Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Category:

Форд как предтеча нацизма

Отрадно видеть, что в портрете Генри Форда, представленном в русском интернете, появляются новые краски. Сегодня увидела этот пост, часть из которого копирую здесь.


Четырехтомный труд The International Jew - сборник статей и памфлетов, ранее вышедших за подписью магната в газете The Dearborn Independent, - вдохновлялся самым брутальным антисемитизмом и имел заметное влияние в Германии. Переведенный в 1921 году на немецкий язык, он стал одним из важных источников гитлеровского национал-социализма.

Журналист из New York Times, посещавший в тот период Берлин, рассказывал, что стена личного кабинета Гитлера была украшена крупноформатным портретом Генри Форда, а стол в приемной был завален экземплярами Der Internationale Jude.

В той же газете в феврале 1923 года было опубликовано воззвание Эрхарда Ауэра, вице-президента ландтага Баварии, обвинявшего Форда в непосредственном финансировании национал-социалистической рабочей партии, обусловленном его симпатией к «гитлеровским планам истребления евреев в Германии».

В интервью газете Chicago Tribune 8 марта 1923 года сам Гитлер заявлял: «Мы считаем Генри Форда лидером движения фашистов, набирающего силу в Америке… Мы восхищены его антисемитской политикой; она вполне совпадает с платформой баварских фашистов» .

В вышедшей два года спустя Mein Kampf автор выказал свое уважение к Форду как «единственному человеку в Америке, оказывавшему сопротивление евреям». Вся книга Гитлера пронизана идеями The International Jew, а ряд пассажей – в частности о роли евреев в германской и российской революциях, – почти напрямую заимствованы оттуда.

В 1933 году, когда нацистская партия пришла к власти, Эдмунд Гейне, директор германского филиала компании Форда, в письме секретарю американского промышленника Эрнсту Либольду отмечал, что The International Jew была использована новым правительством в целях просвещения немецкой нации в области «еврейского вопроса».

Собрав все эти документы, Уоллес показывает, что идеи американского автомобилестроителя следовало бы счесть одним из важных источников антисемитизма, присущего национал-социалистской доктрине. Автор также напоминает, что в 1938 году Гитлер через немецкого консула в США наградил Форда – вслед за Бенито Муссолини – Большим крестом Ордена германского орла (этот знак отличия был введен в 1937 году и предназначен выдающимся зарубежным деятелям).


Правда, Уоллес не объясняет читателям, почему автор Mein Kampf был столь зачарован именно произведением Форда – ведь имелось немало европейских, в том числе немецких, трудов антисемитского содержания. Почему он украсил свой кабинет его портретом, а не Поля Лагарда, Мюллера Ван дер Брука или кого-то из других известных германских идеологов антисемитизма?

Помимо известности американского магната, интерес к книге The International Jew можно объяснить тремя причинами:

  • актуальностью ее аргументации, базировавшейся на биологической, медицинской и гигиенической терминологии;

  • ее систематическим и обобщающим характером – в ней были воедино связаны все антисемитские обличения того времени;

  • и, наконец, интернациональностью, общепланетарностью представленной в ней картины.


Гитлер был не единственным нацистским вождем, который испытал на себе влияние книги Форда. Лидер «гитлерюгенда», а затем гауляйтер Вены Балдюр фон Ширах заявил на Нюрнбергском процессе: «Самый важный антисемитский труд, который я прочитал в то время и который повлиял на моих соратников, – это книга Генри Форда. Прочитав ее, я стал антисемитом» .

Геббельс и Розенберг также упоминали ее в числе основных идеологических ориентиров немецкой национал-социалистической партии.

В июле 1927 года, обеспокоенный падением продаж своих автомашин и угрозой привлечения к суду за клевету, Форд начал отступление. В своем официальном заявлении для прессы он как ни в чем не бывало утверждал, будто не был осведомлен о содержании антисемитских статей, вышедших в «The Dearborn Independent» за его подписью, и просил у евреев прощения за ущерб, невольно причиненный им опубликованием «The International Jew».

Это заявление, которое большинство американских газет сочли лицемерием, спасло Форда от уголовной ответственности, но не помешало ему продолжать тайно поддерживать разнообразные акции и публикации антисемитского характера.

Форд как предтеча нацизма почти не известен в Америке – в отличие от Форда-промышленника, поставившего на поток производство недорогих автомобилей. Именно этого человека иронически представил английский писатель Хаксли в романе «О дивный новый мир» (1932 год) в качестве божества Нового времени, когда молитва «Отче наш» была заменена на «Форд наш».

Столь долгое замалчивание вполне объяснимо. «Дело Форда» поднимает деликатные вопросы о месте расизма в североамериканской культуре и отношениях между западной цивилизацией и Третьим рейхом, между Новым временем и яростным антисемитизмом, между экономическим прогрессом и регрессом гуманизма. Термин «регресс», впрочем, неудачен: такая книга, как The International Jew, не могла быть написана до XX века, да и нацистский антисемитизм – абсолютно беспрецедентный феномен.
Tags: Фашизм, Форд
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments