Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Время, как критический фактор

Часы 1906 года, подарок невесте, Августе Стип,
с портретом жениха - часовщика, Филипа Кадмуса,
символизирующие вечную любовь.
.
Часы, а не паровой двигатель, являются
главным механизмом современной индустриальной эпохи
.
(Льюис Мамфорд)

Во времена Парижской Коммуны во всех уголках города ...
люди стреляли в часы ...

(Вальтер Беньямин)

Сегодня речь пойдет о том, как часы из символа любви превратились в объект ненависти.
.
.

Продолжение рассказа о жизни в начале XX века из цикла Генри Форд и его время
Жизнь американского рабочего начала XX века. Часть 1. и Часть 2

С наступлением индустриальной эпохи жизнь работников  была синхронизирована с новой системой часовых поясов, позволяющей  работать скоординированно.
Помимо этого, человеческая жизнь работника в городе теперь делилась на смены, дневные и ночные, а время измерялось не положением звезд и солнца, а движением маятника или тиканием часового механизма, отмеряющего продолжительность сна и работы.

Теперь индустриальные рабочие всего мира просыпались  не с пением петухов и первыми лучами солнца, а с боем башенных часов, заводским гудком или со стуком человеческого будильника
.
A knocker-upper shooting dried peas at the windows of her sleeping clients. source
.
Человек-будильник (Knicker up) работал за небольшую плату, с помощью трубки и гороха
или длинной палки, достающей до второго этажа,  он целился или стучал в окно рабочего,
которого нужно было разбудить на работу
Для удобства работы  на дома людей, которых нужно было разбудить,
наносилось время подъема.
.


Иногда фабрикант, озабоченный своевременным приходом работников,
сам нанимал на работу такой будильник

.
Заводчики и фабриканты  были весьма озабочены не только количеством вырабатываемой продукции, но и максимально возможным временем использования оборудования, находящегося в их собственности.
День теперь не делился на утро, день , вечер и ночь, теперь это были 24 часа, поделенные на рабочие смены.  Время работы и время прихода и ухода с работы тоже измерялось часами.
Еще в 1888 году Уиллардом Банди, ювелиром из Оберна , были изобретены часы для учета времени работ (Punch Clock - часы со штемпелем), а год спустя его брат, Н. Банди, Харлоу, начал их массовое производство .


Теперь механические или электрические часы штамповали время прихода на работу и ухода с нее,  хозяин теперь легко отслеживал часы работы каждого работника,  используя эти отметки при расчете заработной платы. Теперь малейшее опоздание, потеря нескольких драгоценных минут работы, вменялись работнику в вину, были основанием наложения штрафа, невыплаты зарплаты, увольнения.
.
Punch hour: in the old days, employees had to clock in and out – now sensors can keep employers informed of comings and goings
Каждый работник отныне имел рабочую карточку, которую он вставлял в часы в момент прихода на работу и ухода. Для таких несложных ежедневных ритуалов придумали названия: Clock in и Clock out.

.
Вот такая карточка в 1914 году служила основанием для расчета заработной платы,
красным отмечался ранний уход и поздний приход на работу


.
.
Но и этого было мало, в погоне за временем, за которое можно произвести еще больше продукции, заводчик стал изучать время, затрачиваемое на конкретную операцию, которую выполняет рабочий,  измеряя время  каждого из движений.
Избавляясь от лишнего  (любимый метод Форда), на конвейерных линиях с помощью часов выискивали каждую лишнюю секунду,   заставляли рабочего выполнять лишь заданный ряд движений, убыстряли движение конвейера, не обращая на физическое и психическое состояние рабочих.

Теперь работники должны были не только стараться не проспать на работу, но работать быстро, быстрее, еще быстрее... чтобы хозяин смог получить больше продукции и больше ее продать.
Хозяин оценивал  каждого работника по его выносливости, способности к большей выработке, мерилом всему были часы, никогда не замедляющие и не прекращающие свой ход.


Вот так часы стали инструментом управления рабочей силы, от них зависела ценность работника, его будущее, его жизнь.

В 1927 году результатом совместного творчества немецкой актрисы и писательницы, Теи Харбоу,  и немецкого режиссера, Фрица Ланга, стал фантастический фильм Метрополис.
.

В огромном футуристическом городе будущего, разделенном на Рай и Ад , время идет по-разному.
В Раю  время разделено на 24 часа, обитатели Рая развлекаются в Вечных Садах.
.
.
В Аду время разделено только на 20 часов, в которых - две смены по 10 часов, хотя в реальности их 12.
.

.
Гигантская машина-молох в Аду с движущимся конвейером, никогда не останавливается, высасывает жизненные силы из людей, временами она требует человеческих жерты, ради процветания Рая.
.
.
Единовластный правитель Метрополиса, Фредерсен, не являлся прототипом Адольфа Гитлера или Бенито Муссолини, он  был похож на американского предпринимателя Генри Форда, сторонника научного управления рабочей силой, при котором рабочий становился придатком  производственной машины и был принужден выполнять  монотонные и бездумные действия за четко определенные короткие интервалы времени.
.

Человек в этой системе оказывался привязан к бездушным часам и механизмам, становился их рабом или жертвой.
.
"Неужели никогда не кончатся эти десять часов, неужели не кончатся, Отче наш?"
- взывает главный герой

И хотя это был футуристический, фантастический сюжет, каждый  читатель романа и зритель киноленты понимал, что такое будущее возможно, и что с ним возможно бороться.
.
В 1936 году вышел фильм Чарли Чаплина "Новые времена" (Modern Times). О сюжете Чаплин в своей автобиографии написал так:

"Мне вспомнился также один разговор с умным молодым репортёром газеты New York World ... Услышав, что я собираюсь посетить Детройт, он рассказал мне о конвейерной системе — страшную историю о том, как крупная промышленность сманивает здоровых молодых фермеров, которые после четырёх-пяти лет работы на конвейере заболевают нервным расстройством "
.
.
В итоге в фильме появился эпизод, в котором главный герой, Бродяга, работает на заводе, где в его обязанности входит непосильно быстро затягивать гайки на проходящих по конвейеру деталях. Хозяин и директор завода непрерывно следит лишь за соблюдением всеми максимальной скорости работы, не заботясь ни об обучении рабочих, ни об облегчении кажущегося бессмысленным труда. Рабочий день Бродяги выдался тяжёлым: сначала на нём испытали нелепую машину для кормления, и он пострадал от её поломки, потом директор завода потребовал увеличить и без того непомерную скорость конвейера, из-за чего Бродягу затянуло внутрь огромного механизма.
В результате, с Бродягой случился нервный срыв,
и он попал в психиатричесеую больницу.

.

.
Герой Чарли Чаплина зажат между шестеренок часового механизма,
времени, которое безжалостно перемалывает человеческие жизни,
ради массового производства новых благ
.
В двадцатом веке человеческая жизнь оказалась полностью под контролем часового механизма, она стала работать на ускорение и умножение, ведь по наставлениям Форда, работник обязан был служить Обществу, которому требовалось все больше и больше материальных благ.

Эксперты по «научному менеджменту» сегментировали и оптимизировали производственные операции, пытаясь максимально повысить эффективность рабочих и служащих. Даже свободное время стало измеряться часами, чтобы не быть потраченным впустую.

Бездушные часовые механизмы, а не солнце или биологические циклы природы и человека, стали определять образ жизни и время работы. Люди работали, учились, ели и спали, в соответствии с показаниями часов, руководствуясь не своими желаниями, а властными предписаниями, переходили на зимнее или летнее время, если это считалось целесообразным для того, кто владеет средствами производства.

Все люди разные и все они зависят от своих личных биоритмов, поэтому и пики продуктивности у них разные, кто-то называет себя совой и лучше работает в вечернее время, кто-то - жаворонком, он героически борется с упадком сил в конце рабочего дня, есть периоды бодрости и периоды упадка сил, в зависимости от природных явлений, количества солнечных дней. Все это изучается учеными, но  режим работы задается не требованиями человека, а эффективностью использования рабочего оборудования и производственных площадей, массовым спросом и другими экономическими причинами.

40-часовая рабочая неделя - это то, что укоренилось в нашем сознании, как победа, результат долгой и тяжелой борьбы. В США 8-часовой день был законодательно закреплен в 1938 году, при том, что несколько компаний уже ввели 8-часовой день на своих предприятиях.

Хозяева этих компаний  пошли на это  не потому что были щедрее остальных, а потому что труд  на компанию был слишком изнурительным, чтобы рабочая сила могла выдержать больше.
Первые две компании занимались печатью, а третьей была Ford Motor Company, в 1926 году она установили пятидневную 40-часовую неделю, чтобы удержать на конвейере рабочую силу.

1932 год,
работники завода Форда радостно отмечаются  о приходе
на вновь открывшийся после кризиса завод




Рабочие отмечают начало смены на заводе Руж (Ford Motor Company )
1950-e годы


Ford Auto Workers Punching Time Clocks : News Photo

На заводе Форда, 1960-е годы

Сегодня, в постиндустриальном обществе некоторые компании начинают предлагать или использовать гибкий график работы, доверяя своим сотрудникам и предоставляя им возможность жить своей жизнью и работать в то время, когда они могут быть наиболее продуктивными.
Однако, это - исключение из правил, традиционный режим с девяти до пяти остается наиболее распространенным, несмотря на то, что научные исследования уже давно доказали, что человек эффективно трудится совсем в другом режиме.

Исследования в одной из компаний показали, что  10% лучших, по производительности, офисных сотрудников часто работают меньше, чем восемь часов в день, при этом они работают циклами по 52  минуты, после чего следует 17-минутный перерыв.

Другие эксперты указывают на то, что три часа напряженной интеллектуальной ( или похожей на нее) работы могут быть столь же эффективными и продуктивными, как традиционные восемь часов. Сотрудники, имеющие возможность работать по гибкому графику или удаленно, почти в два раза больше любят свою работу, чем те, кто работает в офисе.

Офисная работа в течение восьми часов подряд, как показывают исследования, не позволяет работникам достичь максимальной производительности. Хотя современные технологии позволяют работать удаленно, от сотрудников по-прежнему требуются присутствие в офисе, под контролем управляющего, несмотря на то, что офис, если это- не отдельный кабинет, по сути является одним из гигантских отвлекающих факторов.


Так же, как когда-то управляющие Форда изучали движения рабочих с секундомером, так сегодня изучают и работу офисных работников. Уже подсчитано, что в крупных офисах каждый день сотрудники за свой рабочий день по 80 раз проверяют свои телефоны и почту, проводят длительное время за написанием писем, ведут слишком долгие телефонные переговоры, их работу прерывают в среднем 87 раз - то есть каждые пять с половиной минут. При таком количестве отвлекающих факторов, на выполнение своей работы им приходится затрачивать больше времени, что делает их менее продуктивными, снижает качество работ. К тому же, и начальнику сложно понять, действительно ли человек работает или притворяется, что занят.
При этом рабочий день работника уже не вписывается в 8-часовой график, а состоит из неоплачиваемых переработок.

В отличие от промышленного производства, еще не найдена оптимальная  система учета офисного труда, хотя попытки жесткого управления  в виде камер наблюдения за рабочим местом, систем прослушивания телефонных переговоров и проверки электронной переписки, а также изощренной системы штрафов, уже существуют.  Тем не менее, рабочая сила считает себя сверх эксплуатируемой, а работодатель уверен в существовании  еще неиспользованных ее возможностей.

Но пока одна часть работников  думает о том, как сократить 8-часовой рабочий день, и при этом сохранить оплату, при которой можно иметь престижный автомобиль, другая часть общества уже давно не помнит о правиле трех восьмерок.

Волшебное правило - 8 часов на работу, 8 часов - на сон, 8 часов на отдых - было сформулировано еще в XVII веке чешским педагогом и гуманистом Яном Амосом Коменским. В XXI веке оно опять стало недостижимым.

Сегодня по факту выходят за законодательные рамки ограничений и неоплачиваются, как переработки, рабочие дни у врачей и учителей, продавцов и представителей множества других профессий.
Угроза безработицы дает возможность манипулировать рабочей силой ( скажите спасибо, что мы не закрылись, а даем Вам работу) , ничуть не считаясь с правом на отдых, работа в выходные и праздники стала обычным делом.

По-прежнему работодатель, как и Форд сто лет назад, утверждает, что работник доволен, потому что ему платят за работу, и он имеет возможность ( в отличие от многих страждущих, не имеющих ее) не быть обузой для Общества ( опять - наставления Форда).

О качестве такой жизни в мегаполисе, полной сверхурочных, усугубленной потерей времени, необходимого, чтобы добраться на работу и вернуться домой, говорить не приходится.
Работник должен быть счастлив, что пока еще имеет возможность платить по счетам, несмотря на то, что его потребностей становится все меньше, а счетов - все больше.
И вот уже работник сам ищет возможность дополнительного заработка и сверхурочных, но хозяин не торопиться платить, создавая условия зависимости ( "они сами хотят много работать, мы их не принуждаем") .

Но хуже всего приходится производственному рабочему, он продолжает испытывать предельную физическую и психическую нагрузку ради увеличения производства материальных благ.

Законодательно установленная в виде 40-часовой недели работа на производстве существенно ограничивает возможности повышения эффективности использования рабочей силы, точнее - ее предельной эксплуатации, но промышленники невероятно креативны.

Вот что рассказывает статья 2012 года о новых условиях работы на предприятиях автопрома.
.

Так как раньше рабочие работали 5 дней в неделю в две смены по 8 часов, автопромышленники решили восстановить упраздненную ранее третью смену, чтобы оборудование не простаивало в выходные.
Однако, чтобы соблюсти закон и не платить за переработки, работать она будет в специальном режиме, при этом, известно, что тяжелые условия такой работы станут еще тяжелее.

На заводе Ford в Мичигане в Уэйне уже работают по 10 часов в сутки четыре дня в неделю. Так называемая смена A работает днем, а смена B работает ночью. Вновь вводимая смена С меняет время начала каждую неделю. По пятницам и субботам рабочие начинаются с 6:00 утра, по понедельникам и вторникам - с 16:30.

Новая схема работы, оправдываются промышленники, позволяет открыть доплнительные рабочие места. Заводы могут работать шесть дней в неделю вместо пяти, поэтому они могут производить больше автомобилей, которые востребованы потребителем.

Пресс-секретарь Chrysler Джоди Тинсон признает, что работать 10 часов тяжело, однако нужно видеть и светлые стороны, рабочие также получают три дня выходных в неделю, которые они могут провести с семьей, и эта схема - альтернатива практикуемым сверхурочным.

Тем не менее, ничто не мешает работодателю вводить и сверхурочные, потому что по условиям заключенного с профсоюзами контракта, компании позволяется использовать дополнительные полтора часа сверхурочной работы по окончании 10-часовой смены, если это вызвано производственной необходимостью.

По словам Рональда Червина, главы Мичиганского университета по исследованию нарушений сна, существует опасность того, что вариации времени начала работы могут отразиться на самочувствии рабочих, они будут постоянно находиться в состоянии, похожему на то, что испытывает человек при смене часовых поясов.

Как видим, провести три дня с семьей у работника не получается, если человек не может уснуть, когда все должны спать и бодрствовать, когда это делают другие.

На заводах General Motors такую схему тоже испробовали, но по словам Ларри Захнера, менеджера по производству, им не понравилось влияние нового графика на рабочих.

«Третья смена американцам, действительно, не подходит. Это просто вызвало у нас проблемы», - говорит Захнер. ( не означает ли это, что для русских или китайцев такая схема вполне приемлема?)

В Трентоне (штат Мичиган) завод по производству двигателей Chrysler испробовал обсуждаемую схему работы , и последствия использования трех смен были катастрофическими.

«За это время у нас был огромный отток работников [в отпуск по болезни или по семейным обстоятельствам], - объясняет Захнер. «Люди пропускали работу и / или приходили очень поздно, потому что не могли заснуть».

О том, что время - критический фактор на заводах Форда, говорит и Марк Томас, менеджер по инженерной части.

Сегодня, как и прежде, на конвейерном производстве, борьба идет за каждую минуту, ради этого, задействована современная техника, разработаны новые способы экономии рабочего времени.

Вот, например, Форд внедряет новую систему оповещения, которая синхронизирует работу всего предприятия с точностью до секунды. Ее представляют, как великое достижение научно-технической мысли.
.

.
Завод занимает огромную площадью более 50 акров, разделенную на  семь производственных зон. Для обеспечения выполнения производственных задач в течение всего дня необходима одновременная синхронная работа каждой производственной зоны.
Не только начало и конец смен, но и время перерывов, все синхронизировано. Эффективное управление временем означает, что мы можем максимизировать производительность по всему заводу - утверждают управленцы.

«Система управления временем гарантирует, что весь завод работает точно по одному и тому же графику. Все часы на заводе должны показывать одинаковое правильное время, и все оповещатели должны синхронизироваться с ними. Поскольку мы применяем различные схемы смены для каждой производственной линии, для каждой из семи зон необходимо запланировать отдельные программы ».

В основе новой системы - Главные часы. Они получают сигнал времени по GPS, поэтому они всегда  показывают точное время. Главные часы  синхронизируют все компьютеры через компьютерную сеть, поэтому каждый ПК также показывает одинаковое время. Подчиненные часы, расположенные в разных зонах, синхронизуются с Главными часами с помощью радиосигналов.

Для объявления о сменах и перерывах было установлено 28 мощных звуковых оповещателей 110 дБ. Звуковые оповещатели также являются беспроводными для легкой установки, и репродукторы обеспечивают дополнительное покрытие большой площади. Опровещатели сгруппированы по зонам, у каждой производственной линии может быть свой график. Каждый оповещатель или зона оповещателей, синхронизируется с Главными часами и могут быть запрограммированы на передачу до 16 различных предварительно записанных звуков, что позволяет различать начало и конец каждой смены или перерыва.

Новая система синхронных часов и звонков зарекомендовала себя с высокой эффективностью, так как каждая часть завода теперь работает в соответствии с одним и тем же графиком, что дает возможность максимизировать производительность.

Несмотря на повышенную заработную плату, множество дополнительных соблазнительных бонусов, рекламных роликов, рассказывающих о том, что рабочие Форда- одна семья, заботятся друг о друге, Компания Ford, как и сто лет назад, испытывает утечку рабочей силы, сложности с новым наймом, и вынуждена держаться за старые кадры.

Вот, например, запись на форуме 2016 года, работник Ford Motor Company, Tom Montgomery, с 40-летним стажем, которому скоро исполнится 62 года, рассказывает:

"Завод по производству грузовиков в Кентукки работает в режиме полной занятости. Мы добавляем третью смену и запускаем новые автомобили с алюминиевым кузовом. Новый режим работы будет организован в 3 смены: Смена А- с 6:00 до 16:30 с понедельника по четверг; Смена B - с 18:00 до 4:30, вторник-пятница; смена  C - с 6:00 до 16:30 по пятницам и субботам и с 6:00 до 4:30 по воскресеньям и понедельникам.

Отсев среди новых работников  меня поразил. Сегодня утром я разговаривал с новой сотрудницей, которой 40 лет, она начала работать с понедельника. Она сказала мне, что из ее группы из двадцати семи новичков осталось только семеро. Другая новая работница рассказала, что из ее группы из сорока человек, которая начала работать в июне, осталось только пятеро...

Новым работникам от 18 до 60 лет, им предоставляется ознакомительная экскурсия по заводу. Каждый вторник мы видим эти группы. В этот вторник я заметил одну из новых женщин, которая оказалась старше меня. Сегодня утром я узнал, что этой ЖЕНЩИНЕ 75 ЛЕТ! Это меня ошеломило!"


В 70-х годах люди, рассказывает Том, ушедшие от Форда, никогда не возвращались, потому что к концу дня получали другую работу на верфи или на сталелитейном заводе, заработную плату и бонусы, примерно равные заработкам Форда , но  сейчас - другие времена.

Чем же не устраивает новых  молодых работников работа на конвейере, на котором по нашим понятиям, царит торжество автоматизации и робототехники?

Том объясняет, что сборочная работа состоит из многократно повторяющихся операций, которые нужно выполнять быстро, а иногда требуется и физическая сила.  Например, работа в яме под машиной с  просветом над тобой всего 5'6" (167 см) и требующая работы руками над головой. Такую работу требуется быстро выполнять в течение 10 часов, все 5, а иногда и 6 дней в неделю. Или операции, требующие мускульной силы, вокруг  тяжелого инструмента, висящего на подъемнике.

"Попробуйте делать это в течение 58 часов в неделю. Как насчет работ по отделке, которые требуют входить и выходить из кабины 60 раз в час и приседать или становиться на колени с наколенниками внутри этой кабины.
Конечно, не каждая работа настолько тяжела, но новые сотрудники назначаются на любую работу, которую не желают делать те, кто работает в бригаде уже давно."


Примечательно, что Том все время говорит не о сорока часах работы в неделю, а о пятидесяти восьми.

Я работал 58 часов в течение нескольких лет на старом сборочном заводе Lorain в Огайо. Нам приходилось работать в режиме  двух недель по 58 часов, а потом - недели - в 50 часов.
Это было в середине и конце 80-х годов.

Да, это сложно. Но тогда я был молодым человеком. Вы зарабатываете МНОГО денег и при этом,  у вас очень мало свободного времени, чтобы их тратитьх.

Но хуже этого - работать в смене C, с 6:00 до 16:30 по пятницам и субботам, с 6:00 до 4:30 по воскресеньям и понедельникам. Я так работал на заводе в Кентукки в течение нескольких лет и перестал работать около восьми лет назад.
Только, когда завод вернулся к обычному двухсменному графику, я понял, насколько  я все время уставал. Я добровольно согласился на эту смену, потому что платил алименты и нуждался в дополнительных деньгах. И это было ОЧЕНЬ много денег ... теперь так много не платят. Я подозреваю, что много новых работников увольняются, потому что их такая перспектива работы не соблазняет...


Том  страдает профессиональными заболеваниями, но благодаря тому, что он все время менял место работы, они не такие серьезные, как у других.

В конечном счете Том признается:

Американский автопром держится на сверхурочных. Если рабочая сила сборочного завода работает только в две смены по 40 часов в неделю, что-то не так, и их работа находится под угрозой. Это реальность жизни работника автомобильной промышленности

И опять вспоминается фильм Метрополис, и хочется воскликнуть: "Неужели никогда не кончатся эти десять часов!"


Tags: Капитализм, Рабочие, США, Форд
Subscribe

  • Встреча в бухте Тихой

    Тема воздухоплавания продолжает жить в моем журнале. На этот раз это - встреча советского ледокола “Малыгин” с дирижаблем “Граф…

  • История леди Драммонд-Хэй. Часть 1

    Паника распространилась среди простых невежественных крестьян, живущих в своих селениях в приткнувшихся друг к другу избушках в заброшенной…

  • Крылья для русского медведя

    1928 год “ Русский медведь учится летать , как орел. Россия мечтает о самом большом в мире воздушном флоте – о бесчисленных…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

  • Встреча в бухте Тихой

    Тема воздухоплавания продолжает жить в моем журнале. На этот раз это - встреча советского ледокола “Малыгин” с дирижаблем “Граф…

  • История леди Драммонд-Хэй. Часть 1

    Паника распространилась среди простых невежественных крестьян, живущих в своих селениях в приткнувшихся друг к другу избушках в заброшенной…

  • Крылья для русского медведя

    1928 год “ Русский медведь учится летать , как орел. Россия мечтает о самом большом в мире воздушном флоте – о бесчисленных…