Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Управляющий Форда Джон Ли

Работницы шоколадно-конфетного производства товарищества Жорж-Борман
за упаковкой конфет. С.Петербург. Английский проспект.,16. 1910 год.

.
Продожение цикла Генри Форд и его время.

Многие уверены, что в 1913 году Генри Форд придумал использование конвейера для массового производства. Как видим, конвейер использовался давно, и для массового выпуска пищевой продукции - задолго до того, как Генри Форд применил его в автомобилестроении.

Вот также и с заботой о рабочих, идеи эти принадлежали не Форду, а его помощнику, Джону Ли, который считается основоположником производственного менеджмента.
Джон Ли(John R. Lee) и Уильям Смит (William H.Smith) и Уильям Кнудсен(William S. Knudsen) были управляющими на заводе Keim Steel Mills of Buffalo, New York, производящим стальные части для автомобилей ( осевые корпуса и рамы для модели Т).

В 1911 году Форд купил завод, и его работники стали работать на Форда.
В 1912 году Форд узнал об успехах Персиваля Перри, который уже год как платил повышенную зарплату своим рабочим в Манчестере. До этого рабочие получали 6 пенсов и половину пенни за час при 56 часовой рабочей неделе. Перри увеличил минимальную зарплату до 1 шиллинга и 3 пенса за час, что положительно сказалось на производстве.

В 1913 году Форд запустил сборочную линию, в связи с этим рабочие перешли со сдельной оплаты труда на повременную, что существенно снизило их доход.
Условия труда при этом ухудшились, от рабочего требовали напряженного и  непрерывного труда в течение всей смены, выполнения монотонных и утомительных операций.
Вдобавок к условиям работы на конвейере, к Форду на завод нужно было долго добираться, рабочие тратили на это свое свободное время.

В работе на Форда не было ничего пивлекательного, таким образом, Форд находился в худших условиях, чем другие работодатели. По этим причинам свеженанятая и обученная рабочая сила  уходила с конвейера после нескольких часов работы на нем. Утечка на другие заводы стала угрозой существованию производства.

Тогда Форд предложил решить эту проблему Джону Ли, назначив его ответственным за персонал завода Highland Park.

Прежде чем решить возникшую проблему, необходимо было ее изучить, что и сделал Джон Ли.
С этой целью он провел исследование производственного процесса на заводе и выяснил, что проблема не в механизации, не  в управлении, проблема – в самой рабочей силе.

По воспоминаниям самого Джона Ли,  управление начало понимать важность человеческого фактора,  изучение проблемы падения производства обнаружило, что болезни, долги, страх и переживания приводят рабочую силу в состояние, не пригодное для производственного процесса.

Прежде, чем разработать политику компании, Ли провел обследование компаний автомобильной промышленности, чтобы узнать как обстоят дела у других производителей.

Газета Detroit Tribune писала,  оказалось, по всей стране ситуация одинакова, но господин Ли намерен разработать новую, научно ориентированную систему управления кадрами.

Программу, состоящую из ряда рефрорм, историки  назвали реформами Джона Ли.

Ли предложил увеличить зарплату и сократить рабочий день, основал Социологический отдел, предложил делиться прибылью с рабочими в виде премиальных. Об этом я уже рассказывала раньше, и это все было лишь частью предложенной им программы.

Ли создал отдел по найму ( прототип отдела кадров), в него входили начальник отдела, его помощник, переводчик, делопроизводитель и машинистка.

Процесс приема на работу начал принимать регулируемую форму. Мастер, нуждающийся в рабочей силе, подавал заявку в отдел, где описывал количество необходимых людей, работу, которую они будут выполнять и требующиеся навыки.
Оформленному на работу давали значок, который служил ему пропуском на завод.

Были введены карточки рабочего времени ( я рассказывала о них в посте о часах). Дважды в день – в начале работы и в конце, часы штамповали время прихода и ухода, эти данные служили основанием для выписки чеков по выплате зарплаты каждые две недели.

На каждого поступающего на работу заводилось дело, в которое заносились персональные данные работника, результаты медицинского осмотра и данные  по отработанному времени и данные по норме выработки, передаваемые мастером.

Отдел следил за показателями работы каждого человека, если кто-то не справлялся с нормой выработки, сначала допрашивали мастера, который должен был объяснить причину  и рассказать о предпринятых мерах по решению проблемы. Проблема решалась консультациями с опытными специалистами, дополнительным обучением, переводом на другую работу. Если и на другом месте работник не справлялся с поставленной работой, его увольняли, как  “не соответствующего минимальному уровню эффективности”.

Ли перенес ответственность за увольнение человека с мастера на группу лиц, он создал Комитет, в который рабочий мог прийти и оправдаться за свои действия, Комитет расследовал полномочность решения мастера об увольнении.

"Теперь, если рабочий не смог договориться с мастером, он приходит в комитет, его внимательно расспрашивают и посылают работать в другое место – рассказывал об этом наблюдатель,  - человека перемещали с места на место, пока не находили ему подходящую работу" -  рассказывал очевидец.

Ли отстаивал такую политику, замечая, что это все равно обходится дешевле, чем увольнение и набор новых рабочих. Такая политика дала видимый результат, если в одном месяце  1913 года от Форда ушли 1276 рабочих, то три года спустя – всего 7

Еще одной реформой была категоризация рабочей силы. Целью Ли было разделить рабочих на группы по их эффективности и соответственно оплачивать выше тех, кто был наиболее эффективен.
Система оплаты содержала 6 групп, в которых было еще  три подгруппы, соответствующие навыкам ( 1 класс, средний и новички)

Еще одной инициативой было создание Ассоциации рабочих сбережений и ссуд (Employee’s Savings and Loan Association), целью такой ассоциации было поощрение бережливости, а также - оказание помощи по накоплению средств или предоставлению ссуд  работникам предприятия, минуя банки,

В 1917 году на предприятии был открыт Юридический отдел, в котором рабочий мог получить консультацию ( это в первую очередь, касалось покупки жилья).

Для того, чтобы получить квалифициованную рабочую силу, Ли предлагал организовать школу производственного обучения, эта идея начала реализовываться в 1916 году под руководством преподобного Маркиза, работавшим сначала волонтером в Социологическом отделе вместе с Джоном Ли.

Еще одной важной реформой, начатой в 1914 году, было создание Отдела здоровья и безопасности, который ежемесячно составлял отчеты по травматизму на производстве, а также наличию заболеваний среди работников. Помимо борьбы за безопасность на производстве, это было первым шагом к изучению профзаболеваний.
Но надо знать Форда, обязательные медицинские осмотры и медицинские услуги, оказываемые на заводе, были не беспатными, плата за услуги в обязательном порядке изымалась из начисляемого заработка.

Как видно, установленное Джоном Ли отношение к рабочей силе было гуманным и демократичным, оно давало работнику возможность оправдаться или исправиться, наставляла и направляла его на правильный путь.

Политика гуманизма закончилась с уходом Ли и целой группы грамотных специалистов в 1920-21 годах, после чего была установлена бесприниципная власть менеджеров-любимчиков, не обладавших способностями к какому-либо анализу и модернизации, использовавших лишь один метод - интенсификацию человеческого труда через устрашение.

Увеличение заработной платы и сокращение рабочего дня, по результатам анализа Джона Ли, было жизненно необходимо для возобновления производства.
Но даже такая мера вызвала у конкурентов возмущение, некоторые автопромышленники назвали Форда предателем своего класса. К 1920-году многие автомобильные фабрики все еще работали 48 часов в неделю.


Источники:
Managing the Human Factor: The Early Years of Human Resource Management in American Industry. by Bruce E. Kaufman
Our Own Time: A History of American Labor and the Working Day by David R. Roediger, Philip Sheldon
Friends, Families, & Forays: Scenes from the Life and Times of Henry Ford by Ford Richardson Bryan
The People's Tycoon: Henry Ford and the American Century by Steven Watts


Tags: Капитализм, Рабочие, Форд
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment