Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Жизнь американского рабочего начала XX века. Часть 2


.
.
Что носили рабочие.


В сущности, одежда русского рабочего н слишком сильно отличалась от одежды американского рабочего
«Проезжая по любой нашей железной дороге и окидывая взглядом публику на станциях, на многих из этих последних невольно обращает на себя ваше внимание группа людей, выделяющихся из обычной станционной публики и носящих на себе какой-то особый отпечаток. Это-люди, одетые на свой особый лад; брюки по-европейски, рубашки цветные навыпуск, поверх рубашки жилетка и неизменный пиджак, на голове — суконная фуражка; затем — это люди по большей части тощие, со слаборазвитой грудью, с бескровным цветом лица, с нервно бегающими глазами, с беспечно ироническим на все взглядом и манерами людей, которым море по колено и нраву которых не препятствуй… Незнакомый с окрестностью места и не зная его этнографии, вы безошибочно заключите, что где-нибудь вблизи есть фабрика…»
Источник

На досуге и для поездок на работу американские  рабочие носили кепки ( часто - вместе с курткой Норфолк - курткой с поясом со складками спереди и сзади) - и длинными брюками с манжетами.
.

1906 год


.
Что касается женщин-работниц, почти всегда во всех видах деятельности женщины носили длинные юбки. Юбки, как правило, сочетались с белой блузкой.


.
Юбки 1914 года - широкие на бедрах и узкие у лодыжек - уступили в 1915 году свободе и удобству расклешенной юбки, известной как «военный кринолин».
.



.
Из-за экономии материала во время войны из Европы пришло новое веяние – длина юбки стала постепенно укорачиваться и в конце-концов остановилась у  середины икры.

.




Женщины за приготовлением желе


Прачки Детройта, наиболее распространенное занятие женщин в начале XX века.
.
Некоторые фабричные работы требовали от женщин носить брюки или комбинезоны, однако, длинные юбки оставались наиболее распространенной рабочей одеждой. В 1915 году одежда была относительно дороже, чем сейчас, и на нее приходилась большая доля общих расходов на потребление. Одежда в настоящее время составляет около 3 процентов потребительских расходов, но в 1915 году она составляла около 13 процентов.



.
Что ели рабочие.
.
Средний русский чернорабочий съедал в день полтора фунта черного хлеба, полфунта белого, полтора фунта картофеля, четверть фунта крупы, полфунта говядины, осьмушку сала и осьмушку сахара.

А вот питание американского рабочего, живущего в крупном промышленном городе, уже значительно отличалось от питания в России.

Судите сами.

День рабочего начинался с холодного завтрака, который для него уже разработала американская промышленость, уверяя в том, что это - не только дешевое, но и наиболее рациональное и здоровое питание.

В 1915 году для питания выпускали несколько видов американского завтрака - кукурузные хлопья Post Toasties , выпускаемые с 1904 года, кукурузные хлопья Kellogg (1906), рисовые и пшеничные воздушные зерна (Quaker Puffed Rice and Puffed Wheat -1909), измельченная пшеница (Shredded Wheat-1912) и 40% отрубные хлопья (Bran Flakes -1915) .
.

.




Воздушные зерна разработаны профессором колумбийского университета,
говорится в рекламе,
"взрывается каждая пищевая клетка и каждый атом насыщает"

Однако, замечает автор статьи, завтрак фермера, скорее всего, включал яйца, холодное мясо, биксвиты или блины. Завтрак у фермера наступал лишь после нескольких часов  работы, ведь фермеры начинают рабочий день очень рано.

Как и сегодня, в 1915 году существовали разногласия по поводу того, что означало здоровая пища.

Например, одно периодическое издание опубликовало следующее : «Два измельченных пшеничных бисквита, которые несколько минут нагревают в духовке для восстановления свежести и заливают молоком и небольшим количеством сливок, обеспечат большим количеством питательных веществ, необходимых вашему телу, чем мясо или яйца, и все это - по цене не более пяти центов. Добавление нарезанных бананов или других фруктов не приведет к увеличению общей стоимости более чем на пять центов, и эта еда тщательно переваривается, когда желудок отказывается от других продуктов. Самый богатый человек в Америке не мог купить
ничего лучше
»





"Сегодняшний ребенок станет завтра мужчиной, а сила нации зависит от здоровья и силы ее мужчин и женщин"
предлагаемое фирмой питание легко усваивается и рекомендуется, детям, лицам с ограниченными возможностями,
и инвалидам, неоценимо полезна при таких заболеваниях, как холера, тиф, желтая лихорадка и пневмония,
и еще целом списке заболеваний
.
Свой обед рабочий носил в ланч-боксе, который тогда имел вид жестяного ведерка или  сумки, в которую клали еду из ледника или холодильника. Хотя  холодильники массово  стали выпускать после 1918 год, для большинства американцев ледники в виде ящиков со льдом оставались нормой до конца Второй мировой войны.
.


Алюминиевая фляжка и ведерка для ланча
.

Lunch box 1910.

Хотя аппарат для производства целлофана был изобретен в 1912 году, пластиковые мешки для сэндвичей и пластиковые контейнеры в то время еще не производились.

В поваренной книге 1915 года говорилось, что «если бутерброды готовятся за некоторое время до их подачи, их можно сохранить влажными, завернув их в сухое полотенце, накрытое полотенцем, отжатым от горячей воды». Это было ценным советом для родителей, которые упаковывали сэндвичи для своих детей-школьников.




Продавеуц орехов
.
Положение детей, их питание было темой публичных обсуждений, к 1912 году в 40 городах были предложены бесплатные или недорогие школьные обеды.
.

.


В магазинах продавались консервированные фрукты, овощи, рыба и мясо, а свежие фрукты и овощи в магазинах можно было увидеть редко, ими питались сельские жители.
.


.

Консервы, в том числе супы Кэмпбелла (Campbell’s soups), считались эффективными и полезными, их полезность была доказана научно, а обработанные продукты считались изысканными и модными.
.

.


.

В качестве жиров в тесто клали лярд - топлёное свиное сало (Pure Lard), а название Jell-O ( желатин) стало нарицательным, его можно было найти на каждой кухне.



В моду входило "здоровое питание", таковыми рекламировались соевые продукты, заменители мяса и молока. Пищевая промышленность развивалась в этом направлении, производя множество баночек и пакетов с заменителями естественного питания, дешевыми и доступными для народа. Вот, например, магазин на фото ниже
.

.
На прилавках выставлены баночки с названиями Lacto-Dextrin (пищевая добавка для изменения кишечной флоры) и Sal-Savita (овощная приправа с мясоподобным вкусом) Protose  ( популярный в начале двадцатого века заменитель мяса, изготовленный в основном из пшеничного глютена и арахиса).


.
Интересно, что продавцами в магазине все еще работают мужчины, в то время как женщины заняты на вспомогаетльной работе (оформлением заказов, счета), их рабочее место - наверху
.

.
Женщины-работницы часто ограничивались чаем и фруктами, как на фото 1913 года, где работницы Бюро гравировки и печати являют собой образец американского индивидуализма, наслаждаясь отдыхом и ланчем, каждая - за своим столиком .
.

.

Некоторые рабочие не брали обед с собой и были вынуждены его покупать, иногда - вот в таких перемещаемых вагончиках


Lunch wagon 1910
Lunch Car
Worcester Lunch Car

В то время еще не было никаких ресторанов быстрого питания, первые из них появились  в 1920-х.
Но первый ресторан - продовольственный автомат Horn & Hardart был открыт в июне 1902 года в Филадельфии, а в Нью-йорке – в 1912 году , цена большинства блюд не превышала 5 -10 центов.
.


В 1924 году Horn & Hardart открыл магазины, где продавалась пакетированная еда из автоматов. Продажа осуществлялась под рекламным лозунгом "Меньше работы для мамы", при этом такая еда на вынос  презентовалась, как  домашняя еда.


У черных рабочих были свои закусочные


Norfolk.Cafe1919
А у белых -свои

Lunch Room

Перекусить можно было и в аптеке, где помимо лекарств, располагающихся на полочках слева, со стаканчиком кока-кола вам предлагали сэндвич за 10 центов или даже куриный салат за 20, и огромный выбор мороженого.

 1921 год

Лекарства в этой аптеке - на полочках слева - детский сироп от кашля

.

1915 год

Вот в этой, аптеке, по роскоши не уступающей елисеевскому магазину, предлагаются к продаже шоколад для женщин и детей,и сигары- для мужчин



А на самом видном месте рекламируются  Идеальные перьевые ручки Уотермана





Всего за 3 доллара продается надежнейшая перьевая ручка, которую можно носить в кармане,
кошельке или сумке без всякого опасения, что она может протечь



Мировая история пишется ручкой Уотермана
Ручки Уотермана можно купить почти в любом точке планеты,
и везде она будет такой же идеальной по качесту, цене и стилю.


Стоит обратить внимание и на великолепные часы на стене, потому что часы и время в начале двадцатого века приобретают для рабочего особый смысл.




Время и работа.

До 1883 года города по всей стране определяли свое время по положению солнца, поэтому в стране были сотни местных времен, но в 1883 году местное время по всей стране было объединено в стандартизированные часовые пояса.

Часовые пояса стали использоваться железными дорогами, но лишь после того, как Конгресс принял Закон о стандартном времени 1918 года появилось «официально» правильное время.

Теперь работники, не занятые в сельском хозяйстве,  уже не ориентировались по солнцу, а должны были подчиняться определенному времени, задаваемому часами.
.


Реклама карманных часов
Часы Элгин снимают время со звезд и кладут его в ваш карман


Форд был не первым и не единственным, кто ориентировался на получение прибыли в результате снижения цены и массового произвдства.  В 1892 году компания Ingersoll  представила  на рынок карманные часы «Янки» стоимостью всего 1 доллар США, она ориентировалась  на огромную массу потенциальных покупателей среди хорошо оплачиваемых рабочих и среднего класса.





Хотя Ingraham не могла делать качественные часы, их цена была привлекательна, к 1900 году они продавались за 2 доллара, и  довольно хорошо, судя по тому, как долго они производили эти часы (до 1950-х годов).

Часы впервые появились в офисах и на предприятиях где-то между 1910 и 1915 годами.

Однако, далеко не все рабочие, даже получавшие 5 долларов в неделю, могли себе позволить купить часы



Реклама 1920 года  наручных часов, которые раньше носили только военные.

Карманные часы стали вытесняться наручными,и вот уже часы Элгин  снимают время со звезд и приносят их на ваше запястье

Рекламные объявления производителей часов уже разъясняют, что быстрый работник - это «прибыльный» работник.

В 1911 году Фредерик Уинслоу Тейлор разработал «Принципы научного управления», в которой предлагалось добиться большей эффективности на рабочем месте, обучая сотрудников выполнению каждой конкретной работы: такой как проверка шарикоподшипников, выполнение бухгалтерских задач или продажи товаров. Тейлоризм довел разделение труда до логического предела, но не принял во внимание удовлетворенность работников.

Особенно вызывало ярость рабочих научное управление , которое занималось изучением движений рабочего и затрачиваемого на это движение времени,  чтобы разработать наиболее эффективные способы выполнения рабочих операций.

В 1913 году на основе тейлоризма зародился фордизм - система организации поточно-массового производства, основанная на использовании конвейера, которая позволила повысить производительность труда через его интенсификацию. Теперь рабочий полностью был во власти часов.

Продолжение следует

Источник
Carol Boyd Leon, "The life of American workers in 1915," Monthly Labor Review, U.S. Bureau of Labor Statistics, February 2016
Tags: XX век, Капитализм, Рабочие, Форд
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments