Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

Квартирный вопрос в Детройте

Современные трущобы Детройта выглядят вот так:
slum-detroit
.
Когда-то это был четвертый из крупнейших городов США, в 1960-х доходы его жителей превышали среднестатистические по стране. Сегодня численность населения снизилась до уровня 1910 года, одна треть города не заселена и разрушается, средняя цена дома в Детройте - всего $9000, а можно купить дом и за $100. Безработица достигла 19%, уровень убийств в 11 раз выше, чем в криминально опасном Нью-Йорке, а в связи с нехваткой средств, полицейские участки закрыты в течение 16 часов в день.

Из города ушел бизнес и ушла жизнь. Капитализм требует соответствовать запросам рынка и перемещаться туда, где на данный момент требуются рабочие ресурсы, ради этого рвутся корни, рушатся семьи, дети вырастают в разъездах между городами и штатами, не ведая своих корней и не зная, что такое малая родина  и земля предков.

Но в начале века у Детройта еще было блестящее будущее.
В городе обосновались автомобильные гиганты:Henry Ford, the Dodge Brothers, the Fisher Brothers, Alfred Sloan, Walter Chrysler, в 1920-е выдвинулась тройка лидеров: General Motors, Ford, Chrysler
Население 300,000 в 1900, достигло 1.6 миллионов к 1930, причем 58% его прибавилось за 1920-е годы.
.
.
Detroit 1912
.
Резкий скачок индустриализации привел к быстрому росту города, богатой застройке центра, где концентрировались офисы благоденстующих  фирм.
.

Ford Sales Office, Griswold Street. 1912.
Вот такой офис у Форда был в 1912 году, за два года до того,
как он решился поднять рабочим зарплату.

.
Детройт был первым городом в США, у которого появилась своя муниципальная транспортная система, сеть трамваев и троллейбусов, покрывающая город и уходящих далеко в пригороды.

.


.
В поисках работы со всех концов страны в Детройт съезжались не имеющие работы, прослышав про высокую оплату на заводах Форда, иммигранты и чернокожие американцы массово заполняли город, искали дешевое жилье и шансы на лучшую жизнь.




1910 г.
Обратите внимание на окно в доме слева - "сдаются комнаты"



Застройщики скупали землю в окрестностях Детройта, поблизости от  заводов, и строили дома, которые затем продавали тем, кто будет в них жить или сдавать в аренду.
.

1914 г
Мебелированные комнаты


.
В новых районах и новых домах были водопровод и освещение, радио ( хотя радиоприемники были лишь у трети населения Детройта), удобные кухни и ванные.
.

Развозка угля.1912 г.



.
Обитателей таких домов обслуживали фирмы и магазины.


Фирма по доставке угля, 1912 г.
.


.
.
.


.



Черное население Детройта выросло с 5 000 в 1910 году до 120 000 в 1930 году, что составляло примерно 8 процентов города. Генри Форд дал хорошо оплачиваемую работу тысячам чернокожих, что позволило сформироваться среднему классу, состоящему из черного населения.

Среднему черному классу тоже хотелось жить в новых домах, освобожденное старое жилье занималось новыми прибывшими семьями бедняков.


Расовая дискриминация, вызвавшая крупные беспорядки в 1943 и 1967 годах, уже глубоко укоренилась в районе Детройта.
Белые не хотели селиться рядом с черными, местные - с иммигрантами. Детройт быстро разделялся на черные и белые кварталы, на кварталы итальянцев,  славян, арабов .

Бесплатная раздача льда

Мэр Детройта Чарльз Боулз открыто проводил политику апартеида, он  был переизбран лишь  в 1930 году. Он был известен, главным образом тем, что сочувствовал Ку-клукс-клану, который действовал открыто и насчитывал тысячи членов в в 1920-х- 1930-х годах.

Детройт разрастался и пригородами, вокруг заводов организовались огромные территории малоэтажной застройки, в которой обитали те, кто был занят в автомобильной промышленности.
.


На этом аэрофотоснимке территория вокруг завода Hudson Motor Company в Детройте в 1936 году на ней - жилые улицы с домами для одной семьи, окружающими завод.
.
.
При таком изобилии потребительских товаров, автомобилей и красивых домов на уютных улицах  рабочие жили несколько в иных условиях, в первую очередь это касалось иммигрантов и американцев, приехавших в Детройт в поисках работы.

Социальный отдел Форда в 1913 году провел исследование жилищных условий заводских  рабочих и обнаружил, что множество из них живет в крайне неблагополучных условиях.
Введенное повышение заработной платы предполагало возможность рабочим улучшить эти условия, переехать в более комфортное жилье.

Но завод Форда был в Детройте один, а опыт повышения зарплаты совсем не понравился другим автопромышленникам, они еще долго не повышали зарплату, благо в Детройт был избыток рабочей силы.

Рабочих рук было в избытке, а жилье было в недостатке, это давало возможность домовладельцам повышать арендную плату, несмотря на отсутствие удобств и ветхость жилья.
Сохранились некоторые фотографии Социального отдела Форда, сделанные в 1913 году в Детройте и его окрестностях, где проживали работники.

Дома, где могли арендовать себе жилье рабочие, в основном были деревянные, с задним двором, где часто находилась колонка с водой и туалет.


Внизу - фотографии квартиры, в который жил служащий Форда, это был эталон нормальных жилищных условий, к которым должны были стремиться и рабочие.
.

Как видим, ванная в новом доме уже устроена  с совмещенным санузлом

А ниже фото показывают, как жили одинокие  рабочие. В отличие от семейных, у них были все шансы накопить денег на собственное жилье. Но одинокий рабочий рано или поздно женился ( а Форд требовал от молодых остепениться и завести семью), тогда в семье рождались дети.
Содержание 5-9 детей уже существенно ограничивало возможности кормильца, тогда, чтобы прокормиться, начинали подрабатывать женщины и дети, но Социальный отдел следил за тем, чтобы дети посещали школу..


.
На фото ниже в комнате располагается несколько человек, иммигранты из Восточной Европы. Здесь на одной койке, как и в России, могли спать посменно. Во время проверки на койках спят люди.
.




.
.
В доме ниже в 1914 году проживало 14 рабочих, хозяйка дома, сдававшая им жилье, не только собирала арендную плату, но и ходила в магазин, готовила еду, стирала и убирала для своих постояльцев.
.

Иногда арендуемые комнаты выглядели так:
.
.
Или так:
.

Жилье иммигрантов с Ближнего Востока (см. ниже) было признано крайне неблагополучным, колонка - посередине двора, удобства - слева -в сарае, стирка и умывание проводились прямо на улице





Социологический отдел требовал от рабочих улучшения таких условий, Форд считал, что платит достаточно, чтобы рабочие не жили  группами, а имели отдельные комнаты.

Но в 1920 году Социологический отдел был закрыт, и уже никто не следил за тем, насколько лучше живут рабочие, теперь интересовало только, насколько быстрее они работают.

Пришли иные времена, начались массовые сокращения, теперь даже такое жилье иногда становилось недостижимым, и многие бывшие рабочие ( а теперь - безработные) в 1930-х переселялись и вовсе в землянки.

Reproduced from "Labor in Detroit: Working in the Motor City" by Mike Smith and Michael O. Smith.

Продолжение следует

Предыдущие темы цикла:
О добром Генри Форде***Снова о пяти долларах Форда***О концентрации и деградации труда***Генри Форд. Власть хозяина и права работников***Церковь против Форда***Про самоучек***Штрихи к портрету***О публике и автомобилях***Пасторальная индустрия***О пасторальной индустрии - в дополнение***Квартирный вопрос начала XX века***


Источник:
Muddy Boots and Ragged Aprons: Images of Working-class Detroit, 1900-1930 by Kevin Boyle, Victoria Getis
Tags: XX век, Капитализм, Квартирный вопрос, Рабочие, Форд
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments