Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Category:

Об образовании народа


book


Продолжаю сравнивать немецкого промышленника эпохи раннего русского капитализма Франца Сан-Галли и представителя развитого американского капитализма Генри Форда, Сегодня речь пойдет об отношении к народному образованию.

В конце 19 века русские промышленники были озабочены возрастающей необходимостью в подготовленной для заводов и фабрик рабочей силы. С этой целью они открывали промышленные школы и училища, дававшие возможность будущим рабочим справляться с поставленными перед ними производственными заданиями.

На заседании Городской Думы 14 августа 1881 года гласным А.А. Краевским было зачитано направленное ему, как председателю Комиссии по заведованию городскими начальными училищами письмо его коллеге по Думе, гласного Ф.К. Сан-Галли, в котором тот сообщал, что открывает при устроенной им колонии для рабочих два начальных училища в построенном им для этой цели двухэтажном «каменном» доме и просит о ходатайстве перед Городской думой «о принятии означенных училищ в ведение города» при этом он ставил лишь одно условие , чтобы назначение учителей в его школу согласовывалось с ним.

Училище предназначалось : одно — для мальчиков, другое — для девочек — на пятьдесят мест каждое. Хотя они устраивались в основном для детей заводских рабочих, фабрикант намеревался принимать в них и детей «других городских обывателей» независимо от их вероисповедования и состояния, с оплатой за обучение два рубля в год, а в «уважительных случаях»

Собрание постановило «принять на общем основании в ведение городской училищной комиссии... с обращением платы за учение, с кого она будет взиматься, в доход города » и выразило жертвователю благодарность «за содействие в таком полезном деле, как народное образование»

Ровно через неделю тот же Краевский сообщил собранию, что училища, которые фабрикант обязался содержать за свой счет, открылись и по своему устройству намного лучше городских училищ.
За три дня с момента открытия в училища были уже зачислены 51 девочка и 31 мальчик, что говорит о том, насколько необходимо было открытие училищ. Училищам были присвоены имена -8-е и 5-е Александро-Невское начальное городское училище Сан-Галли для мальчиков и для девочек соответственно.

Однако, через пять лет Сан-Галли счел для себя содержание училищ непомерным бременем и решил отказаться от их содержания, уведомив об этом Комиссию городских училищ.
Учитывая, что училища переполнены и закрывать их нецелесообразно в связи с нехваткой таких заведений, комиссия вынесла вопрос на рассмотрение Городской думы, подсчитав, что годовое содержание (1886-1887) училищ составит 1591 рубль 66 коп.

Дума постановила, в связи с уже утвержденным городским бюджетом, содержание училищ отнести в счет вновь открывающихся 25 новых городских училищ. Поскольку училища были взяты на содержание городом, из их названия изъяли имя Сан-Галли,  носить имя «жертвователя» учебное заведение могло лишь до тех пор, пока оно находилось на его содержании

Подготовкой кадров занималось и российское государство, открывая училища для мальчиков и девочек с тем, чтобы дать им возможность осваивать профессии и дать возможность зарабатывать себе на жизнь.

Вот, например, Дом призрения и ремесленного образования бедных детей существовал с 1860 года и находился под покровительством императора Александра II.



Учащиеся 2-го реального училища на уроке естествознания. 1914.г.

.

.
Цель заведения состояла в «воспитании и обучении полезным знаниям и ремеслам призреваемых обоего пола без различия состояний, званий и вероисповеданий». Учащиеся получали начальное образование, кроме того, обучались черчению,
а также: девочки обучались шитью, стирке белья, приготовлению пищи; мальчики - ремеслам, первоначально столярному и обойному, затем, дополнительно, резному и сапожному.
По всей стране. отвечая запросам времени,  стали открываться ремесленные, промышленные и коммерческие училища, которых в связи со стремительным ростом русской промышленности , катастрофически не хватало.


Томское ремесленное училище,1900 г.

***

С проблемой кадров столкнулся и Генри Форд, но так как Генри не хотел терять даже минуты на обучение свежепринятых рабочих, он решил, что можно сбречь время на обучение и получить подготовленные молодые кадры, если они будут набираться производственного опыта еще в процессе учебы в школе ( о чем , собственно,  мечтает современный бизнес сегодня - вспоминаю уже упомянутый недавний пост фрицморгена по поводу состояния рынка трудовых кадров ).
Для этого, всего-навсего, нужно открыть свои собственные школы на своем собственном производстве.

Среди различных проектов Генри, промышленные и ремесленные школы, как замечают историки, оказались самыми удачными.

Идея  открыть школы для мальчиков  посетила Форда не сразу, а под влиянием преподобного Маркиза.
.

.
Преподобный Сэмюэл Симпсон Маркиз был настоятелем только что открывшейся церкви Святого Павла, его служение делу было настолько беззаветным, что в 1915 году он находился на грани полного истощения, после медицинского обследования ему предложили взять отпуск на год. А он заметил, что лучшим отдыхом будет смена работы, потому он пошел работать волонтером в Социологический отдел Форда.

О Маркизе пишут, что Маркиз приветствовал политику Форда 1914 и 1915 годов, в которую входило установление восьмичасового рабочего дня и политика распределения прибыли.
Однако, к  1921 году эту политику стало трудно проводить в жизнь, и руководители, которые «поставили справедливость и гуманность выше прибыли и производства, ушли», а вместе с ними закончилась «эпоха сотрудничества и доброй воли в компании».

Он вернулся к служению, а в 1923 году опубликовал книгу «Генри Форд: толкование», которая перепечатывалась в еженедельных редакционных статьях общенациональных газет, включая «Бостон геральд» и «Нью-Йорк таймс». Книга была встречена с большим интересом и неоднозначной реакцией из-за ее откровенного обсуждения отсутствия гуманизма в производственных отношениях на примере Генри Форда и его компании, в которой Маркиз описал «методы управления» и отсутствие уважения к работникам.

Работая в Социологическом отделе и посещая семьи рабочих, Маркиз был обеспокоен нищетой, при которой у детей и подростков не было шансов на лучшее будущее, об этом он снова и снова рассказывал Форду. Форд поручил заняться вопросом открытия такой школы Маркизу и Социологическому отделу.

Это было желание помочь мальчикам, которые под давлением обстоятельств принуждены преждевременно оставить школу. - рассказывает в своей книге Генри Форд.
Но тут же признает истиную причину: необходимость найти ученых мастеров.

Мы с самого начала держались трех принципов: дать мальчику возможность остаться мальчиком,
вместо того чтобы воспитать из него скороспелого рабочего;
вести научное образование рука об руку с ремесленными уроками;
воспитывать в мальчике чувство гордости и ответственности за свою работу,
заставляя его производить настоящие предметы потребления.

На самом деле, гордость подчиненных Форда никогда не волновала, понимая, что хорошую работу стимулируют плата труда и грозящая безработица. Судя по тому, как безжалостно он избавлялся от ненужных или несимпатичных ему людей, не соблюдая никаких приличий, делая это через подставных лиц, сберегая себя от  неприятных моментов, связанных с чужим горем, вызванным его деятельностью

Мы содержим первоклассный учебный персонал, а учебником служит фабрика Форда.
Она дает более широкую возможность для практических занятий,
чем большинство университетов.
Уроки арифметики даются с применением конкретных задач фабрики.
Например, нужно объяснить действие насоса.
Учитель сперва объясняет отдельные части и их функции,
отвечает на вопросы и потом ведет всех вместе в машинное отделение,
чтобы показать большой насос в действии.


Для организации такой школы у Генри был дипломированный помощник



Фрэнк Прентис Сирл (Frank Prentis Searl), получивший диплом бакалавра в колледже и имевший двухлетний опыт работы в нью-йоркской школе, к этому времени преподавал математику и предмет, который назывался Science ( научные знания) в уникальной, как пишут американцы, промышленной школе для мальчиков в Детройте.

Школа была уникальной , потому что в ней одновременно обучали черчению и деревообработке ( вероятно таких школ еще не было в США), при этом она была подготовительной школой для поступления в колледж, в ней училось 60-75 мальчиков. В 1900 году она стала частью государственной системы образования, получив название университетской школы Детройта.

Сын Форда, Эдсель, который после окончания школы сразу стал работать на отца, вместо того, чтобы пойти учиться в колледж, брал частные уроки математики и физики у Сирла. Он и привел Сирла для руководства школой, которую открыл Социологический отдел.
Школа должна была предоставить возможность обучения детям из бедных семей, родители которых не могли оплатить им поступление в колледж.

Каждый мальчик получает при поступлении годовую стипендию в 400 долларов.
Постепенно при удовлетворительных успехах она повышается до 600 долларов.
.
Так как школа принимала мальчиков с 12 лет, работать за зарплату детям по закону было нельзя, потому была придумана стипендия, которая была официально признана «дарением», которое не облагается налогом. Вот так промышленник Форд перехитрил  борцов с детским трудом .
.
Об успехах в классах, как и в мастерской, а также о прилежании ведутся ведомости.
Отметки о прилежании принимаются во внимание при определении размера стипендии.

Одновременно с этой стипендией каждый мальчик получает маленькое жалованье

Они зарабатывают 16…35 центов в час — больше,
чем могли бы зарабатывать на доступных в их возрасте должностях.
Оставаясь в школе, они могут совершенно так же помогать своим семьям,
как если бы ходили на работу.


Школа открылась в 1916 году, и в ней сначала учились всего 6 учеников с одним инструктором, вскоре их стало 40, через три года-400, к 1921 году , когда закрылся Социологический отдел — уже 1800.
Классные комнаты размещались на территории Highland Park, на четвертом этаже главного здания.


Процесс обучения на одну треть состоял из теории и две трети- , то есть — работы. Курс обучения предполагал освоение профессий красильщика и инструментальщика.

В него входили многие, но далеко не все предметы, которые были необходимы для поступления в колледж. Форд не собирался платить за то, что он сам считал ненужным для его производства.
Не преподавали там, напрммер, историю и иностранный язык. При этом, надо заметить, в школе обучали столь любимым Фордом старинным танцам.

Те, кто хотел поступить в колледж после окончания школы, должны были обходиться собственными средствами и заниматься этим в свободное от школы время. Для этого после занятий и работы в школе, они посещали вечерние курсы, конечно, за  свои деньги.  Это была большая нагрузка для детей, но это был и шанс выбиться в люди, таким шансом стремились воспользоваться самые упорные.

Школа предоставляла 3-недельные каникулы летом и 1 неделю на Рождество, а также снабжала их горячим обедом каждый день.

Для производства школе было выделено отдельное пространство, где были установлены различные станки. Стоимость обучающего оборудования оценивалось в миллион долларов.
Сирл установил приоритет целей: на первом месте было обучение правилам безопасной работы, на втором — опрятность в работе, на третьем - аккуратность.

На каждые десять учеников был один инструктор, которого сниали пямо с производства и направляли в школу. Ученики учились делать инструменты, сначала - самые простые, с накоплением опыта уровень сложности повышался.

Доход, который приносили ученики ежегодно, оценивался в 3 миллиона долларов. За такую работу самые умелые из них получали 4 доллара в день, в среднем ученики получали 2 доллара. Учитывая оплату инструкторов, содержание площадей и оборудования, школа  обходилась Генри дорого, но зато окупалась подготовленными кадрами, тем более, что уже в процессе учебы отбирались самые перспективные.

О школах Форда американцы рассказывают с таким воодушевлением, что кажется будто Форд изобрел что-то никогда не существовавшее, а также спас страну от бедностию Многие уверены, что закончившие школы Форда должны быть благодарны за предоставленный им стартап и стипендию, хотя стипендия, которая преподносилась, как щедрый подарок, на самом деле, была стимулом для продолжения учебы и давала возможность выжить до окончания школы.

При этом обычно никто не замечает, что именно стремительно разбогатевший Форд был одним из виновников их стремительного обнищания. Именно он, в стремлении получить максимальную прибыль,  максимально удешевлял и сокращал рабочую силу, занятую в производстве. Именно он проповедовал бедным скромность и сбережение, а сам следовал прихотям и терял миллионы на бесперспективные проекты, делал роскошные подарки и оплачивал безмерные запросы своих фаворитов.

Противоречивость Форда проявилась и в связи с понятием  бережливости. С одной стороны он считал накопление излишним.


.
Мы учим детей копить деньги.
Как средство против необдуманного и эгоистичного бросания денег это имеет цену.
Но положительной цены это не имеет; оно не ведет ребенка по правильному,
здравому пути полезного и здравого проявления и применения своего «я».
Лучше учить ребенка пользоваться деньгами и тратить их, чем копить.
Большинство людей, которые заботливо копят пару долларов, сделали бы лучше,
употребив их сперва на самого себя, потом на какую-нибудь работу.
В конце концов они имели бы больше сбережений, чем раньше

.
С другой стороны, заявляя о  том, что дети могут помогать своим семьям,  он по факту не выдавал этих средств:
.
месячное жалование... однако, должно откладываться на его имя в сберегательную кассу.
Этот запасный фонд должен оставаться в банке до тех пор,
пока мальчик находится в школе;
только в несчастных случаях школьное начальство
получает разрешение взять из банка деньги.
.
Заработки мальчиков  хранились отнюдь не на их персональных счетах, а на счетах компании.

Вот так из заработков  учеников, хранящихся пару лет и бонусов рабочих, выплачиваемых лишь перед новым годом, формировались и прокручивались денежные средства компании, которые Форд в течение года и больше использовал по своему усмотрению.

Деньги компании, помимо своих банков, хранилось и в других ( а их было, поданным историков, около 250) ,их всегда было  достаточно, чтобы не брать кредиты, как с гордостью признавался в своей книге Форд.

В 1928 году появилась еще одна школа в другом здании завода, где училась тысяча учеников, в первой школе в это время училось две тысячи. В 1930-х годах Сирл переехал на завод Ривер Руж в Дибурн, где школа обрела свое окончательное местонахождение.
.
По окончании школы им повсюду открыты хорошо оплачиваемые места на фабриках...
повсюду могут требовать высшую ставку
.
.
Несмотря на неполное образование, выпускники школы оказались очень востребованы на ответственных должностях в производстве по всей стране, некоторые впоследствии стали даже управлять собственными заводами, трое стали руководить школами Форда, открывающимися заграницей ( в Индии, Англии, Филиппинах)

В период между 1922 и 1928 годом Форд пригласил на обучение около 600 иностранных учеников, которые проходили обучение под руководством Сирла, оплачивая им сдержание в пять долларов в день в течение периода от нескольких недел до трех лет, среди этих учеников были китайцы, индийцы, филиппинцы, чехи и русские из Советской России.
.

***

Как видно, если немецкий предприниматель в условиях только зарождающегося русского капитализма еще вынужден был считаться с установленными стандартами образования, то представитель развитого капитализма уже устанавливал собственные правила, учить лишь тому, что нужно лишь только ему, не заботясь о будущем тех, кто останется частично образованным.
Как можно увидеть сегодня, современный промышленник тоже не слишком  озабочен тем,  как у его народа  и его рабочей силы формируется картина мира, не ставит глобальных задач развития общества, он считается лишь со своими нуждами и руководствуется своим пониманием нужных и лишних знаний ( могут ли знания быть лишними?)
При этом, как и Форд, он не отказывается от профессионалов широкого профиля, но их подготовку он перекладывает на плечи государства, которому он все меньше хочет служить.

***

И опять возвращаюсь в Россию. теперь уже - в провинцию.

Коммерческое училище в Ектеринославе основали 1901 году.
.
Кабинет физики
.

.
Вот так проходили занятия в кабинете физики
.

Здесь преподавали черчение
.

Занятия в кабинете химии
.

Экспонаты по зоологии и минералогии
.

.
А здесь изучают астрономию
.

Решение об открытии Костромского реального  училища было принято на заседании Городской Думы 11-го августа 1872 года : «Ввиду развития в городе Костроме коммерческого дела, фабричной и заводской промышленности, равно крайнего недостатка подготовленных по означенным отраслям, сведущих и опытных людях, ныне иметь в Костроме реальное училище, ходатайствовать перед правительством об открытии шестиклассного реального училища».
.
.
.
.
.
.

.

Решение об учреждении в Сапожке (в Рязанская области) ремесленного училища было принято министерством народного просвещения 10 июля 1894 года.  Датой открытия Сапожковского ремесленного училища было 1 июля 1896 года. Целью учебного заведения являлась "подготовка образованных слесарей и столяров, которые после практики на заводах, фабриках из местных кустарей сделались бы мастерами, в будущем хозяевами мастерских по производству молотилок, веялок и других сельскохозяйственных орудий".

Ремесленное училище было трехклассным с двумя отделениями: «столярно-токарно-модельным» и «слесарно-токарным с изучением кузнечного дела».

Для поступающих в ремесленное училище был предусмотрен образовательный ценз в объеме начальной церковно-приходской школы.
.

.

Обучение было платным. Учитывая что Сапожковское училище не имело общежития, не обеспечивало учащихся питанием, плата была установлена в размере 3 рубля в год. Кроме того, каждый учащийся был обязан на свои средства приобретать форменную одежду: костюм, фуражку, сапоги, шинель по установленному образцу.

Принимались на учебу, как правило, подростки 13-14-летнего возраста. Их учили таким предметам и дисциплинам, как Закон Божий, русский язык, арифметика, геометрия, технология дерева, технология металлов, счетоводство, техническая физика, рисование, техническое черчение, военный строй, гимнастика. Расписание было стабильным и составлялось сразу на год. Учебно-производственная база состояла из отдельных мастерских с несколькими десятками станков, тисков, верстаков и кузницы.

Учебный год в училище начинался 1 сентября, а заканчивался 15 июля. С 1 сентября по 15 мая с 8 часов 30 минут до 12 часов 30 минут ученики занимались в кабинетах теоретическими предметами, а в послеобеденное время с 2 до 6 часов вечера изучали ремесла в мастерских. В субботу занятия продолжались до 4 часов.  С 15 мая по 1 июня в училище проводились консультации и выпускные экзамены по теоретическим предметам. С 1 июля по 15 июля воспитанники занимались по «8 часов в день исключительно ремеслами».

Учебный год состоял из четырех четвертей. По окончанию каждой четверти учащимся выставляли оценки по поведению, а также по предметам и ремеслам.

Помимо двухнедельных рождественских, пасхальных, а также 4 дней масленицы были и летние каникулы с 16 июля по 31 августа. При отпуске на рождественские, пасхальные и летние каникулы воспитанники получали табели с оценками по предметам, ремеслам и поведению. Затем они возвращались в училище с отметками родителей, а также со свидетельством от священнослужителей об исповеди и причащении.



Сапожковское ремесленное училище проработало до 1918 года. К этому времени оно подготовило 422 мастера слесарно-токарного и столярного дела.
Некоторые из них занимали руководящие должности в 20-30-е годы прошлого столетия. Перечислить всех успешных выпускников невозможно, но отдельные имена назвать стоит. Это Иван Емельянович Ларин - работал председателем Камчатского облисполкома, Дмитрий Иванович Ильин - директор фабрики в Орехово-Зуеве, Егор Ильич Чудаков - директором Коломенского паровозостроительного завода, Егор Григорьевич Грошев - комиссаром Московско-Казанской железной дороги, Пётр Иванович Курков - начальником Военно-Морских сил Советского Союза, Иван Сергеевич Макарьев - редактором ряда литературных журналов.

Источники:
В.Смышляев «Сан-Галли — человек и завод»
The People's Tycoon: Henry Ford and the American Century by Steven Watts
Henry Ford: An Interpretation by Samuel S. Marquis
Сапожковское ремесленное училище
Реальные училища, альбомы с фотографиями.

Продолжение следует



Генри Форд и его время
Содержание цикла
***


Tags: Дети, Капитализм, Образование, Форд
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments