
Я уже писала о том, что по замечаниям иностранцев, рабочие у русских капиталистов выглядели здоровее, чем американские рабочие. Секрет был в том, многие русские рабочие все еще оставались крестьянами, они все еще возделывали свой участок земли и питались с него, а приходили в город на заработки.
Форд, считал, что современный промышленый мир движется в неправильном направлении. Воспитанный на ферме, он мечтал о том, что американские фермеры, когда-нибудь создадут идеальное общество, совместив хорошие черты производственного и сельского труда. Тогда его рабочий сам сможет заботиться о своем пропитании, выращивая на своем поле урожай, а в свободное от уборки урожая время он будет работать на заводе.
Пасторальная индустрия - идеалистический проект соединение города и деревни.
В продолжение темы О добром Генри Форде***Снова о пяти долларах Форда***
О концентрации и деградации труда***Генри Форд. Власть хозяина и права работников*
Церковь против Форда***Про самоучек***Штрихи к портрету***О публике и автомобилях
Вот что писал Форд о рабочем: "недостаток путей сообщения заставляет его жить неподалеку от места работы, дабы не тратить большую долю своего заработка и сил на путешествие в переполненных трамваях <... > чтобы установить равновесие между промышленностью и сельским хозяйством и более равномерно распределить покупательную силу заработной платы, которую мы выплачиваем, мы начали переходить к децентрализации."
Вот так появились проекты как Нортвиль и Флэт Рок, в Нортвилле Форд открыл завод по производству клапанов, во Флэт Роке - завод по производству ламп.
Фабрика по производству клапанов в Нортвилле
Рабочие, одновременно с фабричной деятельностью, будут обрабатывать свои сады или поля, расположенные на 15…20 английских миль в окрестности, потому что в настоящее время рабочий, разумеется, в состоянии ехать на фабрику в автомобиле ( здесь, как видите, Форд противоречит самому себе, потому что только что он сетовал по поводу трамваев, а несколько глав до этого писал о том, что в будущем наступит время, когда рабочие станут ездить на своих автомобилях.)
Предполагалось также, что и стоимость рабочей силы в сельской среде будет гораздо ниже, так и получилось: в Гайленд-Парке эти клапаны стоили нам 8 центов штука, и это считалось дешевой ценой. Нортвилль изготовляет 150 тыс. в день по себестоимости 3,5 цента за клапан.
Вот оказывается, в чем выгода Форда в затратах, к тому же 20-50 рабочих -фермеров вряд ли будут бастовать.
Но это только одна сторона затеянного нами предприятия. Более важной его особенностью является то, что все рабочие живут на расстоянии нескольких миль от завода и приезжают на работу в автомобилях. - сообщает нам Форд о своих успехах в 1926 году.

Nankin Mills, c. 1918, with Henry Ford and Floyd Bassett on the porch
Завод в Нанкине, на крыльце - Генри Форд,
На этом заводе 20 человек делали отвертки,
но после Второй Мировой войны производство было признано нерентабельным и закрыто

Реклама рассказывает о примере децентрализации производства:
в 18-ти деревнях Форд создал вот такие заводики,
на них в общей сложности трудится 5000 человек, они наслаждаются безмятежностью, стоя одной ногой на земле, другой - в индустрии,
многие из них живут на фермах и имеют неплохой заработок.
Таким образом Форд заботится о равномерном распределении покупательной способности.
Форд предвидит организацию промышленности в виде маленьких центров.
В будущем, когда будет возобновлено производство машин, говорится в рекламе,
Америка только выиграет от такого прогрессивного подхода
( вероятно,это - реклама времен депрессии)
.
Многие из них владеют собственными фермами или домами.- продолжает Форд в своей книге.в 18-ти деревнях Форд создал вот такие заводики,
на них в общей сложности трудится 5000 человек, они наслаждаются безмятежностью, стоя одной ногой на земле, другой - в индустрии,
многие из них живут на фермах и имеют неплохой заработок.
Таким образом Форд заботится о равномерном распределении покупательной способности.
Форд предвидит организацию промышленности в виде маленьких центров.
В будущем, когда будет возобновлено производство машин, говорится в рекламе,
Америка только выиграет от такого прогрессивного подхода
( вероятно,это - реклама времен депрессии)
.
Мы не отвлекли рабочих от ферм, – мы сочетали промышленность с сельским хозяйством. Так, например, один рабочий имеет ферму, обслуживаемую двумя фургонами, трактором и небольшим автомобилем. Другой рабочий, у которого хозяйство ведет жена, выручает в сезон за цветы более 500 дол.
Мы даем каждому рабочему отпуск для работы на его ферме, но благодаря машинам фермеры эти прекращают работу в мастерских на чрезвычайно короткое время. Таким образом, они не тратят времени, дожидаясь пока посев вырастет и созреет. Они смотрят на дело с промышленной точки зрения и не желают играть роль наседок.

Выставка тракторов, 1921 год



Фабрика Форда в Черри Хилл, где трудились ветераны Второй Мировой войны
Судя по рекламе, жизнь в этих деревнях, со временем превратившихся в городки, была благополучной.
Однако воспоминания об автомобилях Форда в Нортвилле довольно скудны, несмотря на старания местных краеведов записать свидетельства тех, кто еще помнил старые времена.
По их воспоминаниям, фермеры в Нортвилле не ездили на автомобилях, для доставки продуктов они пользовались трамваем, а дети выходили на дорогу, чтобы посмотреть, как он появляется по расписанию и прокатиться на нем.
Однако воспоминания об автомобилях Форда в Нортвилле довольно скудны, несмотря на старания местных краеведов записать свидетельства тех, кто еще помнил старые времена.
По их воспоминаниям, фермеры в Нортвилле не ездили на автомобилях, для доставки продуктов они пользовались трамваем, а дети выходили на дорогу, чтобы посмотреть, как он появляется по расписанию и прокатиться на нем.
Открытка - трамвай в Нортвилле

Трамвай Детройт- Нортвилле с остановками в Жиборне, Уэйне и Плимуте
Автомобиль Форда появляется в воспоминаниях свидетелей, как некое событие.
Например, в 1930-х для привлечения людей на ярмарку в Нортвилле, объявили, что одна из пар, желающих пожениться на ярмарке, получит автомобиль Форда, который в то время стоил $700 долларов, эту пару выбирали сами организаторы.
В то время, вспоминает очевидец, это были огромные деньги. А за пять долларов в день молочник доставлял молоко своим покупателям. ( а $6 -было минимальной зарплатой в 1926 году)
А еще Генри Форд каждый год дарил новый Форд владельцу магазина, мистеру Богарту, который оказался кузеном Форда.
Теперь понятна и преданность другого родственника Форда, мэра города Диборн, который за преданность и разгон демонстраций, наверное, тоже получал автомобиль.
Раз уж речь пошла о родственнике, у которого был магазин, попутно расскажу и о магазинах.

Заправочная станция
Как и русские капиталисты, Форд в заботе о рабочих, поручил открыть магазин только для рабочих, где они могли бы покупать продукты гораздо дешевле, чем в окрестных магазинах.
Но жадные лавочники, как пишут газеты, заявили протест, так как он подрывал их торговлю. А глупые рабочие выкупали положенную им норму и отдавали ее более обеспеченным гражданам.
Из-за этого Форду пришлось открыть магазины для всех всех желающих..
Корреспондент рассказывал, что судя по автомобилям, припаркованным у магазинов и количеству мехов, отовариваются в них отнюдь не рабочие.
Публика осталась довольна, но эксперимент не удался.
Хотя некоторые заводики, как отмечают историки, пережили депрессию и помогли некоторым жителям маленьких городов спастись от безработицы, но и они были закрыты к 1950-м годам. Пасторальная индустрия прекратила свое существование из-за неэффективности
из чего можно сделать вывод - капиталист может быть добрым, но только если его добрые дела приносят ему выгоду.
Продолжение следует