Елена (ljwanderer) wrote,
Елена
ljwanderer

Categories:

О публике и автомобилях

Ford workers changing shifts at the Highland Park plant, 1927
Рабочие Форда во время пересменки в очереди на трамвай, 1927 год

Один из историков, писавших о Форде, вспоминал, что когда-то его впечатлила записка - экспонат, выставленный в музее Форда. В записке, адресованной одному из своих помощников-менеджеров, Форд писал, что он с удивлением обнаружил, что его рабочие до сих пор не могут себе позволить купить его автомобиль, и требовал разобраться с этим вопросом.


Продолжение цикла
О добром Генри Форде***Снова о пяти долларах Форда***О концентрации и деградации труда*
Генри Форд. Власть хозяина и права работников***Церковь против Форда***Про самоучек***
Штрихи к портрету*


Мой отец, проработал у Форда около 34 лет, и большую часть времени, он работал в литейном цехе на заводе Ford Rouge. Его работа была одной из самых тяжелых работ ... Там было пыльно, дымно, действительно жарко, грязно и потно ... Мой отец говорил о том, что они работали час и на полчаса делали перерыв из-за жары. Они не могли работать беспрерывно все восемь часов. Если  вы были афроамериканцем, они отправляли вас в литейный цех, потому что там были самые грубые работы. Я слышал, как один парень сказал, что это настоящий ад на земле. Но это была работа. И вам нужно было делать то, что нужно было, чтобы накормить семью.

Мне рассказывали, что, когда большинство людей, которые жили в нашем районе и работали на Форда, ехали домой на трамвае, из-за тяжелой работы все они  тут же засыпали, как только садились в трамвай. Все они, казалось, знали, когда будет их остановка, вовремя просыпались и выходили ... Когда мой отец вернулся домой, он входил через черный ход, потому что был весь грязный, он шел прямо в ванную, где моя мать заранее согревала ему воду.


Ford-Biography-114-Jefferson,-Horace.jpg

Horace Jefferson


В то время мало кто мог себе позволить автомобиль. На работу все ехали на трамвае. В час пик ... появлялись трамваи, которые привозили огромное количество народу, которые должны были работать в новую смену. Пустой трамвай подавался, чтобы принять новых людей, выходивших со смены. Все было запланировано...
На улице стоял распорядитель, говорящий вам: «Проходите, идите к задней части трамвая». Когда трамвай оказывался заполнен, это означало, что не только все сидения  были заняты, и люди стояли даже у самой двери, держась за свешивающиеся ремни , распорядитель приказывал: «Ладно, вот и все». И трамвай отправлялся, а затем подходил другой трамвай. И люди, выстроившиеся в очередь, забирались в него, и он тоже заполненный до отказа, отправлялся по Trumbull или Grandview ...или куда-нибудь еще, увозя их домой.
.



Detroit (Highland Park) circa 1916. "Four o'clock shift, Ford Motor Company.",


.

Восприятие любой книги значительно изменяется, если ты знаешь, какой будет конец, и когда ты знаешь, что за человек ее написал. А Форд как мы уже видели, говорил одно, но реализовывалось это  совсем в другое.

Обществу, или некой публике (термин, который он вводит во второй книге) служат и промышленник, и рабочий, уверяет нас Форд.

Это раньше считалось, что станками, орудиями труда ( средствами производства) владеет капиталист. На самом деле, учит Форд, они принадлежат публике, и рабочий ,и капиталист служат публике, которая является решающим фактором.Понимать этот принцип и значит хорошо управлять. - говорит Форд.

Очевидно, что под термином «публика» Форд имеет в виду средний класс, именно о его покупательной способности он и заботится. По заявлению самого Форда, только 60% рабочих получали в 1922 году декабрьские бонусы, 40% были не в состоянии перевыполнить норму.

"Что люди, действительно, работают, видно из того, что, приблизительно, 60% рабочих получают плату выше минимальной. Шесть долларов в день — это именно не средняя, а минимальная плата."

Как видим,не слишком вырос доход рабочего с 1914 года, минимальная зарплата, указываемая Фордом на 1922 год -$5, на 1926 год -$6.

Зато среднему классу повезло больше, товары  потребления для среднего класса дешевеют год за годом, в то время как цены на жилье и продукты растут. Форд рассказывает о том, как падала цена на его автомобиль. В один год Форд получил такую большую прибыль, что расщедрился: « мы добровольно вернули каждому купившему автомобиль по 50 долларов.»

Обратим внимание на цену Модели Т, в 1914-1915 она составляла $490, в 1920-1921 -$335.

Так нам рассказывают и сегодняшние пропагандисты Форда, демонстрируя графики и не заостряя момент на том, что цена этого же автомобиля в 1922 году уже не вписывается в график падения, по сообщению самого Форда, она почему-то составляет $497.

Все дело в том, что в 1920-х годах экономика США испытывала кризис, многие предприятия вынуждены были закрыться. По заявлению Форда "Рабочие, несмотря на повышенную плату, производили все меньше и меньше...

...мы сбавили в сентябре цену автомобиля. с 575 долларов до 440. Мы сбавили цену значительно ниже производственной цены потому, что мы все еще пользовались материалами, закупленными в период подъема."

И тогда, вместо подъема зарплаты, бонус был отменен, Социальный отдел закрыт, профессионалы, благодаря которым Форд прославился своей заботой о рабочих и введением новых технологических процессов, ушли. Но об этом в книнге не говорится, а подробно рассказывается, как Форд и его оставшиеся помощники выходили из кризиса, избавляясь от всего ненужного.

Ненужными оказались, конечно, рабочие.

"До сих пор приходилось в день на один автомобиль 15 человек. Отныне мы пользовались 9 человеками на автомобиль. Это не значило, конечно, что из 15 человек шесть потеряли место. Они только перестали быть в тягость производству. Понижение цен мы провели в жизнь."

Так же невнятно говорится и о сокращении персонала служащих.

"Наш конторский персонал был сокращен наполовину, и лишившимся мест была предложена лучшая работа на фабриках."

Лучшая работа , как можно догадаться, выполнялась ранее менее ценными работниками, которые стали безработными. А вчерашним служащим, чтлбы не очутиться на улице, пришлось согласиться на рабочие места.

Вот так по Форду  ради благосостояния публики, в жертву всегда приносился человек.

Однако, пришли времена, когда автомобиль Форда, действительно,  стал народной машиной , но лишь тогда, когда он оказался не нужен среднему классу.
.


.
Migrant workers eating dinner by the side of their car (Ford Model T), 1939
Photo by Russel Lee

Мигрирующие работники, обедающие на фоне своей машины
.
July 1940. "Migrant fruit workers from Louisiana fixing flat tire along the road.
 Photo by Vachon, John
Мигрирующие сборщики фруктов, ремонтирующие на дороге проколотую шину


.

March 1936. "One-room hut housing a family of nine built on the chassis of an abandoned Ford in a field between Camden and Bruceton, Tennessee, near the river." by Carl Mydans.
Однокомнатная хижина для семьи из 9 человек, установленная на шасси Форда, 1936 год
Фото Карла Майданса
Tags: Форд
Subscribe

  • На Дальнем Востоке

    Не менее важным оказалось и путешествие на русский Дальний Восток, собранные Изабеллой сведения оказались очень интересны Министерству иностранных…

  • Русские путешественницы

    Памир на фотографии швейцарской путешественницы Эллы Майяр Сегодняшние рассказы о бесстрашных женщинах, не желающих сидеть дома, свойственные…

  • День Советской Армии

    Главная ценность и сила Советской Армии была в том, что эта армия была народной, а не наемной

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments