Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Форд и квартирный вопрос

Когда рассказывают о Форде, то часто говорят о том, что он не только много платил рабочим, но и строил для них дома. Ассоциативная память сразу рисует картины русской благотворительности, когда создавались целые общества единомышленников, желающих помочь нуждающимся, как например,: Общество доставления дешевых квартир, когда на строительство домов скидывались богатые люди, купцы, представители дворянского общества, или промышленники сами строили городки для рабочих.


Попечители Общества для пособия бедным женщинам у дома дешевых квартир.
Санкт-Петербург. 1900-е. Фото ателье К. К. Буллы




Филантропия всегда вредна,
но она особенно вредна в применении к условиям,
созданным промышленностью
.
Генри Форд.

В русских источниках так часто упоминается о том, что Форд строил жилье для рабочих, что у многих этот факт не вызывает сомнений, строили же русские промышленники жилье для своих рабочих, разное жилье, для квалифицированных рабочих и служащих - одно, для простых рабочих - другое.

Слово worker в английском языке означает работник, то есть тот, кто работает на хозяина, в первую очередь  это - его служащие.

Известно, что промышленник Форд был против благотворительности,но  как и русские промышленники, он был озабочен, что его быстро растущей рабочей силе ( не только рабочим, но в первую очередь - инженерам, управляющим, конторским работникам и т.п.) негде было жить.
Однако, как пишут историки, жилищных проектов, к которым был причастен Форд, оказалось совсем немного, строительство предполагало не бесплатное предоставление, а продажу, и по ходу дела оказывалось убыточным для того, чтобы стать больше, чем эксперимент.

Кэролин С. Леб, занимающаяся исследованием зарождения и развития малоэтажного строительства в США, считает, что действительным намерением Форда и был эксперимент, желание проверить, что массовое производство в строительстве возможно.

Если мы применим теорию высокой заработной платы к строительству домов,
то окажется вполне возможным строить хорошие дома,
в которых уважающие себя люди могут жить за сходную плату.
Генри Форд

В 1915 году Форд построил тракторный завод Henry Ford & Son недалеко от мичиганской центральной железной дороги
Форд ожидал, что его тракторы станут такими же популярными, как Модель Т, поэтому он ожидал, что его завод нужно будет расширять. На нем работали около 400 человек,  но они столкнулись с серьезной жилищной проблемой. Поблизости не было подходящего жилья, поскольку это была сельская местность.

Земельные спекулянты скупали свободные участки земли, как только слышали о том, что Форд хочет открыть где-то свое предприятия, а  домовладельцы тут же повышали арендную плату. Работающие на заводе вынуждены были обычно тратить больше часа на дорогу туда и обратно, добираясь из Детройта на трамвае ( в то время это считалось очень большим расточительством свободного времени).


Liebold
.

Э. Г. Либолд, личный секретарь Генри Форда, предложил инновационное решение, которое понравилось Форду. Либолд предложил создать коммерческую компанию, которая будет массово строить комфортные дома поблизости с тракторным заводом и продавать их только его работникам.

Ford homes

Целью компании заявлялось не получение выгоды, а обеспечение работников первоклассными условиями жизни, используя современные материалы и технологии.

Новая компания не будет использовать банки, обязанностью владельца дома будет, в случае желания продать дом до того, как работник прожил в нем семь лет, продать его компании.

Так в январе 1919 года была зарегистрирована строительная компания  Dearborn Realty and Construction Company  с капиталом в 100 000 долларов ( 1000 акций на сумму 100 долларов каждая).  Акционерами были Клара Форд ( жена Форда), 400 акций, Эдсел Форд( сын Форда,вице-президент компании), 400 акций,Э. Г. Либолд (секретарь Форда и президент компании), 150 акций, и К. Р. Маклафлин(казначей), 50 акций.  Компания существовала в течение 30 лет, формально просуществовала до 29 декабря 1943 года, когда она была распущена по взаимному согласию директоров. Все активы и имущество были переданы Компании Ford Motor , ее окончательная ликвидация произошла 1 августа 1951 года.

Архитектор Альберт Вуд разработал по заказу компании семь разных типов домов. ( проекты «A», «B», «C», «D», «Е», «F»). Это были современные двухэтажные резиденции с подвалом, на первом этаже размещались: гостиная, столовая, кухня, одна ванная комната, крыльцо, на втором - три спальни. Тринадцать домов были построены с дополнительной четвертой спальней.
.

Ford homesA.

Компании  удалось приобрести необходимые участки земли под застройку.

Чтобы свести к минимуму затраты,  компания решила основать свои цеха для производства материалов необходимых для строительства, а потому открыла деревообрабатывающее, оловянное и санитарно-техническое производство.

Был учтен успех конвейерной системы в производстве, в строительстве применялся тот же метод массового производства – одна бригада занималась только копанием грунта для фундамента , другая – строительством фундамента, третья строила сам  дом, другие бригады монтировали водопровод,  отопление, занимались электромонтажными работами. На заключительном этапе еще одна бригада  занималась внешним видом – фасадом и ландшафтом.

Для снижения затрат воспользовались возможностями заводов и предприятий Форда, используя их технику, например, при выемке грунта применялись тракторы Форда, а иногда - и материалы.

В качестве строителей использовались взятые напрокат рабочие завода.

Это была концепция Форда, заявлявшего, что рабочие должны некоторое время побыть вдали от завода [тогда они лучше работают] , напомнило книгу Форда, где он рассказывал, как производство отказывалось от  всего ненужного, и это по его словам не всегда было увольнением, просто работник переводился туда, где требовалась рабочая сила. Не важно, что рабочий был не строителем, а производственным рабочим, он сознавал, что должен быть полезным хозяину, или потеряет место.

Вообще именно у Форда можно хорошо увидеть, насколько дегуманизируется понятие рабочей силы, в работнике перестают видеть человека, оценивая его лишь по критерию полезности, насколько много и ловко он может производить, все остальное - не важно.
Хозяин полностью владеет и повелевает рабочей силой, как раньше - рабами, поскольку она, поставленная в условия выживания, готова на это, а когда она полностью использует свои ресурсы,без сожаления выкидывает вон ненужное.



.
Нужно отметить, дома строились без гаражей, потому что у большинства еще не было автомобилей.
Заказать постройку гаража было возможно, но за отдельную плату.

На одной улице располагались разнотипные дома, чтобы улица не казалась однообразной, кроме того, у покупателя был выбор в отношении внешней отделки: кирпичная облицовка или кедровые панели

Еще одно новшество для того времени - на улицах не было свисающих электрических проводов, электрический и телефонный кабель были проложены в земле, у дома на улице предполагалось освещение электрическими фонарями.

Первоначально планировалось построить 500 домов, цена такого дома определялась стоимостью его постройки - $9 000 ( новейшая техника и технологии стоили дорого).
Вспомним сейчас, что в 1915 году в среднем стоимость американского дома была $3200, в 1920 -$4320, в 1921-$3972. При этом конкуренты General Motors занимались таким же строительством и продажей домов ( но не пиарились) , продавая в среднем за $5500.

При оплате $5 долларов в  день  фордовский рабочий,  имеющий семью и детей, уплатить за дом такую цену не мог, а вот служащий - мог. Но уточнение о том, что дома Форда могли позволить себе лишь работники с хорошим заработком, конторские служащие, инженеры, встречается в рассказах о Форде довольно редко.

Строительство началось в мае 1919 года, к концу года было закончено 94 дома.
.
.

Хозяйские спальни были размерами 15х10 футов, гостевые - 10х10, отдельная ванная на втором этаже, примыкающая к спальне (8х4) была отделана кафелем с эмалированными и чугунными элементами .
На первом этаже были гостиная (12х18 футов)с камином, столовая  (10х15) и кухня (10х12) со встроенной мебелью, маленькая прихожая и крыльцо.


Модель А



Модель В



Модель С


Модель D


Модель Е



Модель F









В начале 1920 года компания планировала построить еще 200 домов, однако было построено всего 156, а после 1920 года больше не было построено ни одного.
Экономический кризис вызвал сельскохозяйственный спад, который значительно снизил доходы фермерских хозяйств, фермеры не могли себе позволить покупку трактора, производство тракторов оказалось невыгодным.

Генри закрыл тракторный завод,  работники перешли на завод-гигант  на реке Руж (River Rouge) .
До этого завода было сложно добираться, а в ту эпоху у большинства работников еще не было машин,  потому дома работникам Форда оказались не нужны, а приток новых жителей в Диборн не предвиделось.

Спрос на покупку домов упал, цены были снижены примерно с 9000 долларов США до примерно 8 000 долларов, но последний из домов, построенных в 1920 году, так и остался непроданным вплоть до 1924 года. По данным историков, риэлторская деятельность Фордов, за которую отвечал юрист Либолд,  принесла им лишь убытки, и потому от нее пришлось отказаться.

Надо сказать, что пригородам  Детройта, Диборну и Нортвиллу, повезло, несмотря на закрытие заводов, они все еще существуют, потому что там  живут представители среднего класса, своевременно покинувшие Детройт.
Дибурн остается штаб-квартирой Империи Форда, это города с преимущественно белым населением, сберегающим историю и традиции и имеющим довольно консервативные взгляды,

.
The houses on Nona Street show Wood’s varied designs, with alternating setbacks and attractive landscaping.

Современный вид домов Дибурне, в них и сейчас живут люди, но и сегодня это -не производственные рабочие


With Arts & Crafts massing and Colonial details, Model F was one of Albert Wood’s six basic designs for Ford Homes.
Модель F, архитектор
Albert G. Wood

Hipped roofs and catslide gables predominate, as in this Model E.

Модель E


The recessed entry porches found on many houses, as in this Model B, are both practical and attractive.
Модель B
.
В преимущественно черных окрестностях Детройта дома лишь напоминают о лучших временах.
.
The Crumbling City of Detroit Michigan


Предыдущие темы цикла:
О добром Генри Форде***Снова о пяти долларах Форда***О концентрации и деградации труда***
Генри Форд. Власть хозяина и права работников***Церковь против Форда***Про самоучек***
Штрихи к портрету***О публике и автомобилях
***Пасторальная индустрия***О пасторальной индустрии - в дополнение***Квартирный вопрос начала XX века***Квартирный вопрос в Детройте

Продолжение следует.

Источники:
Entrepreneurial Vernacular: Developers' Subdivisions in the 1920s by Carolyn S. Loeb
http://detroit1701.org/Henry%20Ford%20Historic%20District.html
Tags: Капитализм, Квартирный вопрос, Форд
Subscribe

  • На Дальнем Востоке

    Не менее важным оказалось и путешествие на русский Дальний Восток, собранные Изабеллой сведения оказались очень интересны Министерству иностранных…

  • Русские путешественницы

    Памир на фотографии швейцарской путешественницы Эллы Майяр Сегодняшние рассказы о бесстрашных женщинах, не желающих сидеть дома, свойственные…

  • Изабелла о российской угрозе

    На крутом утесе над рекой большая гранитная плита показывает место, где китайско-ко­рейская граница превращается в русско-корейскую. На другом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments