус, Бем и другие. Здесь учились дочери Д.И. Менделеева — Любовь и Мария; дочь историка Н.И. Кареева, в будущем известная писательница Е.Н. Верейская.

Самое известное в Петербурге училище для мальчиков — гимназия К. Мая — было основано 10 сентября 1856 года прусским подданным, известным педагогом-практиком Карлом-Иоганном (Карлом Ивановичем) Маем (1820–1895) при активной поддержке ряда предпринимателей и ученых города. Первые 25 лет школа была немецкой, лишь русский язык, литература и история преподавались на русском языке. Школа с самого начала состояла из двух отделений — гимназии и реального училища. В первом из них углубленно изучались древние языки — латынь и греческий, а также по расширенной программе преподавались гуманитарные предметы. Ученикам реального отделения в большем объеме преподавались естественные науки. Многочисленные обзорные экскурсии на заводы, фабрики, в музеи, на выставки, в пригороды Петербурга и даже в другие города расширяли кругозор учеников и дополняли образовательный процесс.
 

Главной особенностью школы был индивидуальный подход к каждому ученику, отношение к нему как к личности, заслуживающей внимания, уважения и доверия. Постоянное взаимодействие с семьей, стремление раскрыть и развить природные способности -вот принципы, которые на протяжении всех лет соблюдались в школе К.И. Мая. К числу её достоинств нужно также отнести полное отсутствие национальных и религиозных предрассудков. Все это позволило говорить о возникновениив стенах этой частной школы особой, почти семейной атмосферы, названной позднее «майским духом».

 

Педагоги немецкого происхождения часто становились проводниками передовых педагогических начинаний. В 1862 году Софья Андреевна Люгебиль открыла в Петербурге первый в России детский сад, а Ф.Ф. Резенер первую в России исправительную колонию для малолетних преступников. Петр Францевич Лесгафт (1837–1909) — педагог и анатом, стал основателем научной системы физического воспитания. В 1896 году им были созданы Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования (ныне — Институт физического образования им. П.Ф. Лесгафта).

Начиная с XVIII века, когда только закладывались основы системы образования, многие предметы в российской школе изучались по переводам с немецких учебников. Николай Александрович фон Корф (1834–1883), потомок барона Иоганна Альбрехта фон Корфа (1692–1766), президента Петербургской Академии наук, выступая организатором образования на юге России и Кавказе, составил книгу для чтения «Наш друг», которая переиздавалась 19 раз, а для учителей написал методическое пособие «Руководства к обучению грамоте», выдержавшее семь изданий.

Самыми популярными книгами, по которым российское юношество училось писать и читать, были сочинения Иосифа Ивановича Паульсона, эксперта Петербургской Городской думы по школам. Он составил два учебника для обучения русскому языку, которые печатались большими тиражами и переиздавались 17 раз. Подобных примеров можно привести множество.

Немалый вклад внесли немцы в организацию высшего образования в России, а также в подготовку отечественных научных кадров. Немецкие профессора, которых приглашали из различных университетов Германии и балтийских губерний и которые трудились во всех российских университетах, сыграли важную роль в постановке преподавания гуманитарных и естественных наук, и большинство из них пользовалось заслуженным уважением русских студентов.

Tags: История Петербурга, Лютеране, Образование, Русские немцы
Subscribe

  • Умиротворители: Гарет Джонс о Германии

    Рассказывая о войне Клода Коберна против примирителей с фашизмом стоит вспомнить о другом журналисте, который как раз своей работой и создавал…

  • Айви Ли и Россия, Outlook 1930 г.

    Институт политики в Уильямстауне, штат Массачусетс, должен стимулировать разумный интерес к международным отношениям. Так было много лет.…

  • Герберт Уэллс о России. 1914 г.

    Либеральный страх перед Россией Это очевидно, что существует очень большой страх перед мощью и намерениями России. Сейчас следует обсудить…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments